Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Игра как метод экологического воспитания дошкольников».»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №127комбинированного вида комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»
Советского района г.Казани
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
«Игра как метод экологического воспитания дошкольников».
Период работы над темой: 2016-2021
Составила: Набиуллина Р.С., воспитатель 1 квалификационной категории
Формы и методы экологического воспитания дошкольников.
Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности дошкольника.
Экологические наблюдения и эксперименты как средство экологического воспитания ребенка.
Игра как метод экологического воспитания.
Формирование положительной мотивации к окружающему миру у дошкольников средствами экологического воспитания.
Экологическое воспитание в семье.
Воспитание бережного отношения к природе детей дошкольного возраста
Актуальность выбранной темы:
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир перед ребёнком открывается через опыт его личных ощущений, переживаний и действий. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Это объясняется тем, что им присуще наглядно — действенное и наглядно — образное мышление, и экспериментирование, как не какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а впервые три года — практически единственным способом познания мира. Но не у всех детей проявляется доброжелательное отношение к живым существам, обитателям природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе. Занимательные игры — опыты и игры — эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Благодаря развитию познавательско-исследовательской деятельности развивается и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Цель:
Доказать, что игры и эксперименты являются наиболее эффективными в экологическом воспитании дошкольников.
Задачи:
изучить особенности познавательной активности через игровую деятельность, а именно экологические игры;
развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;
Применение разнообразных экологических игр в работе с детьми;
Подборка и систематизация экологических игр и экспериментов;
Создание каталога презентаций.
Форма отчета по проделанной работе:
Сообщение на заседании педсовета и МО воспитателей.
Оформление результатов в виде презентаций.
Проведение открытых мероприятий внутри ДОУ.
Этапы работы над темой самообразования
№
п/п
Этапы
Содержание
1
Диагностический
2016-2017г.г.
1. Анализ профессиональных затруднений.
2. Определение целей и задач темы.
3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.
4.Подписка на методическую литературу «Воспитатель ДОУ»
5.Изучение методической, педагогической и психологической литературы.
2
Прогностический
2017-2018г.г.
1.Выявление особенностей экологической игры и экспериментов.
2.Изучение опыта работы воспитателей по выбранной теме.
3.Участие в научно - практической конференции
4.Систематизация материалов методической, педагогической и психологи
ческой литературы по теме.
5.Корректировка работы
3
Практический
2018-2020г.г.
1. Открытые занятия внутри ДОУ.
2. Участие в конкурсах, конференциях.
3.Разработка презентаций к занятиям по направлению.
4. Посещение семинаров.
5. Самоанализ и самооценка своих занятий.
6. Разработка методического банка (экологические игры. опыты и эксперименты)
7. Внесение необходимых корректив.
4
Обобщающий
2020-2021г.г.
1.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования.
Подведение итогов.
2.Открытые занятия на муниципальном уровне.
3. Выступление на заседании МО воспитателей по теме:
«Игра как метод экологического воспитания дошкольников».
4.Участие в конкурсах педагогического мастерства различного уровня.
5.Консультативная помощь воспитателям и воспитанникам.
6.Мониторинг результатов работы.
Содержание работы над темой самообразования
№
Содержание работы
Источники
Сроки
Ожидаемый результат
1
Профессиональное направление
1
Cовременные игровые технологии.
Методическая литература.
Интернет.
Периодические издания.
В течение 2 лет
Повышение качества
проведения занятий.
2
Знакомство с новыми педагогическими технологиями
в условиях доступной среды.
Методическая литература. Интернет.
Постоянно
Разработка новых форм,
приёмов обучения.
3
Повышать квалификацию на курсах для воспитателей ДОУ.
Курсы повышения квалификации.
Постоянно
Применение новых
знаний на практике.
4
Разработка рабочих программ по направлениям.
Интернет.
Методическая литература
Август каждого
года.
Рабочие программы.
2
Психолого-педагогическое
направление.
1
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Научно-популярная литература. Интернет.
Постоянно
Повышение качества
проведения занятий.
Методическое направление.
1
Рассмотреть методику организации некоторых экологических игр и
экспериментов.
Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения.
Посещение занятий.
Мастер-классы.
Семинары.
Постоянно
Анализ и самоанализ
занятий.
2
Участие в работе районного МО воспитателей.
Заседания МО
Постоянно
Выступление, обмен
опытом.
3
Участие в работе педсоветов
Педагогические советы.
По мере посещения
Выступления, обмен
опытом.
4
Организация работы с одарѐнными детьми и участие в конкурсах творческих работ.
Видео, аудио информация на различных носителях
Постоянно
Участие в конкурсах,
конференциях.
5
Участие в работе творческой группы по разработке рабочих программ.
Интернет, научно-популярная литература.
Постоянно
Рабочие программы
по предметам.
6
Информационно-компьютерные технологии.
1
Использование ИКТ и
внедрение их в учебный
процесс.
Интернет, мероприятия по обмену опытом.
Постоянно
Открытые занятия.
2
Сбор и анализ в Интернете информации по теме.
Интернет
Постоянно
Создание каталога
презентаций по темам.
Литература:
Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников, - М. : Мозаика-Синтез, 2011, - 128 с.
Нищева Н. В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности. – Санкт-П. : Детство-Пресс, 2013. – 300с.
Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 144 с.
Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2012 – 240 с.
Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. – Волгоград: Учитель, 2014. – 185 с.
Поддъяков Н. Н. «Исследовательская активность ребенка».
Николаева С. Н. «Как осуществлять экологическое воспитание дошкольников в детском саду».
Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.
Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе».
.Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста М.: Сфера 2005г.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.,2005.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера,2004. 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009..