Программа внеурочной деятельности "Дружный хоровод".
Программа внеурочной деятельности "Дружный хоровод".
Программа внеурочной деятельности "Дружный хоровод" разработана для учащихся начальной школы.
Цель данной программы: формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом, в процессе социального становления через сомопознание, общение, деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Дружный хоровод". »
Пояснительная записка
Рабочая Программа кружка «Дружный хоровод» составлена на основе модифицированной программы и материалов размещенных в сети интернет, (составитель: Степанова Нина Сергеевна) предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направлению, во 2 классе.
Цель программы: Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Задачи:
Обучающие: Формировать у детей представления о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; знакомить детей с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
Развивающие: Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения; внутреннюю убежденность в востребовании обществом; основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки
Воспитывающие: Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 8-9 лет.
Сроки реализации программы:1 год
Программа рассчитана на 34 часа. (1 час в неделю)
Вид программы: комбинаторная.
Формы деятельности: познавательная беседа, этическая беседа, профилактическая беседа, игры: ролевые, ситуационные, занятия с использованием художественных средств выразительности, тренинги, экскурсии, тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
Актуальность.
Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально-экономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение.
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта воспитанниками сиротского образовательного учреждения.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Дружный хоровод».
Данная программа состоит из 2модулей: Искусство общения, Познай себя
Календарно-тематическое планирование программы
2 класс
МОДУЛЬ I «ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ»
№
п/п
Тема занятия
Колич. часов всего
Теория
Практика
Дата
1
Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!
1
1
2
Дом, в котором я живу
1
1
3
Самое удивительное чудо на свете
1
1
4
Моё любимое имя
1
1
5
Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)
1
0,5
0,5
6
Как хорошо быть вместе!
1
1
7
Внимательный ли ты слушатель?
1
1
8
Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.
1
1
9
Винтики – конфеточки - мальчики и девочки
1
0,5
0,5
10
Ссоры и споры
1
0,5
0,5
11
Вежливость - основа воспитанности
1
1
12
Мои умные помощники
1
0,5
0,5
13
Умеет ли разговаривать природа
1
0,5
0,5
14
Всё начинается со слова «Здравствуйте»
1
0,5
0,5
15
Это слово говорят, если вас благодарят
1
0,5
0,5
16
Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)
1
0,5
0,5
17
Когда без извинения не обойтись?
1
0,5
0,5
МОДУЛЬ 2 «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
№
п/п
Тема занятия
Кол. часов
всего
теория
практика
Дата
1
Я – неповторимый человек
1
1
2
Оцени других и себя
1
1
3
Что в имени моем?
1
0,5
0,5
4
Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?
1
1
5
Посеешь характер - пожнешь судьбу
1
1
6
Как стать прилежным и старательным
1
1
7
Жадность и жадины
1
1
8
Моя внимательность и внимание
1
0,5
0,5
9
Ответственность и я
1
0,5
0,5
10
Зависть
1
0,5
0,5
11
В дружбе сила
1
1
12
На чем основано взаимопонимание
1
1
13
Всегда ли я прав?
1
1
14
Правда и ложь
1
1
15
Добро и зло
1
1
16
Волшебники добра
1
1
17
О лени и лентяях
1
1
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
МОДУЛЬ I «ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ»
Содержание деятельности
Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета. Для чего мы знакомимся? Разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Вежливые слова при знакомстве.
Дом, в котором я живу
Экскурсия по школе
Что значить радовать родных и близких добрыми делами? Разыгрывание ситуаций. Игра «Покажи, не называя», «Кто скорее соберёт?». Игра « Кто, где живёт?».
Самое удивительное чудо на свете
Показать роль книги в жизни человека. Экскурсия в библиотеку.
Моё любимое имя
Знакомство детей с историей возникновения имён и фамилий, их значение. Упражнения на умение строить диалог. Упражнения на развитие навыков координации совместных действий в группе. Логические упражнения, схемы описательных рассказов. Разыгрывание ситуаций. Пиктограммы-схемы, экран настроения, «волшебная» палочка. Использование предметных картинок.
Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?) Знакомство детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения).
Как хорошо быть вместе!
Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра – драматизация «Всё в порядке».
Внимательный ли ты слушатель?
Упражнения на развитие диалогической и монологической речи. Дать понятие, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Игра «Внимательный ли ты слушатель?». Задание «Расшифруй пословицу». Игровая ситуация. Зашифрованная пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению «Овощи».
Наш весёлый дружный класс - много разных в нём ребят.
Дать понятие, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Разыгрывание ситуаций, игра «Слово - творчество». Дидактическая игра «Мы разные», упражнение: «Что не так».
Винтики – конфеточки - мальчики и девочки
Дать понятие культуры общения между девочками и мальчиками. Правила социального поведения. Упражнения на развитие речевой памяти. Дидактические игры, этюд, игровая ситуация.
Ссоры и споры
Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность. Разыгрывание ситуаций. Игра-головоломка. Этюд.
Ширма для пальчикового театра, персонажи пальчикового театра.
Вежливость - основа воспитанности
Доброе слово и кошке приятно. Кого бы ты назвал вежливым и почему? Какие вежливые слова вы знаете?
Способы приветствия и прощания. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Как можно поздороваться?
Мои умные помощники
Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Упражнения в распознавании эмоций – радости, грусти, страха. Словесные игры. С помощью чего можно общаться на расстоянии, Развивать творческую инициативу. Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Разыгрывание речевой ситуации, художественное слово.
Умеет ли разговаривать природа
Правила поведения, общения с природой. Упражнения на развитие воображения, пантомимических навыков. Упражнение на произнесение фраз с определённой интонацией и с разной силой голоса. Разыгрывание ситуаций. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима.
Всё начинается со слова «Здравствуйте»
Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Словесные игры
Это слово говорят, если вас благодарят
Как употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Художественное слово. Разыгрывание ролевой ситуации.
Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)
Как вежливо обращаться с просьбой к собеседнику? Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово.
Когда без извинения не обойтись?
Знакомство с правилами общения, которые используются при извинении. Как находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Словесная игра, обыгрывание ролевой ситуации.
Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость».
МОДУЛЬ II «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
Содержание деятельности
Я – неповторимый человек
Рассматривание разных предметов. Работа в группах по 4 человека: разложить предметы по какому-либо признаку (по величине). Показать, что даже похожие предметы различаются. Упражнение « Горка». Задание « Кленовые листочки»
(сравнение). Рисование «Какой я привлекательный?». Задание «Сравни рисунок линий на ладошках».
Оцени других и себя Конкурс
Задания: дай характеристику поведения сказочных героев с учетом нравственных оценок, продолжи предложение, как вы понимаете смысл пословиц? Игра « Скажи наоборот», упражнение «Как ты поступишь в этой ситуации?», « На кого бы вы хотели быть похожими». Тестовое задание «А что сказали бы вы?» (ситуация и три варианта ответов).
Что в имени моем?
Зачем люди придумали разные имена? Что означают наши имена? (рассказ воспитателя « Происхождение имен») Как обратиться к незнакомому человеку, к взрослому? Кто такие « Тезки»? Игра «Ласковушки». Упражнение
« Изобрази свое имя движением», «Подбери правильное обращение». Сказка о том, как мальчик или девочка забыли свое имя и что из этого вышло.
Аппликация «Ромашка».
Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?
Игра « Найди сходства и различия». Упражнение «Найди свой круг», упражнение «Волшебное ожерелье», «Он и она». Игра «Претензии». Сказка «Серебрины и Серебрята».
Посеешь характер - пожнешь судьбу
Дать определение характера, что такое характер? Кто сидит внутри меня?
Черты и свойства характера. Общительность как черта характера. Все ли имеют одинаковый характер? Упражнение «У меня есть характер!» Правило: избавляться от вредных качеств и развивать лучшие. Упражнение « Каким я себе нравлюсь»
Как стать прилежным и старательным
Знакомство с новыми понятиями «прилежный»,
« старательный» через русские пословицы. Какими вы представляете прилежного, старательного человека. Опишите. Что значит «старайся»? Чтение рассказа В.Осеевой «Сыновья». Чтение и анализ стихотворения С.Баруздин «О человеке и его часах»
Жадность и жадины
Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Собака и кость». Обсуждение понятия «Жадность». Как выглядит жадный человек? К чему он может проявлять жадность? Анализ русских народных пословиц. Чтение сказок «Жадный Вартан», «Два жадных медвежонка». Я.Аким «Жадина». Практическая работа (рисование как дети представляют себе «жадность». Выставка рисунков.
Моя внимательность и внимание
Что такое внимание? Что такое Внимательность? Значение внимания и внимательности в жизни человека, влияние на успехи в учебе. Игровые – задания: «Найди одинаковые предметы», « Найди игрушку», «Что это?», « Что появилось?», «Найди отличия», « Что потерялось?».
Ответственность и я
Чтение и анализ пословиц об ответственности. Назови примеры из жизни поправимых ошибок. Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему? О какой ошибке вам труднее вспомнить и говорить? Почему? Что понимаете под словом «ответственность»? Чтение и анализ художественных произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».Игра «Сказочное путешествие»(вопросы по сказкам).Какие черты характера привели героев к непоправимым последствиям?
Зависть
Инсценировка и анализ рассказа «Молния и солнце». Знакомство с понятием «зависть» на примере «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Белка и волк» Л.
Анализ и чтение пословиц о зависти.
В дружбе сила
Чтение стихотворения « Совершите чудо».
Психогимнастика « Я желаю тебе…» Игра « Закончи предложение» (друг - это тот, кто…) Знакомство с понятием « дружба» ( работа в группах).Составление пословиц о дружбе. Комментирование ситуаций. Формирование правил, законов дружбы. Чтение стихотворения « Все живут не тужат, а со мной не дружат…». Игра « Найди друга».
На чем основано взаимопонимание
Что нужно делать для того, чтобы налаживалось взаимопонимание? Задание «Словесный портрет», «О чем говорят глаза».Игры-ситуации (проигрывание).
Правда и ложь
Обсуждение понятий «правда» и « ложь». Как вы понимаете слово « ложь»? Какие близкие по значению слова можно подобрать? Когда человек прибегает ко лжи? Зачем? Обсуждение и анализ пословиц. Чтение и анализ басни Л.Н. Толстого « Лгун», рассказа Л.Н. Толстого «Правда всего дороже», стихотворения «Эх!».
Какие поступки нравятся – добрые или злые? Почему?
Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Игра – сказка. Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо – плохо».
Волшебники добра
Чтение стихотворений, рассказов по теме. Обсуждение понятия «доброта». Стихотворение Л.Николаенко «Доброта», Н.Добронравова « Чтобы стало в этом мире завтра…», « Дарите радость людям», «Если добрый ты». Чтение рассказа К.Д. Ушинского « Сила – не право». Объяснение смысла пословиц, комментирование. Инсценировка рассказа и анализ В.Сухомлинского «Рассказ». Практическое задание: «Письмо маме…».
О лени и лентяях
Путешествие в страну Лентяйдия. Инсценирование и анализ сказки « Сказка про лентяя Ваню». Выставка рисунков по теме. Чтение стихотворение и коллективное обсуждение С.Я.Маршак «Кот и лодыри». Чтение памятки как выполнять домашнее задание.
Предполагаемые результаты реализации программы:
На II уровне
соблюдает личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;
умеет анализировать поступки свои и других людей ;
способен вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
владеет коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
адекватно отвечает на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.
Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И.В. Персидская и др. –Волгоград : Учитель, 2007. – 204 с.
Кащенко, В.В. Школа оптимизма : Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы / В.В Кащенко. - М. : ВАКО, 2008. – 160 с.
Курочкина, И.Н. Как научить поступать нравственно / И.Н. Курочкина. -3-е изд. - М. : Флинта, 2003. -128 с
ЛИТЕРАТУРА для обучающихся
Барто, А. Медвежонок-невежа / А. Барто. – Ленинград : Детская литература 1984 . – 5 с.
Пушкин, А. Сказка о рыбаке и рыбке / А. Пушкин – Москва : Детская литература 1998 г. – 23 с.
Маршак, С.Я. Сказки, песни, загадки / С.Я. Маршак. - М. : Детская литература 1987 г.
Ноев ковчег: Легенды, сказки, стихи и рассказы о животных народов и писателей мира: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей/ Сост.Э.И. Иванова. – М. : Просвещение, 1993.- 352с.: ил.
Носов Н. Фантазеры. Рассказы / Н. Носов – М: Детская литература, 1977.- 221 с. с ил.
Осеева, В. Волшебное слово: рассказы / В. Осеева – М.: Детская литература, 1988. – 70 с.
Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб : Речь, 2007. -296 с.
Сент-Экзюпери, А. Маленький принц / А. Сент Экзюпери; пер. с французского А.В. Кривцова. – М. : Худож. лит, 2000.
Родари Дж. Приключения Чиполлино / Дж. Родари. Мери Поппинс/ П. Треверс. Маленький принц/ А. де Сент-Экзюпери; Л.З. Лунгиной.- Мн.: Беларусь, 1986. – 431 с
Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. - СПб. : 2007. – 224 с.
Толстой, Л.Н. Ясная поляна / Л.Н. Толстой – М. : Детская литература. 1988. – 143 с
Читаем детям. Книга для чтения: Пособие для воспитателя/ Авт.-сост. З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадуллин, С.Г. Сулейманова; под.ред.З.Г. Сахиповой. – Ил. Худож. А.М. Гусарова.- Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1987. – 239