формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
формирование эмоциональное отношение к искусству;
формирование духовно-нравственных оснований;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы);
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства для решения задач;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
знать
элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
нотную грамоту;
правильную певческую установку;
особенности музыкального языка.
уметь
применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
выражать образное содержание музыки через пластику;
создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
исполнять вокально-хоровые произведения.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности
Определяет курс внеурочной деятельности 2 направления обучения детей: вокально-хоровая работа и концертно-исполнительская деятельность. Первое направление состоит из 11 тематических блоков, объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые реализуются на разных этапах обучения (содержание обучения усложняется со 2 года обучения). Основное содержание курса позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности - это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству.
Программа включает следующие разделы:
Раздел I. Вокальная работа в хоре.
1. Певческая установка.
2. Работа над дыханием.
3. Работа над звуком.
4. Артикуляция
5. Работа над дикцией.
Раздел II. Распевание хора.
6. Вокально-интонационные упражнения.
7. Фонопедическая система В.Емельянова.
Раздел III. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.
8. Ансамбль.
9. Строй
10. Стили хоровых произведений.
11. Разучивание хоровых произведений.
Раздел 1. Вокальная работа в хоре.
Тема 1. Певческая установка.
Посадка хорового певца, положение корпуса, головы. Отработка навыков пения, сидя и стоя. Пение знакомых песен. Техника безопасности. Знакомство с голосовым аппаратом, строение голосового аппарата.
Тема 2. Дыхание.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер пения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приёмы. Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Роль певческого дыхания в звукообразовании. Пение упражнений на разные виды дыхания. Опорное дыхание.
Тема 3. Атака звука.
Атака – начало певческого звука. Виды атаки: мягкая, твёрдая, придыхательная.
Тема 4. Артикуляция.
Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности. Тембр певческого и речевого голоса. Дикция и механизм ее реализации. Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок). Переход от гласной к согласной и наоборот. Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.
Тема 5. Дикция.
Освободит и разовьёт весь артикуляционный аппарат детей, при помощи различных скороговорок, упражнения на различные сочетания согласных с гласными.
Упражнения на развитие дыхания, вибрато, грудного и головного
регистра.
Раздел 3. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.
Тема 8. Ансамбль.
Интонационная слаженность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая одноплановость партии в каждый данный момент, одновременное начало и окончание произведения целиком и отдельных его частей, и т.д.
Тема 9. Строй.
Строй: мелодический и гармонический. Особенности тонов, полутонов. Пение a capella. Канон. Двухголосие. Воспитание унисона, мелодический гармонический слух
Раздел 4. Хоровой репертуар.
Тема 10. Стили хоровых произведений.
Хоровой коллектив в своём репертуаре должен иметь произведения, как современных авторов, так и классиков. Исполнение русских народных песен, произведения других народов. Полезно изучать произведения разных жанров и стилей.
Тема 11. Разучивание хоровых произведений.
Язык жестов дирижёра: «внимание», «дыхание», «начало пения», «окончание пения». Работа с нотным текстом. Анализ словесного текста и его содержания. Разбор фразировки вытекающей из музыкального и текстового содержания. Разбор различной динамики. При разучивании одноголосного произведения работа идёт со всей группой хора.
Формы организации деятельности:
концерт;
выступления уч-ся на мероприятиях в рамках школы в качестве солиста или участника ансамбля;
участие в муниципальных фестивалях песни, хоровых фестивалях.
Использование элементов ритмики. Движения под музыку.
Сценическая культура.
8
0
4
Групповое/
подгрупповое
Наблюдение
6.
Дикция. Вокальные навыки.
5
0
3
Групповое/
подгрупповое
Наблюдение
7.
Беседа о гигиене певческого голоса.
1
1
0
Групповое/
подгрупповое
Наблюдение
8.
Работа над сценическим образом.
5
0
4
Групповое/
подгрупповое
Наблюдение
Концертно-исполнительская деятельность
9.
Праздники, выступления.
12
0
13
Конкурсы, праздники
Итого
34
4
30
3-й год обучения
№
п/п
Тема занятий
Часы
Формы проведения занятий
Общее кол-во
Теория
Практика
Вокально-хоровая работа
1.
Введение, владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения.
5
0
4
Индивидуальное
Групповое/
подгрупповое
2.
Работа над собственной манерой вокального исполнения. Сценическая культура.