ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ПО ШАХМАТАМ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ПО ШАХМАТАМ
ПРОГРАММА ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ПО ШАХМАТАМ (возраст обучающихся 6 – 7 лет,срок реализации 1 год)
ПРОГРАММА состоит из пояснительной записки, учебно-тематического плана, содержания программы, методического обеспечения, списка литературы, приложений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ПО ШАХМАТАМ »
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ПО ШАХМАТАМ
возраст обучающихся 6 – 7 лет
срок реализации 1 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 3
2. Учебно-тематический план 9
3. Содержание программы 10
4. Методическое обеспечение программы 12
5. Список литературы 15
Приложения:
5.1. Приложение 1. Итоговая контрольная работа для групп НП – 1 по шахматам 17
5.2. Приложение 2. Вопросы для тестирования учащихся групп НП – 1 по шахматам 18
5.3. Приложение 3. Шахматный словарик 20
5.4. Приложение 4. Дидактические игры 22
5.5. Приложение 5. Линейный удар (дидактический материал) 24
Пояснительная записка
В основу данной модифицированной программы положена типовая программа по шахматам для внешкольных учреждений под редакцией А. Н. Костьева, утвержденная Министерством просвещения СССР,1986г.
Цель программы.
Способствовать воспитанию гармонично и творчески развитой личности, владеющей широким арсеналомпозиционных и тактических приёмов, с высокой концентрацией внимания, аналитическим мышлением, умеющей критически подходить к решению не только шахматных, но и жизненных проблем.
Задачи: 1.Образовательные - научить детей навыкам самостоятельной работы с шахматной
литературой, анализировать партии свои и соперника, делать выводы и
ставить задачи на будущее; - способствовать освоению обучающимися учебной программой в полном
объеме для повышения уровня квалификации. 2. Воспитательные - воспитать у детей с ранних лет мотивацию к трудовой деятельности, к
совершенствованию своих творческих возможностей; - воспитать сильные стороны характера; - воспитать психологическую устойчивость к поражениям, научить бороться с депрессией, «звездной» болезнью. 3. Развивающие - развить абстрактно-логическое мышление; - развить качества настоящего спортсмена
(волю к победе, уверенность в своих силах).
Направленность программы учебно-спортивная.
Новизна программы. Необходимость создания данной программы заключается в том, что имеющиеся до настоящего времени устаревшие программы не рассчитаны на современные нормативы работы с группами начальной подготовки и не содержат новейшей информации. Шахматным педагогам приходится выискивать материалы из различных источников, на что требуется длительное время подготовки к занятиям.
Актуальность программы в ее своевременности. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в большом объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Именно занятия шахматами играют существенную роль в формировании логического и системного мышления, способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умению концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Принципы построения программы
Принцип научности.
Все разделы программы четко систематизированы по тематическому признаку и соответствуют возрастным особенностям обучающихся.
Принцип целостности.
Знания, умения и навыки согласуются с процессом обучения и объединены в единую систему.
Принцип воспитывающего обучения.
Воспитание обучающихся осуществляется через содержание, методы и организацию обучения.
Принцип сознательности и активности.
Систематическое изучение юным шахматистом любой программной темы предполагает проявление на занятиях мыслительной активности, что обычно выражается в сознательном усвоении учебного материала. При этом самым важным считается то, что все приобретенные знания, умения и навыки сразу же переносятся в практическую деятельность, проверяются в турнирной борьбе.
Принцип наглядности.
Наглядность обогащает круг представлений обучающихся, организует их внимание, способствует развитию речи, мышления, наблюдательности, придает учебному материалу большую доступность, эмоциональность, обеспечивает его запоминание, развивает творческое воображение.
Принцип систематичности и последовательности.
Каждая тема, каждый раздел программы четко определены в общей системе содержания учебного материала. Каждая тема опирается на ранее изученный и усвоенный материал и создает прочную базу для последующего обучения.
Принцип доступности.
Включенные в программу знания, умения, навыки доступны обучающимся, т.е. учебный материал соответствует возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности, учебному времени.
Принцип прочности.
Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается повторением, закреплением учебного материала. Наиболее ярко принцип прочности проявляется при анализе партий юных шахматистов. В этот момент тренер может повторить любой раздел программы, проверить знания, умения, навыки обучающихся, напомнить содержание тех или иных шахматных понятий, подсказать способ их применения в конкретной шахматной позиции.
Программа адресована детям 6-7 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Отличительные особенности программы
Этап начального обучения.
Этап рассчитан на 1 год обучения: для групп начальной подготовки. В итоге учащиеся должны получить представление об основных правилах игры, познакомиться с историей возникновения и развития шахмат, с выдающимися шахматистами разного времени. После окончания начального этапа обучения дети должны знать: принципы игры в дебюте, основные тактические приёмы, некоторые шахматные термины (дебют, эндшпиль и т.д.). В процессе обучения используются различные формы и методы подачи материала:
1) шахматные занятия;
2) игровая деятельность;
3) индивидуальные занятия.
Существенное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приёма обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Кол-во учебных часов в год.
1-й год обучения - 216ч.
Режим занятий – 6 часов в неделю (3 занятия по 2 часа).
Ожидаемые результаты.
К концу 1-го года обучения обучающиеся
Должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход,
взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка,
шах, мат, пат, ничья;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
Должны уметь:
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- рокировать;
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
Диагностика знаний и умений обучающихся.
Для проверки усвоения обучающимися знаний и умений применяется тематический, промежуточный и итоговый контроль.
Тематический контроль проводится после изучения темы или раздела программы. Это опрос обучающихся по пройденному материалу, тестирование по шахматным диаграммам, конкурс решения заданий, турнир внутри группы.
Промежуточный контроль осуществляется в конце каждой четверти. Это квалификационные городские турниры, а также областные и региональные соревнования различного ранга, по результатам которых можно определить, насколько продвинулись обучающиеся на фоне других детей.
Контроль проводится в течении учебного года. Это различные конкурсы, викторины, Первенства города по возрастам, Первенства области.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Это тесты, контрольные работы.
Контрольные и контрольно-переводные нормативы по шахматам
Этап подготовки
Контрольные нормативы
Требования к выполнению
Критерии оценки
результата
ГНП-1
Задания на логическое мышление
6 заданий за 30 минут
6 – отлично;
5 – хорошо;
4 – 3 – удовлетворительно;
0 – 2 – плохо.
Этап подготовки
Контрольно-переводные нормативы
Требования к выполнению
Критерии
оценки
результата
ГНП-1
1. Тестирование
2.Решение задач мат в 1 ход ферзем, ладьей, слоном, конем и пешкой.
15 вопросов за 20 минут
6 задач за 30 минут
14 - 15 – отлично;
12 – 13 – хорошо;
8 - 11 – удовлетворительно;
0 - 7 – плохо.
6 – отлично;
5 – хорошо;
4 – 3 – удовлетворительно;
0 – 2 – плохо.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование тем, разделов
Количество часов
всего
теория
практика
Раздел «Физическая культура и спорт в России»
1
1
-
Раздел «Шахматный кодекс и первоначальные понятия»
36
22
14
Раздел «Исторический обзор развития шахмат»
2
2
-
Раздел «Дебют»
8
6
2
Раздел «Миттельшпиль»
63
44
19
Раздел «Эндшпиль»
34
18
16
Раздел «Квалификационные турниры. Анализ партий
и типовых позиций»
63
-
63
Раздел «Сеансы одновременной игры»
3
-
3
Раздел «Конкурсы решений задач, этюдов и
нахождения комбинаций»
6
-
6
Итого:
216
93
123
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел «Физическая культура и спорт в России»
Теория. Понятие о физической культуре. Шахматы – как вид спорта.
Раздел «Шахматный кодекс и первоначальные понятия»
Теория. Правила шахматной игры. Первоначальные понятия. Шахматная доска, как поле сражения. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Нотация. Обозначения горизонталей и вертикалей. Шахматные фигуры, место фигур в начале партий. Легкая и тяжелая фигура. Качество «Стоять под боем». Шах. Защита от шаха. Цель игры. Мат. Ничья, виды ничьей. Пат. Отличие пата от мата. Вечный шах. Длинная и короткая рокировки.
Практика. Расположение шахматной доски между партнерами. Обозначение полей на доске. Требование записи турнирной партии. Мат различными фигурами в простых позициях с минимальным количеством фигур. Правила выполнения рокировки. Турнир. Первенство на призы Деда Мороза. Решение задач на мат в 1 ход. Конкурс задач. Игра всеми фигурами. Правила поведения во время игры. Правила «взялся – ходи», будьте взаимовежливы. Дидактические игры и задания: «Один в поле воин», «Лабиринт», «Сними часовых», «Шах или мат», «Шах или пат», «Мат в один ход».
Раздел «Исторический обзор развития шахмат»
Теория. Происхождение шахмат. Легенда о Радже и Мудреце. Распространение шахмат на Востоке. Чатуранга и шатрандж. Табии. Мансуба. «Мат Диларам» как типичная задача средневекового Востока.
Раздел «Дебют»
Теория. Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине игры. Основные принципы развития дебюта. Мобилизация фигур. Борьба за центр. Безопасность короля. Демонстрация коротких партий. Ошибка в начале партии. Ловушки в дебюте.
Практика. Игра всеми фигурами. Тренировочные партии. Анализ сыгранных партий. Сеанс одновременной игры. Дидактические игры и задания: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Защитись от мата».
Раздел «Миттельшпиль»
Теория. Понятие о тактике. Понятие о комбинации. Темы комбинаций. Основные тактические приемы: связка, полусвязка, двойной удар, «вилка», отвлечение, завлечение, блокировка. Разрушение королевского прикрытия. Освобождение пространства. Уничтожение защиты. Вскрытое нападение, вскрытый шах. Двойной шах. Размен фигур. Понятие стратегии. Шахматные комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Принципы реализации материального преимущества. Простейшие принципы разыгрывания середины партии: целесообразное развитие фигур. Мобилизация сил, определение ближайшей и последующей задач.
Практика. Конкурс решения, комбинации. Квалификационные турниры. Демонстрация коротких партий. Анализ сыгранных партий. Дидактические игры и задания: «Двойной удар», «Игра на уничтожение», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности», «Объяви мат в два хода», «Сделай ничью».
Раздел «Эндшпиль»
Теория. Определение эндшпиля. Матование одинокого короля. Мат тяжелыми фигурами. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Ферзь и король против короля. Ладья и король против короля. Оппозиция. Борьба пешек. Простейшие пешечные окончания. Роль короля в эндшпиле. Король и пешка против короля. Правило квадрата. Ключевые поля. Борьба ферзя, ладьи против пешки.
Практика. Техника матования одинокого короля. Эндшпильный турнир. Игровая практика. Турнир на первенство группы. Дидактические игры и задания: «Ограниченный король», «В угол», «На крайнюю линию», «Кратчайший путь».
Раздел «Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций»
Практика. Участие в турнирах внутри группы, городских квалификационных турнирах, выступление в составе команды за сборную школы в районных, городских соревнованиях. Анализ сыгранных партий и типовых ошибок.
Раздел «Сеансы одновременной игры»
Практика. Сеансы одновременной игры (в том числе тематические) с последующим анализом типичных ошибок.
Раздел «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций»
Практика. Решение задач, этюдов, комбинаций по теме освоения программного материала.
Примечание.Количество учебных часов разделов «Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций», «Сеансы одновременной игры», «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций» распределяется тренером-преподавателем по необходимости в течение всего учебного года как отдельными занятиями, так и в составе занятий по освоению других разделов программы.
Методическое обеспечение программы.
Формы реализации программы
1) групповые занятия; 2) индивидуальные занятия;
3) решение заданий (решение заданий развивает у ребенка позиционное зрение, без которого нет красивой игры и высокого результата);
4) самостоятельная работа; 5) турнирная практика (на практике ребенок может приобрести навыки в применении тех тактических приемов и операций, которые он изучил);
6) работа с компьютером;
7) дидактические игры и задания (такие игры и задания развивают у детей логическое мышление, приучают рассуждать нестандартно, находить выход из сложных ситуаций); Формы контроля: тестирование, викторина, турнир, опрос, конкурс (во-первых, эта форма контроля является тестом для проверки умений и знаний ребенка; во-вторых, вносит соревновательный момент, позволяющий выявить умственный потенциал, так как каждый ребенок старается сделать как можно больше).
Средства реализации программы:
• учебно-тематический план • методические указания • шахматная литература • компьютер с программным обеспечением • авторские методические пособия
Без рассказа, объяснения и других словесных форм организации занятий невозможно ничему научить, поэтому без словесного метода обучения в образовательном процессе не обойтись.
Наглядный, или демонстрационный метод.
Наглядность присутствует во многих формах организации занятий. При изложении учебного материала тренер пользуется демонстрационной доской и другими наглядными пособиями, сочетая при этом наглядность со словесным объяснением.
Практический (соревнование, сеанс одновременной игры и др.).
Шахматы – это игра. Поэтому собственно игра, практика имеет наибольшее значение для совершенствования шахматиста, где он моет использовать различные приемы шахматной тактики, проявить свое воображение и изобретательность.
Поисковый (самостоятельное решение заданий и др.).
Прежде всего, это решение шахматных задач, дидактические игры и игровые задания, аналитическая работа.
Такие задания могут быть разного уровня сложности, но в любом случае их решение показывает, насколько хорошо усвоил полученные знания ребенок.
Проблемный (анализ партий и позиций).
Во время объяснения нового материала, при повторении и закреплении, перед учащимися ставится проблема, задача, и предлагается найти варианты, или единственно возможный путь ее решения. Это развивает логическое мышление ребенка, воспитывает в нем целеустремленность, учит находить выход из сложных, запутанных ситуаций.
Условия реализации программы.
Кадровое обеспечение:
педагог, умеющий играть в шахматы, имеющий педагогическое образование, занимающийся самообразованием и способный привлечь к занятиям детей.
Информационное обеспечение:
методические пособия,
методические разработки занятий.
Материально-техническое обеспечение:
на 1 группу (15человек)
кабинет для шахмат, подготовленный к учебному процессу в соответствии с требованиями и нормами САНПиНа;
шахматные доски с набором шахматных фигур
(по одному комплекту на 2-х детей);
демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур – 1 шт.
столы и стулья для учащихся ( по одному комплекту на 2 – х детей);
рабочие тетради для записи;
стол и стул для руководителя;
интерактивный шахматный комплект (мультимедийный проектор, экран, программное обеспечение для занятий);
судейские и организационные документы (турнирные таблицы, протоколы, карточки участников);
шахматная литература (учебники, задачники, периодика и др.);
дидактический материал (диаграммы с заданиями по различным темам, пакеты контрольных работ);
наличие туалетов;
наличие медицинского кабинета, оборудованного в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 № 613н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» (зарегистрирован Минюстом России 14.09.2010, регистрационный № 18428).
Список литературы.
Литература, используемая для разработки программы и организации образовательного процесса:
1.Авербах, Ю. Л., Котов, А. А., Юдович, М. М. Шахматная школа [Текст] - Издательство: Ростов на Дону. «Феникс», 2004.-352 с.
2. Авеpбах, Ю. Л. Эндшпиль [Текст] / I-V тома. - М.: Физкультуpа и споpт, 1981-84.
3. Спутник шахматиста [Текст]: справочник / Под ред. В. П. Елесина, В.М.Волкова.- М.: Изд. "Инженеp", 1992. -192 с.
4. Голенищев, В. Е. Пpогpамма подготовки юных шахматистов II pазpяда [Текст] - М.: Изд. "Советская Pоссия", 1979. – 112с.
5. Жуpавлев, H. Шаг за шагом [Текст] - М.: Физкультуpа и споpт, 1986. -288с.
6. Кpогиус, H. В. Психологическая подготовка шахматиста [Текст] -M.: Физкультуpа и споpт, 1996. - 624с.
7. Костьев, А. Н. Уроки шахмат [Текст] - М.: Физкультуpа и споpт, 1994.-208с.
8. Ласкер, Э. Учебник шахматной игры [Текст] / 7-е издание. - М.: Терра-Спорт, 2002.- 416с.
9. Рохлин, Я. Шахматы [Текст] / Программа занятий. -М.: "Московская пpавда", 1961. - 84с.
10. Pомановский, П. Миттельшпиль [Текст] - М.: Физкультуpа и споpт,1963. -224с.
11. Шахматы, наука, опыт, мастеpство [Текст] / Под pед. Б.А. Злотника. -М.: Высшая школа, 1990. - 335с.
12. Шахматы [Текст] / Энциклопедический словаpь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. -123с.
Литература, рекомендуемая для обучающихся и родителей.
1. Авербах, Ю. Л. Что надо знать об эндшпиле [Текст] - М.: Физкультуpа и споpт,1960. - 98с.
2. Авербах, Ю. Л., Котов, А. А., Юдович, М. М. Шахматная школа [Текст] - Издательство: Ростов на Дону: «Феникс», 2004. - 352 с.
3. Агафонов, А. В. Шах и Мат [Текст] / Задачи для начинающих. – Казань: Учебное издание, 1994. - 32с.
4. Авеpбах, Бейлин. Путешествие в шахматное коpолевство [Текст] -М.: Физкультуpа и споpт, 1978. - 288с.
5. Авеpбах, Ю. Л. Эндшпиль [Текст] / I-V тома. - М.: Физкультуpа и споpт, 1981-84.
6. Блох, В. Комбинационное искусство [Текст] - М.: Изд. "Инженеp", 1993г. -176с.
7. Бондаренко, Ф. Этюд в пешечном окончании [Текст] - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 160с.
8. Волчок, А. С. Тpенажеp шахматиста [Текст] / Самоучитель. - Hиколаев: Мысль, 1991. - 64с.
9. Гуфельд, Э., Калиниченко, Н. Дебютный путеводитель [Текст] -Челябинск, 1991. - 210с.
10. Давыдюк, С. И. Hачинающим шахматистам [Текст] / Упpажнения. Паpтии. Комбинации. - Минск: Полымя, 2002. - 180с.
11. Жуpавлев, H. Шаг за шагом [Текст] - М.: Физкультуpа и споpт, 1986. -288с.
12. Иващенко, С. Д. Сборник шахматных комбинаций [Текст] – Киев: «Радянська школа», 1988 . – 224с.
13. Карпов, А. Е., Гик, Е. Я. Неисчерпаемые шахматы [Текст] - М.: Изд. Московского Унивеpситета, 1991. - 343с.
14. Hимцович, А. И. Моя система [Текст] - М.: Физкультуpа и споpт, 1974. -296с.
15. Hимцович, А. И. Моя система на пpактике [Текст] - М.: Физкультуpа и споpт, 1984г. - 576с.
16. Панов, В. П. Основы дебюта [Текст] - М.: Физкультуpа и споpт, 1971.- 64 с.
17. Панов, В. П.. Эстpин , Я. Б. Куpс дебютов [Текст] - М.: Физкультуpа и споpт, 1980.-424с.
18. Таppаш , З. Совpеменная шахматная паpтия - [Текст] - М.: Физкультиздат, 1926. - 272с.
19. Шахматный кодекс СССР [Текст] - М.: Центpальный шахматный клуб СССP, 1990. - 64с.
20. Шахматные окончания [Текст] / Под ред. Ю.Авербаха. - М.: Физкультуpа и споpт, 1981. - 288с.
Приложение 1
Итоговая контрольная работа для групп НП – 1 по шахматам.
Раздел «Конкурсы решений задач, этюдов и нахождения комбинаций»
Вопросы для тестирования учащихся групп НП – 1 по шахматам.
Вариант 1.
1. Шахматы в древности назывались:
А) Только чатуранга; Б) Только шатрандж; В) Чатуранга и шатрандж.
2. На шахматной доске имеются следующие линии:
А) горизонтали, вертикали и параллели;
Б) горизонтали, вертикали и диагонали;
В) вертикали, параллели и диагонали.
3. Количество полей в горизонталях и вертикалях:
А) 6; Б) 8; В) 10.
4. В самых длинных больших диагоналях всего полей:
А) 8; Б) 10; В) 16.
5. В самых коротких диагоналях всего полей:
А) 1; Б) 2; В) 3.
6. Центр шахматной доски имеет форму:
А) прямоугольника; Б) квадрата; В) ромба.
7. В каждой армии белых и черных насчитывается фигур:
А) по 16; Б) по 20; В) по 32.
8. В начальном положении у белых и у черных имеется - пешек, ладей, слонов, коней, ферзей, королей:
П Л С К Ф Кр
А) 8, 2, 2, 2, 1, 1;
Б) 8, 2, 2, 2, 2, 1;
В) 8, 2, 2, 2, 2, 2.
9. Можно ли ставить на одно поле две пешки или по две фигуры:
А) да; Б) нет; В) на ваше усмотрение.
10. На поле какого цвета стоит черный ферзь в начальной позиции:
А) белого; Б) любого; В) черного.
11. За сколько ходов ладья обежит вокруг шахматной доски, двигаясь только по углам:
А) за 4; Б) за 8; В) за 16.
12. Может ли слон обойти все поля шахматной доски:
А) да; Б) нет; В) может, из начального положения.
13. Ходит ли черный белопольный слон по белым диагоналям:
А) да; Б) нет; В) ходит из начальной позиции.
14. Может ли ферзь обойти шахматную доску:
А) нет; Б) да.
15. Сколько ферзей может быть на шахматной доске:
А) один; Б) девять; В) сколько угодно.
Вопросы для тестирования учащихся для групп НП – 1 по шахматам.
Вариант 2.
1. Сколько различных ходов может сделать конь из центра доски:
А) 2; Б) 4; В) 8.
2. Может ли пешка прыгнуть через одно поле:
А) да; только из начального положения; Б) нет; В) на ваше усмотрение.
3. Может ли пешка брать на проходе слона:
А) да; Б) нет.
4. На сколько сторон может бить пешка:
А) на одну; Б) на две.
5. Превращается ли пешка в короля:
А) да; Б) нет; В) на ваше усмотрение.
6. Может ли король вычертить своими ходами квадрат и треугольник:
А) да; Б) нет; В) только квадрат.
7. Какая фигура другого цвета не может стоять рядом с такой же фигурой:
А) ферзь; Б) ладья; В) король.
8. Какая фигура всегда останется на доске до конца игры:
А) ферзь; Б) конь; В) король.
9. Шах – это:
А) нападение на короля противника;
Б) взятие короля противника;
В) приближение к королю противника.
10. От шаха каких фигур королю нельзя закрыться:
А) от ферзя и ладьи; Б) от пешки и коня; В) от ферзя и слона.
11. Мат – это:
А) шах, от которого можно закрыться;
Б) шах, от которого нет защиты;
В) шах, от которого можно отступить.
12. Партия заканчивается в ничью:
А) из-за потери фигуры или пешки;
Б) из-за шаха или мата;
В) из-за вечного шаха или пата.
13. Стоит ли король под шахом при пате:
А) нет; Б) да.
14. Можно ли проводить рокировку, когда король стоит под шахом:
А) да; Б) нет; В) на ваше усмотрение.
15. Где в записи допущена ошибка:
А) Ферзь – Ф; Б) Ладья – Л; В) Король – К; Г) Слон – С.
Критерии оценки результата (баллы):
14 - 15 – отлично;
12 – 13 – хорошо;
8 - 11 – удовлетворительно;
0 - 7 – плохо.
Приложение 3
Шахматный словарик.
«Вилка» – нападение одной фигурой на две или более фигуры соперника.
«Дальнобойная» фигура – условное название фигуры, имеющей широкий диапазон действия и обладающей способностью атаковать силы соперника издалека.
Дебют – начальная стадия шахматной партии.
Завлечение – тактический прием, вынуждающий (при помощи жертв, нападений или угроз) фигуру соперника занять определенное поле или линию с целью использования неудачного положения этой фигуры.
Игра в шахматы – это игра, в которой состязаются, противоборствуя, два соперника, поочередно перемещая шахматные фигуры на шахматной доске в пределах определенных правил.
Классификационный турнир – турнир на разряд.
Комбинация в ш а х м а т а х – форсированный вариант с использованием различных тактических приемов; обычно сопутствующим элементом комбинации является жертва.
Критические поля – поля, проникновение на которые фигур одной стороны ставит другую в опасное (критическое) положение.
Мат – нападение на короля, от которого нет защиты.
«Мельница» - типовая комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной.
Миттельшпиль – середина игры.
Отвлечение ф и г у р ы – тактический прием, при котором фигура, вынужденная перейти на другое поле, перестает выполнять какие – либо важные функции (например, по защите другой фигуры, поля или линии).
Пат – положение в шахматной партии, в котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, т. к. все ее фигуры и пешки лишены возможности двигаться, причем король не находится под шахом.
Позиция в ш а х м а т н о й партии – расположение фигур на шахматной доске.
Позиционное преимущество – лучшее расположение фигур и пешек, обладание открытыми линиями, важными стратегическими пунктами и т. д.
Превращение пешки – замена пешки, достигшей последней горизонтали (8-й для белых, 1-й для черных), любой (кроме короля) фигурой того же цвета по выбору партнера, совершающего ход.
Промежуточный ход – шахматный ход, непредусмотренный в основной идее форсированного варианта или комбинации.
Связка – нападение дальнобойной фигуры (ферзя, ладьи или слона) на неприятельскую фигуру (или пешку), за которой на линии нападения расположена другая неприятельская фигура.
Сеанс одновременной игры – вид массовых шахматных соревнований, где шахматист (сеансер) одновременно играет против нескольких соперников.
Стратегия шахматной игры – принципы и способы ведения шахматной партии, охватывающие подготовку и осуществление систематического, последовательно развивающегося воздействия на позицию соперника.
Тактика шахматной игры – совокупность приемов и способов выполнения отдельных шахматных операций, входящих в стратегический план и его завершающих.
Цугцванг – положение в шахматной партии, при котором соперник вынужден сделать невыгодный ход.
Шахматная диаграмма – напечатанное (или выполненное каким-либо иным способом) изображение шахматной доски с фигурами на ней или без фигур.
Шах – нападение на короля, от которого есть защита.
Эндшпиль – заключительная стадия шахматной партии.
Приложение 4
Дидактические игры
Горизонталь. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски (например, пешками).
Вертикаль и горизонталь. То же самое, но заполняется одна из названных линий.
Кто быстрее и без ошибок! Соревнование на начальную расстановку фигур с соблюдением правила: «Ферзь любит свой цвет».
Мешочек. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
Да и нет. Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
Игра на уничтожение. Важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Один в поле воин. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми.
Угадай-ка. Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
Лабиринт. Белая фигура должна попасть в ракету, которая находится на определенном поле шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
Перехитри часовых. Белая фигура (разведчик) должна достичь ракеты, которая расположена на определенном поле шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, охраняемые часовыми. Очень ответственная игра, ведь разведчика часовой может ранить или убить (срубить).
Кратчайший путь. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенного поля шахматной доски, где расположена ракета.
Что общего? Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает детей, чем они похожи друг на друга? Чем отличаются? (цвет, форма).
Захват контрольного поля. Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
Защита контрольного поля. Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
Взятие. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.
Атака неприятельской фигуры. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
Выиграй фигуру. Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
Рокировка. Можно ли рокировать в тех или иных положениях.
Дай шах. Требуется объявить шах неприятельскому королю.
Защита от шаха. Белый король должен защититься от шаха.
Шах или не шах. Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить, стоит ли король под шахом или нет.
Пять шахов. Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
Шах или пат. Нужно определить мат или пат на шахматной доске.
Мат или не мат. Приводится ряд положений, в которых дети должны определить, дан ли мат черному королю.
Мат в один ход. Требуется объявить мат черному королю.
Защита от шаха.Найти наилучшую защиту от шаха.
Мат в один ход.Найти мат в один ход за белых и за черных.
Защитись от мата. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
Преврати пешку.В какую фигуру должна превратиться пешка, чтобы объявить мат, пат.
Упавший король. Королю объявили мат (пат), но он свалился с доски. Угадай, где он стоял.
На крайнюю линию. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
Мат ладьей и королем. Задание: оттеснить короля на крайнюю линию и поставить мат.
Свяжи фигуру.Как связать заданную фигуру.
Развяжи фигуру.Каким способом можно развязать фигуру.
Напади на фигуру. Какой способ нападения на заданную фигуру можно использовать, чтобы ее выиграть.
Ограничение подвижности. Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
В угол. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
Защити фигуру. Найти наилучший способ защитить фигуру.
Двойной удар. Найти двойной удар, ведущий к выигрышу материала.
Лучший ход. Дана игровая позиция. Требуется найти наилучший ход за белых или за черных.
Задержи пешку. Как черным задержать движение белой пешки.
Жертва. Пожертвуй фигуру ради выигрыша.
Приложение 5
ЛИНЕЙНЫЙ УДАР
Данная работа посвящена тактическому приему под названием "Линейный удар". Что такое линейный удар? Продемонстрируем понятие линейного удара двумя примерами:
1
2
В позиции № 1 белая ладья ставит шах. К несчастью черных, на линии "е" кроме короля расположен черный ферзь, который, в случае отступления короля из-под шаха, теряется. В позиции № 2 удар наносится по диагонали. Слон нападает на ферзя. В случае отступления ферзя под боем оказывается ладья. Итак, линейный удар - это такое нападение линейной фигуры (ладьи, слона или ферзя), при котором по линии удара друг за другом расположены две недостаточно защищенные (или более ценные, чем нападающая) фигуры противника. Фигура, которая находится под боем, более ценная чем та, которая "прячется" за ней. В противном случае тактический прием называется связка. Ценность линейного удара в том, что под боем фактически оказываются две фигуры, вывести их обе за один ход невозможно. При отходе фигуры, находящейся под нападением "прячущаяся" более ценная, чем нападающая или недостаточно защищенная фигура обычно теряется. Найдите линейный удар в следующих позициях:
3
4
5
6
Различают линейные удары, наносимые с шахом (т.е., такие, когда под удар попадает король) и без шаха. Линейные удары, проводимые с шахом, опаснее, т.к. король под шахом оставаться не может и избежать потерь в этом случае труднее. Линейные удары без шаха также опасны, тем более, что в условиях практической партии заметить их труднее. В следующих позициях (7-12) найдите линейные удары.
7
8
9
10
11
12
Bажно знать методы спасения от линейного удара.
Существуют следующие способы:
Отскок фигуры, попавшей под линейный удар с одновременной защитой второй попавшей под удар фигуры.
Отскок одной из фигур, попавших под линейный удар с созданием более сильной угрозы.
Уничтожение или ограничение подвижности (путем связывания) фигуры, наносящей линейный удар.
Перекрытие линии действия фигуры, создающей линейный удар или защита фигуры, находящейся под боем.
Рассмотрим несколько позиций:
13
14
15
16
В позиции № 13 черные, играя 1…Ле7, защищают коня и избегают непосредственной опасности (отскок фигуры, попавшей под линейный удар с одновременной защитой другой фигуры). В позиции № 14 черные могут пойти 1…Лhg8, защищая ладью на g7 (отход "прячущейся" фигуры с одновременной защитой фигуры,попавшей под линейный удар). В позиции № 15 избежать опасности можно, сделав ход 1…Ла2+ с последующим отступлением ферзя (отход фигуры с линии действия линейного удара, создающий сильную угрозу). В позиции № 16 лучший ход за черных - 1…Фb2+. Потом черные могут разменять ладьи и избежать непосредственной опасности.
Комбинации на проведение линейного удара.
Линейный удар - тактический прием, на котором основано множество различных комбинаций. Линейный удар сам по себе возникает в партиях в результате грубых ошибок одной из сторон. Чтобы осуществить комбинацию с линейным ударом, необходимо порой идти на материальные жертвы, которые окупаются в результате проведения комбинации. Рассмотрим ряд позиций, в которых возможно проведение комбинаций с использованием линейного удара.