Просмотр содержимого документа
«Общеразвивающая программа дополнительного образования "Художественная обработка кожи"»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Художественная обработка кожи»
возраст детей 11-15 лет
срок реализации 2 года
Составитель: Егорова Ирина Владимировна
педагог дополнительного образования
г.Боровичи
Новгородской области
2014 год.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная обработка кожи» художественной направленности, ориентирована на детей среднего школьного возраста и подростков, которая предусматривает изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
-- история, культура и эстетика быта;
-- основы дизайна;
-- элементы домашней экономики и предпринимательства;
-- знакомство с миром профессий;
-- влияние технологических процессов на окружающую среду и
здоровье человека;
-- творческая, проектная деятельность.
Кожевничество – одно из древнейших ремесел на земле. Но кожа является материалом биологического происхождения, и с течением времени изделия из нее исчезают без следа, оставляя о себе память, легенду, отображение в рисунке или литературном описании. Благодаря археологическим раскопкам ХIХ – ХХ вв. мы имеем некоторое представление об истории кожевничества по отдельным предметам из кожи, сохранившимся до наших дней в древних гробницах Египта, Греции и вечной мерзлоте курганов в долине Пазырык на Алтае.
Этот удивительный материал – кожу – создала сама природа. Изделия из нее надежно защищают от холода, пыли, влаги и в то же время отлично «дышат».
Кожа – это дерма шкуры животного, сохранившая свою волокнистую структуру, но ее химические, физические и механические свойства изменены в соответствии с назначением конкретного вида кожи.
Для изготовления декоративно-прикладных изделий чаще всего применяется кожа растительного дубления и неокрашенная, позволяющая использовать такие приемы художественной отделки, как гравировка, тиснение, печать, батик, выжигание и роспись красками.
Кожа – прекрасный материал для поделок, она пластична, послушна и достаточно прочна. Увлекательная работа с кожей по силам не только взрослым, но и детям. Где же взять этот замечательный материал?
Не надо спешить выбрасывать изделия из кожи, вышедшие из моды, из них можно смастерить немало изящных и полезных изделий. Дать вторую жизнь изделиям, таким как сумки, пальто и пиджаки, голенища от сапог, перчатки, и изготовить из них украшения и многое другое, поможет школьникам испытать прекрасные чувства – радость созидания и творчества.
Цель программы: Обеспечить условия для развития потребности к самостоятельным занятиям ДПИ через освоение знаний о кожевничестве, освоении различных техник обработки кожи.
Актуальность программы заключается в реализации потребности учащихся через конкретную и интересную практическую деятельность в интересной и увлекательной форме организовать свой досуг.
Педагогическая целесообразность в развитии мотивации учащихся к изучению различных видов прикладного творчества, что дает возможность расширить их политехнический кругозор, организуя поиск «своего» материала и «своей» технологии обработки этих материалов. Это, несомненно, оказывает благотворное влияние на раскрытие индивидуальных творческих способностей учащихся, а также их профессиональному самоопределению.
Задачи программы:
Образовательные:
сформировать представление о процессе получения материалов природного и искусственного происхождения;
научить разным способам обработки кожи и способам утилизации отходов из кожи;
дать знания о видах художественных промыслов России, стран СНГ и Прибалтики.
Развивающие:
развивать познавательный интерес в области технического мышления и пространственного воображения;
способствовать развитию интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей, навыков самостоятельной и коллективной творческой деятельности;
способствовать развитию умения представлять результат собственной творческой деятельности;
развивать мотивацию к дальнейшим занятиям творческой и проектной деятельностью.
воспитывать чувство ответственности за результаты своей деятельности;
способствовать воспитанию уважительного отношения к людям Различных профессий и результатам их труда.
Отличительной особенностью данной дополнительной общеразвивающей программы является – получение возможности освоить метод проектирования изделий и познакомиться с основами предпринимательской деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 11-15 лет.
Ожидаемые результаты
Показатели оценки ожидаемых результатов
Формы оценки
* дать представление о художественных промыслах народов России, Прибалтики, стран СНГ
Учащиеся будут знать основы истории кожевничества, переплетного искусства.
Тесты
опросы
* развивать мотивацию личности к познанию и творчеству.
Организовать встречу с художниками Боровичского края для творческого и эстетического развития, знакомством с искусством
Учащиеся будут уметь пользоваться различными способами обработки кожи, пользоваться специализированными инструментами
портфолио учащихся Грамоты, дипломы, сертификаты
* познакомить с профессией прикладников и результатами их работы.
Организовать посещение музеев декоративно-прикладного искусства г. Великого Новгорода, г. Боровичи. Познакомятся с изделиями мастеров ДПИ
Фото отчеты
* привлечь родителей к деятельности объединения
В совместной деятельности с родителями через проведение мастер-классов учащиеся совершенствуют свои навыки
Отзывы родителей, друзей, учителей
Сроки реализации программы – 2 года.
Режим занятий:
Режим два раза в неделю.
1 год обучения – 4 часа в неделю, всего 144 часа в год;
2 год обучения – 4 часа в неделю, всего 144 часа в год;
Наполняемость учебной группы: 12 – 15 человек
К концу 1-го года обучения учащиеся будут знать:
☺ общие сведения о процессе получения материалов природного и искусственного происхождения;
☺ виды художественных промыслов России;
☺ материалы, общие сведения об их использовании и применении в традиционных художественных ремеслах;
☺ способы обработки кожи, методы изучения ее свойств, способы утилизации отходов по истечении срока использования изделий из кожи;
☺ виды режущих инструментов и приспособлений для обработки кожи и изготовления изделий из нее;
☺ правила охраны труда и безопасные приемы работы с натуральной кожей;
☺ содержание и характер труда специалистов кожевенной промышленности.
будут уметь:
☺ пользоваться режущими инструментами, приспособлениями для изготовления изделий из натуральной кожи;
☺ применять различные способы подготовки материала к работе;
☺ определять вид и свойства материалов природного происхождения;
☺ разрабатывать эскизы будущих изделий;
☺ уметь организовать свое рабочее место и поддерживать в рабочем состоянии инструмент и приспособления для работы;
☺ подготавливать материал для работы, подбирать его по цвету, фактуре;
☺ изготавливать трафареты для будущих изделий;
☺ изготавливать простейшие изделия - украшения и аксессуары;
☺ определять качество готового изделия по соответствующим критериям и уметь творчески представить его.
К концу 2-го года обученияучащиесябудут знать:
☺ искусство народов России, Калмыкии, Бурятии, Башкирии и Дагестана;
☺ санитарные требования к помещению для работы с кожей, правила работы с натуральными материалами;
☺ способы обработки кожи: шитье, плетение, швы встык и внахлест, виды оплеток и шнуров, а также факторы, влияющие на качество кожи: изготовление определенных изделий, изменение свойств кожи при хранении и эксплуатации изделий, эстетические и гигиенические показатели;
☺ правила выбора кожи для изготовления бижутерии;
☺ уход за изделиями из натуральной кожи;
будут уметь:
☺ использовать информационные технологии для хранения и получения необходимой информации, а также для представления результатов своей работы;
☺ работать с инструментом и дополнительными материалами: иглами, пробойниками, измерительными принадлежностями, металлическим зубчатым колесиком и набором шил, циркулем;
☺ определять качество натуральной кожи;
☺ использовать тепловую обработку для изменения свойств кожи, работая с парафиновой свечей и электрической плиткой;
☺ изготавливать украшения из кожи: заколки для волос, браслеты, ободки и аксессуары: очечники, бумажники;
☺ работать в группе и принимать участие в коллективном творческом
проекте.
Учебно-тематический план.
I год обучения.
№ п/п
Тема, раздел
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Организация рабочего места и безопасные приемы работы.
