kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс "Ковроделие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс технологии «Ковроделие» является одним из дисциплин цикла ОД – дисциплины профессионального блока. Её роль – формирование у студентов знаний и умений в области ткачества гобеленов, современных технологий их изготовления и использования. При изучении дисциплин специализации «Ковроделие», студенты углубят знания и умения по ткачеству гобеленов, научатся применять их в проектной деятельности. Целью дисциплины являются формирование профессиональных качеств будущего специалиста - ткач гобеленов, на основе гармоничного сочетания эстетической и технической подготовки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«элективный курс»


Элективный курс «Ковроделие»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и причины введения учебной дисциплины

Ткач гобеленов должен хорошо знать этапы выполнения творческой работы по созданию эскизов изделий для художественного оформления интерьера, основы разработки их композиции и технического выполнения художественного оформления изделий разной степени сложности.

Цели и задачи учебного курса

Целью дисциплины являются формирование профессиональных качеств будущего специалиста - ткач гобеленов, на основе гармоничного сочетания эстетической и технической подготовки.

Для достижения поставленной цели в процессе обучения должны быть решены следующие задачи:

- изучение видов ткацких станков;

- изучение инструмента для без ворсового и ворсового ткачества;

- изучение видов пряжи для основы;

- изучение видов пряжи для ткачества;

- изучение техники плетения косички;

- изучение плетения закрепления боковых кромок;

- технология ткачества без ворсового и ворсового гобелена;

- виды брака и их устранение.

Роль и место в структуре учебного плана ( междисциплинарные связи); особенности изучения учебной дисциплины.

Курс технологии «Ковроделие» является одним из дисциплин цикла ОД – дисциплины профессионального блока. Её роль – формирование у студентов знаний и умений в области ткачества гобеленов, современных технологий их изготовления и использования. При изучении дисциплин специализации «Ковроделие», студенты углубят знания и умения по ткачеству гобеленов, научатся применять их в проектной деятельности.

Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении курса в соответствии с квалификационной характеристикой выпускника.

В результате изучения данной дисциплины студент должен знать:

- принципы творческого варьирования; этапы работы; варианты графических решений;

- основы композиции; принципы композиционных решений при создании гобеленов; цветовые решения;

- различные виды техник и приёмы ткачества, способы их применения и совмещения;

- виды пряж для ткачества гобеленов, их характеристика, материалы и оборудование, применяемые в ковроделии.

В результате изучения данной дисциплины студент должен уметь:

- разработка вариантов декоративного оформления изделия;

- разработка художественных и рабочих эскизов оформления текстильных изделий;

- разработка орнамента с учётом назначения изделия;

- ткачество изделий с использованием различных техник и приёмов ковроделия;

- выбор пряжи для ткачества, сочетание и комбинирование цветных утков;

- выбор материалов для ковроделия.

Выписка из государственного стандарта

С.2 ОСТ 9 по 02.32.10-2001 Ткач ручного ткачества.

Проведение выработки средней сложности безворсовых, ворсовых, махровых ковров на ручных ткацких станках. Выработка на ручных ткацких станках уникальных, сюжетно-тематических изделий, выполняемых с использованием различных техник ручного ткачества с цветовой гаммой свыше десяти цветов. Технологический процесс выработкам ковров и других изделий в зависимости от техники выполнения.

Требования к результатам обучения (содержательные параметры деятельности, учебные элементы и их уровни усвоения) являются основными параметрами, проверяемыми при оценке ткачества подготовки выпускников.


1.3. Организационно - методические указания

Объём и сроки проведения курса.

Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении курса.

Вид учебной нагрузки

Всего часов

полугодие

Общая трудоемкость дисциплины

104ч

1-2

Теоретические занятия

24ч

1-2

Практические занятия (ПЗ)

80ч

1-2

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

2

Зачет

Все виды занятий взаимосвязаны и подчинены общей цели.

Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса.

Самостоятельная работа студентов является продолжением аудиторной работы и заключается в поиске информации, сборе материалов, подготовки докладов, рефератов по заданию преподавателя.

Техническое и дидактическое обеспечение дисциплины.

Для проведения практических занятий необходимы: специализированная лаборатория, стенды, кинофильм «Ковроделие», специальная и дополнительная литература по предмету, наглядные пособия.

Виды контроля знаний студентов и их отчетности по каждой специальности.

В начале курса преподаватель проверяет наличие базовых знаний студентов. В процессе изучения дисциплины преподаватель осуществляет текущий контроль формирования знаний по предложенным ниже вопросам (тестам) ткущий контроль проводится на бланках или машинным способом. Формой итогового контроля является экзамен и выставкой работ.


Тематический план

раздел

Тема

Теоретические

часы


Практические

часы

1

2

3

4


Первое полугодие




I. Безворсовое

ковроделие

1. Вводное занятие. История возникновения безворсового ковроделия в России

2


2. Материаловедение и техника безопасности

2

2

3. Цветоведение; орнамент и его виды.

2

2

4. Композиция; композиционные формы безворсового ковроделия.

2

2


5. Изготовление технического рисунка и шаблона для ковроделия

2

4

6. Подготовка к ковроделию инструменты и материалы

2

2

7. Овладение приемами безворсового ковроделия

2

10


8. Изготовление пробных работ


10


Итого:

14

30


Второе полугодие




II. Ворсовое ковроделие

1. Вводное занятие. История возникновения ворсового ковроделия в России.

2


2. Материаловедение и техника безопасности.

2


3. Композиция; изготовление рисунка и шаблона для ковроделия

2

6

4. Подготовка к ковроделию инструменты и материалы.

2

2

5. Овладение приемами ворсового ковроделия.

2

6

6. Изготовление пробных работ.


10

III.Творческий проект

Творческий проект, выставка работ учащихся.


28


Итого

10 52


Всего часов

104


Программа

Первое полугодие

    1. Вводное занятие

Теоретические сведения. Цели и задачи предмета. Изучение общей характеристики промыслов в России, их неповторимость, оригинальность изделий.

Практическая работа. Зарождение и развитие безворсового ковроделия в России, основатели промышленного производства.


2. Материаловедение и техника безопасности

Технические сведения. Особенности процесса создания предметов декоративно – прикладного дизайна из хлопчатобумажных и полушерстяных пряж. Правила санитарии и гигиены. Организация рабочего места. Инструменты и материалы.

Практическая работа. Изучение технологического процесса с материалами и инструментами.

3. Цветоведение, орнамент

Теоретические сведения. Влияние цвета на человека. Цветовое решение изделия и его цветовая гамма. Орнамент его особенности и виды.

Практическая работа. Изучение нитей и отличий их по фактуре и цветовым оттенкам.

4. Композиция; композиционные формы безворсового ковроделия

Теоретические сведения. Понятие «композиция», ритм, цвет в композиции. Основные требования к процессу изображения.

Практическая работа. Построение композиции с учетом размера «станка», научится располагать композицию по центру.

5. Изготовление технического рисунка и шаблона для ковроделия

Теоретические сведения. Понятие «рисунок», методическая последовательность основы изображения.

Практическая работа. Изготовление шаблона с рисунком в цветовой гамме.

6. Подготовка к ткачеству инструменты и материалы

Теоретические сведения. Знакомство с конструкцией «станка» и сподручными инструментами: ножницы, гребень, колотушка.

Практическая работа. Заправка «станка», расположение нитей на «станке».

7. Овладение приемами безворсового ковроделия

Теоретические сведения. Методика выполнения последовательности действий по изготовлению гобелена.

Практическая работа. Прокладка утков с учетом расстановки цветов пряжи по ряду клеток и рисунка. Оформление низа и краев изделия левосторонней и правосторонней цепочкой.

8. Изготовление пробных работ

Теоретические сведения. Закрепление приемов ковроделия и их комбинирование.

Практическая работа. Применение приемов ковроделия и их сцепление между собой в практической деятельности.


Второе полугодие

1.Вводное занятие

Теоретические сведения. Цели и задачи предмета. Изучение общей характеристики промыслов России, их неповторимость, оригинальность изделий.

Практическая работа. Зарождение и развитие ворсового ковроделия в

России и, основатели промышленного производства.

2.Материаловедение и техника безопасности

Технические сведения. Особенности процесса создание предметов декоративно – прикладного дизайна из хлопчатобумажных и полушерстяных пряж. Правила санитарии и гигиены. Организация рабочего места. Материалы и инструменты.

Практическая работа. Изучение технологического процесса с материалами и инструментами.

3.Композиция; изготовление рисунка и шаблона для ковроделия

Теоретические сведения. Понятие «композиция», ритм, цвет в композиции. Основные требования к процессу изображения.

Практическая работа. Построение композиции с учетом размера «станка», научится располагать композицию по центру.



4. Подготовка к ткачеству инструменты и материалы

Теоретические сведения. Знакомство с конструкцией «станка» и с подручными инструментами: ножницы, гребень, колотушка, нож – крючок.

Практическая работа. Заправка «станка», расположение нитей на «станке».

5. Овладение приемами ворсового ковроделия

Теоретические сведения. Методика выполнения последовательности действий по изготовлению гобелена.

Практическая работа. Знакомство с техникой узловой пряжи. Закрепление ворса на основе виде узла. Стрижка ворса на уровне предыдущего подстриженного ряда.

6. Изготовление пробных работ. Выставка работ

Теоретические сведения. Закрепление знаний по ковроделию, анкетирование и интервьюирование по результатам своих работ.

Практическая работа. Комбинирование безворсового и ворсового короделия. Отработка умений и навыков на практике.

7. Творческий проект

Практическая работа

После завершения курса «ковроделия» учащиеся самостоятельно разрабатывают и претворяют в жизнь творческий проект по заданной теме.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НА ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ.

Тема 1.

1.Какие виды декоративно – прикладного искусства вам известны?

2.С какой страны «пришло» в Россию ковроткачество?

3.Что такое шпалера?


Тема 2.

  1. Техника безопасности при работе с подручными инструментами.

  2. Какие нити нужны для натяжения основы?

  3. Какие нити используются для ткачества?

Тема3.

  1. Как влияет цвет на человека?

  2. Какие орнаменты используются в ковроткачестве?

  3. Какой орнамент используется в российском ковроделии?

  4. Какие основные цвета используются в ковроделии?

Тема 4.

  1. Что такое композиция?

  2. Что такое сюжет в композиции?

  3. Что такое ритм в композиции?

Тема 5.

  1. Что такое рисунок?

  2. Что такое эскиз – идея?

  3. Что такое эскиз – шаблон?

  4. Можно ли в эскизе использовать мелко нарисованные детали?

  5. Можно ли использовать миллиметровую бумагу для эскизов?

Тема 6.

  1. Какой должен быть станок для ткачества?

  2. Для чего используется нижний разделительный картон?

  3. Для чего используется разделительная палочка?

  4. Чем набивают (осаживают) материал утка?

  5. Какие сподручные инструменты применяются для без ворсового ткачества?

  6. Назовите этапы подготовки станка к работе.

Тема 7.

  1. С чего следует начать второй этап ткачества?

  2. Что можно протянуть через зев?

  3. Как подобрать толщину утка?

  4. Что произойдет с полотном если уток будет перетянут?

  5. Что такое репсовое переплетение?

  6. Для чего нужны боковые кромки?

  7. Виды брака и способы его устранения?

Тема 8.

  1. Чем характерно в России ковроделие?

  2. Можно ли использовать в без ворсовом ткачестве полушерстяную пряжу?

  3. Какие основные цвета используются в ковроделии?

  4. Что такое ритм в композиции?

  5. Что такое эскиз – шаблон?

  6. Назовите этапы подготовки станка к работе?

  7. Что такое репсовое переплетение?


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НА ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ.

Тема 1.

  1. При каком царе в России началось производство шпалер?

  2. Расскажите о развитии в России ковроделия.

  3. Расскажите о известных центрах ковроделия в России?

Тема 2.

  1. Какая пряжа используется для ворсового ткачества?

  2. Техника безопасности при работе с ножом – крючком?

  3. На что натягивают основу?

Тема 3.

  1. Что такое композиция?

  2. Правила, приёмы и средства композиции.

  3. Что используют в качестве эскиза?

Тема 4.

1.Последовательность «заправки» станка до работы ворсом.

2.Надо ли уделять внимание боковым кромкам при ворсовом ковроткачестве?

3. Чем выравнивают ворс?


Тема 5.

  1. Как называется узел из которых выполняется ворсовая техника?

  2. Надо между рядами сотканные ворсом делать репсовое плетение?

  3. Какой инструмент необходим для работы в ворсовой технике?

  4. Какая величина допускается в ворсовом ткачестве?

  5. Каким плетением заканчивается любая работа?

Тема 6.

  1. Какие техники ткачества вам известны?

  2. Можно ли смешивать техники ковроделия?

  3. В чём преимущество ворсового ковроделия?

  4. Можно ли выполнить вертикальное соединение утков способом «вокруг одной нити»?

  5. Можно ли использовать работы выполненные в технике гобелен в интерьере?







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу (дисциплине) «Ковроделия»

Общий объем учебного курса 108 часов, из них: занятий 24 часа, лабораторных работ 80 часов, зачет

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ


Тема (раздел) курса

Общ. колич. часов

Деление темы (раздела) на:


Количество часов


Наглядные пособия и технические средства обучения


Межпредметные связи (дисциплина, тема или раздел)


Вынесено на самостоятельную работу


Формы контроля за усвоением темы

Теоретические занятия

Колич. часов


Практические занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Безворсовое ковроделие





48

1.Вводное занятие. История возникновения ковроделия в России.

План:

1 Развитее ковроделия в Западной Европе.

2.Развитие ковроделия в России.

3.Развитие ковроделия в безворсовой технике.

4. Вклад Востока в развитие ковроделия.

Литература:

1.Дворкина И.А. Гобелен за десять вечеров. – М., 1998 г.

2. Иванов А.С. Документы к истории ковраделия Восточного Кавказа. – М.,1966 г.

3. Основы художественного ремесла. Под редакцией Барадулина В.А., Танкус О.В.,- М., 1978 г.


2



Презентация, образцы готовых изделий


Культурологи, история искусств.


Тестирование.

2.Материаловедение и техника безопасности.

План.

1.Инструменты и приспособления для ковроделия..

2.Понятия пряжи для ковроделия.

3.Правила техники безопасности.

Литература:

1. Основы художественного ремесла. Под редакцией Барадулина В.А. и Танкус О.В., - М., 1978 г.

2. Бехтин Г.А., Зубова Л.К. Технология ковраделия РСФСР. – М., 1955 г.

3. Производство ковров. Сб. Статей по ковроткачества.В ред.Соболева Н.Н.,-М., 1960



2

Практическая работа №1

План:

1.Подбор пряжи для работы

2.Овладение приемами работы с инструментами на образце.


Литература:

  1. Основы художественного ремесла. Под редакцией Барадулина и др., М., 1978.

  2. Яковлева Е.Г.,Русские ковры. М., 1959.

3 Журнал «Сделай сам».,№ 1 1994

2

Презентация


Материаловедение, ОБЖ.


Тестирование.

1

2


3

4

5

6

7

8

9

10





3 .Цветоведение; орнамент и его виды.


План

1. Влияние цвета на человека.

2.Основные характеристики цвета

3. Цветовое решение Изделия

4. Орнамент его особенности и виды.


Литература

1.Сокольникова Н.М., Изобразительное искусство и методика его преподавания., М., 2003 г.

2.Терёмин С.М. ,Русское прикладное искусство., М., 1960 г.

3. Герчук Ю.Я., Что такое орнамент? – М., Галарт,1998 г.



2

Практическая работа № 2

Основы цветоведения.

План

  1. Научиться составлять цветовые контрасты.

  2. Выполнять цветовую растяжку


2


Материаловедение, рисунок, живопись.



4. Композиция; композиционные формы

без ворсового ковроделия


План


.1.Понятие «композиция».

2.Цвет и ритм в композиции.

3.Основные требования процессу изображения.


Литература

1.Волков Н.Н. Композиция в живописи.- М., Искусство,1984.

2.Шорохов Е.В. Композиция: учебник для студентов худож. - граф. Фак-тов пед. Ин-тов. – М., 1986.





2

Практическая работа № 3

Выполнение сюжетной композиции.

План


  1. Построение натюрмортной композиции.

  2. Построение композиции в прямоугольнике.

  3. Научиться располагать её по центру.

Литература

1.Волков Н.Н. Композиция в живописи.- М., Искусство,1984.

2.Шорохов Е.В. Композиция: учебник для студентов худож. - граф. Фак-тов пед. Ин-тов. – М., 1986.





2

Презентация

Технологические карты.


Материаловедение, рисунок, живопись.

























1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






5 Изготовление технического рисунка.

План

  1. Понятие «рисунок».

  2. Художественно – выразительные средства.

  3. Методическая последовательность основы изображения

Литература

  1. 1.Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. - М.,1981.

  2. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 1998.

  3. Соловьева Б.А. Искусство рисунка. – Л., 1989.


2


Практическая работа № 4

Изготовление технического рисунка.

План:

1..Подготовка инструментов и материалов.

2. Выполнение эскиза.


Литература

1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. - М.,1981.

2.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 1998.

3. Соловьева Б.А. Искусство рисунка. – Л., 1989.


2

Презентация


Материаловедение, рисунок, живопись.



Практическая работа № 5

План:

  1. Подбор и решение цветовой гаммы.

Литература

1.Волков Н.Н. Композиция в живописи.- М., Искусство,1984.

2. Шорохов Е.В. Композиция: учебник для студентов худож.-граф. Фак-тов пед. Ин-тов. – М., 1986.

2

Технологические карты.






6.Инструменты и материалы.


План

1. Виды ковроткацких станков

2.Технология заправки станка.

3. Рассказ о видах пряж для основы.


Литература


  1. Бетехтин Г.А. и др., Технология ковраделия РСФСР., М., 1955.

  2. Основы художественного ремесла. Под редакцией Барадулина В.А., М., 1978.



2


Практическая работа № 6


Инструменты и материалы.


План:

1.Подбор станка под размер эскиза.

2. Выбор пряжи для натягивания основы.

3. Заправка станка.


Литература

  1. Бетехтин Г.А. и др., Технология ковраделия РСФСР., М., 1955.

  2. Основы художественного ремесла. Под редакцией Барадулина В.А., М., 1978.






2


Технологические карты.





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




12


7.Методика овладения приёмами без ворсового ковроделия.

План:

1.Приёмы ткачества, их последовательность выполнения.

2. Использование ковроткачества в интерьере

.

Литература:

  1. Основы художественного ремесла. Под редакцией Барадулина В.А. и др., М., 1978.

  2. Яковлева Е.Г.,М., 1959.

  3. Дворкина И.А., Гобелен за десять вечеров., М., 1998.



2

Практическая работа № 7

Технология без ворсового ковроделия.

План:

1.Работа с инструментами.

2.заправка утка для работы


Литература:

  1. Основы художественного ремесла. Под редакцией Барадулина и др., М., 1978.

  2. Яковлева Е.Г.,Русские ковры. М., 1959.

  3. Журнал «Сделай сам».,№ 1 1994.



2

Презентация.


Материаловедение



Практическая работа №.8

План:

1. Выполнение правосторонней цепочке.

2. Выполнение левосторонней цепочке

Литература:

  1. Бетехтин Г.А. и др., Технология ковраделия РСФСР. М., 1955.

  2. Вейрман Б.П., Ковры Востока.,М.,

1970


4


Наглядные пособия по теме"учебные карты по изготовлению гобелена».







Практическая работа № 9

План:

1.Выполнение работы по эскиз с учетом наглядных пособий.


Литература:

  1. Производство ковров. Сб. статей по технике ковроткачества., Под редакцией Соболева Н.Н.., М., 1960.

  2. Яковлева Е.Г., Русские ковры. М., 1959.


4


Технологические карты

















Закрепить технологию выполнения цепочки


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


















Практическая работа № ,10,

Выполнение работ в технике безвосового ковроделия

План:


1.Выполнение уточного репса.

2. Выполнение укрепления ряда.

3.Выполнить соединение утков.

4.Выполнить завершение работы на станке.

5. снятие работы со станка.

6. оформление работы в рамки.

7. Выставка работ.


Литература:


  1. Дворкина И.А. Гобелен за десять вечеров., М., 1998.

  2. Основы художественного ремесла. Под редакцией Барадулина В.А., и Тангус О.В., М., 1978.

  3. Журнал «Сделай сам»№ 1 1994.



10

Технологические карты

Материаловедение, рисунок, основы композиции, Цветоведение.

Продолжить начатой в мастерских работы

Выставка работ.



















ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ



Тема (раздел) курса

Общ. колич. часов

Деление темы (раздела) на:


Количество часов


Наглядные пособия и технические средства обучения


Межпредметные связи (дисциплина, тема или раздел)


Вынесено на самостоятельную работу


Формы контроля за усвоением темы

Теоретические занятия

Колич. часов


Практические занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ворсовое ковроделие

52

1. Вводное занятие. История возникновения ворсового ткачества в России.

План:

1 Развитее ковроткачества в Западной Европе.

2.Развитие ковроткачества в России.

3.Развитие ковроткачества в ворсовой технике.

4. Вклад Востока в развитие ковроткачества.

5.Другие промыслы в России связанные с ковроткачеством.

Литература:

1.Дворкина И.А. Гобелен за десять вечеров. – М., 1998 г.

2. Иванов А.С. Документы к истории ковраделия Восточного Кавказа. – М.,1966 г.

3. Основы художественного ремесла. Под редакцией Барадулина В.А., Танкус О.В.,- М., 1978 г.




2



Презентация, образцы готовых изделий


Культурологи, история искусств.


Тестирование.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

.



2.Материаловедение и техника безопасности.


План:


1.Инструменты и приспособления для ковраделия в ворсовой технике.

2.Понятия пряжи для ковраделия в ворсовой технике.

3.Правила техники безопасности при использовании ножа – крючка.


Литература:

1. Основы художественного ремесла. Под редакцией Барадулина В.А. и Танкус О.В., - М., 1978 г.

2. Бехтин Г.А., Зубова Л.К. Технология ковраделия РСФСР. – М., 1955 г.

3. Производство ковров. Сб. Статей по ковроткачества. Под редакцией Соболева Н.Н., - М., 1960 г.





2


Презентация


Материаловедение, ОБЖ.



3.Композиция и базовые её принципы.


План


.1.Понятие «композиция».

2.Цвет и ритм в композиции.

3.Основные требования процессу изображения.

4. Понятие о роли ритма в композиции.


Литература

1.Волков Н.Н. Композиция в живописи.- М., Искусство,1984.

2.Шорохов Е.В. Композиция: учебник для студентов худож.-граф. Фак-тов пед. Ин-тов. – М., 1986.



2

Практическая работа № 1


Изготовление рисунка и шаблона для ткачества.


План


  1. Построение пейзажной композиции.

  2. Построение композиции в квадрате.

  3. Научиться располагать её по центру.

  4. Подобрать цветовое решение.


Литература

1.Волков Н.Н. Композиция в живописи.- М., Искусство,1984.

2.Шорохов Е.В. Композиция: учебник для студентов худож.-граф. Фак-тов пед. Ин-тов. – М., 1986.



4

Презентация

Наглядные пособия в виде готовых изделий.

Материаловедение, рисунок, живопись.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10






















Практическая работа № 2

План:

1..Подготовка инструментов и материалов.

2. Подготовка и подбор пряжи по эскизу для ворсового ткачества.


Литература

1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция.- М.,1981.

2.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 1998.

3. Соловьева Б.А. Искусство рисунка. – Л., 1989.

4

Наглядные пособия в виде готовых изделий.




4 Инструменты и материалы.

План

1. Виды ковроткацких станков

2.Технология заправки станка.

3. Рассказ о видах пряж для основы.

4. Рассказ о технических приёмах использования ножа – крючка.


Литература

  1. Бетехтин Г.А. и др., Технология ковроделия РСФСР., М., 1955.

  2. Основы художественного ремесла. Под редакцией Барадулина В.А., М., 1978.



2








Практическая работа № 3

Инструменты и материалы.


План:

1.Подбор станка под размер эскиза.

2. Выбор пряжи для натягивания основы.

3. Заправка станка.


Литература

1.Бетехтин Г.А. и др., Технология ковроделия РСФСР., М., 1955.

2.Основы художественного ремесла. Под редакцией Барадулина В.А., М., 1978.

2


Презентация

Технологические карты.


Материаловедение.



5 Методика овладения приёмами ворсового ткачества.

План:

1 .Приёмы ткачества, их последовательность выполнения.

2. Использование ковроткачества в интерьере.

3. Знакомство с персидским узелком.


Литература:

  1. Основы художественного ремесла. Под редакцией Барадулина В.А. и др., М., 1978.

  2. Дворкина И.А., Гобелен за десять вечеров., М., 1998.


2








Практическая работа № 4

Технология ворсового ткачества.

План:

1. Работа с инструментами.

2. Заправка утка для работы

3. Ткачество распределительной цепочки.

Литература:

  1. Основы художественного ремесла. Под редакцией Барадулина и др., М., 1978.

  2. Яковлева Е.Г., Русские ковры. М., 1959.

3. Журнал «Сделай сам».,№ 1 1994.

4

Технологические карты.




















1

2

3

4

5

6

7

8

9

10





Практическая работа № 5

План

  1. Отработка приема полуторного коврового узла.

  2. Отработка приёма с двойной вязкой узла.

Литература:

1. Бетехтин Г.А. и др., Технология ковраделия РСФСР. М., 1955.

2.Вейрман Б.П., Ковры Востока., М., 1970.


4

Технологические карты.




Закрепить технологию выполнения ворсовых узелков.


Практическая работа 1№ 6

План:

1.Выполнение работы по эскиз с учетом наглядных пособий.

Литература:

1.Производство ковров. Сб. статей по технике ковроткачества., Под редакцией Соболева Н.Н.., М., 1960.

2. Яковлева Е.Г., Русские ковры. М., 1959.

4

Технологические карты.

Материаловедение.




Практическая работа № 7,

Выполнение работ в технике восового ковроделия

План:

1.Выполнение полотняное переплетении с зазором.

2. Выполнение укрепления ряда.

3.Выполнить соединение утков.

4.Выполнить завершение работы на станке.5. снятие работы со станка.

6. оформление работы в рамки.

7. Выставка работ.

Литература:

  1. Дворкина И.А. Гобелен за десять вечеров., М., 1998.


4

Технологические карты.


Продолжение начатой в мастерской работы.


Творческий проект

28



Практическая работа № 8

План:

1 Выполнение работы в любой из изученных техник

2 Выставка работ





Выставка работ.

Теоретическое занятие № 1.


Тема: Краткая история ковроделия.

Цель: Ознакомить учащихся с ковроделием.

Задачи: Сформировать понятие ковроделие.

Воспитать интерес к культуре и искусству других народов.

Ознакомить учащихся с различными видами ковроделия.

Материально – техническое оснащение:

Образцы готовых изделий

Презентация (приложение № 2)


ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент:

1.1. Приветствие.

1.2. Проверка присутствующих.

1.3. Сообщение темы занятия.

2. Изложение нового материала

2.1. История возникновения и развития ковроделия.

2.2. Технологические приёмы выполнения ковроделия.

3. Подведение итогов:

3.1. Сообщение темы следующего занятия.

3.2. Дать список необходимого для практического занятия.


ИСТОРИЯ КОВРОДЕЛИЯ

Ковровое искусство возникло в условиях натурального хозяйства, когда обработка шерсти являлась одним из главных занятий населения. К самым ранним указаниям на производство ковровых изделий относятся изображения вертикального и горизонтального ткацких станков в Древнем Египте на памятниках, относящихся к XIV веку до нашей эры. Археологические и литературные материалы говорят о развитом ковроделии у древних греков, мидян, персов, скифов и других народов еще в I тысячелетии до нашей эры. О высокой степени развития коврового искусства две с половиной тысячи лет назад свидетельствуют прекрасно сохранившиеся до наших дней в слоях вечной мерзлоты Пазырыкских курганов Горного Алтая тканные и войлочные ковры, и ковровые изделия скифского периода, представляющие большой научный интерес и художественную ценность.

Ученые, изучая историю славянских народов до XII-XIII вв., обратили внимание на ряд упоминаний о применении ковров в домашнем убранстве, использовании их при различных обрядовых церемониях. В России коврами завешивали стены для утепления жилищ, ковровыми изделиями украшали храмы, в богатых домах коврами устилали пол, в бедных на пол клали более дешевые домотканые коврики типа дорожки. Ковры применяли как покрывала для сундуков, лавок, саней.

У восточных народов ковры различных типов (азербайджанские, дагестанские, туркменские) имели в быту еще более широкое распространение. Кроме настенных и напольных ковров, выделывались мешки-хурджумы для перевозки продуктов и вещей на вьючных животных. Ковры-футляры применялись для хранения хозяйственных предметов, одежды, посуды и выполняли функцию домашней обстановки. Коврами украшали мечети, заезжие дома.

У многих народов мира ковры составляли приданное невесты, служили в качестве посольских даров и приношения святилищам.

В соответствии с архитектурой старинных дворцов и городских зданий Востока создавались и великолепные ковровые изделия. Старинные экземпляры не дошли до нашего времени, и проследить на конкретном материале всю историю невозможно.

Сохранилось подробное описание одного из старинных ковров, принадлежавшего сасанидскому царю Хосрою (531-579гг.). Об этом ковре говорят арабские историки, и на основании их данных можно составить ясное представление о его пышности и замечательном рисунке. Узоры его, по описанию, изображали собой царский увеселительный сад. На нем были клумбы весенних цветков, цветущие деревья, разделённые дорожками и каналами. Кругом всего ковра шла широкая кайма, на которой также были изображены клумбы ярких цветов. Жёлтый фон состоял из золотых нитей. Листья деревьев и цветы были вытканы шёлком. Плоды были представлены шлифованными камнями, вода изображалась хрусталём, а некоторые цветы из драгоценных камней.

В ряде районов Ближнего Востока ковроделие составляет основное занятие населения.

В то время как на Востоке ковры являются главной и самой существенной частью обстановки жилища, так же древнюю историю имеет техника ручного узорного ткачества – шпалеры. Искусство изготовления таких ковров – картин возникло в Западной Европе ещё в XII веке. В холодных каменных замках шпалеры – декоративные панно – не только придавали вид помещениям, но и помогали сохранять там тепло.

Изготовление шпалер было делом очень дорогим, поэтому позволить себе приобрести ковры – картины могли только члены королевских семей да богатые феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные «шпалерные» мастерские.

Шпалеры ткали из шелковых, шерстяных и даже серебряных и золотых нитей по рисункам (картонам) – живописным эскизам, размеры которых соответствовали размерам будущего ковра.

Декоративные панно заказывали сериями, в которых насчитывалось иногда до 12-ти и более единиц, объединённых общей темой (чаще всего для шпалер использовались библейские и исторические сюжеты, сцены из жизни знатных сеньоров, а также пастухов и пастушек на лоне природы). Тканье таких непростых рисунков требовало высочайшего мастерства от исполнителей и было весьма трудоёмким. Но, несмотря на значительную стоимость шпалер, они вошли в моду, ими украшали интерьеры замков, они развешивались в соборах, ратушах и даже на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров.

Широкое развитие шпалерного ткачества начинается с XIII века, когда главными центрами производства шпалер становится Париж, Аррас, несколько поздней Брюссель.

Расцвет шпалерного искусства начался с XV века. Самую широкую известность приобрела шпалерная парижская мануфактура «Гобелен», расположившийся в бывших мастерских красильщиков Гобеленов. С этого времени тканые картины начали именовать гобеленами, а термин «шпалеры» сохранился для названия более ранних ковров, изготовленных в этой технике.

В России с 1607 года появляются мастерские в Москве, которые работают в технике гобелен. В то время в России уделялось много внимания богатым сюжетно-тематическим коврам в технике гобеленов. В помещичьих и монастырских мастерских вырабатывались более скромные гобелены.

В 1716 году по указу Петра I Яков Лефорт организовал придворные мастерские, а в последующие годы была создана императорская гобеленная мануфактура. Для организации приглашаются иноземные мастера, которые обещали «обучать российской нации учеников». Талантливые русские ткачи исполняют гобелены на самые различные сюжеты: батальные сцены, портреты, декоративные композиции.

40-60 гг. XVIII века – первая четверть XIX века – время расцвета русской мануфактуры. Серия гобеленов «Индийские ковры» с изображением туземцев на фоне пышной тропической природы, экзотических животных, птиц и рыб сменяются произведениями в стиле рококо – «Венера верхом на дельфине» и в стиле классицизма. Появляются работы, повторяющие живописные оригиналы западноевропейских мастеров.

В советском декоративном искусстве гобелены занимали одно из ведущих мест. Прекрасными работами славились мастера Прибалтики, Грузии, Москвы и других республик и городов. Наряду с шерстяными нитями в гобелены вводят пеньку, морскую траву, искусственные волокна, нити расплетенных морских канатов. Кроме плоских гобеленов для украшения стен появились объемные, представляющие собой тканые конструкции. Они прикрепляются к потолку и подчас композиционно связываются со светильниками и люстрами или же служат пространственными ширмами, которые делят помещение на отдельные незамкнутые части.

И в настоящее время ковры – гобелены имеют разнообразное применение в быту, используются главным образом в качестве украшения интерьеров жилых и общественных помещений.



ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ КОВРОДЕЛИЯ В БЕЗВОРСОВОЙ И ВОРСОВОЙ ТЕХНИКАХ

Обычно ковёр или гобелен начинается и заканчивается концевой частью. Концевую часть ткут теми же нитями, что и сам гобелен. Если концевые части готовой работы надо подогнуть, то используют любые нити. Начало утка заправляют на изнаночную сторону гобелена. Проведённый в зеве материал утка набивают ковровой колотушкой при этом надо помнить, что уток укладывается свободно, а прибивают его, начиная с места закладки утка и до конца ряда, но ни в коем случае не подтягивая его, чтобы не стянуть основу. После того как проложили уток в одну сторону, идут в обратную, выбирая нити второго зева. Так, если в первом случае у зева сверху были четные нити, то во втором – сверху нечетные. Уток прокладывается так же, как в первом случае, но только в другую сторону.

При изготовлении гобелена особенно важно следить за формированием боковой кромки. Для закрепления краёв за крайнее нити основы выбирают толще основных, а при основании по краям обычно навивают по две нити основы вместо одной.

Когда концевая часть будет сделана на нужную высоту, приступаем к выполнению рисунка. Утки в ткачестве должны быть примерно одной толщены, а т.к. подобранная для гобелена уточная пряжа часто представлена нитями различной толщены, то придётся определить среднюю толщину уточной нити. Толщину утка определяет плотность нитей основы. Уток должен ложиться между нитями основы так, чтобы полностью перекрывать их, если после прокладки нескольких рядов утка нити основы видны, это значит что уток слишком толстый для основы с данной плотностью. В то же время при ткачестве слишком тонким утком появляется опасность стягивание основы.

Когда средняя толщина утка определена, приступаем к ткачеству по эскизу. Подбираем цвета утков для работы, сравнивая их с цветным эскизом. При ткачестве по эскизу возникает проблема соединения утков разных цветов по линиям эскиза. Если стыковка цветов наиболее простая, и линии рисунка расположены с наклоном и ткачество теми или иными утками ведется с необходимыми уступами. Это делается для того, чтобы не стянуть основу по ширине, что весьма вероятно при слишком длинных прикидках утка. Иногда, чтобы придать плавность линии соединения форм разного цвета, перед заполнением формы с другим цветом прокладывают уток из участвующих цветов по линии соединения и дальше выкладывают второй цвет. В процессе ткачества от прибивания ковровой колотушкой уток немного проседает, что необходимо учитывать при следовании линиям эскиза.

Кроме удобных наклонных (пологих) соединений цветов, встречаются еще и вертикальные, когда соединения утков идет вдоль, а не поперек нитей основы. Существуют следующие варианты вертикальных соединений:

  • С образованием просвета (щели) между утками такое соединение дает чистую вертикальную линию. Но образовавшийся просвет в ткани гобелена необходимо по окончании ткачества зашивать.

  • Вокруг одной нити. Это соединение не дает щели в ткани гобелена, но граница цветов получается слегка размытой. Используют его обычно при довольно тонких утках.

  • С перевивом утков. В этом случае утки в месте соединения перевиваются друг с другом между нитями основы.

Способ вертикального соединения утков разных цветов в гобелене зависит от замысла художника: если нужна четкая вертикаль – выбирают способ «с образованием просвета», если соединения утков «мягкое» - возможны остальные два варианта, но, в общем-то, вертикальные соединения усложняют работу и их следует избегать.

Репсовое полотняное переплетение – классический способ ткачества. Так делали старинные шпалеры. В современных гобеленах используются другие техники, которые придают гобеленам дополнительные декоративные эффекты.

У ворсовых ковров лицевая поверхность состоит из концов шерстяной пряжи, получающихся от образования ею двух очередных основных нитей и закрепления ворса на основе в виде узла.

Закончив выработку концевой части гобелена, с боковых его сторон оставляют по 2-3 пары нитей основы для закраек, которые следует закрепить и выполнять в процессе ткачества гобелена хлопчатобумажной или шерстяной пряжей, в соответствии с цветом фона гобелена.

Ковровые узлы вяжутся горизонтальными рядами по ширине основы. Каждый ряд узлов закрепляют одной или двумя нитями скрепляющих утков. В зависимости от способа вязки ковровые узлы бывают полуторные и двойные.

Для двойной вязки узла ворсовых гобеленов большим и указательным пальцами левой руки берут шерстяную пряжу. Головкой ножа-крючка, находящегося в правой руке оттягивают к себе четную (правую) нить основы так, чтобы нечетная нить осталась позади четной. Пряжей обвивают слева направо оттянутую четную нить основы несколько выше крючка и накладывают концом на нечетную нить, образуя перемычку. Нож-крючок вводят между нитями основы и, захватив конец пряжи, выводят ее под перемычкой на лицевую сторону гобелена. Концы пряжи образовавшегося узла опускают по нитям основы к опушке гобелена. После этого узел следует затянуть и отрезать длинный конец пряжи. Узел двойной связки выполнен. Так вяжут узлы по всей ширине гобелена. Затем прокладывают первый скрепляющий уток. Прибив уток к опушке ткани гобелена колотушкой, нужно сменить зев, положить и прибить второй скрепляющий уток. Второй уток прокладывают более свободно, чем первый (это, в конечном счете, придает эластичность гобелену). Выполнив закрайки, оправляют ворс гребнем, и весь ряд узлов ровно подстригают ножницами. Стрижка производится так, чтобы высота ворса каждого ряда узлов соответствовала высоте ворса предыдущего подстриженного ряда. Тогда гобелен будет ровным, бархатистым, с ясно читаемым рисунком. После стрижки готового ряда завязанных узлов можно приступать к выполнению следующего ряда.

Для двойного узла характерно обвивание обеих нитей основы пряжей и образования перемычки, из-под которой концы узла выходят на лицевую сторону гобелена. С изнанки гобелена двойной узел охватывает обе нити основы. Концы пряжи выходят на лицевую сторону гобелена между нитями пары основы.

Приемы вязки полуторного узла несколько отличаются от вязки двойного и сводятся к следующему. Головкой ножа-крючка оттягивают к себе четную нить. С помощью указательного и большого пальца левой руки обвивают пряжей в виде петли, оттянутую нить справа налево чуть ниже крючка. Ножом-крючком отделяют четную нить основы. Затем головкой ножа-крючка оттягивают нечетную нить основы к себе и конец пряжи пальцами левой руки заводят за эту нить справа налево. Затянутый узел опускают к опушке ткани и отрезают длинный конец пряжи.

Для полуторного узла так же характерны обвивание обеих нитей основы с изнанки. С лицевой же стороны гобелена обвивают петлей одну нить основы, а вторую нить основы – полупетлей. При полуторном узле каждый конец пряжи выводится на лицевую сторону гобелена между отдельными нитями основы. Более прочны двойные узлы. Их используют в ткачестве ворсовых гобеленов любых плотностей. Полуторные узлы вывязываются быстрее, чем двойные. Их чаще применяют в изготовлении высокоплотных гобеленов.

Начать ткачество рисунка у ворсовых гобеленов следует с вывязывания узлов на тех парах нитей основы, которые при подсчете клеток технического рисунка совпадают с контурами, обрамляющими те или иные узоры. При этом рекомендуется начать рисунок от центра гобелена. После расстановки контуров вывязываются узлы цветных участков внутри контуров. Фон гобелена вывязывается в последнюю очередь.

Ворсовая техника – вершина ткацкого искусства и её появление учёные относят к эпохе ранней бронзы. С начала ворс создавали очень просто – прокладывали непрядёную шерсть между нитями основы без всякого закрепления. Конечно, такой приём не годился для ворсовых ковров и древние ткачи со временем начали закреплять ворс различными узлами.



Практическое занятие

Тема: Материаловедение и техника безопасности.

Цель: Овладение приемами работы с инструментами для ковроделия.

Задачи: Обеспечить освоение учащимися знаний и умений в работе с материалами.

Сформировать знания у учащихся по технике безопасности.



Материально – техническое оснащение:

Образцы инструментов и материалов.

Ход занятия

1. Организационный момент

1.1. Приветствие

1.2. Проверка присутствующих

1.3 Сообщение темы и цели занятия

2. Вводный инструктаж

2.1. Основные материалы

2.2. Дополнительные материалы

2.3. подготовка материалов к работе и техника безопасности

3. Самостоятельная работа

4. Подведение итогов

4.1. Оценка усвоение знаний и умений в работе с инструментами

4.2. Уборка рабочих мест



МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ДЛЯ КОВРОДЕЛИЯ

Основные материалы

Для выполнения работы в технике гобелен понадобится материал:

Ковроткацкий станок (рамка), пряжа – шерстяная, полушерстяная, хлопчатобумажная или льняная.

Существует два способа изготовления гобеленов – на вертикальном и горизонтальном ткацких станках. Получение гобеленов на горизонтальном станке – более древний способ. Так ткали красочные панно ещё в шпальных мануфактурах средневековой Европы. В наше время более распространены вертикальные или наклонные станки. Ковроткацкий станок простейшего типа состоит из двух вертикальных стоек – боковин и двух перекладин – валов для натяжения основы. Во время работы станок приставляется к стене, поэтому внизу боковины срезаются под углом примерно 30 градусов. Такая конструкция станка называется наклонной.

