Дополнительная образовательная программа изостудии " Волшебные краски"
Дополнительная образовательная программа изостудии " Волшебные краски"
Изобразительное искусство является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в творческих работах свои впечатления от увиденного и прочитанного, поэтому изобразительное искусство имеет огромное значение для нравственного и эстетического воспитания ребенка.
Изобразительное искусство является основой творческой деятельности. В педагогической науке принято считать, что оно имеет образовательное и воспитательное значение в формировании и развитии личности ребенка. Оно способно не только развивать фантазию ребёнка, но и формировать его образное мышление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа изостудии " Волшебные краски"»
Пояснительная записка
« Не умеющий рисовать не будет и писать как следует».
П.П.Чистяков
Введение
Изобразительное искусство является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в творческих работах свои впечатления от увиденного и прочитанного, поэтому изобразительное искусство имеет огромное значение для нравственного и эстетического воспитания ребенка.
Изобразительное искусство является основой творческой деятельности. В педагогической науке принято считать, что оно имеет образовательное и воспитательное значение в формировании и развитии личности ребенка. Оно способно не только развивать фантазию ребёнка, но и формировать его образное мышление.
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебные краски» имеет художественно-эстетическую направленность. Срок реализации программы – 3 года. Количество часов за учебный год – 144.
Основная форма занятий – групповая.
Возрастной диапазон обучающихся:
- младшая группа – 1-5 классы;
- старшая группа – 6-11 классы;
Цели и задачи программы
Цель: развитие личности ребёнка через формирование комплекса художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области изобразительного творчества.
Задачи обучения:
Обучающие:
- формировать знания, первоначальные умения и навыки, общие для разделов рисунка, живописи, резьбы и росписи по дереву;
- раскрыть перед детьми истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства (резьба, роспись) в духовно-материальной жизни общества;
- обучить различным видам росписи по дереву;
- формировать и развивать имеющиеся умения и навыки работы с различными инструментами и материалами;
- обучить умению выделять средства выразительности: связь назначения предмета и его украшения, элементы узора, колорит, композиция;
- формировать художественно-графические умения у детей младшего школьного возраста (анализировать форму и пропорции частей предметов, умение ощущать цвет и колорит, умение выражать через рисунок свое отношение к действительности);
- ориентировать учащихся на глубокое самостоятельное изучение образцов и создание на этой основе собственных композиций;
- формировать начальные исследовательские навыки.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к исконно народной культуре;
- сохранить культуру и традиции народных ремесел Русского Севера;
- воспитывать трудолюбие обучающихся;
- формировать общую культуру обучающихся;
- готовить обучающихся к жизни в современном обществе, создавать условия для успешной социальной адаптации детей;
- формировать у обучающихся самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность, внимание, воспитание чувства товарищества, дружелюбия и отзывчивость;
- прививать любовь к традиционному народному искусству, воспитывать общую эстетическую культуру.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, художественно-творческие способности;
- развивать интерес к предметам народного искусства;
- развивать творческий замысел и фантазию;
- расширять кругозор, содействовать гармоничному развитию личности;
Программа построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и организована по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности: начальный, базовый, усложнённый. Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности детей. Основными методами обучения являются: упражнения, копирование старинных образцов, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.
В программе предусмотрено выполнение творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности очень важно для детей связать эту деятельность с их познавательными потребностями.
Новизна программы заключается в формировании общей культуры обучающихся, воспитании их эстетического вкуса, культуры свободного досуга. В процессе реализации программы развивается целеустремленность, усидчивость, трудолюбие, обучающиеся учатся самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их результаты. В процессе практической деятельности ребёнок имеет возможность творческого самовыражения, проявления активности и мотивации к участию в конкурсах и выставках.
Одним из направлений программы является осуществление задачи ранней профессиональной ориентации наиболее одарённых учащихся.
В основу содержания программы положены сведения о работе народных промыслов, самодеятельных и профессиональных мастеров, методические разработки.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия изобразительным искусством способствуют приобщению к мировому и национальному культурному наследию.
Специфической чертой программы является неоднородность контингента обучающихся по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей. В связи с этим отличительной особенностью программы является возможность педагога осуществить дифференцированный подход к каждому ребенку, наиболее точно определить перспективы развития и организовать учебный процесс с учетом способностей обучающихся. Для детей, не проявивших ярких художественных способностей, предлагаются адаптированные варианты заданий в рамках изучаемой темы, отличающиеся более облегчёнными требованиями по сложности и объёму. Для наиболее творчески одарённых обучающихся подбираются задания, соответствующие их способностям, умению трудиться и желанию достигать более высоких результатов в работе с целью участия в конкурсах, выставках, продолжения обучения.
Методическое обеспечение образовательного процесса
Данная художественно-эстетическая программа является усовершенствованной, общеразвивающей, модульной, смешанного назначения. Средней продолжительности реализации (3 года), допустимого уровня разработки.
Для обучающихся 7-11 лет программа рассчитана на общекультурный уровень освоения и начальный уровень подготовленности детей. Для обучающихся 12-17 лет программа рассчитана на базовый уровень освоения и уровень освоения деятельности.
Программа разработана на основе следующих документов:
-программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» 5-9 классы, Москва, Просвещение, 2009г.;
- учебная программа для учащихся 8-11 классов «Росписи Русского Севера», АОИППК РО, Е. В. Ейбогина, 2007 г.;
- авторская программа творческой мастерской «Народные росписи русского Севера», АОИППКРО, Архангельск, Л. Ф. Тимофеева, 1998 г.;
- авторская программа по рисунку и живописи – ДХШ, автор А. В. Конышев, Талица, 2001г;
- программа трудового обучения учащихся 5-11 классов «Художественная обработка дерева на основе традиций народного искусства Русского Севера», ГОУ «АОИППКРО», И. Г. Клещин, 2007 г.
Описание программы и ожидаемая результативность образовательного процесса
Содержание теоретического обучения предусматривает ознакомление детей с народными художественными промыслами, основами композиции, рисунка и живописи, а также технологий изготовления и декорирования художественных изделий из дерева.
Занятия носят практический характер, где предусматривается последовательность усложнения заданий, теоретические сообщения составляют около 25% от общего количества времени занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа для младшего и среднего школьного возраста, и 2 раза в неделю по 3 учебных часа – для старшеклассников.
Занятия проводятся по группам 12-15 человек. Группы комплектуются из детей приблизительно одного возраста.
Формы организации занятий: практические, теоретические, комбинированные занятия; экскурсии на выставки, организованные в кабинете, выставочном зале ДЮЦ, музеях ДПИ; приглашения народных мастеров, художников; экскурсии и прогулки для зарисовок с натуры.
Разделы «Рисунок» и «Живопись» предусматривают изучение учащимися основ изобразительной грамоты, основных законов рисунка и живописи, приемов рисования и живописи, развития творческой инициативы, необходимой им в практической деятельности. Ведущим видом работы остается рисование с натуры. Зарисовка по памяти и на основе наблюдений также должна занимать большое место, в особенности в работе с младшим и средним возрастом. Работа с натуры дополняется рисованием на заданную тему, будь то иллюстрация к прочитанной книге или рисование на тему «Как я провел лето».
Объяснение сопровождается рисунками преподавателя (желательно выполнять рисунки на светлой бумаге, обоях или оберточной бумаге). В крупном масштабе, каждый раз заново выполняя их, например, сангиной, выделяя конечный результат углем или угольным карандашом.
Экскурсии и прогулки для наблюдений и зарисовок с натуры и по памяти обогащают содержание занятий.
В поисках сюжетов для творческих работ проводятся выходы в лес, парк, на улицы города. Находки и зарисовки детей на природе станут основой для будущих композиций. Цель творческих работ: внимательное наблюдение жизненного материала, его глубокое осмысление.
Раздел «Рисунок» строится на системе учебных занятий двух видов: длительных и краткосрочных рисунков (зарисовки и наброски), расположенных в порядке постепенного усложнения формы предметов, увеличения их количества и пространства между ними. Длительный учебный рисунок с неподвижной натуры является главной формой обучения, здесь учащиеся овладевают навыками последовательной работы над изображением по принципу от общего – к частному, а затем от частного – к обогащенному общему.
Занятия по рисунку и живописи выполняются систематически, разнообразно с изображением рекомендуемых предметов в различных ракурсах и условиях освещения.
В разделе «Роспись по дереву» уделяется внимание закономерностям цвета и чередованию элементов, ритмичности, построению симметричного узора.
Программой предусматривается знакомство с традиционными для России росписями: хохломской, городецкой, полхов-майданской, загорской. Особое внимание уделяется городецкой росписи, так как имеется возможность изучить данную роспись, не нарушая традиционной технологии. С целью реализации национально-регионального компонента и привития интереса к народным художественным промыслам Архангельской области особое внимание в практической части обращено на традиционные северные росписи: пермогорскую, пучужскую, ракульскую.
На занятиях по росписи детей знакомят сначала с одним из видов, а затем с двумя-тремя видами в сравнении. Важно показать общие образы и их характерное различие, учить детей по 1-2 признакам узнавать знакомые виды.
На занятиях дети рассматривают предметы декоративного искусства и их изображения: репродукции, открытки (демонстрационный и раздаточный материал).
Работа по развитию эстетического восприятия продолжается и вне занятий на выставке, организованной в кабинете, где материал периодически меняется.
Знакомство детей с народными росписями позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и пробуждает у обучающихся желание применять полученные знания, умения и навыки в создании композиций, развивать творческие способности.
В целях отработки первоначальных навыков и умений по отдельным приемам и операциям проводятся упражнения учебно-тренировочного характера, в процессе которых учащиеся создают собственные композиции в традициях местного промысла. При этом дети должны не просто копировать образцы, а творчески использовать изученные традиционные элементы и мотивы орнамента, формы изделий, варьируя их по-своему, опираясь на художественные традиции местного промысла.
Раздел «Резьба по дереву». Резьба по дереву является одним из наиболее древних и распространенных видов народного искусства на Руси, одним из самых древних видов трудовой деятельности человека.
Занятия резьбой по дереву совершенствуют функции руки, развивают чувство формы, цвета материала, пропорции, симметрии, ритма.
Начинать занятия резьбой лучше с подростками 12-13 лет. К этому времени на уроках изобразительного искусства они приобретают навыки в области графической грамоты.
В детском объединении должно быть не более 13-15 человек, иначе руководитель не сможет вести работу с учащимися, основанную на индивидуально-психологических особенностях детей разных возрастных групп. Весьма важно, особенно на первых занятиях, систематически контролировать работу учащихся, предупреждать или вовремя устранять ошибки.
В резьбе по дереву учебные задания выполняются на липе, осине, тополе. При работе используются репродукции, публикуемые в журналах, книгах, на открытках. Их можно увеличить до нужного размера через эпидиаскоп или способом по клеточкам, методом сканирования, либо через ксерокс.
Хорошие примеры пробуждают вкус и интерес к созданию не только нужных, но и художественно ценных произведений.
Завершающим этапом в изучении раздела «Резьба по дереву» является создание проекта.
Проект. При работе над проектом используются принципы художественного конструирования предметных форм: учащиеся узнают, что главную роль при формообразовании, поиске оптимальной формы изделия в целом и каждого его элемента в отдельности играет утилитарное назначение, характер практического использования создаваемого предмета. Разработка проекта изделия осуществляется с учетом эстетических требований в духе сложившихся традиций
Перечень знаний и умений, формируемых за 1 год обучения у детей 7-11 лет
Учащиеся должны знать:
- основы композиции: принципы творческой переработки природных форм в декоративные образы (стилизация, обобщение);
- правила смешивания красок;
- роль красоты и качества материалов, форм, узоров, конструкций в создании разнообразных предметов и вещей;
- виды орнамента и способы его построения;
- основные сведения о народных художественных промыслах России в росписи по дереву;
- применяемые инструменты и материалы для росписи по дереву в традициях местного промысла;
- северные народные росписи (историю формирования северных росписей, общие и отличительные особенности, технологию росписи, символическое значение цвета и семантику росписи).
- требование к качеству изделий в росписи по дереву;
- правила охраны труда.
Учащиеся должны уметь:
- делать зарисовки природных форм и перерабатывать их в декоративные;
- делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека, отдельных предметов;
- цветом передавать пространственные планы;
- передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета;
- выполнять роспись на бумаге гуашевыми красками;
- создавать несложные композиции (эскизы) для выполнения на один из видов изучаемых росписей;
- различать по характерным особенностям художественные росписи Архангельской области;
- бережно обращаться с инструментами, оборудованием и приспособлениями.
Перечень знаний и умений, формируемых за 1 год обучения у детей 12-17 лет
Учащиеся должны знать:
- основные виды резьбы по дереву;
- основные виды инструментов в резьбе по дереву;
- требования к материалам в резьбе по дереву;
- правила организации рабочего места и охраны труда;
- историю возникновения, развития, характерные особенности городецкой, пучужской, ракульской и пермогорской росписей;
- элементарные правила смешивания цвета;
- выразительные средства: цвет, композиция;
- этапы создания творческого проекта.
Учащиеся должны уметь:
- различать и выполнять основные элементы контурной и геометрической резьбы;
- соблюдать правила безопасной работы;
- связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
- отражать в рисунках и проектах единство формы и декора;
- создавать собственные проекты-импровизации;
- передавать в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, ее движение и характер;
- изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы;
- работать в группе и создавать коллективные композиции.
Способы и формы контроля и проверки знаний и умений
Вид
Цели
Форма
Сроки проведения
Текущая аттестация
-оценить качество знаний, умений и навыков на каждом этапе освоения программы
Итоговые работы по разделам программы
В течение учебного года
Участие в выставках, конкурсах декоративно –прикладного творчества
В сроки проведения мероприятий
Анкетирование учащихся
сентябрь
Итоговая аттестация
- оценить качество знаний, умений, навыков, полученных за год
Итоговая выставка ( защита проектов)
май
Анкетирование учащихся
май
Базовый учебно-тематический план
Тематическое планирование
(начальная школа, возраст 7-8 лет)
№
п/п
Темы.
Общее количество часов
Теория
Практика
Раздел «Рисование с натуры»
36
Рисование с натуры и по представлению фруктов.
2
0,5
1,5
Рисование с натуры и по представлению «Осенние цветы».
2
0,5
1,5
Рисование с натуры осенних листьев (целевая прогулка на природу)
2
0,5
1,5
«Осенний пейзаж» (одноплановый, в смешанной технике). Вид из окна.
2
0,5
1,5
Рисование с натуры «Знакомство с натюрмортом.
2
0,5
1,5
Рисование с натуры и по представлению. Рисуем отгадки к русским народным загадкам об овощах.
2
0,5
1,5
Рисование с натуры и по представлению «Снегири».
2
0,5
1,5
Рисование с натуры воздушных шаров.
2
0,5
1,5
Рисование с натуры «Красивая елочная игрушка».
2
0,5
1,5
Рисование с натуры и по представлению «Что за чудо эти звери!».
2
0,5
1,5
Рисование с натуры. Наброски с игрушечных солдатиков «Защитники земли русской».
2
0,5
1,5
Рисование с натуры игрушечных машин.
2
0,5
1,5
Рисование с натуры ветки вербы.
2
0,5
1,5
Рисование с натуры (чучел) птиц.
2
0,5
1,5
Рисование с натуры «Мы рисуем своих друзей».
2
0,5
1,5
Рисование с натуры весенних цветов.
2
0,5
1,5
Рисование с натуры и по представлению «Твои игрушки».
2
0,5
1,5
Рисование с натуры куклы.
2
0,5
1,5
Раздел «Тематическое рисование»
54
Рисунок по представлению «Радуга над городом».
2
0,5
1,5
Тематическое рисование «Вышли ёжики по грибы».
2
0,5
1,5
Рисование по представлению «Подводный мир» (придумываем фантастических животных).
2
0,5
1,5
«В парке с друзьями» рисование по представлению.
2
0,5
1,5
Жуки и насекомые. Иллюстрирование сказки «Муха – цокотуха».
2
0,5
1,5
Рисование на тему. Сказочный домик моего любимого героя
2
0,5
1,5
Иллюстрирование сказки «Лисичка-сестричка».
2
0,5
1,5
Рисование на тему «Наши первые каникулы».
2
0,5
1,5
Рисование на тему «Зима – чародейка».
2
0,5
1,5
Урок-импровизация - рисунок белой краской «Деревья в пейзаже».
2
0,5
1,5
Рисование на тему «Лиса в заснеженном лесу».
2
0,5
1,5
Рисование на тему «Дед Мороз и Снегурочка».
2
0,5
1,5
Тематическое рисование «Деревенька на холмах».
2
0,5
1,5
Рисование на тему «Новогодний веселый хоровод».
2
0,5
1,5
Рисование на тему «Новогодняя ёлка».
2
0,5
1,5
Рисование на тему «Детки в клетке» (зоопарк).
2
0,5
1,5
Рисование на тему «Смелые и отважные пограничники».
2
0,5
1,5
Рисование на тему «Наши зимние забавы».
2
0,5
1,5
Рисование по представлению «Космический зоопарк».
2
0,5
1,5
Тематическое рисование «Мой любимый зверь - кот».
2
0.5
1,5
Рисование по представлению «Дом бабы Яги».
2
0,5
1,5
Тематическое рисование «Мы ждем весну. Какого цвета весна».
2
0,5
1,5
Рисование на тему «Весенний цветущий сад» по словесному описанию.
2
0,5
1,5
Рисование по памяти и представлению. Урок-образ. «Интервью с обитателями леса».
2
0,5
1,5
Рисование на тему «Русский народный костюм».
2
0,5
1,5
Иллюстрация к сказке «Золотая рыбка». (Морской пейзаж в иллюстрации).
2
0,5
1,5
«Весна на цыпочках крадется…» Ф.Тютчев. Тематическое рисование.
- упражнения на «постановку руки» (выполнение всевозможных фигур пушистых детенышей животных элементами росписи).
2
2
2
2
2
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1,5
1,5
1,5
1,5
1,5
Городецкая роспись
26
1-13
- Знакомство с городецким промыслом и его традициями. Изучение техники росписи городецких мастеров. Элементы и цветовая палитра.
2
1
1
- «Линейный орнамент. Бордюр».
2
0,5
1,5
- «Розан и ромашка»
2
0,5
1,5
- «Вазон с цветами»
2
0,5
1,5
- «Листья (каплевидные и остроконечные), кустики».
2
0,5
1,5
- «Купавка и бутон»
2
0,5
1,5
- «Гроздь винограда, разновидности ягодок».
2
0,5
1,5
- «Декоративное блюдо»
2
0,5
1,5
- «Городецкая роза»
2
0,5
1,5
- «Городецкая гирлянда».
2
0,5
1,5
- «Виды и схемы композиций».
2
0,5
1,5
- «Городецкие птицы и звери».
2
0,5
1,5
- «Конь копытом бьёт»
2
0,5
1,5
Пермогорская роспись
24
1-12
- Краткие сведения о пермогорской росписи (история росписи, технология, элементы и цветовая палитра).
2
1
1
- «Яркие краски севера».
2
0,5
1,5
- «Пермогорские ленточки – бордюры».
2
0,5
1,5
- «Трехлопастной листок».
2
0,5
1,5
- «Тюльпановидный цветок».