1
1
2
2.
Инструменты и принадлежности для работы с кожей. Режущие инструменты
1
1
2
3.
История кожевничества.
3
1
4
4.
Художественные промыслы России.
3
1
4
5.
Виды кож. Строение и свойства кожи.
1
1
2
6.
Способы соединения и крепления деталей из кожи.
2
32
34
7.
Плетение. Виды плетения.
2
18
20
8.
Способы декоративной обработки кожи.
3
22
25
9.
Технология изготовления аксессуаров из кожи.
2
12
14
10.
«Ювелирка из кожи». Использование отходов для изготовления украшений.
2
10
12
11.
Использование акриловых и масляных красок в декорировании изделий из кожи.
2
8
10
12.
Часы творчества
1
10
11
13.
Экскурсии
3
1
4
ИТОГО:
26
118
144
Учебно-тематический план.
II год обучения.
№ п/п
Тема, раздел
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Организация рабочего места и безопасные приемы работы.
1
1
2
2.
История кожевничества.
2
2
4
3.
Виды художественных промыслов.
2
2
4
4.
Виды кож. Строение и свойства кожи.
2
2
4
5.
Способы декоративной обработки кожи. Технические и технологические приемы
в декоративно-прикладном искусстве.
4
52
56
6.
Украшения из кожи.
4
24
28
7.
Проектная деятельность.
6
28
34
8.
Экскурсии
2
10
12
ИТОГО:
23
121
144
Содержание программы.
I год обучения.
Раздел I Организация рабочего места и безопасные приемы работы. (2 ч.) Теория 1 ч.
Оборудование рабочего места. Освещение рабочего места. Выполнение требований по охране труда. Типовые инструкции для учащихся, работающих в мастерской. Безопасные приемы работы. Способы хранения инструмента и заготовок для работы.
Практические работы 1.ч.
Знакомство с планом мастерской и расположением оборудования; выполнение эскизов; оформление необходимых записей в творческой тетради; составление плана рабочего места с учетом необходимых требований; тренировочное упражнение по безопасным приемам работы »Ровный край»
Раздел II . Инструменты и принадлежности для работы с кожей. (2 ч.) Теория 1 ч.
Подбор инструментов и принадлежностей. Правила работы инструментом.
Практические работы: 1 ч.
Заполнение таблиц по видам инструмента и его назначению; тренировочные упражнения по отработке приемов работы с инструментом.
Раздел III .История кожевничества. (4 ч.)
Теория 3 ч.
История кожевничества .Переплетное искусство в России.
Практические работы 1 ч.
Работа с текстами по истории кожевничества; творческое оформление исторической справки о кожевничестве; оформление демонстрационных стендов.
Раздел IV. Виды художественных промыслов. (4 ч.)
Теория 3ч.
Географические особенности народного искусства. Виды художественных промыслов.
Практические работы 1 ч.
Работа с текстами сборника; творческое оформление видов художественных промыслов России.
Раздел V. Виды кож. Строение и свойства кожи. (2 ч.)
Теория 1 ч.
Как шкура животного превращается в кожу. Этапы превращения шкуры животного в кожу. Мягкость и пластичность кожи.
Практические работы 1 ч.
Работа с текстами; сортировка кожи по видам и свойствам; создание коллекции видов кож.
Раздел VI. Способы соединения и крепления кожи. (34 ч.)
Склеивание. (8.5 ч.) Теория (1.5ч.) Материалы для склеивания деталей. Клеящие материалы для изготовления изделий из кожи.
Практические работы (7 ч.): Перевод выкроек и изготовление трафаретов Примерный перечень работ: брелоки для ключей, панно коллективное, элементы декора для одежды.
Оплетка. (8.5 ч.)
Теория (1.5 ч.)
Виды оплетки. Изготовление шнурка различными способами. Практические работы (7 ч.):изготовление аксессуаров с помощью оплетки соединенных между собой деталей.
Примерный перечень работ: кошельки, брелки, чехлы для телефонов.
Сцепление (8.5 ч.)
Теория (1.5ч.)
Виды сцепления. Знакомство с эстонской техникой. Практические работы (7 ч.):изготовление аксессуаров с помощью элементов сцепления деталей между собой.
Раздел VIII . Способы декоративной обработки кожи(25 ч.)
«Изонить»
Теория (2 ч.)
Знакомство с нитяной графикой «Изонить». Используемые материалы. Практические работы (6 ч.): тренировочные упражнения и изготовление образцов.
Примерный перечень работ: сувениры к праздникам, открытки.
Техника «жмурка»
Теория (2 ч.)
Обработка кожи в технике «жмурка». Обтяжка кожей жесткой основы изделия. Набор полотна из маленьких кусочков кожи.
Практическая работа (6 ч.): изготовление эскизов, декорирование предметов обихода.
Примерный перечень работ: рамка для фото, ваза.
Аппликация.
Теория (3ч.)
Виды аппликации из кожи. Накладная аппликация. Вырезная аппликация. Сочетание аппликации с тканью, вышивкой, другим декором. Стилизованный растительный орнамент.
Практические работы (6 ч.): выполнение эскизов и рисунков; разработка эскизов небольших работ с использованием аппликации; изготовление аксессуаров с использованием аппликации
Примерный перечень работ: кошелечки, сумочки, брелоки, заколки для волос
Раздел IX. Технология изготовления аксессуаров из кожи. (14 ч.)
Теория 2 ч.
Виды аксессуаров и их назначение. Технология изготовления аксессуаров.
Практические работы (12 ч.): творческое оформление эскизов и рисунков; Изготовление аксессуаров по индивидуальным эскизам. Творческое представление работ.
Примерный перечень работ: кошелечек на шею, косметички-сумочки,
блокнот, брелок для ключей, ручки и закладки для книг.
Раздел X . «Ювелирка» из кожи (12 ч.)
Теория 2 ч.
Применение кожи для изготовления женских украшений. Сочетание кожи с разными материалами (бисер, бусины, паетки , и т. д.)
Практические работы (10 ч.)
Подбор кожи и ее подготовка; заготовка трафаретов и выкроек; тренировочные упражнения по изготовлению элементов бус и кулонов(шишечки, бусины, кисточки, фонарики, спирали, и т.д.)
Примерный перечень работ: бусы и кулоны, сережки, колье.
РазделXI. Использование акриловых и масляных красок в декорировании
изделий из кожи. (10 ч.)
Теория 2 ч. Создание художественных произведений с использованием кожи и красок Практические работы(8 ч.): изготовление шкатулки для выставки
Практические работы (10 ч.): изготовление работ по замыслу
РазделXIII. Экскурсии. (4 ч.)
Экскурсия в музей декоративно прикладного творчества.
Содержание программы
II год обучения.
Раздел I. Организация рабочего места и безопасные приемы работы. (2 ч)
Теория 1 ч.
Правила безопасных приемов работы при обработке кожи на свече. Обработка кожи выжигательным прибором.
Практические работы 1 ч.
Оформление необходимых записей в творческую тетрадь; тренировочные упражнения по обработке кожи на свече и выжигательным прибором. Оформление образцов работы.
Раздел II. История кожевничества. (4 ч.)
Использование кожи в древности(2 ч.)
Теория 1 ч.
Обработка и использовании материала первобытными людьми
Практические работы: 1 ч.
Работа с текстами; оформление исторической справки, творческое представление результатов работы
Художественная обработка кожи в средние века, в эпоху Возрождения, в XVII-XIX вв.(2 ч.)
Теория 1 ч.
Развитие кожевничества на протяжении нескольких столетий.
Практические работы: 1 ч.
работа с текстами; оформление исторической справки, творческое представление результатов работы.
Раздел III. Виды художественных промыслов. (4 ч)
Художественные промыслы России (2 ч.)
Теория 1 ч.
Знакомство с декоративно- прикладным творчеством народных умельцев-кожевников
Практические работы: 1 ч.
Творческое оформление сведений по теме; работа с текстами.
Художественные изделия из кожи и меха народов Калмыкии, Бурятии, Башкирии, Дагестана. (2 ч.)
Теория 1 ч.
Декоративно-прикладное искусство других народов, заселивших лесостепную, степную, полупустынную зоны.
Практические работы: 1 ч.
Составление атласа художественных промыслов России и народов, заселивших лесостепную, степную, полупустынную зоны.
Раздел IV. Виды кож. Строение и свойства кожи. (4 ч.)
Кожевенное производство. Прокрас кожи. (2 ч)
Теория 1 ч.
Знакомство с кожевенным производством. Особенности прокраса кожи на производстве и в домашних условиях.
Практические работы (1 ч)
Творческое оформление записей по теме.
Строение кожи (2 ч.)
Теория 1 ч.
Срез шкуры животного. Слои кожи и их свойства. Дерма, ее функция.
Практические работы 1 ч.
Выполнение рисунков и эскизов; изучение свойств кожи; составление творческого путеводителя по видам кожи.
Раздел V. Способы декоративной обработки кожи. (56 ч.)
Термическая обработка.(14 ч.)
Теория (4 ч.)
Технология обработки кожи над свечой и выжигательным прибором. Практические работы (10 ч.)
Горячее тонирование, украшение способом выжигания различных форм
Примерный перечень работ: «Красивый узор» с помощью выж.прибора.(тренировочные упражнения) «Лепесток из кожи» закрученный. «Цветок» « Дерево»
Аппликация. (14 ч.)
Теория (4 ч.)
Знакомство с видами швов. Знакомство с объемной аппликацией.
Практические работы (10 ч.) « Виды швов: простой шов» «Виды швов: шов зигзаг. Графическое изображение швов .Изготовление образцов.
Знакомство с лоскутной мозаикой. Технология выполнения мозаики из различных видов кожи.
Практические работы (10 ч.)
Тренировочные упражнения. Изготовление образцов. Выполнение мозаики по замыслу. Примерный перечень работ: « Заготовка для мозаики»,«мозаичный узор», « красивая открытка» «Панно в стиле пэчворк» Инкрустация.(14 ч.)
Теория (4 ч.)
Знакомство с техникой «инкрустация» Применение инкрустации в старину.
Образцы инкрустации в современном мире.
Практические работы (10 ч.) Тренировочные упражнения. Изготовление образцов. Работа с разными видами пробойников.
Примерный перечень работ: « заколка для волос», «браслет», «брошь» «ободок»
Раздел VII. Проектная деятельность.(34 ч.)
Теория (4 ч.)
Этапы проектирования. Обоснование проблемы и постановка задач. Цели проекта. Первоначальные идеи и комментарии. Исследование проблемы и выводы. Проработка лучшей идеи. Технологическая карта и ее оформление. Процесс изготовления изделий. Самоконтроль и анализ творческой деятельности. Защита проектов.
Практические работы: (30 ч)
разработка и творческое оформление первоначальных идей; разработка дизайн-критериев и дизайн-спецификации; проработка лучшей идеи; планирование технологии изготовления изделий и творческое оформление технологической карты; изготовление изделий; самоанализ и самооценка деятельности; защита проекта.
Предполагаемые темы творческих проектов: разработка и изготовление сумки, подарок, разработка изделий для жилого интерьера, декоративные панно и т.д.
Раздел VIII. Экскурсии. Выставки. (12 ч.)
Экскурсия в музей декоративно-прикладного искусства г. Великий Новгород с целью ознакомления с работами мастеров, и участия в мастер-классе по изготовлению изделий Практические работы: оформление плана экскурсии; оформление итогов и выводов по полученной информации; разработка проекта по оформлению экспозиции выставки; творческих работ; проведение экскурсии по направлениям выставки и видам работ; составление отчета о проделанной работе; презентация выставки.
Методическое обеспечение программы
№
Тема
программы
Форма организации и форма проведения
Методы и приемы
Дидактический
материал, техническое оснащение занятий
Вид и формы контроля и предъявления результата
1
Виды художественных промыслов.
Комбинированное занятие,
практическое занятие;
коллективно-групповая и с организацией индивидуальной работы внутри группы.
По источнику информации:
наглядные, словесные, практические.
По способу взаимодействия педагога и детей:
объяснительно-иллюстративные, исследовательские.
По степени активности
детей:
учебно-исследовательские,
творческие.
Интернет-ресурс «География народного искусства (художественные промыслы России, стран СНГ и Прибалтики), автор: учитель географии школы № 324 с углубленным изучением области искусств Сычев О.Е,
м/м презентация: «Виды художественных промыслов»
Текущий контроль:
фронтальный опрос;
промежуточный контроль –самоанализ работ.
2
История
кожевничества.
Комбинированное занятие,
коллективно-групповая и практическая работа.
По источнику информации:
наглядные, словесные, практические.
По способу взаимодействия педагога и детей:
объяснительно-иллюстративные, исследовательские, организация работы с текстами.
По степени активности
детей:
творческие, организация самостоятельной познавательной деятельности,
учебно-исследовательские.
Ананьина Т.В. Художественные изделия из кожи. Раздел «Немного об истории кожевничества».
Кожа – в умелых руках: Сборник «Знание», 1996 г. Раздел «О коже, что всех тканей дороже».
Текущий контроль:
фронтальный опрос;
промежуточный контроль –самоанализ работ.
Итоговый контроль – мини-презентация творческой работы.
3
Организация рабочего места и безопасные приемы
работы.
Фронтальная, групповая, практическая работа.
По источнику информации:
наглядные, словесные,
По способу взаимодействия педагога и детей:
объяснительно-
иллюстративные, организация работы с тексами инструкций, демонстрация правильных приемов работы.
По степени активности
детей:
репродуктивные,
тренировочные упражнения.
Инструкции по охране труда в учебных мастерских;
м/м презентация
«Безопасные приемы работы с инструментом и приспособлениями при работе с кожей».
Текущий контроль - фронтальный опрос.
4
Инструменты и принадлежности для работы с кожей.
Фронтальная, групповая, практическая работа.
По источнику информации:
наглядные, словесные, практические.
По способу взаимодействия педагога и детей:
объяснительно-
иллюстративные
По степени активности
детей:
репродуктивный,
организация самостоятельной познавательной деятельности;
тренировочные упражнения.
Ананина Т.В. Художественные изделия из кожи. М.: ИРУДН, 1994. Раздел «Какие инструменты пригодятся для работы с кожей».
Жукова О.Г. Кожа – в умелых руках. М.: Знание, 1996. Раздел «Инструменты и дополнительные материалы».
м/м презентация «Инструменты для работы с кожей и его назначение».
Текущий контроль - фронтальный опрос.
Промежуточный контроль - тестирование,
Заключительный контроль - игра на внимание «Что пропало…»
деятельности, учебно-исследовательские, творческие.
Михейкина Т.М. Метод проектов в технологическом образовании школьников. – Спб.: --АППО, 2004.
Казачкова Т.Б., Терешенков О.М.,
Инновации в учительском опыте.
--Спб, СПбГУПМ, 1999.
м/м презентация «Этапы проектной деятельности».
Текущий контроль - фронтальный опрос.
Промежуточный контроль - коллективный анализ работ.
Итоговый контроль - демонстрация готовых изделий, защита творческих работ.
11
Экскурсии. Выставки.
Коллективно-групповая.
По источнику информации:
наглядные, словесные, практические.
По способу взаимодействия педагога и детей:
практические, эмоционально-действенные
По степени активности
детей:
организация самостоятельной познавательной
деятельности
творческие.
м/м презентации по видам защиты творческих проектов и фотографии изделий, представленных на выставках разных лет.
Промежуточный контроль - коллективный анализ работ.
Итоговый контроль – выставки и демонстрация готовых изделий.
Презентации творческих проектов.
Материально-техническое обеспечениепрограммы
Занятия художественным ремеслом должны проводиться в учебной мастерской по обработке ткани и иметь следующие составляющие:
Мебель: рабочие столы на одного учащегося, стеллажи, тумбы или шкафы для хранения материалов, инструментов и работ учащихся.
Технические средства обучения: компьютер – 1шт., экран стационарный – 1шт., м/м проектор – 1 шт.
Оборудование и электроприборы: электрическая плитка для отделки деталей из кожи – 1 шт.; эл.выжигательные приборы – 5 шт., штамп с матрицами для пробивания хольнитенов, кнопок- 1 шт.
Инструмент.портновские ножницы – 12 шт., ножницы «зиг-заг», круглое шило – 2 шт., предметы из маникюрного набора – по 1 шт., пинцет, металлический молоток – 5 шт., пробойники и фестоны – 1 набор, иглы металлические для ручной работы , тиски для закрепления фрагментов и деталей изделий – 5 шт.
Количество инструмента и приспособлений перечислено из расчета на группу в 12-15 человек.
Материалы: плотный картон, бруски деревянные, копир для разметки, металлические линейки. Парафиновые свечи для отделки деталей. Отходы кожгалантерейной промышленности, вторично используемые материалы из натуральной кожи.
Материалы для склеивания и отделки изделий: клей «Момент», резиновый клей, клей ПВА, кремы для обуви, металлическая фурнитура (кнопки, замочки, блочки, пряжки), поролон и синтепон.
Список литературы для педагога:
Кюльв Э.П. «Технология художественных изделий из кожи» 1982.
Селиванова Т.А. « Изделия их кожи» Изд. Дом.МСП Москва 2007.
Голубинцева Е.А. «Подарки из кожи- украшения и аксессуары» « ЭКСМО» 2002.
Журнал «ярмарка мастеров» «История развития кожевничества»
Интернет-ресурс «География народного искусства (художественные промыслы России, стран СНГ и Прибалтики), автор: учитель географии школы № 324 с углубленным изучением области искусств Сычев Олег Евгеньевич.
Кожа - в умелых руках Автор: Жукова О.Г
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. – СПб.: Акцидент, 1997.
Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей (о коже). Приложение к журналу «Ручная работа».
Маркин В.В. Выделка кож. – М.: АСТ- Пресс, 1999.
Михейкина Т.М. Метод проектов в технологическом образовании школьников. – Спб.: АППО, 2004.
Программы средних общеобразовательных учреждений, трудовое обучение (технология) 5-11 классы, М.: Просвещение, 1997.
Татарченкова С.С. Урок для учителя. Комитет по образованию Санкт-Петербурга. СПб ГУПМ. – СПб, 2002.
Тюрина Н. Чудо – кожа. Основы художественного ремесла. – М.: АСТ-Пресс, 1999.
Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Методика преподавания курса Твоя профессиональная карьера: – М.: Просвещение, 1996.
Список литературы для учащихся
Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек: - М.: Школьная Пресса, 2006.
Жукова О.Г. О коже, что всех тканей дороже. – М.: Знание, 1996.
Интернет-ресурс География народного искусства. Художественные промыслы России, стран СНГ и Прибалтики, автор: учитель географии школы № 324 с углубленным изучением области искусств Сычев Олег Евгеньевич.
Коноплева Н.П. Народные традиции – подсказки домашним умельцам. – М.: Знание, 1996
Народные художественные промыслы России. Сборник, 1994.
Симоненко В.Д. Технология. 6кл. - М.: Вентана-Граф, 1997.
Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера. 8-11 кл. – М.: Просвещение, 1996.