Более удобна конструкция станка со стойками без наклона, т.е. расположенными перпендикулярно плоскости пола. К нижней части боковых стоек таких станков жестко крепятся под прямым углом так называемые подкосы, что и обеспечивает устойчивость станка во время ткачества.

Подобные станки представляют собой, в сущности, прямоугольную раму, которую можно легко передвинуть и перенести из одного помещения в другое. Простую рамку для гобелена легко сделать в домашних условиях небольшую (для начинающих) и достаточно прочную, чтобы она выдержала натяжение основы. Те и другие станки могут быть разборными.

После того, как подобран станок и прежде, чем приступить к собственному изготовлению гобелена на рамке, следует выбрать эскиз-идею, по которому вы будете ткать гобелен. Композиция эскиза определяют способом натяжной основы, ее плотность, материал утка и другие особенности процесса плетения. Теперь следует подобрать пряжу для основы. В качестве основы лучше всего подойдут суровый лен или крученый хлопок. Пряжа для основы нужна упругая (чтобы остаться в постоянном натяжении), прочная и хорошо спряденная (чтобы в работе не заворсовывалась). К выбору материала для основы нужно подходить серьезно и тщательно. Катушечные нити не годятся, т.к. не обладают запасом прочности. Синтетика имеет свойство растягиваться и провисать. В исключительных случаях для небольших гобеленов можно использовать прочную и упругую полушерстяную пряжу. Хлопчатобумажная пряжа используется двух видов. Для основы нужна очень крепкая крученая пряжа, так называемая кордная, поскольку нити основы натянуты и постоянно находятся во взаимодействии с ковроткацкими инструментами. В качестве основы можно применять и льняную крученую пряжу, так же очень крепкую,

но надо знать, что лен имеет свойство пересыхать и, следовательно, теряет упругость. Если рама долго стоит с натянутой льняной основой, перед работой лен слегка увлажняют разбрызгивателем или влажной тряпкой. Для утка нужна малокрученая, мягкая тонкая хлопчатобумажная пряжа. Ее складывают в несколько раз и используют в качестве скрепляющих утков в сумахах, ворсовых и махровых коврах. Благодаря своей мягкости эта пряжа прекрасно ложится между нитями основы, крепко держит навязанные узлы, придает эластичность ткани гобелена.

Шерстяную пряжу используют в качестве узорообразующей для выработки безворсовых ковров и узловой для создания ворсовой поверхности в ворсовых ковров. Шерстяную пряжу подбирают чаще всего низких номеров, т.е. довольно толстую и обязательно крученую. Если выполняют ковер с крупным узором и предусматривают при этом низкую плотность, толстую крученую пряжу тоже складывают в несколько раз.

Полушерстяная пряжа более жесткая и прочная, чем шерстяная, т.к. она спрядена из шерстяных и синтетических волокон. Если долго пользоваться полушерстяной пряжей, на пальцах образуются мозоли. Поэтому такую пряжу чаще всего применяют для выделки безворсовых ковров с крупным несложным узором, что дает возможность меньше оперировать с узорообразующими утками в процессе ткачества.

Для ткачества гобеленов понадобится совсем немного инструментов. Они почти не изменились за свою многовековую историю: ножницы, гребень, колотушка, нож-крючок, палочка, челноки.

Ножницы – должны быть длинными и остро отточенными. Их применяют для стрижки ворсовой поверхности и срезания остатков уточной пряжи.

Гребень – нужен для оправки ворса, прочёсывания навязанных ворсовых узлов перед стрижкой. При его помощи удаляются мёртвый волос, жёсткие, ломкие, трудно окрашиваемые шерстинки и различные посторонние сорные примеси. Гребень обычно изготавливают из листового железа с ручкой из дерева (рис. 1.1).




Рис. 1.1. Гребень для оправки ворса


Колотушка ковровая – применяется для выполнения всех видов ковровой ткани. Она используется для прибивания уточной нити к опушке ткани. Зубья колотушки изготавливают из стальных пластин с закруглёнными краями и металлических прокладок у основания зубьев. Рукоятка колотушки имеет деревянные накладки (рис. 1.2).



Рис.1.2. Ковровая колотушка



Нож-крючок – используется для вывязывания ковровых узлов от целой нити, которую отрезают после вязки узла. Благодаря ему экономится время, а пальцы меньше страдают. Нож-крючок изготавливают из металлической полосы длинной 170 мм, ширенной 20 мм и толщиной 2 мм. Рабочая часть его скошена, запилена и закруглена в виде крючка (рис.1.3).


Рис. 1.3. Нож - крючок


Палочка - может быть изготовлена из кости, металла, или твёрдого дерева конусной формы. Длинна, её должна быть не менее 15 см. палочка предназначена для равномерного распределения утка между нитями основы.

В ручном ткачестве уточную нить можно прокладывать просто руками, но челноки различной формы облегчают работу.


Дополнительные материалы

Гобелен – хорошо сочетается с такими видами декоративно – прикладного искусства как: макраме, бисером, с изделиями из кожи, с изделиями из дерева и т. д.

Нередко в гобеленах встречаются блестящие нити люрекса, особенно им увлекались в восьмидесятые годы. Люрекс – напоминание о золотых и серебряных нитях в роскошных коврах и гобеленах XVXVII веках. Такие нити обнаружены в шерстяных тканях ещё бронзового века. В наше время художники используют в гобелене самые неожиданные текстильные и даже нетекстильные материалы: полоски ткани, трикотаж, тесьму, паклю, шнуры, металлические нити, кожу, кусочки стекла, зеркала, дерева и т. п..

В зависимости от поставленной художником задачи, создать гобелен для определённого помещения или пространства, он определяется какие дополнительные материалы ему нужно применять.

К примеру: Если гобелен создаётся для интерьера жилой комнаты целесообразно создание гобелена в спокойной цветовой гамме, ненавязчивым сюжетом, и в качестве дополнения к нему может служить резная деревянная рама, ленты, кисти и т. д.

А если гобелен создаётся для оформления офиса то его можно дополнить всевозможными бусинами, кусочками дерева, пластиком и т.д.

В случае, когда гобелен является частью театральной декорации, допустимы, применять кусочки тканей люрекс, трикотаж и всевозможные объёмные композиционные детали.

Лучше всего подобрать утки из готовой окрашенной пряжи. Но часто может и не оказаться шерсти того или иного цвета, необходимых по эскизу, или же нужна шерсть разных оттенков, но в небольших количествах, которую в магазине не найдёшь. Часто в эскизе присутствует много сложных цветовых переходов. Есть два пути как передать такое разнообразие цветов в технике ткачества: смешивание ниток разного цвета для получения промежуточного цвета и различных дополнительных оттенков (меланжирование) и окраска пряжи в необходимый цвет в домашних условиях.

Меланжирование позволяет осуществлять сложные переходы цвета, создавая поверхность гобелена «переливающийся» эффект. При меланжировании часто вводят в утки блестящие нити, например, люрекс, шелк, которые оживляют поверхность гобелена. Вместе с тем увлечение меланжевыми утками без чистых цветов создает нежелательный эффект

«замывания» цвета. Чтобы меланж «звучал» в гобелене, его необходимо чередовать с утками чистых цветов. И здесь мы подходим к проблеме крашения пряжи.

Если художника не устраивает та цветовая гамма при подборе нитей для создания гобелена, то их можно перекрасить в другие оттенки с помощью красителей. Красители бывают химические и растительного происхождения. При перекрашивании пряжи из одного цвета в другой нужно учитывать, что смешивание цветов дает третий цвет. Например: красный и синий дает фиолетовый цвет; коричневый и синий – темно-коричневый; серый и красный – темно-красный; фиолетовый и желтый – оливково-коричневый и т.д. Так же не следует забывать, что после окрашивания цвет нужно закрепить.

Преград для творчества не существует чем интересней будет сюжет, тем разнообразней будут материалы, и формы выражения творческой мысли.


Подготовка материалов к работе

Прежде чем начать ткать, сначала надо заправить рамку основой. При этом можно положить рамку на стол. Ещё удобнее делать основу сидя, а рамку поставить на колени, оперев её о крышку стола. Затем берём маток с нитью для основы, к примеру, льняную.

Привязываем конец основы к первому верхнему гвоздю, опускаем нить строго вертикально и обвиваем вокруг гвоздя. Затем снова поднимаем нить к следующему верхнему гвоздю, обвиваем его так же. Надо обратить внимание на крайние нити. Если основа не очень толстая, их лучше сделать двойными, чтобы предотвратить стягивание боковых сторон гобелена. На последнем гвозде закрепить нить лишним витком, обрезать ее нужно с запасом, затем как следует привязать. После того как основа натянута, приступают к подготовке ее к ткачеству. Удостоверившись в соответствии основы предъявляемым требованиям по плотности и натяжению, вставляем в основу нижний разделительный картон – полоску плотного картона, необходимого для оформления нижнего края гобелена. Длина разделительного картона равна ширине основы, а высота определяется характером оформления нижнего края гобелена. Разделительный картон вставляется между нитями основы через одну нить: все четные нити основы – спереди картона, а все нечетные сзади. И опускаем его вниз до гвоздей.

Затем очередь за разделительной палкой – гладкой рейкой длинной чуть больше ширины основы, но меньше просвета рамы. Палку пропускают между основой, так же как и разделительный картон. Таким образом, этой гладкой рейкой разделяются нити основы на два ряда: передний и задний, между которыми образуется пространство. Его называют зев. После того, как вставили картон и разделительную палку необходимо сплести нижнюю разделительную косичку. Ее назначение – распределить равномерно основу и закрепить нижний край гобелена. Толщина нити для косички зависит от толщины нити основы. Размер петли косички должен соответствовать расстоянию между нитями основы. Теперь основа разбита на «пары». Пара состоит из передней и задней нитей, идущих рядом.

Разделительная палка образует один зев. Но в полотняном гобеленовом ткачестве участвуют два зева: то сверху все четные нити, то все нечетные. Второй зев обычно пробирают руками, но можно облегчить себе работу, сделав ремизки – нитченки (петли), с помощью которых поднимают одновременно по 10…15 нитей второго зева, формируя его. Такими ремизками – нитченками удобно пользоваться при ткачестве гобеленов простых орнаментальных форм; в случае «сложного» гобелена со многими утками удобнее всё-таки перебирать второй зев вручную.

Теперь осталось подготовить уток. Отрываем от клубка цветную нить длинной 3 – 4 метра. Нить сматываем в простой моточек или способом «баттерфляй»: концом нити охватываем большой палец, а затем восьмёркой – второй палец. Так наматываем всю нить вокруг пальцев, перекрещивая посередине. Несколькими последними ветками обматываем её по середине, а конец нити закрепляем, потянув под последним витком. Хитрый моточек разматывается, если тянуть за начало нити. При работе моточек разматывается с начала нити, то есть изнутри. В место мотков можно пользоваться челноком.


Задание на самостоятельную работу

Выполнение небольшого фрагмента работы в без ворсовой технике ковроткачества.

Текущий инструктаж:

- контроль за правильностью выполнения работы;

- контроль за соблюдением техники безопасности;

- индивидуальная помощь учащимся;

Подведение итогов:

  1. Оценка выполненных работ по 5-и критериям:

- время, за которое была выполнена работа

- самостоятельность выполнения работы, т. е. сколько раз учащийся обратился за помощью к преподавателю

- соблюдение технологии выполнения работы

- композиционное решение

- цветовое решение

2. Задание на дом. (Выполнение небольшого эскиза)

3. Уборка рабочих мест.



    1. Педагогический эксперимент по проверке

эффективности обучения учащихся ковроделию

Педагогическое исследование проводилось во время прохождения педагогической практики в профессиональном лицее города Новозыбкова. В эксперименте участвовало 10 человек. В данной экспериментальной работе проводилось два замера: до начала обучения и в конце обучения.

Методы исследования: теоретический- изучение и анализ литературы.

Эмпирический - исследования методов контроля.

Критерии:

- эффективность экспериментальной работы

- знаний, умений и творческих способностей

Ход педагогического эксперимента:

  1. Подготовительный

Изучение литературы, изучение методов и средств активизации самостоятельной работы на занятиях по ковроделию.

  1. Основной

    1. Исследования состояния уровня сформированности знаний и умений в области ручного ковроделия и творческих способностей.

    2. Внедрение авторской программы.

    3. Проведение контроля, сформированных знаний и умений по ковроделию и развитию творческих способностей.

В процессе подготовки педагогического эксперимента была разработана авторская программа рассчитанная на 108 часов из них 24 часов теоретические занятия и 80 часов практические. Программа включает 2 темы: первое полугодие «безворсовое ковроделие» и «ворсовое ковроделие».

• На первом этапе педагогического эксперимента выявлялся уровень сформированности знаний и умений в области ручного ковроткачества. Для этого был проведён тест, который показал, что из 10 человек только 4 знают, что такое ковроткачество, но никому не приходилось работать в направлении ковроделия. Тест дал так же и положительные результаты так как все опрашиваемые желают познакомиться с различными техниками ковроткачества.

Тест 1.

  1. Приходилось вам раньше заниматься ковроткачеством?

Да Нет

  1. Знаете ли вы что такое ковроткачество ?

Да Нет

  1. Хотели бы вы познакомиться с народным помыслом ковроткачество?

Да Нет

  1. Знаете ли вы что-либо из истории ручного ткачества?

Да Нет


  1. Знаете и вы, какие бывают способы ткачества?

Да Нет

  1. Знаете ли вы, как и чем раньше ткали ?

Да Нет

  1. Хотели бы вы, попробовать поработать в технике ковроткачества?

Да Нет

Баллы: Да – 5 Нет – 0


12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Элективный курс "Ковроделие"

Автор: Соловцова Любовь Алексеевна

Дата: 20.10.2014

Номер свидетельства: 120909

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Реализация  деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(113) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodaposriedstvomaktivnykhmietodovobuchieniiaivospitaniianaurokakhtiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "319159"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460742921"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Реализация  деятельностного подхода посредством активных методов обучения и воспитания  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(114) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodaposriedstvomaktivnykhmietodovobuchieniiaivospitaniianaurokakhtiekhnologhii1"
    ["file_id"] => string(6) "319160"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460742929"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Реализация  деятельностного подхода  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(61) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodanaurokakhtiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "319162"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460743229"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Реализация  деятельностного подхода  на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(62) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodanaurokakhtiekhnologhii1"
    ["file_id"] => string(6) "319164"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460743237"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства