kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Курс внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учитывает возрастные,общеучебные и психологические особенности учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Курс внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"»




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Тохтуевская средняя общеобразовательная школа"

СП "Тюлькинская школа"





«Согласовано»

Зам по ВР

________ Зебзеева Н.И.

« 30» 08 2023г.


«Утверждено»

Директор школы

________Сойма Г.В.

От « 30» 08 2023г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Курса внеурочной деятельности «Основы функциональной грамотности» для 2 класса начального общего образования

на 2023-2024 учебный год





Составитель: Корсакова Наталья Борисовна,


учитель начальных классов





г. Соликамск 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа кружка «Основы функциональной грамотности» для обучающихся 2 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания МБОУ Большинской СОШ. Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;

  • Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной

деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленные письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

  • основная образовательная программа начального образования МБОУ Большинской СОШ на 2022-2023 учебный год;

  • учебный план основного образования МБОУ Большинской СОШ на 2022-2023 учебный год;

  • календарный учебный график МБОУ Большинской СОШ на 2022-2023 учебный год;

  • Рабочая программа воспитания МБОУ Большинской СОШ.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Программа курса внеурочной деятельности для второго класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области

экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Место учебного курса в учебном плане школы:

Согласно учебного плана МБОУ Большинской СОШ на 2022-2023 уч. год на изучение учебного курса «Основы функциональной грамотности» во 2 классе отводится 34 часа (из расчета 1 учебный час в неделю). Учитывая календарный учебный график школы на 2022- 2023 уч. год данная рабочая программа составлена на 34 часа. Содержание рабочей программы реализуется в полном объеме.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно- познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно- познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.

Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение курса «Основы функциональной грамотности» в начальной школе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты изучения курса:

  • осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

  • овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

  • осознавать личную ответственность за свои поступки;

  • уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные:

  • проявлять познавательную и творческую инициативу;

  • принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

  • оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

Коммуникативные:

  • адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах работы в группе;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

  • способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

  • способность различать тексты различных жанров и типов;

  • умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

  • умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

  • умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

  • способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

  • способность проводить математические рассуждения;

  • способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;

  • способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;

  • представление о банковских картах;

  • умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;

  • представление о различных банковских услугах;

  • проведение элементарных финансовых расчётов.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

  • способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно- научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

  • способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Сроки

изучения

Виды деятельности

Виды, количество контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Тема 1.

Читательская грамотность

8

07.09-26.10

Библиотечные уроки; Деловые беседы;

Участие в научно- исследовательских дискуссиях;

Характеристику героев произведений, различие научно- познавательного текста и

художественного; нахождение их сходства и различия.

ПРР – 1

«Учи.ру» https://uchi.ru;

«Яндекс.Учебник» https://education.yande x.ru/home;

«Единое содержание общего образования»

edsoo.ru

Тема 2. Математическая грамотность

8

09.11-21.12

Работа с таблицами: интерпретация и дополнение данных;

сложение и сравнение чисел в пределах 100;

объяснение графических моделей при решении задач;

анализ представленных данных, установление закономерностей.

ПР/Р – 1

«Учи.ру» https://uchi.ru;

«Яндекс.Учебник» https://education.yande x.ru/home;

«Единое содержание общего образования»

edsoo.ru

Тема 3.

Финансовая грамотность

8

28.12-22.02

Объяснение значения понятий

«покупка», «продажа», «сделка»,

«деньги»; названий российских денег «рубль» и «копейка»; нахождение у монеты аверса и реверса;

ПР/Р-2

«Учи.ру» https://uchi.ru;

«Яндекс.Учебник» https://education.yande x.ru/home;




– выполнение логических операций: анализ, синтез и сравнение;


«Единое содержание общего образования»

edsoo.ru

Тема 4.

Естественно-научная грамотность

10

01.03-24.05

Работа с таблицами наблюдений за погодой; высказывание

предположений и гипотез о причинах наблюдаемых явлений; работать в парах.

ПР/Р-1

«Учи.ру» https://uchi.ru;

«Яндекс.Учебник» https://education.yande x.ru/home;

«Единое содержание общего образования»

edsoo.ru

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34






ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

План

Факт

1.

Михаил Пришвин.

Беличья память.

1

07.09


Устный опрос

2.

Про беличьи запасы.

1

14.09


Устный опрос

3.

Беличьи деньги.

1

21.09


Устный опрос

4.

Про белочку и погоду.

1

28.09


Устный опрос

5.

И. Соколов-Микитов. В

берлоге.

1

05.10


Устный опрос

6.

Медвежье потомство.

1

12.10


Устный опрос

7.

Поврежденные и

фальшивые деньги.

1

19.10


Практическая

работа

8.

Лесные сладкоежки.

1

26.10


Устный опрос

9.

Лев Толстой. Зайцы.

1

09.11


Устный опрос

10.

Про зайчат и зайчиху.

1

16.11


Устный опрос

11.

Банковская карта.

1

23.11


Практическая

работа

12.

Про зайчишку и овощи.

1

30.11


Устный опрос

13.

Николай Сладков.

Веселая игра.

1

07.12


Устный опрос

14.

Лисьи забавы.

1

14.12


Устный опрос

15.

Безопасность денег на

банковской карте.

1

21.12


Устный опрос

16.

Лисьи норы.

1

28.12


Устный опрос

17.

Обыкновенные кроты.

1

11.01


Устный опрос

18.

Про крота.

1

18.01


Устный опрос

19.

Про кредиты.

1

25.01


Устный опрос

20.

Корень часть растения.

1

01.02


Устный опрос

21.

Эдуард Шим. Тяжкий

труд.

1

08.02


Устный опрос

22.

Про ежа.

1

15.02


Устный опрос

23.

Про вклады.

1

22.02


Практическая

работа

24.

Занимательные

особенности яблока.

1

01.03


Исследовательская

работа

25.

Полевой хомяк.

1

15.03


Устный опрос

26.

Про полевого хомяка.

1

29.03


Устный опрос

27.

Ловушки для денег.

1

05.04


Устный опрос

28.

Про хомяка и его запасы.

1

12.04


Устный опрос

29.

Про бобров.

1

19.04


Устный опрос

30.

Бобры строители.

1

26.04


Устный опрос

31.

Такие разные деньги.

1

03.05


Практическая

работа

32.

Материал для плотин.

1

10.05


Устный опрос

33.

Позвоночные животные.

1

17.05


Устный опрос

34.

Встреча друзей.

1

24.05


Устный опрос

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ПОИПРОГРАММЕ

34




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

УМК учебного предмета:
  • Программа «Функциональная грамотность», М.В. Буряк, С.А. Шейкина, 1-4 кл.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
  • «Российская электронная школа «РЭШ» https://resh.edu.ru;

  • «Учи.ру» https://uchi.ru;

  • «Яндекс.Учебник» https://education.yandex.ru/home;

  • «Единое содержание общего образования» edsoo.ru




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Курс внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Автор: Корсакова Наталья Борисовна

Дата: 25.09.2023

Номер свидетельства: 637203

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Функциональная грамотность""
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_kursu_vneurochnoi_deiatelnosti_funktsionalnaia_gramotnost"
    ["file_id"] => string(6) "628729"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1680194280"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность""
    ["seo_title"] => string(61) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_funktsionalnaia_gramotnost"
    ["file_id"] => string(6) "628041"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1679419139"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Методическая разработка по теме: "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ КУРС ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ “МЫ- ТВОИ ДРУЗЬЯ”."
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_po_teme_formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_cherez"
    ["file_id"] => string(6) "648405"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1711995987"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Статья " Инновационные подходы к обучению школьников начальных классов – как средство формирования функциональной грамотности учащихся" "
    ["seo_title"] => string(150) "stat-ia-innovatsionnyie-podkhody-k-obuchieniiu-shkol-nikov-nachal-nykh-klassov-kak-sriedstvo-formirovaniia-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "185190"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426157080"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа учебного курса «Функциональная грамотность»"
    ["seo_title"] => string(62) "rabochaia_programma_uchebnogo_kursa_funktsionalnaia_gramotnost"
    ["file_id"] => string(6) "644959"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1706651222"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства