МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»
Согласовано | Рассмотрено | Утверждаю |
_________________________________ | на заседании методического совета | Директор МБОУ «Лицей №2» |
_________________________________ | | _____________Т.Р. Фарберова |
_________________________________ | _________________________________ | |
_________________________________ | Протокол № _____________________ | Приказ № __________________ |
« ___ » _______________________2014 | « ____» ______________________2014 | « _____» ________________2014 |
| | |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Дружбою сильны»
5Б класс
2014-2015 учебный год
Составитель:
Васюк Т.А.,
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель
5Б класса
г. Нижневартовск
2014
Содержание:
Пояснительная записка
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Тематическое планирование
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
1. Пояснительная записка
Несмотря на позитивные и демократические преобразования в российском обществе в последнее время участились случаи проявления экстремистских настроений в молодежной среде. Активизировалась деятельность асоциальных молодежных организаций, спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций, нарушения общественного порядка на этнорелигиозной, политической почве. С другой стороны, определённая часть этнических сообществ не желает интегрироваться в отечественную культурную среду и нарушает принятые духовно-нравственные нормы. Это также приводит к социальной напряженности и ведет к усилению экстремистских проявлений. Опасность подобных проявлений заключается в том, что взгляды и учения, категорически отрицающие существующий и общепринятый комплекс этических ценностей, грубое желание смены ценностных ориентаций, пагубно влияют на формирующуюся личность и психику детей и подростков. В молодежной среде начинает все больше утверждаться атмосфера сочувствия и поддержки экстремистам, тем более, что грани между настоящими экстремистскими и молодёжными протестными (а иногда просто субкультурными) движениями в обществе зачастую размыты.
Современная политическая ситуация в целом по России показывает, что проблема межэтнических отношений неизменно остается одной из самых сложных и трудно регулируемых. Межэтнические отношения обуславливаются массой различных факторов: политических, исторических, экономических; важную роль наряду с перечисленными факторами играют этнокультурные и социально-психологические факторы.
Роль образования как фактора культурного развития и прогресса явно недооценивалась в последние десятилетия: оно не рассматривалось как средство решения острейших социально-политических, межэтнических, межкультурных проблем и задач в современной России. Именно образование всегда служило главным условием сохранения накопленного потенциала знаний, достижений, традиций и моделей поведения и было действенным средством развития человека, повышение его культурного уровня, сознания и самосознания. Благодаря образованию не только сохраняется устойчивость общества, но и модифицируются формы и типы взаимоотношений людей, взаимодействия культур. Роль образования особенно велика в нашем полиэтническом регионе. Поэтому образование призвано не только способствовать сохранению традиционных позитивных форм воспитания, определяющих воспроизводство языка, обычаев и обеспечивающих этническую идентичность, но и обеспечивать устойчивость этих достижений в условиях расширяющейся сферы межкультурного взаимодействия, помочь обрести новый уровень осмысления этнокультурных элементов в развитии культуры конкретного общества, и обеспечивать приобщение каждого этноса к общечеловеческим достижениям.
В 2001г. Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 годы». Все принципы и направления данной программы нашли практическое отражение в федеральной программе развития образования, где в качестве главной задачи было определено формирование человека готового к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований.
Провозглашенные принципы и установки в деятельности отечественного образования, имеющие большое значение в любой ситуации развития полиэтнического общества, в современных условиях приобретают особую остроту и чрезвычайную важность.
Понятие толерантности определяется на основе «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995) как:
Ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными;
Обеспечение устойчивой гармонии и конструктивного взаимодействия между различными социальными группами;
Уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов;
Готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
Навыки эффективного межкультурного взаимодействия.
Учитывая статьи Декларации, выявлены следующие понятия толерантность: солидарность, взаимопонимание, уважение прав и свобод, открытость, признание, культурный плюрализм, отказ от догматизма, от навязывания взглядов, сохранение индивидуальности, предоставление возможностей развития, обеспечение равноправия, согласие, право отличаться друг от друга, открытый диалог, равенство в достоинстве, уважение самобытности, правовая и социальная защита, чуткость, ответственность, предупреждение и решение конфликтов ненасильственными методами, содействие профессиональному росту и интеграции. В результате обобщения выше перечисленных понятий выделены определения содержательных единиц:
Категории: уважение, принятие, понимание, свобода мысли, совести, убеждений; моральный долг; потребность; активное отношение; признание; ценность; обязанность; нормы; взгляды.
Области: многообразие культур, гармония, разнообразие, политика и право, замена культуры войны культурой мира; отдельные люди, группы и государства; плюрализм; различия между людьми по внешнему виду, положению, речи, поведению, поведению и ценностям.
Психологические качества: формы самовыражения и способы проявления человеческой индивидуальности; знания, открытость, общение; отказ от догматизма, от абсолютизации истины; свобода придерживаться своих убеждений и признание такого же права за другими; жизнь в мире и сохранение своей индивидуальности; невозможность навязывания своих взглядов другим [2].
Нельзя не заметить того, что усложнение полиэтнической и экономической обстановки и рост самосознания выходящих на мировую арену новых стран и групп населения стимулируют напряженность в межнациональных отношениях, возникновение этноконфликтов, которые значительно усложняют общую обстановку в поликультурном мире. Этнопроблемы в обществе сегодня предстают в совершенно новых аспектах, на новом уровне, в новых позициях и более жестко.
В Ханты-Мансийском автономном округе принят ряд законодательных актов в целях защиты прав и свобод граждан, принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» руководствуясь постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.05.2007 №79 «О Межведомственной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по противодействию экстремистской деятельности».
Основной и очень эффективный способ вовлечения молодёжи в деятельность экстремистских организаций - Интернет. Это реально может происходить как дома или в Интернет-кафе, так и в школе.
По данным министерства юстиции России, вопреки статье 13 Ф3 З1 14 от 27.06.2002 «О противодействии экстремистской деятельности», именно Интернет является главным распространителем наиболее радикальных и экстремистских идей. Только за последние два года список запрещённых экстремистских изданий и материалов, которые размещаются и в Сети, увеличился в три раза.
Наряду с многочисленными плюсами технической модернизации школ мы столкнулись и с обратной стороной этих процессов.
Сегодня Интернет является не только неисчерпаемым источником знаний и прекрасным инструментом для общения и обучения, но и местом, где дети и подростки могут столкнуться с опасным, вредным контентом - например, экстремистскими или порнографическими сайтами, пропагандой алкоголизма и наркомании и т.д.
Родители, позволяющие своим детям пользоваться Интернетом дома, чаще всего не придают значения существующей проблеме. Не каждый контролирует с помощью специальных программ, какие сайты посещает ребенок. Кто-то вообще полностью доверяет своим чадам и считает, что никакой опасности Интернет не представляет. Поэтому «интернетизация» поставила перед школой новую очень серьёзную проблему — научить ребёнка безопасной жизнедеятельности не только в реальном, но и виртуальном мире.
Школе и педагогам необходимо быть гораздо более осмотрительными. Надо помнить, что дети и подростки могут попасть во всемирной паутине не только на обучающие и полезные сайты, но и столкнуться с совершенно неприемлемой информацией. В марте 2008 года в рамках нацпроекта «Образование» в школы поступило “защитное” ПО, блокирующее нежелательный контент по особым спискам. Но надо понимать, что именно его успешно обходят школьники, давая затем материал для прокурорских проверок.
Еще одна проблема, с которой сталкивается современное общество - это проблема компьютерной зависимости, поэтому в школе нужно дать представление об опасностях неконтролируемого использования компьютера, компьютерных игр, Интернета, обучить ребенка технологиям и средствам защиты информации, личных данных, вооружить знаниями о возможных мошенничествах в Интернете, сформировать навыки цивилизованного общения в Интернет-пространстве, этикету в чатах и форумах.
Рассматривать вышеперечисленные вопросы необходимо комплексно, вводя в рабочие программы учителей предметников курс по «Основам безопасности жизнедеятельности в сети Интернет».
Актуальность обозначенной проблемы не вызывает сомнений. Она стала предметом обсуждения и принятия конкретных решений на всех уровнях власти.
11 декабря 2010 года состоялось заседание Совета безопасности, на котором Президент РФ Д.А. Медведев информировал о том, что подписан Указ «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка в стране». Его выход связан с необходимостью лучшей работы органов власти и правоохранительных структур по борьбе с преступностью. Речь идёт о создании координационных совещаний в субъектах РФ по обеспечению безопасности и правопорядка.
В ХМАО-Югре было проведено исследование о межнациональной конфликтности и состоянии межнациональных отношений в молодежной среде в автономном округе. Анализ анкет на вопрос отношения респондентов к представителям других культур, национальностей, религий, показал, что большая часть участников опроса выражают позицию терпимости к представителям других культур, национальностей и религий 68,7%. Испытывают безразличие 19,6% участников, 3,1% относятся положительно, нормальное отношение у 3,6% участников. Агрессия проявляется у 1.9% участников и нетерпимость 2.3%. Изучение мнения респондентов о защите прав своего народа выявил, что 80,7% участников против любых методов защиты своего народа, 19,3% согласны с этим утверждением. Хотя этот процент незначительный, он выявляет скрытую агрессивную установку нетерпимости к другим культурам, национальностям и религиям. Мнение респондентов о сохранении чистоты нации также разделилось. За чистоту нации выразилось положительно 25% участников, и существенно против выразило мнение 75% опрашиваемых. Данные результаты выявляют скрытую бессознательную установку агрессии, нетерпимость к другим культурам и национальностям. Часть вопросов анкет были направлены на изучение ограничения права людей других национальностей в проживании на его национальной территории. Анализ анкет показал, что за ограничения проживания на территории людей другой национальности выразилось 24,3% участников анкетирования, большая же часть участников не согласно с этим утверждением 75,7%. Здесь отслеживается проявление скрытой, бессознательной установки нетерпимости к другим культурам и национальностям.
В целом, были получены следующие результаты: 77,1% участников терпимо относятся к представителям других национальностей и культур не испытывая особых проблем, 22,9% участников не отличаются особой толерантностью к другим народам и в некоторых ситуациях проявляют агрессию и не терпимость к другим национальностям, народам. Таким образом, следует сделать вывод о том, что мнение почти четверти респондентов является показателем о тенденции нетерпимости и агрессии по отношению к другим культурам, религиям и национальностям.
Установка общества и государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию веротерпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобрела в России особую важность и смысл. Учитывая выше приведенные данные анкет эта проблема особенно актуальна в организации воспитания молодого поколения. Это обусловлено не только остротой реального положения этой проблемы в стране, не только необходимостью сохранения жизненно важных позиций, но и тем, что новые поколения не имеют той положительной практики межкультурных и межэтнических отношений, которая имела место в жизни старшего поколения, получившего опыт содружества во время великой отечественной войны и других тяжелых периодов в истории России. В силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них.
Таким образом, ответственность за будущее и особенности социального положения молодого поколения делают проблему формирования толерантного сознания и развертывания межкультурных, межэтнических отношений актуальной и значимой в воспитательной работе образовательных учреждений.
Проблема толерантности актуальна для нашего многонационального города. В связи с чем разработана программа, направленная на гармонизацию межэтнических отношений, формирование толерантного поведения.
Правовой базой для составления программы являются:
Федеральный Закон №54-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (2008);
Федеральный Закон «Об образовании»;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795;
Программа деятельности гражданско-патриотического клуба «Поиск» МБОУ «Лицей №2»
Подпрограмма к «Программе гражданско-патриотического клуба «Поиск» «Дружбою сильны».
Данная программа призвана решить следующие актуальные вопросы:
Создание психологически комфортной воспитательной среды.
Разнообразие форм воспитательной деятельности.
Методы повышения мотивации к учебе и творчеству.
Цель программы:
Совершенствование системы профилактических мероприятий, направленных на формирование толерантного поведения и противодействие проявлению экстремизма.
Задачи программы:
- оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки;
- оказание помощи подросткам в расширении круга интересов и ответственности за конечные результаты любой деятельности;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и исследовательской деятельности;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “учитель — ученик - родитель”.
- внедрение новых форм работы по формированию толерантного поведения и противодействию проявления экстремизма.
Сроки реализации:
2014 – 2015 г. учебный год
2. Тематическое планирование
№ п/п | Мероприятие | Направление по воспитательной компоненте | Дата |
1 | Викторина, урок-игра «Здоровый образ жизни и здоровье человека» | Спортивно-оздоровительное направление | |
2 | Беседа «Нравственные идеалы» | Духовно-нравственное направление | |
3 | Игровое занятие «Твори добро» | Духовно-нравственное направление | |
4 | Подготовка к осенней ярмарке | Художественно-эстетическое направление | |
5 | Акция «День пожилого человека» | Духовно-нравственное направление | |
6 | Презентация «Профессии нашего города» | Духовно-нравственное направление | |
7 | Диспут «Человек среди людей» | Духовно-нравственное направление | |
8 | Презентация, беседа «Учись учиться» | Общеинтеллектуальное направление | |
9 | Диспут «Вредные привычки и их влияние на организм человека» | Спортивно-оздоровительное направление | |
10 | Беседа «День Единства и примерения» | Духовно-нравственное направление | |
11 | Посещение городского музея. | Художественно-эстетическое направление | |
12 | Выставка рисунков и творческих работ по теме «Скоро Новый год.» | Художественно-эстетическое направление | |
13 | Культура ХМАО. | Художественно-эстетическое направление | |
14 | Посещение кинотеатра. | Художественно-эстетическое направление | |
15 | Беседа, ролевая игра «Конфликты в семье и школе» | Духовно-нравственное направление | |
16 | Подготовка и презентация материалов «Новый год в странах мира» | Художественно-эстетическое направление | |
17 | Занятие о самопознании «Кто я? Знаю ли я себя?» | Духовно-нравственное направление | |
18 | Акция «Мы против курения» | Духовно-нравственное направление | |
19 | Урок семьи и семейных ценностей | Духовно-нравственное направление | |
20 | Занятие «Твое здоровье и питание» | Спортивно-оздоровительное направление | |
21 | День защитника отечества | Духовно-нравственное направление | |
22 | Операция «Ветеран» | Духовно-нравственное направление | |
23 | Презентация «Мир моих увлечений» | Духовно-нравственное направление | |
24 | Международный женский день | Духовно-нравственное направление | |
25 | Обсуждение, презентации «Религии мира» | Духовно-нравственное направление | |
26 | Урок - Ролевая игра «Дружба- это…» | Духовно-нравственное направление | |
27 | Игра «Хочу все знать» | Общеинтеллектуальное направление | |
28 | Презентация «Твое здоровье и личная гигиена» | Спортивно-оздоровительное направление | |
29 | Подготовка проектов по литературе и русскому языку «И льется музыка стиха…» | Общеинтеллектуальное направление | |
30 | Круглый стол «Мир моих увлечений» | Духовно-нравственное направление | |
31 | Занятие - презентация «Мы за здоровый образ жизни» | Спортивно-оздоровительное направление | |
32 | Диспут «О сквернословии…» | Духовно-нравственное направление | |
33 | Библиотечный урок | Общеинтеллектуальное направление | |
34 | Весенняя неделя добра | Духовно-нравственное направление | |
35 | Игры народов мира | Общеинтеллектуальное направление | |
Сетка часов внеурочной деятельности
Направления | Часы | Направления по воспитательной компоненте | Часы |
Спортивно-оздоровительное направление | 7 | Здоровьесберегающее воспитание | 7 |
Духовно-нравственное направление | 7 | Экологическое воспитание | 2 |
Гражданско-патриотическое воспитание | 2 |
Нравственное и духовное воспитание | 3 |
Общеинтеллектуальное направление | 7 | Интеллектуальное воспитание | 7 |
Художественно-эстетическое направление | 7 | Культуротворческое и эстетическое воспитание | 7 |
Социально – значимое направление | 7 | Воспитание семейных ценностей | 1 |
Социокультурное и медиакультурное воспитание | 2 |
Формирование коммуникативной культуры | 1 |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | 1 |
Правовое воспитание и культура безопасности | 2 |
3. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
4. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Ожидаемые результаты:
1. Отсутствие фактов правонарушений на почве межэтнических отношений среди обучающихся 5Б класса
2. Повышение показателя уровня воспитанности обучающихся.
3.Повышение уровня морально-психологической подготовки обучающихся 5Б класса
Мониторинг эффективности реализации программы
Критерий | Показатель | Инструментарий |
Наличие у обучающихся знаний, умений и навыков, необходимых для действий в условиях чрезвычайной ситуации | Успеваемость, качество знаний по курсу ОБЖ, личное участие в различных формах патриотической деятельности: занятия в объединениях дополнительного образования военно-прикладной направленности, показатели физического развития. | Тесты, сдача нормативов, выполнение контрольных и зачетных работ |
Высокая осознанная дисциплиниро-ванность, ответственность | активность в общественной работе, показатель диагностики уровня воспитанности, уровень морально-психологической готовности | отсутствие нарушений правил для учащихся, правонарушений, диагностика уровня воспитанности, результаты диагностик |
Сознательный выбор молодежью профессии в структуре МЧС | Количество выпускников в процентном отношении. | Сбор сведений о поступлении выпускников в учебные заведения МЧС |
Морально-психологическая подготовка | Сформированность таких качеств как любовь к Родине, активная жизненная позиция, сознательность, убежденность, честность, гордость, дружба, чуткость, бережливость. Выдержка, мужество, самообладание. Инициативность. | Тесты, диагностика уровня воспитанности |
Шкала:
1 критерий:
80-100% - высокий
50-79%- средний
Менее 50% - низкий
Приложение
Диагностическое сопровождение формирования толерантной личности в образовательной среде
Одним из важнейших путей оптимизации процесса формирования личности является его диагностическое сопровождение.
Технология диагностирования предусматривает выполнение следующих требований:
Системность, т.е. учет логики процессов формирования толерантности в частности и личности в целом, взаимосвязи всех структурных компонентов данных вопросов;
Доступность, т.е. возможность ее использования педагогами любого образовательного учреждения;
Надежность, т.е. способность предоставлять субъекту диагностики максимально обоснованные выводы;
Информативность, т.е. результаты диагностирования должны давать ответы на широкий круг вопросов;
Экономичность, т.е. использование минимума времени и усилий для получения оптимального результата;
Наглядность, т.е. возможность фиксировать полученные результаты и выводы в виде графиков, таблиц, диаграмм и т.д.
Учитывая специфику содержания и сложность определения критериев эффективности данного процесса, для определения уровня сформированности толерантной личности необходимо применять комплекс различных методов как психологической и педагогической диагностики в целом, так и этнопсихологической.
Экспресс-опросник "Индекс толерантности"
(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
Для диагностики общего уровня толерантности группой психологов центра "Гратис" был разработан экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности
(В.В.Бойко)
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В.В.Бойко, позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения [6].
Согласно автору методики, коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению (супругу, коллеге, случайному знакомому), типологической – отношением к собирательному типу или группе людей (представителям какой-либо национальности, профессии, социального слоя). Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами). Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности. Ниже представлены пункты опросника, сгруппированные в 9 шкал. Бланк предъявляется респондентам без названий шкал [6].
Вопросник для измерения толерантности
(В.С.Магун, М.С.Жамкочьян, М.М.Магура)
Данный вопросник был первоначально разработан для оценки влияния тренинга толерантности (Солдатова, Шайгерова, Шарова, 2000) на сознание старшеклассников (Магун, Жамкочьян, Магура, 2000). Содержание методики жестко не привязано к конкретным особенностям упомянутого тренинга, и ее можно использовать в более широком контексте.
В отборе и конструировании вопросов авторы опирались на общетеоретические представления о толерантности и на имеющийся в западной социальной психологии опыт измерения данной характеристики. Все вопросы методики направлены на выявление различных установок, поэтому данный вопросник, как и подавляющее большинство других опросников, измеряет, прежде всего, толерантность вербального поведения людей.
В состав вопросника вошли утверждения, направленные на выявление разных видов толерантности: толерантности к представителям других наций, выходцам из других мест, представителям иных культур; толерантности к иным взглядам, в том числе взглядам и мнениям меньшинства; толерантности к отступлениям от общепринятых норм, правил и стереотипов; толерантности к сложности и неопределенности окружающего мира.
Хотя вопросник первоначально применялся для подростков, в вопросах, включенных в его состав, почти нет возрастной специфики, и поэтому при незначительной модификации данная методика применима к изучению представителей разных возрастных категорий. При исследовании эффективности воздействия тренинга толерантности методика проводится два раза – до и после проведения тренинга [6].
Шкала социальной дистанции
(Э.Богардус)
В 1920-х годах американский социолог Эмори Богардус разработал шкалу для измерения социальной дистанции, рассматриваемой им как степень близости или отчужденности между двумя группами людей. Богардус сформулировал список из семи суждений, отражающих различную степень социальной дистанции. При опросе респонденты отмечали то суждение, которое соответствовало допускаемой ими близости с членами заданной группы.
Опросник для измерения общих социальных установок у детей
(Э.Френкель-Брунсвик)
Данный опросник позволяет косвенным образом исследовать существующий уровень предубежденности у подростков. Элзе Френкель-Брунсвик установила, что сильно предубежденные в отношении других этнических групп дети склонны разделять определенные взгляды, которые прямо не связаны с этническими установками. На основании этого вывода ею был создан опросник для измерения общих социальных установок у детей. Связь каждого из высказываний опросника с предубежденностью подтверждена исследованиями .