Программа проекта «В гостях у Снегурочки» является одним из блоков общей программы по внеурочной проектной деятельности и рассчитана на 22 часа. Предлагаемый проект представляет целостный курс обучения детей элементам электротехники, архитектуре и декоративно – прикладному искусству как продуктивной деятельности, реализуемый через моделирование, конструирование и строительство (в том числе в осмысленном сочетании аппликации, торцевании, рисования и др.), предполагает одновременно решение комплексной задачи формирования одновременно эстетического и интеллектуального в мышлении ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа проекта "В гостях у Снегурочки" »
МБОУ гимназия №8 им. академика Н.Н. Боголюбова
г. Дубны Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор гимназии Зеленкова И. Е.
Подпись_____________________
Приказ № 86/01-04 от 31.08.12
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Проект «В гостях у Снегурочки»
Учитель высшей квалификационной категории Шустрова И.Ю.
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО,
протокол № 5 от 13.03.2012
Руководитель ШМО Фролова Е. г.
Подпись _____________________
СОГЛАСОВАНО
на заседании ГМО,
протокол № 4 от 18.03.2012
Руководитель ГМО Лежнева Т. Г.
Подпись _____________________
2012
Пояснительная записка
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Предлагаемый проект представляет целостный курс обучения детей элементам электротехники, архитектуре и декоративно – прикладному искусству как продуктивной деятельности, реализуемый через моделирование, конструирование и строительство (в том числе в осмысленном сочетании аппликации, торцевании, рисования и др.), предполагает одновременно решение комплексной задачи формирования одновременно эстетического и интеллектуального в мышлении ребенка.
Синтез различных видов продуктивной деятельности, чередование групповой и индивидуальной работы, привлечение большого и разнообразного литературного материала, декоративно – прикладного искусства, моделирование пространственных форм развивает у детей: творческие способности, фантазию, коммуникативность, пространственное мышление, речь, мелкая моторика пальцев, глазомер, эстетический вкус, расширяется кругозор, а так же внимание и любовь к Отечественной русской культуре.
Программа проекта «В гостях у Снегурочки» является одним из блоков общей программы по внеурочной проектной деятельности и рассчитана на 22 часа.
Работа в проекте представляет собой добровольное объединение учащихся, проявляющих интерес к декоративно прикладному творчеству и позволяет учащимся доказать свою неординарность, проявить свою самобытность в какой-либо деятельности.
Работа планируется так, чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли знания и умения художественной обработке и оформлению изделий. Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 10-12 человек.
Возраст: 12-13 лет.
Цель программы:Раскрытие творческого потенциала личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству
Задачи программы:
Обучающие:
закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию учащихся;
развитие эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
экологическое воспитание обучающихся.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов).;
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в проекте.
Обучающиеся должны знать:
правила ТБ;
название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла, канцелярский нож), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
назначение и приемы работы на швейная машинка;
назначение и приемы работы с паяльником;
приемы работы с чертежным инструментом;
правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами, с технологическим оборудованием;
правила общения;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
что такое деталь (составная часть изделия);
что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
последовательность изготовления изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки;
способы соединения деталей;
Обучающиеся должны уметь:
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
наблюдать, сравнивать, делать обобщения;
выполнять эскизы;
различать материалы по их назначению;
читать чертёж (эскиз);
качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению изделий в различных техниках декоративно – прикладного искусства;
работать на швейной машинке, соблюдать ТБ;
выполнять паяльные работы, соблюдать ТБ;
экономно расходовать используемые материалы;
эстетично и аккуратно отделывать выполнять отделочные материалы
безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.)
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Тематическое планирование
№ п/п
Тематическое планирование
Общее кол-во часов
Теория
Практика
Погружение в проект: чтение отрывков из сказки А. Н. Островского «Снегурочка»
1
0,5
0,5
Выполнение эскизов домиков, проработка и выбор лучшей идеи. Анализ материалов. Подготовка инструментов и материалов
2
0,5
1,5
Изготовление домика Снегурочки: выполнение чертежей деталей дома, вырезание деталей из пенопласта, декорирование окон и дверей в различных техниках (квиллинг, витраж)
3
0,5
2,5
Изготовление сказочных персонажей и колокольчиков из соленого теста
Раскрашивание гуашью изделий из соленого теста.
3
0,5
2,5
Изготовление одежды из различных лоскутков ткани одежды для Снегурочки и пингвина и др. персонажей
2
2
Изготовление деревьев и кустарников из различных материалов.
1
1
Изготовление домиков для зверей: использование готовых чертежей разверток, декорирование гофрированным цветным картоном, витражи на окнах, квиллинг – на стенах
2
0,5
1,5
Изготовление фонарей и часов: самостоятельное изготовление разверток и сборка деталей
2
2
Сборка электрической цепи для освещения домика Снегурочки, подключение фонарей. Паяльные работы
2
1
1
Изготовление снеговика и других персонажей в технике торцевание
Сборка композиции
2
2
Выполнение презентации в PowerPoint
1
1
Представление проекта
1
1
ИТОГО часов
22
Список литературы
И. В. Новикова «Квиллинг», Ниола-Пресс, 2009
Л. В. Варава «Декоративно-прикладное искусство», изд. «Феникс», 2007
В. Б. Кошаев «Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития», изд. «Владос», 2010