В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Мачешанской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа - авторская программа Галкиной Ирины Валерьевны, обобщение многолетней систематической работы по краеведению, проводимой автором в школе села Мачеха. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у обучающихся. Программа “Моя малая Родина” предназначена для проведения кружка в общеобразовательной школе. Возраст детей с 5-11 класс.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План кружковой работы . Кружок "Родная земля" »
План кружковой работы.
Название
«Родная земля»
Сроки: 2 часа в неделю (рассчитан на 3 года)
Составитель: учитель истории и обществознания
МКОУ «Мачешанская СОШ»
Галкина Ирина Валерьевна
Пояснительная записка.
Программа имеет историко-краеведческую направленность и рассчитана на 3 года, по 2 часа в неделю.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Мачешанской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа - авторская программа Галкиной Ирины Валерьевны, обобщение многолетней систематической работы по краеведению, проводимой автором в школе села Мачеха. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у обучающихся. Программа “Моя малая Родина” предназначена для проведения кружка в общеобразовательной школе. Возраст детей с 5-11 класс.
Цели программы:
- познакомить обучающихся с историко - культурным наследием села Мачеха, Киквидзенского района, Волгоградской области;
- сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи программы:
- изучение прошлого и настоящего села, обычаев, традиций и духовной культуры земляков, проживающих в нашем районе;
- воспитание патриотизма обучающихся через краеведческие знания о селе и районе;
-формирование и сохранение семейных ценностей и традиций;
- активизация поисковой деятельности учащихся;
- выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;
- формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения;
-пополнение фондов школьного краеведческого музея работами учащихся по краеведению.
Сроки реализации: программа реализуется в течение трёх лет по два часа в неделю, в течение учебного года. Итого 68 часов в год, 204 часа за три года.
Формы проведения занятий:
Экскурсия.
Экспедиция.
Работа в архивах.
Конференции.
Поисковая деятельность.
Работа с документами.
Исследовательская деятельность.
Оформление новых выставок.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения программы обучающиеся должны
знать:
- историю родного края;
- хранить историю, обычаи и традиции своей «малой родины»;
- приумножать историческое наследие края.
уметь:
- работать с музейно-архивными документами, материалами;
- развивать творческие способности и возможности школьников;
- сохранять нравственные основы через знакомство с православными праздниками и обычаями русского народа, архитектурными памятниками, бытом русских людей, православной культурой в целом.
Формы подведения итогов:
Выставки.
Экскурсии.
Проекты.
Презентации.
Конференции.
Исследовательские работы.
Учебно-тематический план
ПЕРВЫЙ ГОД. “Красота родного края”
Задача первого года занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем селе и районе. Эстетической категорией на этом этапе выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле.
№
Тема занятий
Содержание
Кол-во часов
Да-та
Теория
Прак-тика
1 раздел
Краеведение- наука о родном крае.
2
4
1
Краеведение- наука о родном крае.
Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.
1
2-3-4
Экскурсия по селу
Путешествие по улицам села.
Посещение памятников села. Могилы погибшего воина афганца. Могилы воина погибшего в Чечне
3
5-6
Экскурсия «Достопримечательности села»
Клуб. Почта. Школа.
1
1
2 раздел
Красотою славится наша земля.
11
23
7-8-9
Красотою славится наша земля.
Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе.
1
2
10-11-12
Мачешанская земля
Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир.
1
2
13-14-15-16
Наша жемчужина.
Легенды и предания об истории села. Памятник природы. Красная книга в растениях края.
2
2
17-18-19-20
Топонимика нашего района
Наука топонимика. Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории района.
2
2
21-22-23
Река, давшая жизнь нашему городу.
Река Мачеха, Бузулук. Стихи о реке. Современное состояние реки. Экология.
1
2
24-25-26-27-28
Наш дом родной.
Экскурсия по селу.
Васильевская слобода.
Александровская.
1
4
29-30-31-32
Откуда пошёл мой род.
Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи
1
3
33-34-35-36
Мачешанская земля в литературе, живописи.
Знакомство с литературными произведениями Трощило, Ярового,Колпакова.
Живопись- В.Н.Стародубовой, В.И.Рудичева
1
3
37-38-39-40
Я и мое село
Мое село через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего села в будущем.
1
3
3 раздел
История села Мачеха
8
20
41-42-43
История села. Истоки.
История села. Воспоминания старожил.
1
2
44-45-46
Легенды о названии села
Анализ легенд о названии села
1
2
47-48-49-50
Село в 18 веке
Воспоминания старожил.
Чтение стихов. Анализ воспоминаний
1
3
51-52-53-54
Село в 19 веке
Воспоминания старожил.
Анализ воспоминаний
1
3
55-56-57-58
Село в 20 веке
Воспоминания старожил.
Чтение стихов. Анализ воспоминаний
1
3
59-60-61-62
От чистого истока
Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю.
1
3
63-64-65-66
Подводим итоги работы кружка за год.
Выступления ребят. Творческие отчёты. Выставка работ учащихся.
1
3
67-68
Подведение итогов
Выступление руководителя кружка.
Консервация экспонатов на лето.
1
1
ВТОРОЙ ГОД. “Прошлое села”
Задача второго года занятий развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к культуре и быту народов проживающих в нашем районе, наши земляки участники Гражданской и Великой Отечественной войны.
№
Тема занятий
Содержание
Кол-во часов
Да-та
Теория
Практика
1 раздел. Гражданская война
8
26
1-2-3-4
История Гражданской войны
1
3
5-6-7-8-9-10
Изучение воспоминаний о гражданской войне
Село в годы войны. Списки участников боевых сражений их воспоминания.
1
5
11-12-13-14
Изучение рукописной книги Есиева А.З
Изучение рукописной книги Есиева А.З., анализ произведения. Подбор материала для экскурсии
1
3
15-16-17-18
Изучение рукописной книги И.Х.Рупина
Изучение рукописной книги И.Х.Рупина, анализ произведения. Подбор материала для экскурсии
1
3
19-20-21-22
Изучение рукописной книги Андрющенко А.А.
Изучение рукописной книги А.А.Андрющенко, анализ произведения. Подбор материала для экскурсии
1
3
23-24-25-26
Изучение рукописной книги Анищенко А.И
Изучение рукописной книги Анищенко А.И., анализ произведения. Подбор материала для экскурсии
1
3
27-28-29-30
Подвиги В.Киквидзе и его друга Медведовского.
Анализ воспоминаний. Подбор материала для экскурсии.
1
3
31-32-33-34
Изучение литературы местных поэтов и писателей.
Подбор материала для экскурсий.
1
3
2 раздел. Великая Отечественная война
10
24
35-36-37-38
Начало Вов.
Демобилизация. Офицеры запаса.
1
3
39-40-41-42
Школа в годы ВОв.
История школы, педколлектив принимавший участие в ВОв
1
3
43-44-45-46
Грозный 1942 год.
Анализ воспоминаний, изучение хронологии
1
3
47-48-49-50
Сталинградская битва.
Изучение воспоминаний участников Рудичевой А.С, Рудичева И.М. и др.
1
3
51-52-53-54
Тыл в годы ВО войны
Анализ воспоминаний тыловиков.
1
3
55-56-57-58
Герои Советского Союза – наши земляки.
Изучение материала, отбор для экскурсионной беседы
1
3
59-60
Бутко А. С
Герои Советского Союза – наш земляк. Изучение материала
1
1
61-62
Гайдуков С.В.
Герои Советского Союза – наш земляк. Изучение материала
1
1
63-64
Победа ВОв.
Изучение материала, отбор для экскурсионной беседы
1
1
65-66
Подведение итогов работы за год
Выступление руководителя и кружковцев.
1
1
67-68
Консервация экспонатов на лето.
Консервация экспонатов на лето.
2
ТРЕТИЙ ГОД. «ЛЮДИ ЗЕМЛИ МАЧЕШАНСКОЙ»
Задача третьего года занятий – изучение истории и культуры нашего района через знакомство с известными личностями, прославившими наше село и район, развитие интереса к жизни конкретных людей, воспитание уважительного отношения к своим близким бабушкам и дедушкам, показать историю в контексте с историей страны.
№
Тема занятий
Содержание
Кол-во часов
Да-та
Теория
Практика
1 раздел. Человек своего времени.
7
21
1-2
Человек своего времени.
Человек. Гражданин. Личность. О людях нашего села
1
1
3-4
Добро создаваемое добрыми руками.
Мастера своего дела.
1
1
5-6-7-8-9-10
Летописец истории родного края.
Воспоминания о тружениках колхоза «Урожай»
1
4
11-12
Рассказ о великом семьянине.
О многодетных семьях нашего края.
1
1
13-14-15-16
Им гордится наш район
О П.М.Дегтяреве. Подбор материала для экскурсии.
1
3
17-18-19
Оформление стенда о Дегтяреве.
Оформление стенда о Дегтяреве.
3
20-21-22-23
Создание колхоза «Урожай»
Изучение материала о МТС, коллективизации.
1
3
24-25-26-27
Передовики производства
Передовики производства колхоза «Урожай», награды.
1
3
28-29
Изучение периодической печати
Изучение периодической печати
2
2 раздел Учителя мачешанской земли
3
9
30-31-32-33
История МСШ
История школы. 1936 год. Церковно-приходская школа.
Открытие средней школы.
1
3
34-35
36-37
Директора в разные годы
Знакомство с директорами школы в разные периоды. Сапов- участник войны и другие. Переход на кабинетную систему.
1
3
38-39-40-41
Учителя МСШ.
Награды учителей их заслуги. Фото.
1
3
3 раздел Гордость земли мачешанской.
3
11
42-43
Воины интернационалисты
Воспоминания воинов интернационалистов. Анализ событий.