kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Практическая и опытническая деятельность обучающихся на занятиях по цветоводству"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С обучающимися младшего и среднего школьного возраста можно проводить исследования по изуче­нию растений ближайшего окружения, сре­ди которых существенная роль отводится комнатным растениям. Основными направлениями работ являются изучение форми­рования знаний и умений работы с комнат­ными растениями, формирование наблюда­тельности, экологического воспитания и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Практическая и опытническая деятельность обучающихся на занятиях по цветоводству"»

Тема: «Практическая и опытническая деятельность обучающихся на занятиях по цветоводству»

Педагог дополнительного образования Камшу Н.Г.,

МАУДО г.Нижневартовска «Центр детского творчества»


Благодатный детский возраст открыт и вос­приимчив к чудесам познания, к умению удивляться, к богатству и красоте окружаю­щего мира.

Экологическое образование с его направлен­ностью на воспитание ответственного отно­шения к окружающей социоприродной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мыш­ление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы эко­логического воспитания.

С обучающимися младшего и среднего школьного возраста можно проводить исследования по изуче­нию растений ближайшего окружения, сре­ди которых существенная роль отводится комнатным растениям. Основными направлениями работ являются изучение форми­рования знаний и умений работы с комнат­ными растениями, формирование наблюда­тельности, экологического воспитания и т.д.

Известно, что наблюдения обогащают обучающихся конкретными фактами, лежащи­ми в основе явлений жизни живой приро­ды, помогают найти причинные и другие связи, делать правильные выводы и обоб­щения, вооружают элементарной методи­кой исследования жизни живой природы и умением прогнозировать последствия не­правильного отношения к живым объектам. В процессе проводимых наблюдений фор­мируется очень важное свойство личнос­ти — наблюдательность, под которой пони­мают свойство индивида, проявляющееся в умении подмечать существенные, в том числе и малозаметные, особенности пред­метов и явлений. Наблюдательность приоб­ретается в жизненном опыте, предполагает формирование и развитие любознательнос­ти, пытливости, что способствует осознан­ному, целостному миропониманию ребен­ка. Развитие наблюдательности — важная задача формирования адекватного воспри­ятия действительности.

Научить школьников проводить наблю­дения — задача любого педагога.

Проводимые экспериментальные исследования охватывали разные уровни обучения детей. Задача состояла в том, что­бы, рассматривая состояние формирования наблюдательности у учащихся, разработать методику изучения комнатных растений и выделить серию опытов и наблюдений за ними. В основе отбора материала лежал экологический подход, а именно влияние климатических условий помещений на рост и развитие растений.

В основе методики организации наблюдений и опытов с комнатными растениями лежат разработки П.И.Боровицкого, который отмечал, что наблюдение и опыт имеют огромное значение при изучении предметов и явлений природы. Они должны быть просты и доступны, а это будет только в том случае, когда ясна цель и условия проведения опыта. Наблюдения и опыты основываются на известных учащимся фактах и закономерностях. Ход опыта должен быть понятен настолько, чтобы дети имели возможность самостоятельно сделать соответствующие выводы. Педагог не предлагает их готовыми. Простой опыт не затрудняет понимания сущности наблюдаемых явлений и вместе с тем знакомит с путями научного исследования. Опытническая работа проводится при значительной активности воспитанников, что приучает их к наблюдательности, самостоятельному изучению объектов.

Исходя из морфологического строения комнатных растений и их отношения к климатическим, экологическим факторам, составлена серия опытов и наблюдений с комнатными растениями, которые можно использовать в начальной школе (табл. 1).

Таблица 1

Опыты и наблюдения за комнатными растениями

Климатические, экологические факторы

Опыты


Наблюдения


Свет

1. Влияние затенения на рост цветочной стрелки у амариллиса.

2. Влияние освещения на окраску листьев у колеуса и аспидистры

  1. За влиянием освещения

на интенсивность цветения азалии.

2. За движением листовых пластинок у герани.

Вода

  1. Движение воды в стебле бальзамина.

  2. Превращение традесканции в аквариумное растение.

  3. Влияние полива (обильный и скудный) на растения циперус-папирус и калла.

  1. За «плачем» монстеры и сциндапсуса перед дождем.

  2. За влиянием опрыскивания на облиствение стеблей у аспарагуса.

Свойства растений

Опыты, позволяющие пронаблюдать свойства растений: плектрантус (мухогон), алоэ, примула.

.

Рост, развитие растений

Опыты по прищипыванию: для обильного цветения у жасмина, для кустистости у колеуса; по восстановлению частей растения узамбарской фиалки при размножении листом.

Наблюдения: за ритмами развития глоксинии, за скоростью роста цветочной стрелки зефирантеса, за состоянием растения кливия в период покоя.

Размножение растений

Семенами: ли­мон, финиковая пальма.

Стеблевыми черенками: бальзамин, ги­бискус, зигокактус, монстера, герань, традесканция.

Листовыми черенками: глоксиния, пеперомия, сансевиера, циперус-папирус.

Корневищем: аспидистра, сансевиера.

Делением куста: маранта

Отводками: хлорофитум


Опыт: передвижение веществ по стеблю (на примере бальзамина).

Цель: знакомство с функциями стебля растений.

Задачи: формирование представления о стебле как об органе, проводящем воду с растворенными в ней веществами; воспитание бережного отношения к комнатным растениям как живым организмам.

Оборудование: стакан с подкрашенной чернилами водой, ветка бальзамина 15-20 см.

Ход опыта. В стакан с подкрашенной водой ставим черенок бальзамина, срезанный от хорошо развитого растения. Через 10-15 минут обучающиеся замечают подъем вверх подкрашенной воды по стеблю. В дальнейшем они наблюдают переход этой воды в боковые побеги, черешки м жилки листовой плас­тинки. Учитель отмечает, что вода движет­ся вверх не по всему стеблю, а по особым путям — сосудистым пучкам.

Вывод: обучающиеся приходят к мнению, что передвижение воды вверх идет по осо­бым путям от корней к листьям. В заключе­ние они выполняют рисунки черенков бальзамина до опыта и после него.

Опыт вызывает у ребят эмоцио­нальный подъем, им интересно проводить такие наблюдения. Обучающиеся могут пере­нести то, что они наблюдали в опыте, на то, что происходит у растений в естественных условиях: по стеблю (стволу) идет подъем вверх воды с растворенными в ней мине­ральными солями.

Чтобы научить обучающихся определять потребности растений в свете, был прове­ден следующий опыт.

Опыт: влияние экологического факто­ра - света на окраску листьев (на примере колеуса и аспидистры).

Цель: выявление влияния освещения на окраску листьев у растений с зеленым» и пестрыми листьями.

Задачи: формирование знаний о тене- и светолюбивых растениях в зависимости от окраски их листьев; воспитание ответствен­ности за порученное растение.

Оборудование: по два растения колеуса и аспидистры.

Ход опыта. По одному растению колеуса и аспидистры ставим на хорошо освещенное место, а другие два растения - в затененное место. Проводим наблюдения за изменением ок­раски листьев и выполняем рисунки лис­тьев растений до опыта и после него.

Вывод: на основе проведенных наблю­дений обучающиеся приходят к заключению, что темно-зеленым растениям требуется света меньше, растения с пестрыми листья­ми — светолюбивые.

Для того чтобы научить воспитанников опре­делять потребность комнатных растений в воде и способность листьев удерживать во­ду, был проведен следующий опыт:

Опыт: выявление потребности в воде и ее расход у плюща воскового и традескан­ции.

Цель: выявление зависимости потреб­ления воды от строения листьев.

Задачи: формирование знаний о необ­ходимости скудного или обильного полива растений у зависимости от его листьев; вос­питание ответственности при размещении растений по отношению к свету.

Оборудование: ножницы, поднос, рас­тения - плющ восковой и традесканция.

Ход опыта. Отрезаем от растений по одному листу с целой листовой пластиной и кладем их на поднос. Наблюдаем за тем, какой лист завянет быстрее. Выполняем рисунки листьев до опыта и после него.

Вывод: проводя наблюдения, обучающиеся обратили внимание, что тонкий лист традесканции завял быстрее, чем плотный, с восковым налетом лист плюща. Ребята сказали: «Из тонкого листа вода ушла быстрее, и такому растению надо больше пить». Таким образом, исходя из собственного опыта, перенося личные ощущения на живой организм комнатного растения, они сделали вывод о необходимости частого полива комнатных растений с тонкими листьями. А полив растений с плотными, имеющими защитный восковой налет листьями должен быть регулярным в соответствии с требованиями.

Интересно отметить, что некоторые свойства кактусов накапливать влагу и экономно ее расходовать обучающиеся узнали еще в детском саду. Эту особенность они проверяли на практике при уходе за комнатными растениями, применяя разный полив, а некоторые виды кактусов содержали без полива в течение двух месяцев.

Опыт работы с комнатными растения показывает, что это благодатный материал, обогащающий учащихся знаниями основ миропонимания, а планомерная работа способствует нравственному развитию, подготовке к труду и активному участию в общественной жизни.


Использованная литература

  1. Начальная школа № 2, 2003 – 110-113с.

  2. Начальная школа № 12, 2004 – 44-48с.

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
"Практическая и опытническая деятельность обучающихся на занятиях по цветоводству"

Автор: Камшу Наталья Геннадьевна

Дата: 14.12.2016

Номер свидетельства: 369658

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Организация работы на учебно-опытном участке. "
    ["seo_title"] => string(51) "orghanizatsiia-raboty-na-uchiebno-opytnom-uchastkie"
    ["file_id"] => string(6) "146466"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419178822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства