Программа внеурочной деятельности "Юный эколог" предназначена для 1-4 классов.
Особенностью данной программы является включение её в районную программу экологического образования и воспитания школьников «Чистая тропа» и реализация педагогических идей формирования у младших школьников умения учиться- самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный эколог" »
Структура рабочей программы:
Пояснительная записка
Актуальность и особенность программы
Цели и задачи программы
Формирование способностей младших школьников
Сроки реализации программы
Содержание изучаемого курса
Планируемые результаты
Календарно- тематическое планирование
Методическое обеспечение программы
Пояснительная записка
Актуальность.
Программа курса внеурочной деятельности «Юный эколог» определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретет характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологической проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе. Программа обусловлена её методологической нравственной значимостью. Знания и умения, полученные в результате работы с информацией на уроках, в старших классах. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Воспитывая любовь к родному краю, гордость за его историю, развиваем гармоничную личность, чуткую к окружающей среде, людям, живым существам.
Программа позволяет реализовывать актуальные в настоящее время личностно- ориентированный, деятельностный подход.
К числу важнейших задач курса относятся также воспитание гордости за свое село, свою Родину, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно- научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами программы целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
В соответствии с экологической направленностью курса программы, особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира- важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, которая реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно- воспитательного процесса; раскрытие творческих способностей ребенка и формирования у младших школьников патриотического воспитания.
Особенностью данной программы является включение её в районную программу экологического образования и воспитания школьников «Чистая тропа» и реализация педагогических идей формирования у младших школьников умения учиться- самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Цель программы:
создание условий для формирования у младших школьников экологической компетентности, экологической культуры, как составляющих гражданского становления личности.
Задачи программы:
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно- окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, всего живого. На этой основе у ребенка происходит становление современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека- доброта, терпимость, ответственность.
Формирование позитивной самооценки.
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование)
Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
У младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать - видеть проблему, способы её решения, причины её появления.
Проявление инициативы в поиске решения задачи.
Вступать в коммуникацию- взаимодействовать при обсуждении способов решения задач, отстаивать свою позицию, аргументировано отклонять позицию других. Видеть и уметь общаться с окружающими людьми.
Вносить посильный вклад в охрану окружающей среды.
Презентовать добытые знания в районной программе экологического образования и воспитания школьников «Чистая тропа», на фестивалях, акциях.
Срок реализации программы: 4 года (1-4 классы)
Содержание курса:
Работа над этим курсом предполагает получение детьми различной информации, ее обработка, систематизация, обобщение. Источниками информации могут быть: книги, сказки, рассказы взрослых людей (опрос людей стершего поколения, фиксация их воспоминаний, отзывов)
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, на пришкольном участке, в окрестностях села.
Данная деятельность предполагает сбор информации, источником информации могут быть взрослые люди (учитель, родитель), СМИ, интернет, экскурсии.
Обучающие должны научиться: - Видеть проблемы, решать вопросы, наблюдать и делать выводы, структурировать материал, чувствовать и сопереживать окружающему миру. предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды ;
-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
-наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
Сформированные действия: рефлексировать (понимать, почему не получилось, почему получилось, видеть допущенные ошибки.), проявлять инициативу при поиске информации, вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении экологических задач, принимать или аргументировано отклонять позицию других, отстаивать свою точку зрения )
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Юный эколог» в 1 классе:
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, хрестоматию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии, в результате наблюдений;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;
классификации объектов;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные УУД:
совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать им;
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД:
преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Юный эколог» во 2 классе:
Познавательные УУД:
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
умение структурировать знания;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение, извлечение информации;
определение основной и второстепенной информации.
Регулятивные УУД:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
преодоление импульсивности, непроизвольности;
понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
Коммуникативные УУД:
учет разных мнений и умение обосновать собственное;
умение договариваться, находить общее решение;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностные УУД:
принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
развитие морально-этического сознания;
получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовымценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Юный эколог» в 3 классе:
Познавательные УУД:
умение работать с различными источниками информиции;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
знаково-символические моделирование и преобразованиемодели с целью выявления общих законов;
умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме
выбор эффективных способов решения задач;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение, извлечение информации;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
Регулятивные УУД:
преодоление импульсивности, непроизвольности;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
различение способа и результата действий;
умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Коммуникативные УУД:
умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
работать в группе (распределять работу между участниками, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы).
Предметные результаты:
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере;
преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные УУД:
принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
развитие морально-этического сознания;
получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовымценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Юный эколог» в 4 классе:
Личностные УУД:
Самоопределение:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
осознание своей этнической принадлежности;
гуманистическое сознание;
социальная компетентность как готовность к решению моральныхдилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
эстетические потребности, ценности и чувства;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Познавательные УУД:
формулировать познавательную цель;
формулировать проблему с помощью учителя;
работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);
работать с дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам;
работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
использовать знаково-символические средства для решения задач;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
строить сообщения в устной и письменной форме;
делать выводыв результате совместной работы класса и учителя.
Регулятивные УУД:
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
умение организовывать свою работу;
основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
различение способа и результата действий;
умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
Коммуникативные УУД:
освоить разные формы учебной кооперации(работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли(ведущего и исполнителя);
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения
или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
выразительно читать и пересказывать текст;
задавать и уточнять вопросы;
понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;
использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).
адекватно использовать речевые средства для решения различных
умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Предполагаемые результаты реализации программы к концу курса обучения учащихся:
1 уровень (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;
будут иметь позитивный социальный опыт (готовность к сотрудничеству со сверстниками и педагогами, ответственность за свое поведение и за происходящее в процессе совместной деятельности);
социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания;
о способах нахождения обработки и нахождения информации;
духовно-нравственные приобретения.
2 уровень (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям;
Гринёва Е.А. Экология для малышей(текст): учебное пособие в 2-х частях// Е.А.Гринёва.-Ульяновск: ИПК ПРО, 1997.-ISB N 5-7432-0077-7
Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
Карпова Н.П. факультативный курс «Краеведение с основами экологии для учащихся 3-4 классов (текст). Учебно- методический комплекс//Н.П.Карпова, под редакцией С.Ю.Прохоровой. -Ульяновск: ИПК ПРО, 2009.-30с.
Плешаков А.А. Атлас- определитель «От земли до неба», М.Просвещение,2012
Плешаков А.А. «Мир вокруг нас». Поурочные разработки (2 класс). Практический журнал для учителя и администрации. -2007. -№ 9.- с.56
Плешаков А.А. «Зелёные страницы». М. «Просвещение», 2010.
Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – 2-8с.
Плешаков, А. А. «Великан на поляне или первые уроки экологической этики» (текст)А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.