Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Занимательная математика" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №4 г.Данкова Липецкой области
Рассмотрена
на заседании МК начальных классов
___ августа 2014 года
Протокол №
Утверждена
приказом № МБОУ лицей №4 г.Данкова Липецкой области
______ августа 2014 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для 2 класса
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
Учитель начальных
Сграбилова Ирина Петровна
2014год.
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы во 2 классе является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 45минут.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
развивать математический образ мышления
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Содержание программы
Математика – царица наук.
Как люди научились считать.
Интересные приемы устного счёта.
Решение занимательных задач в стихах.
Учимся отгадывать ребусы.
Решение ребусов и логических задач.
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Загадки- смекалки.
Игра «Знай свой разряд».
Обратные задачи.
Практикум «Подумай и реши.
Задачи с изменением вопроса.
Проектная деятельность «Газета любознательных»
Решение нестандартных задач.
Решение олимпиадных задач.
Игра «У кого какая цифра»
Математический КВН
Проектная деятельность «Великие математики»
Геометрические упражнения
Игра «Удивительный квадрат»
Задачи-смекалки
Познавательная игра «Семь вёрст…»
Вычисление площади фигур
Логическая игра «Молодцы и хитрецы»
Конструирование предметов из геометрических фигур
Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»
Открытие нуля
Экскурсия в компьютерный класс
Компьютерные математические игры
Конкурс знатоков (1 тур)
Конкурс знатоков (2 тур)
Конкурс знатоков (итоговый тур)
Школьный тур олимпиады
Круглый стол. Подведение итогов.
Тематическое планирование
Тема занятия
Кол-во
часов
Виды деятельности
Дата
по плану
Дата
по факту
1. Вводное занятие «Математика – царица наук»
1
2. Как люди научились считать.
1
выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»
3. Интересные приемы устного счёта.
1
устный счёт
4. Решение занимательных задач в стихах.
1
работа в группах: инсценирования загадок, решение задач
5 Учимся отгадывать ребусы.
1
составление математических ребусов
6Уражнения с многозначными числами (класс млр.)
1
работа с алгоритмом
7 Загадки- смекалки.
1
составление загадок, требующих математического решения
8 Игра «Знай свой разряд».
1
работа с таблицей разрядов
9 Обратные задачи.
1
работа в группах «Найди пару»
10-- 11Газета любознательных».
3
проектная деятельность
12 – 13Решение олимпиадных задач
2
решение заданий повышенной трудности
14 Игра «Работа над ошибками»
1
работа над ошибками олимпиадных заданий
15Математические горки.
1
решение задач на преобразование неравенств
16.Решение логических задач.
1
схематическое изображение задач
17.Игра «У кого какая цифра»
1
творческая работа
18.Математический КВН
1
работа в группах
19. Анализ нестандартных задач
1
групповая работа,
решение нестандартных задач
20. Конкурс эрудитов «А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр)
1
групповая работа,
решение нестандартных задач
21. Игра «Удивительный квадрат».
1
работа в группе, решение упражнений с квадратами
22. Задачи-смекалки.
1
решение нестандартных задач
23 Симметрия фигур.
1
создание мини-альбома «Узоры геометрии»
24.Познавательная игра «Семь вёрст…»
1
решение нестандартных заданий на меры длины
25.Вычисление площади фигур.
1
создание мини-проекта «Наш школьный стадион»
26.Логическая игра «Молодцы и хитрецы»
1
решение задач на упорядочивание множеств
27.Конструирование предметов из геометрических фигур.
1
мини-проект «Наша детская площадка»
28Международная игра «Кенгуру»
1
Решение нестандартных математических заданий
29. Открытие нуля.
1
исследовательская работа «Почему так?»
30. Экскурсия в компьютерный класс.
1
экскурсия
31.Компьютерные математические игры.
1
сообщения о домашних компьютерных математических играх
32. Конкурс знатоков (отборочный тур)
1
решение нестандартных заданий
33.Учимся разрешать задачи на противоречия.
1
решение игровых заданий «Богатыри и разбойники»
34. Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»
1
повторение единиц измерения
35. Круглый стол «Подведем итоги»
1
коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал