Программа дополнительного образования "Практикум по выразительному чтению"
Программа дополнительного образования "Практикум по выразительному чтению"
Программа дополнительного образования "Практикум по выразительному чтению" предназначена для развития творческих способностей учащихся любого возраста. Программа включает занятия как теоритического, так и практического характера. Ребята не только познакомятся с историей развития ораторского искусства, лучше узнают строение своего речевого аппарата, но и попробуют свои силы в роли сказителя, оратора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Практикум по выразительному чтению"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Выразительно прочитать стихотворение или отрывок из прозы - трудно это или легко?
Творческая деятельность, а выразительно чтение - один из видов творческой деятельности в области искусства, доступна и необходима всем детям, подросткам и юношам. Как всякая творческая деятельность она может быть более или менее яркой. Но во всех случаях она должна быть направлена учителем, а умения, которые необходимы для плодотворной творческой деятельности, должны воспитываться и развиваться в процессе специальных занятий.
Значение выразительного чтения в жизни человека очень важно, потому что выразительное чтение есть художественное чтение в условиях школы. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого - превратить слово написанное в слово звучащее, а звучащее слово гораздо лучше воспринимается, чем прочитанное.
В отличие от рассказывания, выразительное чтение точно сохраняет текст произведения, что и подчеркивается словом «чтение».
Ясная и правильная передача мыслей автора - первая задача выразительного чтения. Логическая выразительность обеспечивает четкую передачу фактов, сообщаемых словами текста и их взаимосвязь. Оно всегда включает в себя отношение автора к изображаемым им явлениям жизни, его оценку явлений, эмоциональное их осмысление.
Выразительным должно быть не только чтение, но и речь. «Сказать о чем-то выразительно - это значит в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании».
Больше значение выразительно чтению как средству нравственного и эстетического воспитания придавали многие известные педагоги: К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, М.А. Рыбникова, Л.А. Горбушина. Вопросы выразительного чтения освещали методисты прошлого и современности Т.А. Задорожная, Н.А. Зайцева и др.
И в развитии речи интонационная работа играет большую роль. При правильно организованном обучении речь детей становится живой, непринужденной, у детей появляется желание совершенствовать свою речь, и эти навыки переносятся на чтение художественных текстов.
Таким образом, выразительность чтения - это неотъемлемая часть навыка чтения и устной речи учащихся.
В программе представлена организация работы по формированию правильной и выразительной речи школьника. В её основу заложена идея вооружения учащихся культурной, выразительной речью.
Настоящая программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.Воспитание интереса к изучению мира слова должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания в области родной речи, совершенствовать свою речь.
Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.
Основным предметом изучения и овладения на занятиях является выразительность чтения.
Программа рассчитана на годичный курс развития речи учащихся. Возраст учащихся 7-9 классы. Курс рассчитан на 42часа в год (1 час в неделю)
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Ценностные установки программы:
- увлеченность искусством чтения;
- любовь к художественной литературе вообще и увлеченность отобранным для исполнения произведением в частности;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями.
РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА
Личностные результаты:
1) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
2) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
3) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
4) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
4) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинно-следственных связей;
6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения;
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
ЦЕЛЬ КУРСА: вооружение детей культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства.
- чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
- чтение наизусть стихотворных и прозаических произведений;
- развитие эмоциональной сферы учащихся, воспитание эстетического вкуса, интереса и любви к отечественной культуре, интереса к произведениям зарубежных авторов;
- осознание значимости чтения для личного развития;
формирование представлений о мире, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№
Тема
ПОНЯТИЕ «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ» - 3 часа
1
Понятие «выразительное чтение». Художественное чтение как особый вид искусства.
1
2
Краткая история развития художественного чтения. Основные направления этого искусства: устное народное творчество, исполнение писателями своих произведений, чтение литературных произведений актерами.
1
3
Крупнейшие мастера художественного слова.
1
ТЕХНИКА РЕЧИ — 7 часов
4
Техника речи. Устройство речевого аппарата человека.
1
5
Требования к техническим умениям хорошего оратора.
1
6
Комплекс дыхательных упражнений (учимся правильно дышать)
1
7
Понятие о дикции. Артикуляция как физиологический процесс.
1
8
Речевые упражнения (работа над дикцией и артикуляцией)
1
9
Работа над скороговоркой как преодоление всех возможных дикционных трудностей.
1
10
Речевая разминка, методика ее проведения.
1
ОРФОЭПИЯ — 3 часа
11
Орфоэпия, её значение для выразительности речи.
1
12
Основные правила русского литературного произношения.
1
13
Орфоэпические ошибки и пути их исправления. Орфоэпические словари.
1
СРЕДСТВА ЛОГИЧЕСКОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ — 6 часов
14
Интонация как звуковой рисунок. Тональная окраска образов художественного произведения.
1
15
Темп речи, сила и высота голоса как средства выразительности речи.
1
16
Оценка своего голоса. Речевые упражнения
1
17
Логические ударения и их значения. Случаи обязательной постановки логического ударения.
1
18
Паузы и их роль в выразительном чтении. Виды пауз: логические, психологические, ритмические (стиховые)
1
19
Мимика и жест, их использование в выразительном чтении. Поза чтеца.
1
ПРАКТИКУМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ — 15 часов
20
Рассказывание сказок. Особенности сказок как произведений устного народного творчества. Виды сказок.
1
21
Рассказывание — традиционная форма исполнения народных сказок; сохранение напевности и ритмичности, характерных для их передачи в устном народном творчестве.
1
22
Композиционные особенности сказок: зачин, постепенно нарастающее развитие действия, повторы, диалоги, концовка.
1
23-24
Практикум по выразительному чтению сказок.
2
25
Особенности стихотворной речи. Ритмичность и музыкальность стихотворений.
1
26
Передача в чтении особенностей стихотворной речи: стиховые паузы, цезуры, рифмы, метра, инструментовки стиха.
1
27-28
Выразительное чтение лирических стихотворений.
2
29
Чтение басен. Выявление в чтении образа рассказчика, образов действующих лиц и их диалогов, морали басни.
1
30
Чтение прозаических произведений. Описание, повествование и диалог в прозаическом произведении.
1
31
Использование логических и эмоционально-образных средств выразительного чтения.
1
32
Порядок проведения выразительного чтения произведения.
1
33-34
Практикум по выразительному чтению прозаического произведения.
2
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ — 8 часов
35
Виды инсценирования художественных произведений для детей: чтение и рассказывание с показыванием игрушек, настольный теневой и кукольный театр, диафильмы.
1
36
Характеристика видов инсценирования, техника показа.
1
37
Составление сценариев для инсценирования художественных прозведений.
1
38
Эстетическое соответствие художественного текста и изобразительного матерала. Соответствие и взаимосвязь зрительных и слуховыхвпечатлений.