kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Профилактика употребления психоактивных веществ и формирование здорового образа жизни несовершеннолетних»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня у нас в стране весьма актуальна такая социальная проблема как широкое распространения среди подростков наркотизма, алкоголизации и употребления табачных изделий. Исследования показывают, что одни лишь знания о вреде табачного дыма, алкоголя и наркотиков не эффективны в деле профилактики аддиктивного поведения" у детей и подростков или взрослых. Научные данные свидетельствуют о том, что к 9 годам 10% детей пробуют курить. С этого времени число курящих подростков драматически растет под влиянием ровесников, воздействия общества и примера взрослых. К подростковому возрасту число курящих детей достигает 40-60%, постоянно употребляют алкогольные напитки более половины учеников старших классов и 75% молодых людей подросткового возраста хотя бы однократно пробуют наркотические вещества.

Цель: Профилактика  проб табака, алкоголя, наркотиков

Задачи:

  • Учащиеся должны усвоить, что принимать лекарства можно только по назначению врача или взрослого человека, которому они доверяют.
  • Учащиеся должны распознавать лекарства, сигареты и алкоголь как виды наркотиков
  • Учащиеся должны узнавать знак «Не курить».
  • Учащиеся должны знать, в каких ситуациях и как вежливо обратиться к взрослым с просьбой о прекращении курения.
  • Учащиеся должны приобрести знания о неблагоприятном воздействии табачного дыма и алкоголя на организм человека.
  • Учащиеся должны научиться говорить «нет» на предложение попробовать сигареты и алкоголь.
  •  Учащиеся должны понимать, что скрыто в рекламе сигарет и алкоголя. 

Просмотр содержимого документа
««Профилактика употребления психоактивных веществ и формирование здорового образа жизни несовершеннолетних»»

Министерство образования и науки Пермского края

Автономная некоммерческая организация

Образовательный центр «Каменный город»












Итоговая работа слушателя курса повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе

«Профилактика употребления психоактивных веществ и формирование здорового образа жизни несовершеннолетних»

Вичужаниной Людмилы Сергеевны,

МАОУ «СОШ №133» г. Перми










Пермь 2014



Пояснительная записка


Сегодня у нас в стране весьма актуальна такая социальная проблема как широкое распространения среди подростков наркотизма, алкоголизации и употребления табачных изделий. Исследования показывают, что одни лишь знания о вреде табачного дыма, алкоголя и наркотиков не эффективны в деле профилактики аддиктивного поведения" у детей и подростков или взрослых. Научные данные свидетельствуют о том, что к 9 годам 10% детей пробуют курить. С этого времени число курящих подростков драматически растет под влиянием ровесников, воздействия общества и примера взрослых. К подростковому возрасту число курящих детей достигает 40-60%, постоянно употребляют алкогольные напитки более половины учеников старших классов и 75% молодых людей подросткового возраста хотя бы однократно пробуют наркотические вещества.



Цель: Профилактика проб табака, алкоголя, наркотиков

Задачи:

  • Учащиеся должны усвоить, что принимать лекарства можно только по назначению врача или взрослого человека, которому они доверяют.

  • Учащиеся должны распознавать лекарства, сигареты и алкоголь как виды наркотиков

  • Учащиеся должны узнавать знак «Не курить».

  • Учащиеся должны знать, в каких ситуациях и как вежливо обратиться к взрослым с просьбой о прекращении курения.

  • Учащиеся должны приобрести знания о неблагоприятном воздействии табачного дыма и алкоголя на организм человека.


  • Учащиеся должны научиться говорить «нет» на предложение попробовать сигареты и алкоголь.

• Учащиеся должны понимать, что скрыто в рекламе сигарет и алкоголя. Аспект обучения

Цель работы в классе над этим разделом - научить детей выделять ситуации, в которых возможно обратиться к взрослому с просьбой о прекращении курения, и выработка умения корректно отказываться от предложений выкурить сигарету или выпить.

Научное обоснование

Курение сигарет рассматривается определенным числом исследователей как главный фактор риска в развитии хронических заболеваний и онкологической патологии дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и мочевыделительной систем - в связи с этим, курение относится к социально значимым заболеваниям. Требуется реализация комплексного подхода в организации профилактической работы с молодежью.

Курение. Вред курения для подростков определяется несколькими причинами:

1. Индивидуумы, которые приобрели привычку курить в подростковом возрасте,
обычно продолжают курить всю жизнь, что приводит к большему риску развития вызываемых курением хронических заболеваний, таких как рак, болезни сердца или эмфизема.

Хотя вызываемые курением хронические заболевания в целом не проявляются до на­ступления зрелости,,курящим подросткам более свойственен регулярный кашель, нарушение функции вентиляции легких, образование мокроты в верхних дыхательных путях, одышка и другие симптомы поражения органов дыхания.

Курение, прежде всего, затрагивает дыхательную и кровеносную системы. Курение может увеличивать частоту сердечных сокращений, понижать температуру периферийных участков тела, увеличивать кровяное давление, ухудшать зрение, сокращать уровень кислорода в красных кровяных тельцах (эритроцитах), снижать степень очистки легких, парализуя деятельность их клеток.

Почти 2000 компонентов выделяется одной горящей сигаретой, но три самых важных из них следующие:

- 1. Окись углерода (газ), которая конкурирует с кислородом за возможность соединения с белком эритроцитов, что сокращает объем кислорода, приносимого кровью ко всем клеткам и тканям организма, и способствует развитию атеросклероза.

  1. Смола (в форме частиц) - концентрированное клейкое вещество сигаретного дыма, содержащее множество канцерогенов. Она парализует ворсинки эпителия, выстилающего верхние дыхательные пути, нарушая естественный механизм очищения легких, что вызывает развитие хронических неспецифических заболеваний легких (одним из признаков которых может явиться так называемый кашель курильщика).

  2. Никотин (часть смолы) - ядовитый наркотик, который, действуя как раздражитель центральной нервной системы, вызывает увеличение частоты сердечных сокращений. Никотин сужает кровеносные сосуды, вызывая повышение кровяного давления.

  3. Дым, вдыхаемый некурящими, идет от горящего конца сигареты и имеет более высокие концентрации раздражающих или опасных веществ, чем поток дыма, который вдыхает курильщик. Дети курящих родителей в большей степени подвержены инфекциям верхних дыхательных путей, включая бронхит и пневмонию, у здоровых некурящих взрослых появляется раздражение глаз, носа и горла, более серьезные болезненные эффекты отсутствуют. Однако у лиц с заболеваниями коронарных сосудов и некоторыми болезнями легких мог\т возникать начальные признаки стенокардии и нарушения дыхания в зависимости от уровня содержания окиси углерода в воздухе, наполненном сигаретным дымом.

Алкоголь - обобщенный термин, используемый для обозначения химического класса органических соединений. Выделяют две формы алкоголя:

  • метиловый спирт (очищающие растворы, духи, чернила, разбавители лаков и красок), он токсичен и никогда не должен употребляться как напиток;

  • этиловый спирт (содержится в пиве, вине и подвергшихся перегонке спиртных напитках). Этиловый спирт или этанол производится путем естественной ферментации зерна, овощей или фруктов. К подвергшимся перегонке спиртным напиткам относятся водка, ром, виски, джин и бренди. Все они содержат различный процент алкоголя:

пиво - обычно 4%-12%, вина - 12-20%,

крепкие спиртные напитки - от 40 до 50%. Алкоголь обычно оценивается числом, показывающим крепость напитка. Это число всегда в 2 раза выше процента содержания алкоголя. Напиток, в котором 20% алкоголя, имеет 40 градусов крепости. 200 градусов крепости имеет чистый спирт. Алкоголь считается продуктом питания. Хотя он дает калории (энергию) организму, он не поставляет никаких витаминов, протеина или минеральных веществ. Поэтому это продукт, дающий «пустые калории».

Когда алкоголь попадает в организм, он быстро проникает через стенки желудка и тонкого кишечника в кровь и очень скоро достигает различных частей тела. Один из объектов воздействия алкоголя - центральная нервная система, преимущественно мозг.

Алкоголь - депрессант центральной нервной системы, хотя вначале он проявляет себя как стимулятор. Человек, употребивший алкоголь, испытывает потерю контроля над своим поведением и за количеством выпитого, кроме того, алкоголь способствует нарушению координации движений, вызывает развитие алкогольной эйфории, головокружение, сонливость, помрачение и потерю сознания.

Алкоголь отличается от сигарет тем, что небольшое количество его (например, 1-2 малых порций в день) оказывает благотворное воздействие на сердечно-сосудистую систему (сигареты вовсе не оказывают благотворного влияния на здоровье). Однако прием большого количества алкоголя приводит к болезням печени, сердца и нарушениям веса.

Дети среднего возраста обычно утверждают, что не будут много курить или пить, когда станут взрослыми. Однако исследования показывают, что. столкнувшись с давлением ровесников и общества, они, как правило, не знают, как отвечать на предложения попробовать тот или иной наркотик. Поэтому выработка твердой позиции у детей дана здесь в двух формах: обучение детей тому, что у них есть право обращаться к окружающим с просьбой о прекращении курения, и выработка навыков противостояния давлению ровесников и общества, призывающих попробовать сигареты, алкоголь и наркотики.


Ожидаемые результаты:

1. Уменьшение факторов риска употребления алкоголя и других психоактивных веществ среди обучающихся в школе.

Содержание курса «Профилактика социально значимых заболеваний» для учащихся 5-7 классов базируется на программе Ю.А Аносовой «Я умею выбирать» и охватывает широкий спектр тем, интересных учащимся.



Тематический план



6-7

классы

Раздел . «Профилактика социально значимых заболеваний»

16


Я умею выбирать


1.О курении

1

2. Что такое алкоголь и чем он опасен

1

3. О наркотиках и наркомании

1

4. Сигаретный дым

1

5. Что такое химическая зависимость

1

6. Наркотики и человек

1

7. Никотин и алкоголь - верные друзья

1

8. Берегись - идет наркоторговля!

1

9. Наркотики - особо опасная инфекция

1

10.О наркомании

1

11. Внеклассное мероприятие «Будем осторожны»

1

12. Внеклассное мероприятие « Если страшно станет вдруг -мне поможет старший друг»

1

13. Конкурс рисованных фильмов по ЗОЖ

1

14. Подготовка спектакля для начальной школы о вреде курения

1

15. Подготовка спектакля для начальной школы о вреде употребления алкоголя

1

16. Выпуск стенгазеты о вредных привычках

1


















Разработка занятий

Урок 1 «О курении»

Цель: Помочь детям отказаться от предложения попробовать сигареты. Задачи:

  • Дети должны уметь сказать «нет», если им предложат закурить.

  • Дети должны уметь вежливо обращаться к взрослым с просьбой о прекращении курения.

Оборудование:

Подготовьте для каждого учащегося бланк с заданием дописать предложения (Приложение I).

На что обратить внимание

  1. Детям следует вежливо попросить взрослого не курить в неположенных местах

  2. Дети должны говорить «нет», если им предлагают сигарету.

Ход урока

  1. Поясните, что на уроке класс познакомится с тем, что происходит в организме, когда человек курит.

  2. Обсудите с учащимися вопросы влияния употребления табака на внешний вид и здоровье человека.

  3. Объясните детям, что табакокурение является болезнью.

  4. Ученики дописывают предложения (Приложение I). Они читают классу несколько вариантов каждого предложения.

  5. Объясните, что есть места, где курение запрещено, и потому в этих местах всегда можно обратиться к взрослому с просьбой о прекращении курения. Подчеркните, что если кто-то курит, а дети находятся рядом, они тоже вдыхают дым. Подчеркните, что никогда не следует курить сигареты.

6. Разделите учеников на группы по 3-4 человека в каждой, чтобы они обдумали

способы, как сказать «нет» на предложение закурить. Предложите каждой группе вопрос: «Как насчет сигареты?». Объясните, что каждая группа должна провести «мозговой штурм» и составить перечень различных вариантов ответа «нет» на предложение закурить. Напомните ученикам, что когда они проводят «мозговой штурм», они должны составлять перечень, не комментируя, хороша или плоха идея.

Примечание. Идея «мозгового штурма» - набрать множество предложений, из которых потом выбрать лучшее.

  1. Пусть один ученик от каждой группы представит классу разные способы отказа. Подчеркните, что есть способы сказать «нет», не называя имен и не ставя в неловкое положение человека, который предложил закурить.

Примечание. Этот вид работы можно проводить всем классом, если дети не умеют работать в группах самостоятельно.

  1. Напишите пять наиболее удачных вариантов ответа «нет» на доске. Потом задайте каждому ребенку вопрос: «Как насчет сигареты?», а он пусть выберет один из ответов, предложенных на доске, по своему усмотрению.

Приложение 1 Закончи предложения:

  1. Если я зашел в лифт, а кто-то там курит, я

  1. Если бы старший брат моего друга предложил мне попробовать закурить я
    бы

  1. У курильщика изо рта пахнет.

  2. От курения зубы

  3. От курения язык

  4. Курение приносит вред легким, так как

  5. Курение приносит вред сердцу, так как

  6. Курение кровеносные сосуды.

  7. Когда человек курит его органы не получают достаточно

  8. Напиши несколько вариантов отказа от предложенной сигареты


Урок 2 «Что такое алкоголь и чем он опасен»

Цель: помочь детям избежать потребления алкоголя. Задачи:

  • Сформировать у детей представление о том, что алкоголизм — это болезнь.

  • Вызвать у детей к алкоголикам чувства .жалости, сочувствия; прочное нежелание быть похожими на алкоголиков.

  • Познакомить с мерами предосторожности при встрече с пьяными.

• Дети должны научиться отвечать «нет» на предложение попробовать алкоголь. Оборудование.

  • плакат с изображением алкоголика (по усмотрению учителя);

  • заготовленная на доске запись пословиц о пьянстве;

  • рисунки, изображающими представителей разных профессий: спортсмен, футболист, учитель, диктор телевидения, фотомодель, манекенщица *

На что обратить внимание.

  1. Употребление даже небольшого количества алкоголя оказывает воздействие на организм и головной мозг.

  1. Алкоголь - наркотик, который замедляет работу организма и мозга.

  1. Дети должны отвечать «нет» на предложения попробовать алкоголь, если это не происходит в присутствии вызывающего доверие взрослого.

Ход урока

1. Объясните, что алкоголь - это наркотик, воздействующий на организм и головной

мозг.

3.4, Сценарии уроков по разделу II «Профилактика социально значимых заболеваний»
(1-11 классы)

  1. Обсудите следующие вопросы:


  • Какие болезни вы уже знаете? (варианты ответов: ангина, простуда, отравление, болезни сердца и др.).

  • С какой болезнью мы познакомились на прошлых уроках? (варианты ответов: табакокурение, курение).

  • Почему табакокурение тоже называется болезнью? (варианты ответов: курение разрушает организм: человек привыкает к табаку и начинает зависеть от него, т.е. начинает болеть.)

  1. Сегодня на уроке мы поговорим о другой болезни — алкоголизме. Как вы думаете, что приводит человека к такой болезни, как алкоголизм? (варианты ответов: пьянство, постоянное употребление спиртных напитков.).

  2. Составьте вместе с учащимися портрет алкоголика (и внешность, и особенности характера, и состояние здоровья).

  1. На классной доске плакат с изображением алкоголика.

  • Попросите ребят описать, как выглядит алкоголик на этом плакате? (Варианты ответов: он бледный, у него кривая бессмысленная улыбка, глаза тусклые, худой, физически слабый, цвет лица нездоровый.)

  • Какие чувства вызывает у вас такой человек? (варианты ответов: его жалко, но он неприятен: не хочется быть таким, как он.)

  • Вам нравится портрет человека, которого можно описать с помощью этих слов? Хотели бы вы быть похожими на него?

  1. Обсуждение известных пословиц об алкоголе и алкоголиках. (Пьяному море по колено, а лужа по уши. Пьяный ничего не боится. Что у трезвого на уме, у пьяного на языке. С хмелем познаться — с честью расстаться).

  2. Работа с рисунками, изображающими представителей разных профессий: спортсмен, футболист; учитель, диктор телевидения; фотомодель, манекенщица. Обсуждение следующих вопросов:

  • Почему этим людям ни в коем случае нельзя употреблять спиртные напитки? (варианты ответов: если эти люди начнут употреблять алкоголь, то они не справятся со своей работой и не будут известными, уважаемыми людьми.).

  • Какие еще профессии вы знаете, где не может работать больной алкоголизмом? (варианты ответов: водитель машины, врач, президент, альпинист и т.д.).

  1. Предупреждение опасных ситуаций. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

  • Ребята, как нужно вести себя, если к вам на улице подошел незнакомый пьяный человек и пытается с вами заговорить? (варианты ответов: лучше спокойно отойти в сторону, не вступая в разговор.)

  • А если подошел знакомый пьяный человек? (варианты ответов: лучше также отойти, не вступая в разговор, так как никогда не известно, что взбредет пьяному в голову в следующий момент.)

  • Можно ли ехать в одном лифте с пьяным человеком? (варианты ответов: нет. лучше этого не делать).




Урок 3 «О наркотиках и наркомании»

Цель: сформировать у детей представление об опасности наркотических веществ и недопустимости даже однократной пробы наркотика. Задачи:

  • Дети должны узнать о наркомании как о социально-значимом заболевании.

  • Помочь детям отказаться от предложения попробовать наркотическое или токсическое вещество.

  • Выработать настороженное отношение к людям, употребляющим наркотические вещества.

На что обратить внимание

  • Средняя продолжительность жизни наркомана 10 лет.

  • Даже первые пробы наркотика могут привести к формированию зависимости.

  • Наркомания - болезнь, имеющая огромное социальное значение, один наркоман вовлекает в употребление наркотиков 10-15 человек.

  • От наркомании невозможно полностью излечиться - человек остается зависим от наркотиков всю жизнь.


Ход урока

  1. Учитель задает вопрос классу о том, что известно учащимся о наркомании и токсикомании.

  2. Обсуждение проблемы (Известно, что некоторые химические вещества способны вызывать приятные ощущения, чувство свободы, легкости. В связи с этим некоторые люди пытаются вызвать у себя эти ощущения путем использования химических веществ, либо используя эти вещества они пытаются уйти от решения проблем, от реальности жизни. Эти вещества получили название наркотических (наркотики, токсические вещества).

Человек, который начал употреблять наркотики не думает о том, чем закончатся его эксперименты. А конец у всех людей, однажды попробовавших наркотические вещества, один - развитие заболевания от которого практически невозможно избавиться. Имя этой болезни наркомания.

  1. Почему наркоманию считают заболеванием. У людей, употребляющих наркотики, формируется психическая и физическая зависимость от данного вещества, которая остается на всю жизнь. Психическая зависимость проявляется тем, что единственной целью существования человека становиться употребление наркотика и не для того что бы получить удовольствие, которое постепенно исчезает, а лишь для того, что бы избежать мучительного состояния, которое возникает после прекращения действия наркотика. Его называют «ломка», а научное его название - абстиненция. Чем дольше человек употребляет наркотики, тем «ломка» более мучительна.

В момент «ломки» человек раздражителен, неуравновешен, напряжен, злобен. У него болят мышцы шеи. спины, конечностей, живот и т.д. Он не владеет собой, мечется, не может найти себе места.

Такое состояние длится неделю или дольше. Так человек становится рабом химического вещества.

  1. Класс обсуждает вопрос: в чем состоит социальное значение этого заболевания. (Основные положения: наркомания - это болезнь, она «заразна» - один наркоман вовлекает в употребление наркотиков от 10 до 15 человек, заболев этой болезнью, человек страдает ею всю оставшуюся жизнь, начав употреблять наркотические вещества, наркоман становиться совсем другим человеком, отнюдь не в лучшую сторону изменяются его моральные и душевные качества: очевидна связь: наркомания-преступность).

  2. Учитель предлагает детям написать небольшое сочинение на тему: «Кем я буду через десять лет». Обсуждение написанных сочинений.

  3. Учитель приводит статистические данные по распространенности наркомании в городе или районе проживания детей (в среднем 15-40% молодежи в возрасте 15-17 лет являются наркоманами) и сообщает также, что средняя продолжительность жизни наркомана составляет 10 лет.

  4. Подведение итога занятия. Учитель говорит: «Вы написали в своих сочинениях о своих планах на будущее. А теперь представьте, что 30%, а это практически каждый третий из класса, может умереть к этому возрасту от наркомании. Поэтому я предлагаю вам закончить ваше сочинение фразой типа: «Я не буду употреблять наркотики, потому что...».


Урок 4 «Сигаретный дым»

Цель: помочь детям отказаться от предложения попробовать сигареты. Задачи: 3.4. Сценарии уроков по разделу 11 «Профилактика социально значимых заболеваний»
(1-11 классы)

  • Дети должны уметь ответить «нет» на предложение закурить.

  • Дели должны уметь вежливо попросить взрослых не курить в неположенных

местах.

Оборудование:

Подготовьте знаки «Не курить» и «Место для курения»; На что обратить внимание.

  1. Детям следует вежливо попросить взрослого не курить в неположенном месте.

  2. Дети должны говорить «нет», если им предлагают сигарету.

Ход урока

  1. Знакомство со знаками «Не курить», «Место для курения».

Именно потому, что от табачного дыма страдают не только сами курящие, но и те, кто их окружает, в тех закрытых помещениях, где бывает много народу, вывешивается знак «Не курить!» (на доске плакат).

  • На какой знак он похож? (варианты ответов: на запрещающий дорожный знак).

  • В каких местах вы встречали такой знак? (варианты ответов: в общественном транспорте, в самолете, в кинотеатре, в поликлинике и др.).

  • Во многих общественных местах отведены специальные места для курения. Так защищают от табачного дыма некурящих. (На доске вывешивается плакат «Место для курения»).

  • Где вы встречали такой знак? (варианты ответов: в кафе, в театрах, в институтах

и др.)

  • Если вы увидите такой знак, как вы должны поступить? (варианты ответов: отойти в сторону, чтобы не вдыхать табачный дым.)

  • Как вы поступите, если окажетесь там, где есть знак «Не курить» и рядом с вами кто-то курит? (варианты ответов: будет правильно вежливо попросить, чтобы взрослый не курил в этом месте).

  • Можете ли вы придумать несколько вариантов того, как обратиться к взрослому с просьбой о прекращении курения? (варианты ответов: Извините, но здесь не курят. Не могли бы вы погасить сигарету, пока вы в лифте. Извините, но мне плохо от вашей сигареты. Не могли бы вы погасить сигарету на то время, пока вы в помещении?).

  1. Почему так важно избегать табачного дыма. О негативном влиянии компонентов сигаретного дыма на здоровье человека, его внешний вид.

  2. Попросите учеников разыграть ситуации, в которых учитель выступает в роли взрослого курильщика, а дети обращаются к нему с просьбой перестать курить.

Примечание. В ролевой игре роль курильщика всегда должен играть учитель. Возможные ситуации:

  • несколько учеников в лифте, учитель в роли курящего;

  • несколько учеников в кафе (ресторане), учитель в роли курящего за соседним столиком;

  • несколько учеников сидят в поезде рядом со взрослым, который начинает курить.

  1. Разыграйте таким же образом ситуации, когда взрослый или старший по возрасту предлагает детям сигарету, (И здесь учитель всегда должен быть в роли того, кто предлагает сигарету.)

Возможные ситуации:

  • ученик у друга в гостях. Старший брат друга предлагает им сигареты;

  • мальчик (или девочка) говорит после уроков своему другу (подружке), что у него (нее) есть сигареты: «Хочешь попробовать?»;

  • ученик старших классов говорит группе учеников, что если они хотят выглядеть взрослее, они должны закурить.

Ученики всегда должны сформулировать ответ так, чтобы он был ясным и решительным.

  1. Детям предлагается самостоятельно нарисовать знак «Не курить» и повесить его в подъезде, где они живут, на дверях собственной комнаты, на кухне и т.д.


Урок 5 «Что такое химическая зависимость»

Цель: сформировать у учащихся представления о разрушительном воздействии наркотиков на организм. Задачи:

  • Детей должны осознать, что употребление наркотических веществ наказуемо, и не только по закону, но и самой жизнью.

  • Сформировать у детей сознание того, что наркотики не прощают никому, ничего и никогда.

  • Дети должны научиться «видеть» человека, страдающего наркоманией и остерегаться его.

Ход урока

  1. О проступках, наказаниях и прощении. О людях в обществе судят по их поступкам. Поступки бывают разные. Если поступок плохой, следует наказание. Например, если человек поставит свою машину там, где стоянка запрещена, или превысит допустимую скорость при езде на автомобиле, ему придется заплатить штраф.

  • Как вы думаете, это можно считать наказанием? Чему оно служит?

  • Всегда ли за проступок наказывают? (вариант ответа: за плохой поступок у старших можно попросить прощение. Прощение - это значит, что тебе больше не напоминают о плохом поступке и перестают ругать за него).

  • Как вы думаете, употребление наркотиков - это хороший или плохой поступок?

  1. Человек, который начинает употреблять наркотики, тоже скрывает свое пристрастие от окружающих. В его жизни появляется тайна. И тайна эта очень неприятная. Он не скрывает ее от тех, кто делает то же самое. У него формируются новые связи - с такими же, как он. А старые привязанности, как правило, угасают. Почему? Потому что начавший употреблять наркотики попадает в «рабство» от химического вещества. Образуется целая такая группа «рабов», связанных общими наркотическими интересами и отделяющихся от окружающих. Чем? - Своим тайным пристрастием.

  2. Задание классу: описать внешний облик наркомана и оценить его. Внешний облик человека, употребляющего наркотики, постепенно ухудшается: значительное похудание: увеличение активности сальных желез; усиление пигментации кожи лица; бледность и даже зелено-желтый цвет кожи; общая слабость.

Все большие трудности у начинающего наркомана возникают в учебе: теряется интерес к ней и к прежним увлечениям, наблюдаются изменения психики (раздражительность, нервозность и т.д.). Успеваемость ухудшается, а с нею утрачиваются перспективы, связанные с получением образования, хорошей работой и т.д.

  1. Обсуждение следующих вопросов:

  • Как вы думаете, какое наказание следует за употребление наркотиков? (варианты ответов: практически невозможно избавиться от наркотиков самостоятельно, и крайне трудно сделать это и с медицинской помощью, человек остается зависим от наркотиков на всю жизнь - это самое страшное наказание, распространение наркотических веществ преследуется и жестоко карается в нашей стране по закону).

  • Можно ли получить прощение за употребление наркотиков? Человек может попросить прощение за совершенный им плохой поступок и может получить его. Но изба­виться от наркомании невозможно. Наркомания не прощает ничего, никому и никогда.

  • Как вы думаете, опасен ли человек в состоянии наркотического опьянения для окружающих?

  1. Задание классу: описать глаза наркомана, находящегося в состоянии


наркотического опьянения. (Для учителя: глаза затуманенные или со странным блеском, зрачки широкие, либо узкие, величиною с иголочное ушко - в зависимости от того какой препарат (1-11 классы)

принят, мало реагируют на изменение освещенности).

  1. В заключение история одной наркоманки: Лене (15 лет) очень хотелось побыстрей стать взрослой и все в жизни попробовать. Подруги приводили ей доводы о том, что наркотики помогут побыстрей стать взрослой. И она попробовала наркотик.

Постепенно ей хотелось все чаще и чаще употреблять его и во все большей дозе. Вскоре она уже не могла без него обходиться. Родители, узнав о пристрастии дочери к наркотику, попытались ее лечить, обратившись в частную клинику. Лену вывели из состояния наркотической «ломки», и, почувствовав себя лучше, она думала, что на этом все закончилось.

Но через некоторое время она вновь попадает в наркологическую больницу, и в том же состоянии. Почему? Ведь в больнице ей было страшно от того, что она увидела себя как бы стороны: ведь там были такие же подростки. И они кричали от боли во всем теле, не могли найти себе места и не могли успокоиться. Почему же Лена вновь попала в больницу?

Потому что, помимо «ломки», при наркомании существует и психологическая зависимость от наркотика. Человек уже не может думать ни о чем другом, кроме как об очередной его дозе. И даже мысли о перенесенных мучениях его не останавливают: настолько сильно желание принимать наркотик вновь и вновь. И он, помимо своей воли, продолжает принимать его. Это же случилось и с Леной.

  1. Таким образом, прощения у наркомании просить бессмысленно: она не прощает никогда, никому, ничего. И выражается это в постоянном желании принимать наркотик вновь и вновь.


Урок 6 «Наркотики и человек»

Цель: сформировать у учащихся представления о добрых и недобрых делах. Распространение наркотиков - недоброе дело. Задачи:

  • Помочь ребенку суметь отказаться от употребления наркотических или токсических веществ.

  • Сформировать у детей представление о том, что наркомания - болезнь, затрагивающая душевную сферу личности человека.

  • Дети должны усвоить, что продажа наркотика - злое дело и человек, продающий наркотик или предлагающий его бесплатно, совершает подлый поступок.

  • Учащиеся должны усвоить, что употребление наркотических веществ разрушает личность, делает человека глупым и зависимым, отрывает его от реальной жизни.

Ход урока

  1. Прочитайте один из рассказов К.Д. Ушинского: «Персики», «Дедушка и внучек». «Богатство», «Вера», «Паук».

  2. Обсудите с классом следующие вопросы:

  • Что понравилось и не понравилось в рассказе?

  • Что такое добро и зло? (варианты ответов: Добро - все хорошее, положительное, полезное, что совершает человек. Доброта как черта характера человека - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать другим добро.

Зло - нечто дурное, вредное; недоброжелательное отношение к окружающим людям; противоположное добру).

  1. Дети рассуждают на тему: является ли продажа наркотика добрым или злым делом (вариант ответа: Это не может быть добрым делом. Ведь главная цель продавца наркотиков заключается в том, чтобы у человека выработалось желание принимать наркотик, а уже потом, на этом желании он будет зарабатывать деньги. И продавцы пытаются приобрести себе больше «рабов», чтобы наживаться на их беде.

Когда после приема одной или нескольких проб наркотика у человека возникает желание принимать его вновь и вновь, это и есть начало тяжелого душевного заболевания -наркомании).

4. Наркомания - душевное заболевание. Почему? (Потому что человек становится лживым, эгоистом, черствым по отношению к окружающим его людям, даже к самым близким. Все за исключением наркотиков для него становится маловажным, ничего его не интересует, кроме наркотика. Наркотик образует как бы «невидимую стену» между этим человеком и людьми, которые наркотиков не употребляют. Вместе с тем наркотик сближает его с теми людьми, которые их употребляют. Совместно они начинают добывать наркотик, образуя преступные группы.

  1. Наркотики нередко называют «дурью» потому что от употребления наркотика люди дурнеют. Все вы, наверное, видели пьяного человека. Разве пьяный - не дурной? Он совершает бестактные поступки, нецензурно ругается, может полезть в драку из-за пустяка или из-за того, что ему что-то показалось. Разве он не дурной в сравнении с трезвым человеком? Но вещества, вызывающие состояние наркотического опьянения, еще более опасны, чем спиртное.

Действие каждого наркотического вещества проявляется по-разному. Например, курящий табак не становится таким, как пьяный, т.к. никотин табака действует на психику человека иначе, чем алкоголь. Но разве не «дурь» курением сокращать себе жизнь, зарабатывая рак легких, язву желудка и другие тяжелые болезни?

  1. Следует также отметить примеры курения и употребления спиртных напитков, встречающиеся в фильмах, спектаклях и т.д. Почему это происходит? Потому что участие в их создании принимают люди, которые сами слали рабами этих веществ.

  2. Подведение итога урока. Наркомания распространяется подобно заразному заболеванию. У обычного заболевания возбудитель - болезнетворные микробы, у наркомании же - пример, уговоры, предложения попробовать наркотик. Распространяют эту болезнь те люди, кто сами потребляют наркотики или наживаются на их распространении.



Урок 7 «Никотин и алкоголь - верные друзья»

Цель: помочь учащимся отказаться от предложенной сигареты или алкоголя. Задачи:

  • Подростки должны иметь четкое представление об отравляющем действии табака и алкоголя на организм и личность человека.

Оборудование:

  • доклады учащихся на темы: «Из истории распространения табака (алкоголя) на территории нашей страны»;

  • инсценировка, в которой задействованы пятеро учащихся.

Ход урока

  1. Доклад учащегося об истории распространения табака на территории нашей

страны.

  1. Действующее начало табака - никотин. Его действие на здоровье человека. Никотин - чрезвычайно сильный яд, действующий преимущественно на нервную систему, пищеварение, а также на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. В фильтре сигареты может скопиться такое количество никотина, которого достаточно, чтобы убить мышь. Поэтому у непривычного к курению человека выкуривание большого количества сигарет вызывает тяжелое отравление, а иногда и смерть.

Однажды был поставлен такой опыт: на тело курящего приложили несколько пиявок, а выделенную им мочу дали выпить мышам. Утром, до первой затяжки с животными ничего особенного не произошло. Но как только человек выкурил первую папиросу, пиявки отвалились в судорогах, а мыши, получившие его мочу, впали в состояние сильного возбуждения.

По данным Всемирной организации здравоохранения, продолжительность жизни курильщиков на 4 - 8 лет меньше, чем у некурящих, причем сокращение продолжительности жизни зависит от того, в каком возрасте человек начал курить. Если это произошло в 15 лет. то


жизнь сокращается на 8 лет„ а если в 25 лет - то приблизительно на 4-5 лет.

3. Доклад учащегося из истории распространения алкоголя в нашей стране.

  1. Алкоголь - яд, который также как и никотин постепенно отравляет организм человека. Алкоголь разрушает живые клетки. Он поражает нервную систему, сердце и сосуды, легкие, печень, мочеполовую систему, желудочно-кишечный тракт. Под воздействием алкоголя ускоряется развитие сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных опухолей. Смертность по вине алкоголя занимает третье место среди прочих причин смерти в промышленно развитых странах.

В ядовитом действии алкоголя можно убедиться с помощью простого опыта (семена растений проращивали в химических стаканах). В первом была вода, во втором -пятипроцентный раствор спирта, в третьем - 10% раствор спирта. В воде семена прорастали нормально, пятипроцентный раствор спирта тормозил их прорастание, а 10% раствор действовал как яд, убивая семена.

  1. Учитель задает вопрос классу: «Поднимите руки те, кого лечили вином дома». Обсуждаются причины и поводы первых проб алкоголя.

  2. Инсценировка


  1. й ученик. Меня зовут опьянение. Я сильнее всех на свете. Ноги у меня длинные, хотя и хилые, желудок у меня ненасытный, голову я держу высоко и думаю, что нет на свете существа, равного мне по уму. Язык у меня необузданный, глаза - бесстыжие. Если кто-то подружится со мной и примет меня за своего, прежде всего я сделаю из него развратника. .. Вложу ему в сердце великую скорбь. Вместе с опьянением появится у него головная боль, глаза перестанут различать свет, ум не будет способен сделать ничего хорошего.

  1. й ученик. Меня зовут опьянение. Если со мной познакомится торговец, я сделаю его бедным и жалким. Он будет ходить в разорванной одежде, в рваных башмаках, начнет занимать у добрых людей деньги, но они не только перестанут ему давать деньги в долг, но и будут гнать со двора, видя его спившимся, совершенно разоренным, бедным.

  2. й ученик. Меня зовут опьянение. Если слуга познакомится со мной, я сделаю так, что хозяин возненавидит его. Все станут его избегать, а он, подорвав свое здоровье, умрет раньше времени.

  3. й ученик. Меня зовут опьянение. Если со мной подружится ремесленник, то. каким бы хорошим и внимательным он не был, я отниму у него разум, погублю его молодость и сделаю его горьким пьяницей, хуже всех. Я подарю ему самые несчастные дни в его жизни: он перестанет заниматься своим ремеслом, потому что всегда будет хотеть выпить, и больше ничего хорошего он не увидит в жизни.

  4. w ученик задает вопросы, а остальные четверо отвечают на них.


  • Кто непрестанно стонет? - Пьяница!

  • Кто с покрасневшими глазами? - Пьяница!

  • Кто этот оборванец? - Пьяница!

  • Кто внезапно умирает? - Пьяница!

  • От кого неприятно пахнет? - От пьяницы!

  • Кто валяется в грязи? - Пьяница!

Учитель сообщает ученикам, что сейчас прозвучали слова, сказанные Константином философом из Болгарии жившем более тысячи лет назад. Но они значимы и сегодня.

7. Заключение урока. Алкоголь и сигареты отравляют организм и душу человека.


Урок 8 «Берегись - идет наркоторговля!»

Цель: объяснить учащимся, в каких условиях происходит распространение наркотиков и в чем их опасность. Задачи:

  • Помочь детям отказаться от предложения попробовать наркотическое вещество.

  • Выработать у подростка убежденность, что каждый человек, предлагающий бесплатно попробовать наркотическое вещество видит в нем потенциального покупателя и использует бесплатное угощение как своего рода «наживку».

Ход урока

  1. Обсуждается схема охоты: охотник - приманка - жертва.

Торговля наркотиками - это тоже охота. Чтобы было больше покупателей этого товара, торговец прибегает к разным способам обмана: распространяет информацию о приятности действия и «модности» потребления; о безвредности или даже пользе действия наркотиков; убеждает, что потребление наркотиков является признаком взрослости.

  1. Обсуждаются вопросы:


  • Как вы думаете, где, когда, какие товары, и с какой целью торговцы предлагают людям бесплатно? (вариант ответа: на презентациях каждому желающему бесплатно предлагают попробовать товар именно для того, чтобы он впоследствии его покупал).

  • Сохраняется ли при таком виде рекламы у потенциального покупателя свобода выбора? (вариант ответа: да, при этом человек решает: стоит ли покупать или нет, т.е. у него сохраняется свобода поведения, решения, выбора).

  • Сохраняется ли свобода выбора у человека, который согласился на бесплатную пробу наркотика? (вариант ответа: нет, потому что под действием наркотика в мозге человека в результате сложных биохимических реакций) образуется наркотических очаг, который заставляет его даже помимо воли искать, покупать и принимать наркотик).

  • Знаете ли вы, к каким способам обмана могут прибегать наркоторговцы, пытаясь заманить в свои сети новую жертву?

  1. Почему наркоману хочется повторить прием наркотика? (Вариант ответа: потому что после нескольких проб человек привыкает к нему и уже не может без него обходиться. Поскольку наркотики стоят немалых денег, наркоману приходится их искать, чтобы приобрести очередную дозу. Часто он идет ради этого на преступление и готов выполнить любое поручение торговца).

  2. Основные признаки химической зависимости (наркомании): психическая зависимость от наркотика, когда желание употребить наркотик преобладает над всеми нормальными желаниями и потребностями человека; физическая зависимость, проявляющаяся развитием тяжелого болезненного состояния при прекращении приема препарата; изменение чувствительности организма к наркотику - для достижения первоначального эффекта действия наркотику человеку требуются все большие и большие дозы вещества, а в последствии наркоман принимает наркотик лишь для того, чтобы избежать состояния ломки, ни о каких приятных ощущениях уже речи не идет.

  3. Подведение итога занятия. Наркоторговцы, предлагая, порой бесплатно попробовать наркотик не сообщают о негативных сторонах употребления своего «товара». Единственная цель, которую они преследуют - вовлечение еще одного человека в употребление наркотиков и получение денежной прибыли от нового «клиента».


Урок 9 «Наркотики - особо опасная инфекция»

Цель: сформировать у учащихся представления о путях распространения наркомании. Задачи:

  • Дети должны усвоить, что совсем не обязательно «быть как все», особенно, когда дело касается употребления наркотиков.

  • Подростки должны знать какими мотивами чаще всего руководствуются люди начавшие употреблять наркотики.

Ход урока

  1. Обсуждение темы: Человек и общение. Человек не может существовать долго один: ему необходимо общение. Первое общение новорожденного ребенка происходит с мамой. Это общение помогает ему познавать мир. По мере взросления многие подростки объединяются в компании на основе каких-то общих интересов: играют в футбол, катаются на велосипедах и т.д.

  2. «Хорошие» и «плохие» компании. Образование подростками устойчивых, так называемых «плохих» компан-ий происходит, как правило, в случае, когда отношения в семье неудовлетворительные - дома не понимают, родители не интересуются жизнью и внутренним (1-11 классы)

миром своих детей и т.д. Постепенно подросток чувствует себя ненужным и ищет тех, кто с пониманием к нему отнесется (сочувствует, сопереживает, предлагает свою помощь, пусть даже для вида).

Примечание. Следует разъяснить различие между замкнутой и открытой компанией

ребят.

Чем отличается обыкновенная («открытая») группа подростков от замкнутой? -Родители знают их намерения, интересы (чем они занимаются, куда пошли), т.к. сами подростки делятся со взрослыми своими проблемами.

Замкнутая группировка подростков имеет более постоянный состав и расширяется лишь за счет тех.'кто подчиняется их жестким требованиям. Они никогда не рассказывают, чем занимаются, часто стараются скрываться от взрослых.

Как правило, первую пробу наркотического вещества человек делает под влиянием окружающих и обычно в компании: по их уговору, предложению, настоянию.

  1. Кто чаще всего предлагает попробовать наркотические вещества?


  • Подростки, уже имеющие «опыт» потребления наркотиков или наживы на них.


  • Взрослые, которые с различными целями сближаются с компанией подростков. У них могут быть следующие цели: подчинить, чтобы потом использовать (совместно воровать и т.д.). и вовлечь в наркоманию, чтобы потом наживаться (продавать им наркотики, сбывать наркотики с их помощью).

  1. Как и почему происходит роковой шаг? Мотивы его могут быть различными:

  • желание изведать новые ощущения;

  • любопытство;

  • стремление не отстать от приятелей и утвердиться в компании. Ведь не случайны лозунги некоторых компаний: «У нас некурящих нет!»; «Ты должен быть, как все!»

Новички активно вовлекаются в употребление наркотиков как принуждением, так и самим психологическим климатом компании. И в результате такого общения многие, уже ставшие наркоманами, вспоминают:

«Не хотелось, да друзья уговорили...»; «Неудобно было отставать от товарищей...»; «Все так поступают...»; «...только один раз».

  1. Почему начавшему потреблять наркотики подростку нравится находиться в наркотической группе?

Во-первых, в ней складывается особая форма общения между членами группы: взаимное расположение, сочувствие, сопереживание, никто никого за употребление наркотиков не ругает. Во-вторых, взаимопомощь, дают взаймы деньги, делятся наркотиком и т.д. В-треть­их, лидер компании может оказывать давление: угроза изгнания из компании или угроза расправы за «измену».

  1. Наркомания подобна инфекционным заболеваниям, например, гриппу. Инфекционные болезни вызываются специальными болезнетворными микроорганизмами (микробы, вирусы). Есть люди, которые могут заболеть, находясь в окружении этих микробов, а некоторые люди не болеют: их организм устойчив к ним.

Болезнетворные микробы распространяются различными путями: по воздуху, воде, через пищу, через некоторых насекомых. Например, грипп передается через воздух. (Пришел в класс ученик — кашляет, чихает; пообщался с одноклассниками, и на другой день еще кто-то в классе заболел).

При наркомании же «болезнетворным агентом» является наркогенная информация. Ее источником являются люди, потребляющие наркотики, а также торговцы «дурью». Наркогенная информация сводится к описанию приятности действия наркотиков, их безвредности и даже «полезности», к уговорам типа: «Ничего не будет, если попробовать один раз».

Наркогенная информация незаметно и быстро распространяется, особенно при непосредственном общении, совместном времяпрепровождении подростков в компании.



Известно, что один наркоман может вовлечь в наркотическое зло до 10-15 здоровых людей -подростков, юношей, а то и взрослых, формируя у них положительное отношение к наркотикам.

Из рассказа наркомана: «Часто в кругу знакомых ребят заводились разговоры о полезности наркотиков. Некоторые верили этим словам и незаметно становились наркоманами».

Наркоман совершенно беспомощен один на один со своей болезнью и активно ищет единомышленников. Образуется целая наркотическая сеть, в которой запутываются все новые и новые жертвы.

Мнение девушки, начавшей употреблять наркотики:

«Если вы думаете, что наркотики — это только препараты, вы глубоко ошибаетесь. Они - главная тема для разговора, цель и объединяющее начало. Кроме того, как только ты перестаешь употреблять наркотики, ты понимаешь, что тебе не о чем разговаривать со своими друзьями, нет повода с ними встречаться. Получается, что ты остаешься совсем один, а человек, как правило, боится этого и чаще всего готов скорее пожертвовать своим здоровьем, чем знакомыми и связями. Покончить с этим злом очень сложно из-за психологической зависимости. Поэтому советую подумать, прежде чем делать что-то, «как другие».

7. Подведение итога занятия. Наркомания подобна инфекционному заболеванию. Заболеть рискует каждый, кто хоть раз попробовал наркотик.


Урок 10 «О наркомании»

Цель: сформировать у учащихся представления о наркотической зависимости. Задачи:

  • Сформировать у детей представление о том, что наркотики лишают человека свободы.

  • Дети должны знать об основных проявлениях наркомании - физической и психической зависимости, изменении толерантности к наркотическому веществ) (и как следствие нарастание дозы).

Ход урока

  1. Обсуждение классом следующих вопросов:

  • Что такое свобода?

В общем понимании свобода - отсутствие каких-либо ограничений или стеснений при осуществлении человеком его желаний и намерений. Каждый человек обладает наличием различных свобод: он свободно ходит, дышит, может петь (если это не мешает другим) и т.д. Есть и другого рода свобода — свобода печати, свобода совести и т.д. Абсолютной же свободы, т.е. свободы делать то, что захочется, не обращая внимания на других людей, на правила поведения, на законы общества и традиции, не бывает.

Человек в каждый конкретный момент чего-то хочет, например, пить или есть. Т.е. он как бы несвободен, зависим от своих потребностей, желаний и должен удовлетворять их. Но зависимость может быть не только от того, что приносит пользу организму. Есть или пить - это то. без чего человек может умереть. Зависимость может быть и от того, что вредно или даже опасно, что сокращает жизнь.

  • Назовите, что вы любите из продуктов? Всегда ли они полезны организму? Даже безобидные (полезные) продукты в большом количестве для организма могут быть вредными. Но злоупотребляющий ими человек делает это ради удовольствия. Видели ли вы. как некоторые очень полные люди едят макароны?

  1. Наркотики - удовольствие вначале и полное отсутствие свободы в ближайшей перспективе.

Человек, употребляющий наркотики, делает *это ради удовольствия. Первые пробы наркотика не вызывают у него каких-либо ощущений, так как нервные клетки мозга пока еще находятся в нормальном состоянии. И только со временем под влиянием наркотика состояние нервных клеток изменяется таким образом, что защитный барьер психики постепенно рушится (1-11 классы)

и человек начинает испытывать душевный подъем, радостное, безмятежное состояние, прилив сил и т.д. Эти ощущения (научное их название - эйфория) с каждой дозой наркотика усиливаются, и человеку хочется вновь и вновь испытать такое состояние. Теперь он начинает постоянно думать о наркотике и становится несвободным - рабом этого своего желания.

Вообще человек находится во власти своих желаний постоянно. Но для организма есть полезные и необходимые вещества, от которых человек испытывает удовольствие, а есть опасные (наркотики, алкоголь, табак), от которых он также испытывает удовольствие, но для организма они токсичны. Необходимо уяснить себе, что полезные вещества в большом количестве также могут быть вредными, а наркотики вредны и опасны в любом количестве.

  1. В-нем же проявляется психологическая зависимость от наркотика? Во-первых, человек положительно относится к наркотику и к людям, употребляющим его. Во-вторых, наркотик для него становится главной, а потом и единственной ценностью. Все остальные желания, увлечения и занятия отходят на задний план, а многие исчезают. В-третьих, все чаще возникает желание вновь и вновь ощутить действие наркотика: все более частые, а затем и постоянные, навязчивые мысли о нем.

Все мысли, действия человека теперь подчинены только одному - наркотику. Человек теперь зависим,несвободен он - раб.

  1. Проявления физической зависимости. При прекращении приема наркотического вещества ставшего предметом зависимости организм начинает страдать, т.к. данное вещество постепенно встроилось в обменные процессы организма и стало незаменимым. Наркоман в состоянии «ломки» испытывает сильнейшие боли в костях, мышцах, суставах, во всех органах тела, его мучает головная боль, обильное слюно- и слезотечение, понос, рвота, он испытывает страх смерти.

  2. Почему наркоманы постепенно вынуждены увеличивать дозу наркотического вещества и что такое абстиненция? После того как изменяется психика, вынужден изменяться и организм. Возникает «противостояние»: психике хочется наркотика, а организм сопротивляется ему: усиливаются реакции нейтрализации наркотика. В результате наркоману приходится увеличивать дозу наркотика.

В ходе развития наркомании организм постепенно перестраивается, и если человек по каким-то причинам на время перестает употреблять наркотики, то он начинает испытывать очень мучительное состояние, о котором мы говорили на предыдущих уроках. — «ломку» (на­учное ее название абстиненция). Чем больше наркотический «стаж» у человека, тем сильнее будет «ломка», абстиненция.

Стремясь к очередному приему наркотического вещества, наркоман готов на любую ложь и обман. Он готов обмануть даже самого лучшего друга, чтобы добыть наркотик. И лжет всем.

  1. Домашнее задание. Напишите рассказ: «Король Наркотик и его подданные».


Внеклассные мероприятия. Сценарий спектакля о вреде курения для демонстрации в начальной школе «Приключения поросенка»

Действующие лица: поросенок, белочка, зайчонок, сова. Поросенок Хрюша бежит к своему другу зайчонку Степаше.

Стучит в дверь и громко зовет друга. Выходит Степаша: «Привет. Хрюша! Что мы будем сегодня делать?

Хрюша: «Давай играть в прятки!»

Степаша: «Как же мы будем играть вдвоем? Надо еще кого-то позвать. Давай позовем белочку Рыжика».

Хрюша: «Конечно, позовем. Побежали за Рыжиком».

Показана поляна, где трое друзей собираются играть в прятки. Первым водит Хрюша. Белочка и зайчик прячутся кто куда: за куст, за дерево. Хрюша: «Все, я иду искать».


Начинает искать друзей, заглядывая под каждый куст, дерево.

Хрюша: «Сейчас я найду вас. Ой, что это такое? И дым идет из конца. А. это сигарета, я знаю. Я видел, как взрослые дяди курили. Ох, как хочется попробовать. Все равно никто меня не видит, никто не узнает. А ну-ка, попробую».

Берет сигарету в рот и пытается затягиваться. Сильно кашляет, роняет сигарету. На кашель прибегают белочка и зайчонок. Спрашивают Хрюшу:

Белочка: «Что с тобой, Хрюша?»

Степаша: «Как тебе помочь? Может позвать твою маму?»

Хрюша сквозь кашель еле слышно отвечает: «Не надо маму».

Белочка: «Ой, боюсь. Что с тобой? Надо позвать кого-нибудь на помощь».

Степаша: «Сейчас я позову соседку Сову».

Бежит к дому совы. Прибегает, громко стучит и зовет.

Выходит тетушка Сова.

Сова: «Что такое? Что за шум?»

Степаша: «Тетушка Сова, помогите Хрюше, ему плохо».

Сова: «Спокойно, деточка. Пойдем к твоему другу».

Приходят вместе на поляну к Хрюше, продолжающему кашлять.

Сова: «Что случилось с тобой, Хрюша? Ты себя плохо чувствуешь? Ну-ка. открой

рот».

Хрюша открывает рот.

Сова: «Ой, да от тебя пахнет табаком? Неужели ты курил?» Хрюша: «Нет, не курил, просто попробовал».

Сова: «Так вот почему ты так сильно кашлял. Ты решил попробовать сигарету. И видишь, что из этого вышло. Сейчас я привесу тебе лекарство от кашля и тебе будет немного легче».

Сова уходит и вскоре возвращается с лекарством.

Сова: «Видишь, Хрюша, как нехорошо получилось. Но могло быть еще хуже. Теперь послушай меня, и вы тоже, ребята (обращается к присутствующим в классе школьникам), что я вам расскажу о вреде курения.

Сова говорит о вреде курения. Разговор сопровождается демонстрацией слайдов. Сценарий спектакля о вреде употребления алкоголя для демонстрации в начальной школе

Действующие лица: поросенок, белочка, зайчонок.

мама-Зайчиха, доктор Айболит.

Сцена в комнате. Веселятся дети: поросенок Хрюша, белочка Рыжик и зайчонок Степа. В соседней комнате взрослые сидят за столом и громко разговаривают. (Гостей не видно: слышны только их голоса). Тут в комнату входит тетушка Зайчиха (хозяйка дома) и просит детей что-нибудь рассказать или спеть гостям. Поросенок, белочка и зайчонок с удовольствием исполняют их просьбу. После этого гости начинают расходиться. В комнате, где сидели взрослые, и где был накрыт стол, остаются только Зайчонок и Хрюша.

Зайчонок: «Ой, сколько всякого вкусного на столе! Мои любимые конфеты. Я хочу попробовать».

Хрюша: «А мне хочется яблоко. Сейчас я его достану». (Протягивает руку к вазе с яблоками и останавливается). «А что это такое в стаканчике, дай я попробую».

Зайчонок: «Ты что, Хрюша, это нельзя пить. Это вино. Если узнают наши родители, нас накажут».

Хрюша: «Не узнают. Я только немного попробую».

Выпивает содержимое стаканчика. Потом подходит к другому, третьему и тоже
выпивает. Через несколько секунд Хрюша начинает вздыхать и причитать: «Ой. живот
болит, голова кружится. Помоги, Степа». ' .

Зайчонок Степа: «Сейчас я позову маму».

Бежит, зовет маму.

3.4. Сценарии уроков по разделу II «Профилактика социально значимых заболеваний»
(1-11 классы)

Мама: «Что случилось? Тебе плохо? Сейчас вызову доктора». Бежит к телефону, вызывает скорую помощь.

Входит доктор Айболит с помощником-санитаром.

Доктор: «Что случилось с тобой? (Начинает прослушивать прибором, просит открыть рот, проверяет язык.) Обращается к маме Зайчихе: «Что же случилось с ма­лышом?»

Хрюша: «Ничего не случилось. Просто я съел, наверное, что-нибудь и поэтому у меня болит живот. Ой, ой, как голова болит».

Мама Зайчиха: «Степа, может быть ты мне скажешь, что случилось с твоим другом?»

Степа немного молчит, затем говорит: «Хрюша попробовал то, что было в этих маленьких стаканах».

Доктор: «Так, так». (Подходит к столу, берет один из стаканов и, поднеся к носу, нюхает). Все ясно. Мачьчик отравился алкоголем. Будем госпитализировать. Санитар, помогите ему дойти до машины».

После этого доктор Айболит начинает рассказывать для всех сидящих в кчассе о вреде алкоголя для организма человека. Беседа сопровождается демонстрацией слайдов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Вичужанина Людмила Сергеевна

Дата: 08.05.2015

Номер свидетельства: 209317

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними  в условиях сельской школы "
    ["seo_title"] => string(87) "profilaktika-upotrieblieniia-pav-niesoviershiennolietnimi-v-usloviiakh-siel-skoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "148215"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419611448"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства