Программа внеурочной деятельности "Музыкальная шкатулка"
Программа внеурочной деятельности "Музыкальная шкатулка"
Рабочая программа внеурочной деятельности по конкретным видам внеурочной деятельности - кружок «Музыкальная шкатулка». Срок реализации программы- 4 года, возраст обучающихся 7-11 лет. Программа относится к художественно – эстетической направленности. Цель программы - способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей младшего школьного возраста средствами музыкального воспитания. Структура программы : 1. Пояснительная записка 2.Учебно - тематический план с характеристикой видов деятельности учащихся (по годам обучения) 3.Содержание программы (по годам обучения 4. Предполагаемые результаты реализации программы 5.Формы и виды контроля 6. Методические рекомендации.7.Материально – техническое обеспечение образовательного процесса. Программа соответствует ФГОС НОО. Содержание занятий ориентировано на создание психологического комфорта, эмоционального благополучия каждого ребёнка и базируется на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребёнка в процессе занятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Музыкальная шкатулка" »
Город Приморско-Ахтарск, Краснодарского края
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22имени Героя России В.Е.Едаменко
(полное наименование образовательного учреждения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по конкретным видам внеурочной деятельности
(тип программы:ориентированные на достижение результатов определённого уровня/
по конкретным видам внеурочной деятельности)
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«Музыкальная шкатулка»
(наименование)
_____________4 года________________
(срок реализации программы)
7-11 лет
(возраст обучающихся)
Составил: учитель музыки
Ковалева Ирина Михайловна
(Ф.И.О. учителя, составителя)
\
1. Пояснительная записка.
Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности в будущем. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы.
Д.Шостакович
Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребёнка, говорит его голосом. Когда-то он был и нашим миром, но мы ушли оттуда, и назад пути нет.
Но почему-то хочется вернуться в него. Как заглянуть в этот мир хоть на мгновенье?
Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает музыка. Музыка связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребёнок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.
Да, жизнь трудная, что и говорить, но всё же…давайте себе в утешение вспомним М.Пришвина: «Для чего мы живём? – Для музыкального преображения мира».
Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом и с постоянным успехом.
Вся жизнь детей насыщена музыкой. Она пользуется у детей неизменной любовью.
Большое и разностороннее влияние музыки на личность ребёнка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь дети, постигая тайны музыки, чувствуют себя более раскованно, свободно, естественно.
Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС второго поколения предназначена для использования в начальных классах. Она рассчитана на 33-34 часов в год.
Музыка – один из самых доступных видов искусства для детей. Она позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:
-с художественным образованием и воспитанием учащихся;
-с формированием эстетического вкуса, художественной культуры учащихся;
Накопленный многовековой опыт показывает, что этот вид искусства должен вновь стать неотъемлемым фактором в художественно – творческом познании существующей реальности. «Без музыки ни одно учение не может считаться совершенным». (З.Кодаи).
Среди других видов искусства музыка выделятся своей ассоциативной интегративностью: именно она способна наиболее отчётливо вызывать представления иного, не звукового материала, создавать иллюзию драматического движения и тем как бы сближать, объединять разные виды искусства.
Отсутствие полноценных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо в последствии. Важно, чтобы рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее почувствовать. Через музыку ребёнок глубже осознаёт свои мысли и чувства.
Музыкальное воспитание – это формирование личности ребёнка путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к музыке. Музыкальное развитие – это результат формирования ребёнка в процессе активной музыкальной деятельности, где определенное значение играют его индивидуальные особенности. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
1.1 Программа относится к художественно – эстетической направленности.
1.2 Цель программы - способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей младшего школьного возраста средствами музыкального воспитания.
Задачи программы:
- воспитать интерес к музыке;
- обогащать музыкальные впечатления детей с помощью разнообразных музыкальных произведений;
- знакомить детей с элементарными музыкальными понятиями;
- обучить простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности;
- развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности;
- формировать стремление применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.
Содержание занятий ориентировано на создание психологического комфорта, эмоционального благополучия каждого ребёнка и базируется на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребёнка в процессе занятий.
1.3 Возраст воспитанников – 7-11 лет.
1.4. Срок реализации программы – 4 года.
1.5 Форма занятий – групповая.
Режим работы:
1 класс-33 часа в год (1 занятие в неделю по 30 минут)
2-4 классы -34 часа в год (1 занятие в неделю по 40 минут)
2.Учебно-тематический план.
