kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Народные промыслы. Часть 2. Хохлома.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжаем цикл публикаций о видах народных промыслов. Вторая часть знакомит с народным промыслом золотой хохломы.  

В публикации Вы найдете беседу о родине и истории возникновения замечательного народного промысла, готовый проект "Чудо-хохлома", образец аппликации "Хохломская роспись",  мастер-класс изготовления ложки из папье-маше в стиле "Хохлома" и вторую часть пазлов по мотивам народного- народного творчества "Русские узоры". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Народные промыслы. Часть 2. Хохлома.»

Хохлома



Хохломская роспись по дереву один из старинных видов русского народного искусства. Родина ее – лесной район Нижегородского края к северо-востоку от реки Волги. Происхождение названия связано с торговым селом Хохлома, куда мастера из 50 соседних деревень привозили на продажу расписную деревянную посуду, а оттуда она отправлялась в разные уголки России и за ее пределы – в страны Азии и Европы.

   Уже в те далекие времена, по данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки – «ботнички», вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды.

   Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи.

    Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас.

   Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику «золотой» окраски. Еще в XIX веке наряду с «золоченой» деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами – розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью.



Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро наргаждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

 

 

 




Проект "Чудо - хохлома"



Актуальность: Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей. 

ВЫВОД: Знаний детей о русской народной культуре, музыкальных традициях и о народных промыслах России - недостаточно.

Нравственно - патриотическому воспитанию детей отводится недостаточно времени в рамках образовательной деятельности в детском саду. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как хохлома.

Тип проекта: творческий проект.

Цель проекта: знакомить детей с одним из народных промыслов России - хохломской росписью; закрепить умение детей выполнять декоративные узоры хохломской росписи на разных шаблонных формах. - обогащать духовную культуру детей, обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Чудо - хохлома».

Задачи проекта: 

• учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях;
• познакомить с предметами разных промыслов с растительным узором хохлома;
• учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода; видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и др.);

• учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и ассиметричные композиции; видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия;

• развивать умения и навыки рисования элементов росписи;

• развивать художественно-творческие способности детей, желание вносить элементы прекрасного в окружающую их обстановку;

• формировать основы эстетического вкуса;
• воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работе народных мастеров.

Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Период: краткосрочный проект.

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка». 

Ожидаемые результаты: 

Для педагогов:

• инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;

• знание детьми декоративно-прикладного искусства - хохломской росписи;

• умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

• обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме.

Для воспитанников: 

• повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;

• появление интереса к истории России;

• формирование у детей патриотических чувств и развития духовности;

• ознакомление с историей создания хохломской росписи и конструктивными особенностями;

• развитие художественных способностей и творческого воображения у детей;

• активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности, проявление творческого самовыражения; 

Для родителей: 

• повышение нравственно - патриотического воспитания детей; 

• усиление интереса и внимания к народному искусству;

• желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ;

• мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;

• повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, семьи воспитанников.

Планирование

Образовательные области

Задачи проекта

Содержание области

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей в развивающей среде
«Художественно-эстетическое развитие» - продолжать знакомство с русскими сказками, учить осмысливать характеры персонажей сказки;

- упражнять в рисовании растительного орнамента легкими круговыми движениями руки;

- воспитывать интерес к коллективной работе - Р.н.с. «Иван-царевич и серый волк»;

- чтение П.Синявский «Хохломская роспись», В.Набоков «Хохлома»;

- чтение отрывка из книги Н.Бедник «Хохлома»;

- разучивание стихов «Роспись хохломская», «Хохлома, хохлома» - декоративное рисование «Чудо – хохлома»

- д/и «Обведи и раскрась»;

- Изготовление тарелок техникой папье-маше
- роспись тарелки хохломским узором;

«Познавательное развитие»

- Способствовать развитию у детей познавательного интереса к культуре своего народа

- Беседы «Золотые руки мастеров», «Село хохлома»;

- рассматривание иллюстраций на тему «Изделия народного промысла»;
- д/и «Найди пару», «Собери целое»

«Речевое развитие»

- Развивать навыки творческого рассказывания, составление рассказа по картине или предмету;

- закреплять знания о назначении старинной русской посуды. - д/и «Посуда наша для щей и каши»;

- разгадывание загадок;

«Социально-коммуникативное развитие»

учить воплощать полученные знания в игровой деятельности - д/и «Декоративное домино», «Купили мы для бабушки…», «Найди лишнее»;
- театрализованная игра «На блины» С/р игры: «Магазин сувениров», «Дизайнерская студия»;

«Физическое развитие»

- упражнять в беге, прыжках, метании, ловле, ловкости;

- учить играть в народные игры - подвижные игры «Краски», «Волк во рву» - народные игры «Гори, гори ясно», «Горелки», «Ловишки с мячом»

 Этапы реализации проекта: 

1.Подготовительный

2.Основной

3.Заключительный

Подготовительный этап:

• Поисковая работа о хохломской росписи.

• Подбор для рассматривания альбомов, фотографий, иллюстраций народного промысла Хохлома.

• Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.

• Подбор музыкальных произведений для разучивания песен и танцев. 
Составление дидактических игр: «На чем играю», «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».

• Оформление папки передвижки «Хохлома».

Основной этап:

• Беседы: «Путешествие к мастерам хохломы», «Тайна хохломского золота»

• Чтение стихов: Л. Гулыга «Пёстрый хоровод», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома»; 

• Заучивание стихов;

• Загадывание загадок;

• Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи);

• Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару»;

• Раскрашивание карандашами «Хохлома»;

• Декоративное рисование «Золотая хохлома»;

• Декоративное рисование «Золотая хохлома и золотой лес»;

• Изготовление тарелочек техникой папье-маше;

• Декоративное рисование «Чудо - хохлома»;

• Составление развлечения «Веселая ярмарка».

Заключительный этап:

• Оформление мини – музея «Чудо – хохлома»;

• Итоговое развлечение «Веселая ярмарка»;

• Выставка поделок в стиле хохломы;

• Альбом детских рисунков «Хохломские умельцы»;

• Презентация проекта – расписная, в стиле хохломы, тарелка в подарок мамам; 

• Консультации для родителей: «Русские народные традиции и современное воспитание», «Что такое хохлома?».

Список литературы:

  1. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. – Ярославль академия развития. Академия холдинг, 2001. – 1995 с.;

  2. Молотиловой Л. К. Народные художественные промыслы России. Ассоциация «Народные художественные промыслы России». Каталог – альбом под - М. : Интербук бизнес. - 1998.245 с. ;

  3. Яхнин Л.Л. Веселое слово Хохлома; - М.; Малыш, 1987,

  4. Орлова Л.В. Хохломская роспись, - М.; Мозаика-Синтез, 2002, 18с.

  5. Дорожкин Ю.Т. Простые узоры и орнаменты Рабочая тетрадь по основам народного творчества.- М.; Мозаика-Синтез, 2002, 18с.

  6. Петрушина О. Русский праздничный народный костюм.-М.; Мозаика-Синтез, 1999

  7. Шевчук Л. В. Дети и народное творчество. – М. : Просвещение, 1985.- 128 с.


Хохлома

Аппликация "Хохломская роспись"

 Детям  предлагается сделать композиции из вырезанных шаблонов.

 



МК. Ложка из папье-маше в стиле «Хохлома»

Для работы потребуется пластилин, палочка, клейстер, газеты, краски гуашевые, кисти.

    1. Из пластилина, вылепить полукруг и ручку-палочку

Облепить маленькими кусочками бумаги пластилиновые заготовки, снять получившиеся "чашечки" и соединить с палочками - получились ложки. Высушить

Нарисовать эскиз



Нанести узор на ложку гуашью: сначала позолотить, потом нанесли узор

Дали ложке высохнуть, вскрыть поверх лаком, чтоб зафиксировать краску и она не пачкалась

ПАЗЛЫ ПО МОТИВАМ НАРОДНОГО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА "РУССКИЕ УЗОРЫ"





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Народные промыслы. Часть 2. Хохлома.

Автор: Шемонаева Елена Анатольевна

Дата: 18.10.2017

Номер свидетельства: 433216

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) ""Народные промыслы России".Разработка классного часа."
    ["seo_title"] => string(48) "narodnyiepromyslyrossiirazrabotkaklassnoghochasa"
    ["file_id"] => string(6) "300111"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456667045"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Знакомство с русским народным промыслом- хохломской росписью"
    ["seo_title"] => string(55) "znakomstvosrusskimnarodnympromyslomkhokhlomskoirospisiu"
    ["file_id"] => string(6) "261950"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449233025"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Ярмарка народных промыслов» "
    ["seo_title"] => string(129) "mietodichieskaia-razrabotka-nieposriedstvienno-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-v-sriedniei-ghruppie-iarmarka-narodnykh-promyslov"
    ["file_id"] => string(6) "176651"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424449959"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному искусству «Ярмарка народных промыслов» "
    ["seo_title"] => string(104) "mietodichieskaia-razrabotka-zaniatiia-po-diekorativno-prikladnomu-iskusstvu-iarmarka-narodnykh-promyslov"
    ["file_id"] => string(6) "176664"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424451040"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Сценарий праздника в 3 классе "Народные промыслы России" "
    ["seo_title"] => string(58) "stsienarii-prazdnika-v-3-klassie-narodnyie-promysly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "193235"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427616449"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства