Целью развивающего курса«Будущее – это мы» является воспитание нравственно-волевых качеств, таких как целеустремленность, ответственность, самостоятельность, инициативность, трудолюбие и смелость, формирование нравственно активной личности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Факультатив "Будущее - это МЫ"»
ПРОГРАММА
развивающего курса
«БУДУЩЕЕ — ЭТО МЫ»
для 3 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ценностные основания и целевые установки личностно ориентированного воспитания связаны с формированием целостной, свободной, гуманной личности, способной к саморазвитию и нравственной саморегуляции, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей национальной культуры. Понимание педагогами принципиально новых условий и пространства жизнедеятельности растущего человека приобретает особое значение в определении направленности образовательного процесса, создании воспитывающей среды не только на уроках, но и во внеклассной деятельности.
Актуальность программы «Будущее – это мы» обусловлена социально-экономической динамикой и потребностями общества, необходимостью решения современных воспитательных задач, которые поставлены государством перед общеобразовательными учреждениями. Это актуализация нравственного потенциала личности учащихся; стимулирование к самореализации; формирование умений и навыков эффективной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности, представлений о нравственных основах общества и др.
Целью развивающего курса «Будущее – это мы» является воспитание нравственно-волевых качеств, таких как целеустремленность, ответственность, самостоятельность, инициативность, трудолюбие и смелость, формирование нравственно активной личности учащихся.
Педагогическими задачами является формирование: положительной Я - концепции, которая характеризуется следующими факторами: уверенность в доброжелательном отношении к нему других людей (педагогов и сверстников), убеждённость в успешном овладении им тем или иным видом деятельности, вера в собственные силы, чувство достоинства и собственной значимости; навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия и общения, которые проявляются в умении договариваться со сверстником, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, уважать мнение других людей, позитивно разрешать конфликты и пр.; навыка планирования и ответственного отношения к своим словам и поступкам; интереса к различным видам деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка, его умениями и навыками; т. е. научиться полезному использованию свободного времени, уметь включаться в деятельность и самостоятельно ее организовывать; национального самосознания, гражданственности.
Перечисленные задачи определяют выраженность процесса взаимодействия с детьми на занятиях по интересам «Будущее – это мы» воспитательной и социально-педагогической направленности. Социальное развитие личности учащегося рассматривается нами как отношения «ребёнок — общество»: «Я в обществе» и «Я и общество».
Смыслообразующие идеи
Организации деятельности учащихся на занятиях «Будущее – это мы»: наиболее достойные и продуктивные способы взаимодействия учащихся друг с другом. Это сотрудничество, взаимное уважение, умение договариваться, преодолевая себя. Дружным коллектив может стать только тогда, когда каждый стремится понять себя и другого, умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему. Уважает мнение другого и радуется успехам товарищей; достойное решение — это выбор, который осуществляется личностью самостоятельно и ответственно, исходит из интересов не только своих, но и окружающих; осуществление самостоятельного выбора невозможно без осмысленной инициативы и активной жизненной позиции; умение быть самостоятельным, целеустремлённым, ответственным, инициативным, трудолюбивым, смелым, уверенным в собственных силах и в успехе своей деятельности – это целостное проявление личности, в котором отражается прошлое, проецируется будущее учащегося, проявляется уникальность и индивидуальность.
Занятия «Будущее – это мы» носят личностно направленный характер. Учащиеся овладевают системой нравственных понятий, норм, принципов, которые приобретают характер субъективной ценности и становятся убеждениями.
Занятия рассчитаны для учащихся 3 класса Программа факультативных занятий рассчитана на 34 часа и состоит из четырех тем:
«Азбука добра» (9 часов),
«Ты это можешь» (7 часов),
«Школа успеха» (11 часов),
«Будущее — это мы» (7 часов), которые по смыслу между собой взаимосвязаны, но могут существовать и самостоятельно. Программа рассчитана на проведение занятий один раз в неделю в объеме 1 часа.
Специфику занятий «Азбуки добра» составляет личностная направленность, потребность в нравственной активности, которая проявляется в разнообразной практической деятельности, в том числе в игре. Содержание занятий нацелены на формирование представления нравственных ориентаций при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания. Учащиеся приобретают понятие о положительных качествах человека (доброта, честность, справедливость, смелость, ответственность, милосердие и др.), а также о проявлении негативных качеств и эмоций человека.
Занятия темы «Ты это можешь» направлены на вовлечение в созидательную деятельность, подготовку учащихся к выполнению спектра социальных ролей, формирование положительных межличностных отношений, их регулирование, коррекцию, воспитание уверенности учащихся в собственных силах, актуализацию имеющихся у ребенка знаний о себе и накоплении жизненного опыта; проявление инициативы в совершении и контроле своих действий и поступков, формирование трудолюбия, инициативности, самостоятельности.
Занятия темы «Школа успеха» направленына создание мотивации к достижению успеха, самопознанию, планированию и осуществлению работы над собой; воспитание уверенности в собственных силах; признание своих способностей и способностей своих товарищей; развитие индивидуальных особенностей, лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации младшего школьника в обществе, его социализации и личностного развития.
Содержание занятий темы «Будущее – это мы» направлены наформирование гражданской позиции, осознание каждым учеником необходимости быть полезным окружающим и самому себе. Задачами данной темы являются: развитие личностных возможностей ребенка как залог успешной деятельности; тренировка учащихся в осуществлении выбора между альтернативными поступками, развитие самооценки и самоконтроля; усиление сознательного контроля и волевой регуляции собственной деятельности, формирование позитивного и созидательного отношения к окружающему миру.
На занятиях предлагается использовать следующие методы и средства: интерактивные игры, социальное творчество, игры-тренинги, включение в музыкальную (хоровую) деятельность, воспитательное чтение, этические беседы, дебаты, диалог, интервью, эссе, сочинения, театрализация, самопрезентация и др. Важная роль принадлежит средствам активизации эмоционально-чувственной, бессознательной сферы психической жизни учащихся — психогимнастическим упражнениям, проективным рисункам и др.
В основе занятия лежит следующая структура: разминка, ключевые упражнения и игры, работа со «Словарем», диагностика, просмотр фильмов из детского журнала «Ералаш», чтение и обсуждение литературных произведений, рефлексия после каждого выполненного задания. Некоторые занятия предполагают домашние задания творческого содержания.
Занятия «Будущее – это мы» могут проводить учителя начальных классов, педагоги-организаторы, социальные педагоги, руководители кружков, воспитатели групп продленного дня, педагоги летних оздоровительных и школьных лагерей, работники внешкольных учреждений образования.
Условиями реализации программы занятий являются мотивирование и привлечение всех учащихся к коллективной работе; последовательное решение задач, поставленных данной программой; учет санитарных и гигиенических требований; сохранение здоровьесберегающего образовательного пространства; наличие материальной базы: канцелярские товары, бумага, необходимая литература, ноутбук.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В процессе знакомства с содержанием факультативных занятий учащиеся
- получат представления: о положительных качествах человека, так и о его негативных качествах и эмоциях; о сущности моральных принципов и норм общества; сущности и значимости нравственно-волевых качеств, их выработке, а также о формировании потребности в их непрерывном развитии;
- приобретут навыки: организации внутреннего плана действий и рефлексии;
готовности к генерированию новых идей и принятию нетрадиционных решений; самооценки успехов и неудач; опыта самостоятельного принятия решений, проектирования собственной жизнедеятельности; позитивной самореализации и созидательного отношения к окружающему миру;
- произойдет дальнейшее развитие личностных качеств, таких как целеустремленность, ответственность, самостоятельность, инициативность, трудолюбие и смелость; формирование социально активной жизненной позиции учащихся.
Календарное планирование 3 класс
№
п/п
Название темы
Содержание
Количество часов
Дата
«АЗБУКА ДОБРА»
1
«Мир вокруг меня»
Родина.
1
2
«Традиции моей семьи»
Самые родные. Моя семья..
1
3
«Азбука вежливости»
Вежливые слова. Волшебное слово.
1
4
«Добрым быть совсем, совсем непросто»
Значимость добрых поступков в жизни.
1
5
«Легко ли быть честным»
Правда и ложь.
1
6
«Приносить радость людям»
Чудо для других.
1
7
«Друг в беде не бросит»
Дружба. Образ настоящего друга.
1
8
«Моя азбука доброты»
Только хорошее.
1
Практический материал
Разминки «Давайте познакомимся», «Самые родные», «Паутинка»; игры и творческие задания, например: «Нарисуй своё имя», «Интонации», «Моя семья», «Пословицы», «Я и мой мир вокруг меня», «Юный художник», «Спасибо за прекрасный день», «Солнце доброты», «Правда или ложь…», «Ступеньки слов», «Три мушкетёра», «Настоящий друг – это…», «Дневник добрых дел» и др
«ТЫ ЭТО МОЖЕШЬ»
9
«Как человек принимает решения»
Самостоятельность.
1
10
«Я учусь быть самостоятельным»
Принимать решения самостоятельно.
1
11
«Если не я, то кто же?»
Что такое инициативность.
1
12
«Трудолюбие и праздность»
Трудолюбивый и ленивый человек.
1
13
«Учимся сотрудничать»
Трудимся вместе.
1
14
«Страна Вообразилия»
Фантазия.
1
15
«Образ достойного человека»
Достойное поведение.
1
Практический материал
Разминки «Мозаика», «Кто быстрее?», «Квадрат», «Волшебный мешочек», «Путешествие в страну Вообразилия», «Я знаю хорошее качество»; игры и задания «Принимать решение», «Легко ли принимать решение?», «Что такое инициативность?»; «Важно или не важно», «Как нам договориться?», «Что мы умеем делать вместе», «Качество моего имени», «Составь пословицу», «Если я …», «Что же это значит», «Символ самостоятельности», «Справедливое солнышко», «Достопримечательности», «Мои обязанности», «Картина двух художников», «Мы», игра-фантазия «Скрепка», «Достойное поведение» и др
«ШКОЛА УСПЕХА»
16
«Герои вокруг нас»
Знаменитые Казахстанцы.
1
17
«Будь ответственен за свои слова поступки»
Ответственные поступки.
1
18
«Никаких проблем – только возможности»
В чем твоя сила.
1
19
«Как преодолеть трудности и добиться успеха»
Проявляем смелость и инициативность.
1
20
«Доставляй радость другому человеку»
Доброжелательность. Поддержка.
1
21
«Мечтайте и действуйте»
Учимся взаимодействию.
1
22
«Сила мысли»
нашей мысли. Каким я стану через десять лет.
1
23
«Играй по правилам»
Самооценка поступков.
1
24
«Успешный человек – это…»
Успешный человек.
1
25
«Галерея успеха: «Я – талантлив»
Мои положительные качества.
1
Практический материал
Разминки «Я рад…», «Клубок проблем», «Я тоже так делаю», «Я люблю тебя за то, что…», «Взаимодействие», «Сила мысли», «Что во мне хорошего?», игры и творческие задания «Клятва Гиппократа», «Ответственные поступки», «Я ответственен…», «Формула успеха», «Ростомер воли», «Символ успеха», «Благодарность», «Сердце милосердия», «Каким я стану через десять лет», «Успешный человек – это…», «Концентрические круги», «В чем твоя сила?»,«Ниточки тепла», «Идеальный день», «Верить в мечту», «Идеальное Я», «У меня – получиться», «Как доставить радость другому человеку?», «Оптимист и пессимист»
«БУДУЩЕЕ – ЭТО МЫ»
26-27
«Моя жизненная цель»
Мои жизненные планы.
2
28
«Как добиться цели?»
Учимся добиваться цели
1
29
«Учимся побеждать»
Радуемся успехам товарищей
1
30-31
«Мы сами являемся своими лучшими помощниками»
Я делаю это хорошо.
2
32
«Именно сегодня!»
Ответственность.
1
33-34
«Как сделать мир лучше»
Человек будущего.
2
Практический материал
Разминки «Добиться цели», «Я делаю это хорошо», «Какие качества задуманы», игры и задания «Правила успеха», «Составь пословицу», «Что угодно для души?», «Личный контракт-обязательство», «Я обязательно научусь», «Ответственность за результат своих действий», «Правила самовоспитания», «Шарики», «От сердца к сердцу», «Оказывается совсем не трудно», «Именно сегодня», «Проект «Как сделать мир лучше», рисунок-проект «Человек будущего» и др.
Календарное планирование 4 класс
№
п/п
Название темы
Содержание
Количество часов
Дата
«АЗБУКА ДОБРА»
1
«Мир вокруг меня»
Родина. Соотечественники. Мы и мир. Мы в мире. Музыка души. Словарь настоящего человека. Дневник добрых дел.
1
2
«Традиции моей семьи»
Самые родные. Моя семья. Генеалогическое дерево. Памятка семейных обязанностей. Мои обязанности в семье.
1
3
«Азбука вежливости»
Вежливые слова. Волшебное слово. Словарь настоящего человека. Ситуация. Урок вежливости. Вежливость.
1
4
«Добрым быть совсем, совсем непросто»
Значимость добрых поступков в жизни. Доброе слово. Эти разные слова.
1
5
«Легко ли быть честным»
Правда и ложь. Честность. Смелость, ответственность, инициативность. Законы доброты.
1
6
«Приносить радость людям»
Чудо для других. Ответственность за свои слова и поступки. Свиток пожеланий.
1
7
«Друг в беде не бросит»
Учимся сотрудничать. Дружба. Образ настоящего друга. Кодекс дружбы.
1
8
«Моя азбука доброты»
Только хорошее. Милосердие. Благодарность. Дневник добрых дел.
1
Практический материал
Разминки «Давайте познакомимся», «Самые родные», «Паутинка»; игры и творческие задания, например: «Нарисуй своё имя», «Интонации», «Моя семья», «Пословицы», «Я и мой мир вокруг меня», «Юный художник», «Спасибо за прекрасный день», «Солнце доброты», «Правда или ложь…», «Ступеньки слов», «Три мушкетёра», «Настоящий друг – это…», «Дневник добрых дел» и др
«ТЫ ЭТО МОЖЕШЬ»
9
«Как человек принимает решения»
Уверенность в собственных силах. Самостоятельность. Учимся принимать решение. Словарь настоящего человека
1
10
«Я учусь быть самостоятельным»
Принимать решения самостоятельно. Учимся договариваться. Символ самостоятельности.
1
11
«Если не я, то кто же?»
Пионеры. Легенды о пионерах. Что такое инициативность. Старшие товарищи. Справедливость.
1
12
«Трудолюбие и праздность»
Трудолюбивый и ленивый человек. Ценности трудолюбия. Мои обязанности. Помощь.
1
13
«Учимся сотрудничать»
Трудимся вместе. Что мы умеем делать вместе. Мы. Как нам договориться. Договор. Сотрудничество.
1
14
«Страна Вообразилия»
Фантазия. Волшебство. Творчество.
1
15
«Образ достойного человека»
Достойное поведение. Что значит жить достойно. Символ моего характера. Чувство собственного достоинства.
1
Практический материал
Разминки «Мозаика», «Кто быстрее?», «Квадрат», «Волшебный мешочек», «Путешествие в страну Вообразилия», «Я знаю хорошее качество»; игры и задания «Принимать решение», «Легко ли принимать решение?», «Что такое инициативность?»; «Важно или не важно», «Как нам договориться?», «Что мы умеем делать вместе», «Качество моего имени», «Составь пословицу», «Если я …», «Что же это значит», «Символ самостоятельности», «Справедливое солнышко», «Достопримечательности», «Мои обязанности», «Картина двух художников», «Мы», игра-фантазия «Скрепка», «Достойное поведение» и др
«ШКОЛА УСПЕХА»
16
«Герои вокруг нас»
Знаменитые Казахстанцы. Ими гордится страна. Мой герой. Ростомер воли.
1
17
«Будь ответственен за свои слова поступки»
Ответственные поступки. Показатели ответственности. Я ответственен.
1
18
«Никаких проблем – только возможности»
В чем твоя сила. Копилка трудностей. Моя сила. Идеальное Я.
1
19
«Как преодолеть трудности и добиться успеха»
Проявляем смелость и инициативность. Радуюсь успехам других. Символ успеха.
1
20
«Доставляй радость другому человеку»
Эмпатия. Доброжелательность. Поддержка. Как доставить радость другому человеку? Доброе дело. Благодарность. Я желаю тебе добра. Милосердие.
1
21
«Мечтайте и действуйте»
Учимся взаимодействию. Мои тайны. Я познаю себя. Качества успеха. Моя мечта. Верить в мечту.
1
22
«Сила мысли»
Проектируем свое будущее. Сила нашей мысли. Каким я стану через десять лет. Оптимист и пессимист.
1
23
«Играй по правилам»
Самооценка поступков. Правильные знаки. Как я выполняю правила. Взаимодействие.
1
24
«Успешный человек – это…»
Ассоциограмма успеха. Формула успеха. Практические советы для достижения успеха. Успешный человек.
1
25
«Галерея успеха: «Я – талантлив»
Ростомер воли. Мои положительные качества. Я талантлив. Мое мнение.
1
Практический материал
Разминки «Я рад…», «Клубок проблем», «Я тоже так делаю», «Я люблю тебя за то, что…», «Взаимодействие», «Сила мысли», «Что во мне хорошего?», игры и творческие задания «Клятва Гиппократа», «Ответственные поступки», «Я ответственен…», «Формула успеха», «Ростомер воли», «Символ успеха», «Благодарность», «Сердце милосердия», «Каким я стану через десять лет», «Успешный человек – это…», «Концентрические круги», «В чем твоя сила?»,«Ниточки тепла», «Идеальный день», «Верить в мечту», «Идеальное Я», «У меня – получиться», «Как доставить радость другому человеку?», «Оптимист и пессимист»
«БУДУЩЕЕ – ЭТО МЫ»
26-27
«Моя жизненная цель»
Жить сердцем. Мои жизненные планы. Моя жизненная цель. Ответственность за результат своих действий. Словарь настоящего человека.
2
28
«Как добиться цели?»
Целеустремленность. Учимся добиваться цели. Учимся планировать свои дела. Правила самовоспитания.
1
29
«Учимся побеждать»
Правила успеха. Как преодолеть трудности. Радуемся успехам товарищей. Я обязательно научусь.
1
30-31
«Мы сами являемся своими лучшими помощниками»
Я делаю это хорошо. Услышать другого человека. Оказывается совсем не трудно. Личный контракт-обязательство.
2
32
«Именно сегодня!»
Целеустремленность. Ответственность. Самостоятельность. Смелость. Трудолюбие. Хорошие и плохие привычки.
1
33-34
«Как сделать мир лучше»
Мои соотечественники. Человек будущего. Законы мира
2
Практический материал
Разминки «Добиться цели», «Я делаю это хорошо», «Какие качества задуманы», игры и задания «Правила успеха», «Составь пословицу», «Что угодно для души?», «Личный контракт-обязательство», «Я обязательно научусь», «Ответственность за результат своих действий», «Правила самовоспитания», «Шарики», «От сердца к сердцу», «Оказывается совсем не трудно», «Именно сегодня», «Проект «Как сделать мир лучше», рисунок-проект «Человек будущего» и др.