1 год обучения (1 класс)
№
Тема
Всего
часов
Теория
Практика
Характеристика видов деятельности учащихся
1.
В мире загадочных звуков.
8
1
7
Наблюдать за звуком в жизни.
Различать и определять звуки по высоте, громкости, длительности.
Сравнивать музыкальные звуки, определять их сходство и различия.
Подбирать слова, характеризующие музыкальные звуки
Выполнять творческие задания.
Участвовать в совместной деятельности ( в группе, в паре) при выполнении творческих заданий
2.
Выразительные и изобразительные возможности музыки.
8
3
5
Подбирать слова, отражающие характер музыки.
Передавать с помощью пластики движений характер музыки.
Эмоционально откликаться на музыку разного характера.
Распознавать выразительные и изобразительные интонации.
Выполнять творческие задания.
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при выполнении творческих заданий
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке
3.
В стране музыкальных инструментов.
8
4
4
Различать и узнавать «голос» музыкальных инструментов.
Играть на детских элементарных музыкальных инструментах
Выполнять творческие задания.
Участвовать в совместной деятельности ( в группе, в паре) при выполнении творческих заданий
Подбирать изображения музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
Называть музыкальные инструменты и их группы
4.
Песня, танец, марш – музыкальные жанры.
9
3
6
Различать и сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
Импровизировать(вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) в характере основных жанров музыки.
Инсценировать песни, танцы, марши и демонстрировать их на классных праздниках.
Подбирать слова, отражающие характер музыки.
Разыгрывать народные песни.
Моделировать в графике особенности песни, танца и марша.
Участвовать в совместной деятельности ( в группе, в паре) при выполнении творческих заданий
Итого:
33
11
22
2 год обучения (2 класс)
№
Тема
Всего
часов
Теория
Практика
Характеристика видов деятельности учащихся
1.
Музыкальный карнавал животных.
9
2
7
Воплощать в рисунках образы животных и представлять их на выставках
Подбирать изображения и животных к соответствующей музыке.
Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений
Выполнять творческие задания.
Участвовать в совместной деятельности ( в группе, в паре) при выполнении творческих заданий
2.
Музыка о природе.
9
2
7
Воплощать в рисунках образы природы и представлять их на выставках
Подбирать изображения природы к соответствующей музыке.
Подбирать слова, отражающие характер музыки
Эмоционально откликаться на музыкальные образы
Находить общность интонаций в музыке и живописи
3.
Сказочные образы в музыке.
8
2
6
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений
Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.
Называть имена композиторов прослушанных произведений и авторов литературных произведений.
4.
Детство в творчестве композиторов.
8
2
6
Узнавать музыку(из произведений , изученных на занятиях).
Называть имена композиторов прослушанных произведений.
Эмоционально откликаться на музыкальные образы.
Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.
Размышлять о музыке, её характере.
Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений.
Выполнять творческие задания.
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при выполнении творческих заданий
Итого:
34
8
26
3 год обучения (3 класс)
№
Тема
Всего
часов
Теория
Практика
Характеристика видов деятельности учащихся
1.
Средства музыкальной выразительности
11
5
6
Наблюдать за звуком в жизни.
Различать и определять звуки по высоте, громкости, тембру.
Сравнивать музыкальные звуки, определять их сходство и различия.
Подбирать слова, соответствующие музыкальным звукам.
Выявлять в произведениях средства музыкальной выразительности.
Закреплять основные термины и понятия средств музыкальной выразительности
2.
Мир без песен неинтересен
8
-
8
Исполнять различные по характеру песни (соло, хором)
Подбирать стихи и картины соответствующие настроению песен.
Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен
Моделировать в графике особенности песни
Подбирать слова, отражающие характер музыки
Передавать с помощью пластики движений характер музыки
Эмоционально откликаться на музыку разного характера
3.
Музыкальный алфавит
8
2
6
Знакомиться с элементами нотной записи
Закреплять основные термины и понятия музыкальной грамоты
Выполнять творческие задания
Петь мелодии с ориентацией на нотную запись
4.
Веселые нотки и яркие краски
7
1
6
Воплощать в рисунках образы природы и животных и представлять их на выставках
Подбирать изображения природы и животных к соответствующей музыке.
Подбирать слова, отражающие характер музыки
Находить общность интонаций в музыке и живописи
Эмоционально откликаться на музыкальные образы
Выявлять изобразительные и выразительные особенности музыки
Итого:
34
8
26
4 год обучения (4 класс)
№
Тема
Всего
часов
Теория
Практика
Характеристика видов деятельности учащихся
1.
Мир фольклора – мир народной мудрости
2
1
1
Разучивать и исполнять образцы русского фольклора(скороговорки, хороводы, загадки, потешки и.т.д.)
Эмоционально воспринимать народное творчество и высказывать мнение о его содержании.
2.
Типы народной музыки
11
5
6
Разучивать и исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности
Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников
3.
Игровой фольклор
9
1
8
Разыгрывать народные игровые песни, песни-хороводы.
Общаться ивзаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов русского фольклора.
Участвовать в коллективных играх-драматизациях
Знать русские народные игры, разыгрывать их во время досуга.
4.
Русские народные инструменты
4
2
2
Исполнять выразительно, интонационно осмысленно инструментальные наигрыши на простейших народных инструментах.
Различать тембры народных музыкальных инструментов.
Знать названия русских народных инструментов
5.
Русский народный костюм
3
2
1
Иметь представление о русском народном костюме.
Называть детали русского народного костюма
Знать историю создания костюма.
6
Русские народные промыслы
5
3
2
Иметь представление о народных промыслах.
Называть виды народных промыслов
Изготовить сувенир в жанре любого известного народного промысла.
Итого:
34
14
20
3. Содержание программы.
1 год обучения (1класс)
« В мире загадочных звуков» ( 8 часов)
Знакомство с шумовыми и музыкальными звуками. Формирование навыка определения различных звуков на слух, умения различать свойства звука: высоту, силу, длительность.
Темы по разделу:
« Звуки музыкальные и шумовые» 1 час
«Сила звука и динамический слух» 2 часа
«Высота звука и звуковысотный слух» 2 часа
«Длительность звука и чувство ритма» 2 часа
« В мире загадочных звуков» 1 час
«Выразительные и изобразительные возможности музыки» ( 8 часов)
Слушание и исполнение произведений, названия которых отражают настроения, чувства, характер переданные в музыке, а также внепрограммную музыку, в которой дети различают настроения и их смену. Знакомство с изобразительными возможностями музыки.
Темы по разделу:
« Настроения в музыке» 1 час
« Чувства человека в музыке» 2 часа
«Характер человека в музыке» 2 часа
« Изобразительные возможности музыки» 2 часа
« Выразительные и изобразительные возможности музыки» 1 час
3 «В стране музыкальных инструментов» ( 8 часов)
Данная тема предполагает знакомство детей с музыкальными инструментами, формированию умения различать голоса музыкальных инструментов на слух. Развитие навыка игры на различных шумовых инструментах в ансамбле, соблюдая общую динамику, ритм, темп;
Темы по разделу:
« Что такое музыкальный инструмент» 1 час
« Струнные инструменты» 2 часа
«Духовые инструменты» 2 часа
« Ударные инструменты» 2 часа
« В стране музыкальных инструментов» 1 час
« Песня, танец, марш – музыкальные жанры» ( 9 часов)
Знакомство с музыкальными жанрами. Формирование умения различать разные по характеру песни, танцы и марши.
Темы по разделу:
« Музыкальные жанры» 1 час
« Марш. Виды марша» 2 часа
« Танец. Танцы разного характера» 2 часа
« Песня. Народная и композиторская песня» 3 часа
« Песня, танец, марш – музыкальные жанры» 1 час
2год обучения (2 класс)
1. « Музыкальный карнавал животных» ( 9 часов)
Слушание и исполнение произведений, рассказывающих о животных. Дети учатся передавать интонационно и в образных движениях, пантомиме характерные черты персонажей, инсценировать пьесы, песни.
Темы по разделу:
« Музыка о домашних и лесных животных» 2 часа
« Музыка птиц» 2 часа
« Музыка о насекомых» 2 часа
« Герои сказок о животных» 2 часа
« Музыкальный карнавал животных» 1 час
2. «Музыка о природе» ( 9 часов)
Знакомство с произведениями, в которых композитор «рисует» картины природы. Слушание и исполнение произведений, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня.
Темы по разделу:
« Звуки и шумы природы » 2 часа
«Времена года в музыке» 2 часа
«Времена суток в музыке» 2 часа
« Музыка «рисует» картины природы» 2 часа
« Музыка о природе» 1 час
3.« Сказочные образы в музыке» ( 8 часов)
Данная тема подразумевает знакомство с образами сказочных героев, существ. Сопоставляются сказочные образы в пьесах с одинаковыми названиями. Добрые и злые герои сказок.
Темы по разделу:
« Добрые герои сказок» 2 часа
« Злые герои сказок» 2 часа
« Сказочные герои в музыке кубанских композиторов» 2часа
« Сказочные герои любимых мультфильмов» 2 часа
4.«Детство в творчестве композиторов» ( 8 часов)
Детская жизнь с ее типичными ситуациями, взаимоотношениями. Проявлениями чувств, поведением, юмором, радостями и печалями, играми, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях. Музыка, написанная специально для детей.
Темы по разделу:
«Музыкальные портреты детей» 1час
«« Детский альбом» П.И.Чайковского»2 часа
« М.П.Мусоргский, цикл «Детская»» 2 часа
« «Детская музыка» С.С.Прокофьева»2 часа
«Детство в творчестве композиторов» 1 час
3 год обучения (3 класс)
1. « Средства музыкальной выразительности» ( 11 часов)
В этом разделе дети последовательно знакомятся с доступными средствами выразительности: звуковысотными соотношениями, характерными мелодическими интонациями, ритмическими рисунками, темповыми изменениями, динамическими оттенками, тембровыми красками, ладом.
Темы по разделу:
● « Мелодия- душа музыки» 2 часа
● « Высота звука. Регистр» 2 часа
● « Ритм» 2 часа
● « Темп» 1часа
● « Динамические оттенки» 2 часа
● « Тембр» 1 час
● « Лад» 1 час
2. «Мир без песен неинтересен» ( 8 часов)
Разучивание песен различного характера. Инсценировка песен.
Темы по разделу:
● « Веселые песни» 2 часа
● « Грустные песни» 2 часа
● « Песни-игры» 1 час
● « Инсценировка песен» 3 часа
3.«Музыкальный алфавит» ( 8 часов)
Знакомство с нотной грамотой.
Темы по разделу:
● « История возникновения нотного письма» 1 час
● « Знаки для записи музыки» 2 часов
● « Длительности нот» 2часа
● « Паузы» 2 часа
● « Музыкальные загадки» 1 час
«Веселые нотки и яркие краски» (7 часов)
Изображение различными художественными материалами (гуашь, акварель, пластилин, тушь, цветная бумага и т.п.) образов неба, земли,
деревьев, трав, цветов, овощей, фруктов и т.п. Знакомство с музыкальными произведениями, и произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа и натюрморта, с работами мастеров декоративно-прикладного искусства и др.
Темы по разделу:
● «Путешествие в мир природы» 2 часа
● «Путешествие в мир животных» 2 часа
● «Путешествие в мир человека» 1 час
● «Путешествие в мир сказки» 2 часа
4 год обучения (4 класс)
1. «Мир фольклора – мир народной мудрости» ( 2 часа)
В этом разделе дети знакомятся с разнообразием русских народных игр. Разучивание игр.
Темы по разделу:
● « Считалки» 1 час
● «Игры с игровыми приговорами» 1 час
● «Игры с игровыми припевками» 5 часов
● «Игры - импровизации» 2 часа
4. «Русские народные инструменты» ( 4 часа)
В этом разделе учащиеся знакомятся с русскими народными инструментами, звучанием инструментов. Осваивают простейшие приемы игры на шумовых русских народных инструментах. Оркестр русских народных инструментов.
Темы по разделу:
● « Русские народные инструменты» 2 часа
● « Оркестр русских народных инструментов» 2 часа
5. «Русский народный костюм» ( 3 часа)
Дети знакомятся с историей женского и мужского народного костюма. Обувь. Одежда. Головные уборы. Моделирование
6. « Русские народные промыслы» ( 5 часов)
Знакомство с основными направлениями народного творчества. Практическое применение знаний по теме: изготовление сувенира в жанре народного промысла.
Темы по разделу:
● « Хохлома» 1 час
● « Гжель» 1 час
● « Дымковская игрушка» 1 час
● «Изготовление сувенира» 2 часа
4. Предполагаемые результаты реализации программы.
- проявление интереса к музыке, эмоциональный отклик на нее, высказывание о прослушанном или исполненном произведении;
- эмоциональное исполнение песни самостоятельно, использование песни в хороводах и играх; - умение слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки, во время начинать и заканчивать пение (следить за дикцией); - умение играть на различных шумовых инструментах в ансамбле, соблюдать общую динамику, темп;
- овладение простейшими музыкальными понятиями, терминологией. 5.Формы и виды контроля:
- педагогическое наблюдение;
- открытые занятия .
Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах: в форме сюжетно – тематических музыкальных занятий, комплексных и интегрированных занятий.
6.Методические рекомендации
Основные принципы организации деятельности:
занимательность
сознательность и активность
наглядность
доступность
соответствие содержания возрастным особенностям учащихся
индивидуальный подход к учащимся
Деятельность, положенная в основу данной программы, выполняет несколько функций:
коммуникативную - объединяет детей в коллектив и благоприятствует установлению контактов;
релаксационную – снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;
развивающую – создает условия для личностного развития детей, их мотивации к познанию и творчеству, и активизирует их резервные возможности; способствует развитию музыкально-слуховых представлений, музыкальной памяти, чувства ритма, интонации;
воспитывающую – формирует уважение к музыкальному наследию, способствует психотренингу и психокоррекции проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
Основные виды деятельности на занятиях:
1.«Игры на общение» (коммуникативные, хороводные)
2.Пальчиковая гимнастика
3.Игры с подражательными движениями
4.Хороводные игры, песни и танцы
5.Слушание музыки
6.Игра на шумовых инструментах.
7.Знакомство с некоторыми теоретическими знаниями.
8. Интонирование несложных попевок, песенок.
6.Методическое обеспечение.
Условия реализации программы:
- атмосфера психологического комфорта в коллективе, поддержание интереса к занятиям.
- творческое сотрудничество «Воспитанник – Педагог – Родитель». Повышение заинтересованности родителей в творческих успехах своих детей.
- наличие материально-технической базы.
7.Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:
Библиотечный фонд
№
Автор
Название
Издательство
Год издания
1
Ветлугина Н.
Музыкальный букварь (для детей младшего возраста).
«Музыка», Москва
1987
2
Михайлова М.А.
Развитие музыкальных способностей детей
( популярное пособие для родителей и педагогов).
«Академия развития», Ярославль
1997
3
Радынова О.П.
Музыкальное развитие детей.
«Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва
1997
4
Костина Э.П.
Музыкально-дидактические игры . Для формирования и развития музыкального слуха у детей: звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического.
( методическое пособие).-
«Феникс», Ростов – на- Дону
2010
5
КнязеваО.Л.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры ( из опыта работы)
« Акцидент», Санкт-Петербург
1997
6
Мельников М.Н.
Русский детский фольклор
« Просвещение», Москва
1987
Дидактический раздаточный материал
№
Наименование
Кол-во
1
Музыкальные инструменты ( лото)
комплект для практической работы в группах
2
Музыкальные жанры ( лото)
комплект для практической работы в группах
3
Дидактические игры:
« Тихо-Громко»
«Эхо»
«Качели»
« Птички-птенчики»
«Звуки»
« Петушок-курочка»
комплекты для практической работы в группах
4
Театральный реквизит
комплект для практической работы в группах
5
Лабораторное оборудование «Звук и тон»
комплект для практической работы в группах
Экранно-звуковые пособия
№
Название
1
CD/Классическая музыка
2
CD/Любимые фортепианные пьесы
3
CD/Шедевры русской классики
4
CD/Лето/Июнь
5
CD/Времена года /А.Вивальди
6
CD/Лунный свет
7
CD/Музыка родного края/Вып.1
8
CD/Музыка родного края/Вып. 2
9
DVD/Фантазия/Время мелодий (м./ф.)
10
DVD/Ура!Каникулы/Вып.10 (м./ф.)
11
DVD Телевизионные уроки музыки
12
Учимся понимать музыку «Кирилл и Мефодий»
13
Интерактивная игра «Школа музыки»
14
Интерактивная игра «Детское творчество» («Знакомство с русскими народными традициями»)
15
Интерактивная игра «Детское творчество» ( «Первые уроки музыки и поэзии»)
16
CD/Любимые песни для детей 2
17
CD/Наш оркестр. Екатерина и Сергей Железновы «Музыкальные обучалочки»
18
CD/Сказки - шумелки. Екатерина и Сергей Железновы «Музыкальные обучалочки»
19
CD/ Пальчиковая гимнастика. Екатерина и Сергей Железновы «Музыкальные обучалочки»