kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа факультатива "Учимся успешному чтению" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общеинтеллектуальное направление.

Программа факультатива «Учимся успешному чтению».

Пояснительная записка.

Общая характеристика факультатива. Факультатив «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивиду­альных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели факультатива:

- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и ре­гулятивных учебных умений.

Преемственность факультатива с основным курсом литературного чте­ния позволяет от класса к классу проводить системную работу по интел­лектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятив­ными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации фа­культативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубле­ния знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается приктическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива "Учимся успешному чтению" 4 класс »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

с.п. «Село Хурба»

Комсомольского муниципального района Хабаровского края




Общеинтеллектуальное

направление


Программа факультатива

«Учимся успешному чтению»

4 класс

Рабочая программа составлена на основе

  • федерального государственного образовательного стандарта. (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»),

  • учебного плана и авторской программы « В мире книг» Л. А. Ефросинина Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2011. – 192 с. – (Начальная школа XXI века).



Составитель:

Бобринева Анна Викторовна

учитель начальных классов



2014-2015 уч. год


Общеинтеллектуальное направление.


Программа факультатива «Учимся успешному чтению».


Пояснительная записка.

Общая характеристика факультатива. Факультатив «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивиду­альных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Главные цели факультатива:

- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и ре­гулятивных учебных умений.

Преемственность факультатива с основным курсом литературного чте­ния позволяет от класса к классу проводить системную работу по интел­лектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятив­ными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации фа­культативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.

Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубле­ния знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается приктическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Место факультатива в учебном плане.

С 1 по 2 класс факуль­тативные занятия проводятся один раз в неделю. В 1 классе планируется 33, а в 2-4 классах по 34 занятия.


Ценностные ориентиры содержания факультатива.

Содержа­ние программы факультатива «В мире книг» создаёт возможность для вос­питания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов дру­гих стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной чита­тельской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа факультатива — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для само­стоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных за­нятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедиче­ских).

В программу включены занятия библиографического характера, ко­торые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обо­гатят его читательский опыт и эрудицию.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.

В результате освоения программы факультатива «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального го­сударственного образовательного стандарта начального общего образо­вания:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и полу­чения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной дея­тельности, литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои ре­зультаты.


Познавательные учебные умения:

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информа­цию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым биб­лиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.









Содержание программы

4 класс (34 часа)

Страницы старины седой (4 ч)

Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг. Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.

Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.

Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».

Экскурсия в типографию или книжный магазин.

Крупицы народной мудрости (4 ч)

Сборники произведений фольклора.

Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля». Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожар­ский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».

Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.

Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в раз­ных изданиях. Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, эн­циклопедии).

Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках».

Сбор дополнительной информации о героях России, оформление по­стера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.

Мифы народов мира (2 ч)

Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, ки­тайские и т. д. Выставка книг.

Работа с системным каталогом.

Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».

Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

Русские писатели-сказочники (3 ч)

Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок.

Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок».

Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение

А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).

Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).

«Книги, книги, книги» (4 ч)

Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки.

Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку.

Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).

Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.

Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».

Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами.

Книги о детях и для детей (3 ч)

Дети - герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Вы­ставка книг.

Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка.

Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».

Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)

«Хранители слов» - словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объ­ясни слово».

Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».

Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахожде­ние ответов в книгах-справочниках.

Родные поэты (3 ч)

Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине».

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)

Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.

Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.

Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об А.П. Чехове».

Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.

Мир книг (4 ч)

Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.

Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк А.Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».

Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита». Литературная игра «Тайны учебной книги».

Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.

Универсальные учебные действия:

- составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жан­рам, типам и видам;

- различать виды и типы книг;

- писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;

- знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;

- пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в биб­лиотеке;

- писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;

- пользоваться библиографическим справочником или энциклопе­дией для получения информации о писателе;

- составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;

- задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;

- выполнять роль библиотекаря - выдавать книги и заполнять фор­муляры;

- собирать, систематизировать и оформлять материал для презен­тации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, кон­курсы и т. д.);

- работать с детскими газетами и журналами.



























Тематическое планирование факультатива

«Учимся успешному чтению»

4 класс

(34 часа – 1 час в неделю)


№ п.п.

Темы

Количество часов

1

Страницы старины седой



4

2

Крупицы народной мудрости

4

3

Мифы народов мира

2

4

Русские писатели-сказочники

3

5

«Книги, книги, книги…»

4

6

Книги о детях и для детей

3

7

Словари, справочники, энциклопедии

3

8

Родные поэты

3

9

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания

4

10

Мир книг

4













































Календарно – тематическое планирование курса «Занимательная математика»

4 класс (34 часа в год – 1 час в неделю)


№ п.п.

Кол-во часов

Дата

Тема

план

факт

1

1


1



Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники.

2

1



Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Первая печатная книга на Руси.

3

1



Библия. Библейские предания.

4

1



Творческая работа: история книги.

5

1



Героические песни о героях России. Песня-слава.

6

1



Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах». Справочный материал об А.В. Суворове.

7

1



Русь великая в произведениях фольклора.

8

1



День народного единства: презентация рукописной книги и постеров (стендов) о героях России.

9

1



Мифы народов мира. Книги-сборники.

10

1



Мифологические герои.

11

1



Мир сказок: сказки народные и авторские.

12

1



Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок».

13

1



Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.

14

1



Библиографический справочник: справки о писателях-сказочниках. Энциклопедии и книги-справочники.

15

1



Книга. Элементы книги. Справочный аппарат книги.

16

1



Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользованием библиотекой

17

1



Книги, типы книг. Справочный аппарат книг.

18

1



Проектная деятельность: создание рукописной книги «Русские баснописцы»

19

1



Дети — герои книг писателей XIX века.

20

1



Библиографические справки о Марке Твене, В. Гюго, Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и др.

21

1



Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о детях». Аннотация на книгу-сборник писателей-классиков.

22

1



«Хранители слов» — словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

23

1



Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.

24

1



Игра «100 вопросов Почемучек» — практическая работа со справочной литературой.

25

1



Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги.

26

1



Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова и др.

27

1



Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной природе».

28-29

2



Очерки и воспоминания. Писатели о писателях.

30

1



Творческая работа: очерк о своей школе, о своём городе или о любимой книге.

31-32

2



Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота».

32-33

1



Детские газеты и журналы.

34

1



Библиотечная мозаика: выставки книг, игры, конкурсы, подготовленные презентации.



















































Материально - техническое обеспечение

1. Нестандартные занятия в начальной школе. Литературное чтение. 1-4 классы. Л.И. Рудченко. «Учитель» 2012

2.Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко М.: «ВАКО» 2011

3.Внеклассное чтение. Учим играя. «Учитель» 2010

4.Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия.Г.Т. Дьячкова «Учитель» 2011



















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа факультатива "Учимся успешному чтению" 4 класс

Автор: Бобринева Анна Викторовна

Дата: 27.03.2015

Номер свидетельства: 192471

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Программа факультативного курса «Занимательный русский язык»  3 класс "
    ["seo_title"] => string(70) "proghramma-fakul-tativnogho-kursa-zanimatiel-nyi-russkii-iazyk-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446273692"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства