"Практическая и опытническая деятельность обучающихся на занятиях по цветоводству"
"Практическая и опытническая деятельность обучающихся на занятиях по цветоводству"
С обучающимися младшего и среднего школьного возраста можно проводить исследования по изучению растений ближайшего окружения, среди которых существенная роль отводится комнатным растениям. Основными направлениями работ являются изучение формирования знаний и умений работы с комнатными растениями, формирование наблюдательности, экологического воспитания и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Благодатный детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться, к богатству и красоте окружающего мира.
Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.
Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания.
С обучающимися младшего и среднего школьного возраста можно проводить исследования по изучению растений ближайшего окружения, среди которых существенная роль отводится комнатным растениям. Основными направлениями работ являются изучение формирования знаний и умений работы с комнатными растениями, формирование наблюдательности, экологического воспитания и т.д.
Известно, что наблюдения обогащают обучающихся конкретными фактами, лежащими в основе явлений жизни живой природы, помогают найти причинные и другие связи, делать правильные выводы и обобщения, вооружают элементарной методикой исследования жизни живой природы и умением прогнозировать последствия неправильного отношения к живым объектам. В процессе проводимых наблюдений формируется очень важное свойство личности — наблюдательность, под которой понимают свойство индивида, проявляющееся в умении подмечать существенные, в том числе и малозаметные, особенности предметов и явлений. Наблюдательность приобретается в жизненном опыте, предполагает формирование и развитие любознательности, пытливости, что способствует осознанному, целостному миропониманию ребенка. Развитие наблюдательности — важная задача формирования адекватного восприятия действительности.
Научить школьников проводить наблюдения — задача любого педагога.
Проводимые экспериментальные исследования охватывали разные уровни обучения детей. Задача состояла в том, чтобы, рассматривая состояние формирования наблюдательности у учащихся, разработать методику изучения комнатных растений и выделить серию опытов и наблюдений за ними. В основе отбора материала лежал экологический подход, а именно влияние климатических условий помещений на рост и развитие растений.
В основе методики организации наблюдений и опытов с комнатными растениями лежат разработки П.И.Боровицкого, который отмечал, что наблюдение и опыт имеют огромное значение при изучении предметов и явлений природы. Они должны быть просты и доступны, а это будет только в том случае, когда ясна цель и условия проведения опыта. Наблюдения и опыты основываются на известных учащимся фактах и закономерностях. Ход опыта должен быть понятен настолько, чтобы дети имели возможность самостоятельно сделать соответствующие выводы. Педагог не предлагает их готовыми. Простой опыт не затрудняет понимания сущности наблюдаемых явлений и вместе с тем знакомит с путями научного исследования. Опытническая работа проводится при значительной активности воспитанников, что приучает их к наблюдательности, самостоятельному изучению объектов.
Исходя из морфологического строения комнатных растений и их отношения к климатическим, экологическим факторам, составлена серия опытов и наблюдений с комнатными растениями, которые можно использовать в начальной школе (табл. 1).
Таблица 1
Опыты и наблюдения за комнатными растениями
Климатические, экологические факторы
Опыты
Наблюдения
Свет
1. Влияние затенения на рост цветочной стрелки у амариллиса.
2. Влияние освещения на окраску листьев у колеуса и аспидистры
За влиянием освещения
на интенсивность цветения азалии.
2. За движением листовых пластинок у герани.
Вода
Движение воды в стебле бальзамина.
Превращение традесканции в аквариумное растение.
Влияние полива (обильный и скудный) на растения циперус-папирус и калла.
За «плачем» монстеры и сциндапсуса перед дождем.
За влиянием опрыскивания на облиствение стеблей у аспарагуса.
Свойства растений
Опыты, позволяющие пронаблюдать свойства растений: плектрантус (мухогон), алоэ, примула.
.
Рост, развитие растений
Опыты по прищипыванию: для обильного цветения у жасмина, для кустистости у колеуса; по восстановлению частей растения узамбарской фиалки при размножении листом.
Наблюдения: за ритмами развития глоксинии, за скоростью роста цветочной стрелки зефирантеса, за состоянием растения кливия в период покоя.
Опыт: передвижение веществ по стеблю (на примере бальзамина).
Цель: знакомство с функциями стебля растений.
Задачи: формирование представления о стебле как об органе, проводящем воду с растворенными в ней веществами; воспитание бережного отношения к комнатным растениям как живым организмам.
Оборудование: стакан с подкрашенной чернилами водой, ветка бальзамина 15-20 см.
Ход опыта. В стакан с подкрашенной водой ставим черенок бальзамина, срезанный от хорошо развитого растения. Через 10-15 минут обучающиеся замечают подъем вверх подкрашенной воды по стеблю. В дальнейшем они наблюдают переход этой воды в боковые побеги, черешки м жилки листовой пластинки. Учитель отмечает, что вода движется вверх не по всему стеблю, а по особым путям — сосудистым пучкам.
Вывод: обучающиеся приходят к мнению, что передвижение воды вверх идет по особым путям от корней к листьям. В заключение они выполняют рисунки черенков бальзамина до опыта и после него.
Опыт вызывает у ребят эмоциональный подъем, им интересно проводить такие наблюдения. Обучающиеся могут перенести то, что они наблюдали в опыте, на то, что происходит у растений в естественных условиях: по стеблю (стволу) идет подъем вверх воды с растворенными в ней минеральными солями.
Чтобы научить обучающихся определять потребности растений в свете, был проведен следующий опыт.
Опыт: влияние экологического фактора - света на окраску листьев (на примере колеуса и аспидистры).
Цель: выявление влияния освещения на окраску листьев у растений с зеленым» и пестрыми листьями.
Задачи: формирование знаний о тене- и светолюбивых растениях в зависимости от окраски их листьев; воспитание ответственности за порученное растение.
Оборудование: по два растения колеуса и аспидистры.
Ход опыта. По одному растению колеуса и аспидистры ставим на хорошо освещенное место, а другие два растения - в затененное место. Проводим наблюдения за изменением окраски листьев и выполняем рисунки листьев растений до опыта и после него.
Вывод: на основе проведенных наблюдений обучающиеся приходят к заключению, что темно-зеленым растениям требуется света меньше, растения с пестрыми листьями — светолюбивые.
Для того чтобы научить воспитанников определять потребность комнатных растений в воде и способность листьев удерживать воду, был проведен следующий опыт:
Опыт: выявление потребности в воде и ее расход у плюща воскового и традесканции.
Цель: выявление зависимости потребления воды от строения листьев.
Задачи: формирование знаний о необходимости скудного или обильного полива растений у зависимости от его листьев; воспитание ответственности при размещении растений по отношению к свету.
Оборудование: ножницы, поднос, растения - плющ восковой и традесканция.
Ход опыта. Отрезаемот растений по одному листу с целой листовой пластиной и кладем их на поднос. Наблюдаем за тем, какой лист завянет быстрее. Выполняем рисунки листьев до опыта и после него.
Вывод: проводя наблюдения, обучающиеся обратили внимание, что тонкий лист традесканции завял быстрее, чем плотный, с восковым налетом лист плюща. Ребята сказали: «Из тонкого листа вода ушла быстрее, и такому растению надо больше пить». Таким образом, исходя из собственного опыта, перенося личные ощущения на живой организм комнатного растения, они сделали вывод о необходимости частого полива комнатных растений с тонкими листьями. А полив растений с плотными, имеющими защитный восковой налет листьями должен быть регулярным в соответствии с требованиями.
Интересно отметить, что некоторые свойства кактусов накапливать влагу и экономно ее расходовать обучающиеся узнали еще в детском саду. Эту особенность они проверяли на практике при уходе за комнатными растениями, применяя разный полив, а некоторые виды кактусов содержали без полива в течение двух месяцев.
Опыт работы с комнатными растения показывает, что это благодатный материал, обогащающий учащихся знаниями основ миропонимания, а планомерная работа способствует нравственному развитию, подготовке к труду и активному участию в общественной жизни.