2
0,5
1,5
- «Узор в круге».
2
0,5
1,5
- «По грибы по ягоды».
2
0,5
1,5
- Растительный узор – кустик из округлых листьев.
2
0,5
1,5
- Цветочная гирлянда – импровизация по мотивам пермогорского орнамента (панно в квадрате).
2
0,5
1,5
- Птицы и «Птица Сирин».
2
0,5
1,5
- «В сказочной стране Пермогории» - жанровый сюжет.
2
0,5
1,5
- Роспись туеса (вариации из главных отличительных элементов).
2
0,5
1,5
Проект «Роспись матрешки»
12
- Основные исторические сведения о происхождении и истории матрешки.
2
0,5
1,5
- Копирование матрешки по выбору.
2
0,5
1,5
- «Одень матрешку в яркий сарафан» - разработка эскиза матрешки-неваляшки.
2
0,5
1,5
- Перенос рисунка на деревянную основу.
2
0,5
1,5
- Практическая работа в цвете.
2
0,5
1,5
- Анализ практических работ, устранение недочетов.
2
0,5
1,5
Организация выставки выполненных изделий. Обсуждение лучших проектов.
2
1
1
Итого 144 уч. часа
Тематическое планирование
(старшая школа, возраст 12-17 лет)
№
п/п
Разделы. Темы
общее количество часов
теория
практика
Раздел «Резьба по дереву»
40
1-2
Вводные занятие. Краткая история зарождения и развития резьбы по дереву. Знакомство с рабочим местом, оборудованием и инструментами для резьбы по дереву. Безопасность труда и противопожарная безопасность. Программа. Организационные вопросы.
4
3
1
3-8
Технология контурной резьбы. Материалы. Инструменты. Характер подготовительного рисунка. Выполнение задания по образцу (на светлом фоне).
12
2
10
9-20
Геометрическая (трехгранно-выемчатая) резьба. Азбука геометрических элементов (сколышки, треугольник, ромб, змейка, витейка, елочка, квадрат, соты, звездочка, сияние, розетка). Узор геометрического характера из изученных (азбучных) элементов - работа по образцам.
24
4
20
Раздел «Рисунок»
22
Рисование с натуры отдельных листьев сложной формы в перспективе.
2
0,5
1,5
Городской пейзаж. Перспективное изображение улицы (с предварительной экскурсией).
2
0,5
1,5
Рисование с натуры табуретки в разных положениях.
2
0,5
1,5
Построение рисунков группы геометрических тел.
2
0,5
1,5
Рисование цилиндра с вынутой из него четвертью по воображению.
2
0,5
1,5
Эскизы-проекты предметов быта с передачей светотени.
2
0,5
1,5
Рисование человека с натуры.
2
0,5
1,5
Рисование с натуры горизонтально лежащего цилиндра.
2
0,5
1,5
Рисование группы предметов карандашом или краской одного цвета послойной и размывной отмывкой.
2
0,5
1,5
Наброски с натуры небольших зверьков в разных положениях.
2
0,5
1,5
Иллюстрирование рассказов И.С. Тургенева (на выбор).
2
0,5
1,5
Раздел «Живопись»
18
Рисование с натуры ветки с ягодами и плодами. Значение фона в натюрморте.
2
0,5
1,5
Рисование на тему «Осеннее настроение», «Унылая пора – очей очарованье».
2
0,5
1,5
Рисование на тему «На исходе лета» (осенний базар).
2
0,5
1,5
Рисование с натуры чучела или живых птиц (на пленере).
2
0,5
1,5
Сказка и её герой (королевич Елисей, Гулливер, Геракл, крокодил Гена).
2
0,5
1,5
Цвет. Основы цветоведения (основные составные цвета; дополнительные цвета; цветовой круг; теплые и холодные.; цветовой контраст; насыщенность цвета и его светлота ;изучение свойств цвета). Практические упражнения.
2
0,5
1,5
Цвет в произведениях живописи (Понятия: «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета») Цветовые отношения. Живое смешение красок.
2
0,5
1,5
8.
Рисование с натуры весенних веток и цветов, поставленных в воду (с предварительной экскурсией).
2
0,5
1,5
9.
Рисование натюрморта в заданном эмоциональном состоянии (праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т.п.) в технике гризайль.
2
0,5
1,5
Раздел «Роспись по дереву»
60
1.
Пучужская роспись
30
1-15
Вводное занятие. Краткие сведения об истории росписи по дереву в России. Виды росписи по дереву. Организация рабочего места для работы над росписью по дереву.
2
2
-
- изображение розетки
4
0,5
3,5
- изображение листьев
2
0,5
1,5
- изображение птиц
4
0,5
3,5
- тюльпан, древо жизни
4
0,5
3,5
- изображение коня
2
0,5
1,5
- разработка эскиза для изделия прямоугольной формы (разделочная доска)
4
0,5
3,5
- практическая работа на деревянной основе
8
1
7
2.
Ракульская роспись
30
1-15
Вводное занятие. История развития ракульской росписи, общие сведения. Технологический процесс выполнения росписи, последовательность проведения операций.
2
2
-
- вспомогательные элементы
2
0,5
1,5
- изображение бордюров
4
0,5
3,5
- изображение птиц
4
0,5
3,5
- изображение кустиков
4
0,5
3,5
- разработка эскиза для разделочной доски с S - образной веткой
4
0,5
3,5
- практическая работа по дереву
10
1
9
Оформление отчетной выставки. Защита лучших проектов. Подведение итогов.
4
3
1
Итого: 144 уч.
Примечание: посещение ежегодных городских выставок «Осенние мотивы», «Зимние фантазии» и «Добрых рук мастерство» проводится за счет занятий из раздела «Тематическое рисование» или «Народное и декоративно-прикладное искусство».
Положение о творческой мастерской, где дети занимаются по завершении базовых трех лет обучения предусматривает изучение росписей русского Севера: мезенской, глубоковской (шенкурской) и печерской.
Оборудование
1. Светлое помещение со столами с горизонтальными плоскими, ровными столешницами.
2. Шкафы для хранения папок с наглядными пособиями, альбомов, коробок с гуашевыми или темперными красками, деревянных заготовок, инструментов (линейки, циркули, карандаши, кисти), банок для воды, мыла, полотенец.
3. Кабинет должен быть хорошо освещен, так как работа такого рода требует напряжения глаз.
4. Шторы оконные для затемнения.
5. Планшеты (из фанеры, закрепленные на подрамник).
6. На стенах вывешиваются наглядные пособия в виде плакатов, панно, прялок.
7. Книги и альбомы по народному искусству, композиции, рисунку, живописи.
8. Репродукции картин по живописи.
9. Таблицы с последовательностью работы над рисунком.
10. Таблицы по основам перспективы.
11. Таблицы по основам цветоведения.
12. Ткани (без рисунка) для драпировок в натюрмортах.
13. Настенная магнитная доска.
14. Натюрмортный столик.
Инструменты и материалы:
- деревянные заготовки для росписи и резьбы;
- набор ножей – косячков;
- гуашевые, акварельные и темперные краски;
- восковые карандаши, мелки;
- пастель;
- гелевые ручки;
- кисти из синтетики, белки, колонка и щетины (как круглые, так и плоские);
- карандаши простые от ТМ до 3М.;
- черная тушь;
- палочки;
- цветные мелки;
- уголь рисовальный;
- циркуль, линейка;
- бумага разной плотности и форматов;
- наборы цветной бумаги для аппликации;
- клей;
- калька;
- наждачная бумага с крупным и мелким зерном;
- ветошь или тряпочка для кистей;
- образцы изделий;
- палитра (желательно из пластика);
- трафареты;
- губка (для нанесения или сбора воды);
- емкость для воды;
- ластики (твердые и мягкие);
- пульверизатор (для распыления при работе акварелью;