Продолжаем цикл публикаций о видах народных промыслов. Вторая часть знакомит с народным промыслом золотой хохломы.
В публикации Вы найдете беседу о родине и истории возникновения замечательного народного промысла, готовый проект "Чудо-хохлома", образец аппликации "Хохломская роспись", мастер-класс изготовления ложки из папье-маше в стиле "Хохлома" и вторую часть пазлов по мотивам народного- народного творчества "Русские узоры".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Народные промыслы. Часть 2. Хохлома.»
Хохлома
Хохломская роспись по дереву один из старинных видов русского народного искусства. Родина ее – лесной район Нижегородского края к северо-востоку от реки Волги. Происхождение названия связано с торговым селом Хохлома, куда мастера из 50 соседних деревень привозили на продажу расписную деревянную посуду, а оттуда она отправлялась в разные уголки России и за ее пределы – в страны Азии и Европы.
Уже в те далекие времена, по данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки – «ботнички», вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды.
Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи.
Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас.
Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику «золотой» окраски. Еще в XIX веке наряду с «золоченой» деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами – розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро наргаждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
Проект "Чудо - хохлома"
Актуальность: Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
ВЫВОД: Знаний детей о русской народной культуре, музыкальных традициях и о народных промыслах России - недостаточно.
Нравственно - патриотическому воспитанию детей отводится недостаточно времени в рамках образовательной деятельности в детском саду. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как хохлома.
Тип проекта: творческий проект.
Цель проекта: знакомить детей с одним из народных промыслов России - хохломской росписью; закрепить умение детей выполнять декоративные узоры хохломской росписи на разных шаблонных формах. - обогащать духовную культуру детей, обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Чудо - хохлома».
Задачи проекта:
• учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях; • познакомить с предметами разных промыслов с растительным узором хохлома; • учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода; видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и др.);
• учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и ассиметричные композиции; видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия;
• развивать умения и навыки рисования элементов росписи;
• развивать художественно-творческие способности детей, желание вносить элементы прекрасного в окружающую их обстановку;
• формировать основы эстетического вкуса; • воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работе народных мастеров.
• инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
• знание детьми декоративно-прикладного искусства - хохломской росписи;
• умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
• обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме.
Для воспитанников:
• повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;
• появление интереса к истории России;
• формирование у детей патриотических чувств и развития духовности;
• ознакомление с историей создания хохломской росписи и конструктивными особенностями;
• развитие художественных способностей и творческого воображения у детей;
• активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности, проявление творческого самовыражения;
Для родителей:
• повышение нравственно - патриотического воспитания детей;
• усиление интереса и внимания к народному искусству;
• желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ;
• мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;
• повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, семьи воспитанников.
Планирование
Образовательные области
Задачи проекта
Содержание области
Совместная деятельность педагога с детьми
Самостоятельная деятельность детей в развивающей среде «Художественно-эстетическое развитие» - продолжать знакомство с русскими сказками, учить осмысливать характеры персонажей сказки;
- упражнять в рисовании растительного орнамента легкими круговыми движениями руки;
- воспитывать интерес к коллективной работе - Р.н.с. «Иван-царевич и серый волк»;
- Способствовать развитию у детей познавательного интереса к культуре своего народа
- Беседы «Золотые руки мастеров», «Село хохлома»;
- рассматривание иллюстраций на тему «Изделия народного промысла»; - д/и «Найди пару», «Собери целое»
«Речевое развитие»
- Развивать навыки творческого рассказывания, составление рассказа по картине или предмету;
- закреплять знания о назначении старинной русской посуды. - д/и «Посуда наша для щей и каши»;
- разгадывание загадок;
«Социально-коммуникативное развитие»
учить воплощать полученные знания в игровой деятельности - д/и «Декоративное домино», «Купили мы для бабушки…», «Найди лишнее»; - театрализованная игра «На блины» С/р игры: «Магазин сувениров», «Дизайнерская студия»;
«Физическое развитие»
- упражнять в беге, прыжках, метании, ловле, ловкости;
- учить играть в народные игры - подвижные игры «Краски», «Волк во рву» - народные игры «Гори, гори ясно», «Горелки», «Ловишки с мячом»
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный
2.Основной
3.Заключительный
Подготовительный этап:
• Поисковая работа о хохломской росписи.
• Подбор для рассматривания альбомов, фотографий, иллюстраций народного промысла Хохлома.
• Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.
• Подбор музыкальных произведений для разучивания песен и танцев. Составление дидактических игр: «На чем играю», «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».
• Оформление папки передвижки «Хохлома».
Основной этап:
• Беседы: «Путешествие к мастерам хохломы», «Тайна хохломского золота»
• Чтение стихов: Л. Гулыга «Пёстрый хоровод», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома»;
• Заучивание стихов;
• Загадывание загадок;
• Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи);
• Декоративное рисование «Золотая хохлома и золотой лес»;
• Изготовление тарелочек техникой папье-маше;
• Декоративное рисование «Чудо - хохлома»;
• Составление развлечения «Веселая ярмарка».
Заключительный этап:
• Оформление мини – музея «Чудо – хохлома»;
• Итоговое развлечение «Веселая ярмарка»;
• Выставка поделок в стиле хохломы;
• Альбом детских рисунков «Хохломские умельцы»;
• Презентация проекта – расписная, в стиле хохломы, тарелка в подарок мамам;
• Консультации для родителей: «Русские народные традиции и современное воспитание», «Что такое хохлома?».
Список литературы:
Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. – Ярославль академия развития. Академия холдинг, 2001. – 1995 с.;
Молотиловой Л. К. Народные художественные промыслы России. Ассоциация «Народные художественные промыслы России». Каталог – альбом под - М. : Интербук бизнес. - 1998.245 с. ;
Яхнин Л.Л. Веселое слово Хохлома; - М.; Малыш, 1987,