Просмотр содержимого документа
«Дифференцированное обучение и индивидуальный подход в дополнительном образовании»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников»
Дифференцированное обучение и индивидуальный подход в дополнительном образовании
Автор составитель:
Захарова Тамара Григорьевна
педагог дополнительного образования,
г.Ханты-Мансийск,
2020 г
Целью дополнительного образования является создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения воспитанников. Объединение дополнительного образования имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Оно предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.
Очень важно, что дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.
Если воспитанник, занимающийся в объединении ДО, сможет самореализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.
Для развития одаренности воспитаннику необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого ученика исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей.
Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.
Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.
Одним из ценностных приоритетов системы дополнительного образования является создание образовательных программ нового поколения. Содержание образовательной программы нового поколения должно определяться возможностью построения в ее рамках для каждого воспитанника индивидуального маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области.
Методика построения индивидуального образовательного маршрута мало разработана, в особенности для использования в системе дополнительного образования. В многочисленных книгах и статьях о развитии детской одаренности много разных интересных задач, заданий, методик. Но как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только имея целостную систему -программу или индивидуальный образовательный маршрут.
Цель: внедрение методики разработки и использования индивидуальных образовательных маршрутов в образовательной деятельности с одаренными детьми.
1. ДИАГНОСТИКА уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей или одарённости:
1. Анкета входящей диагностики.
2. Тест «Уровень творческого мышления учащихся».
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ, которые должны быть достигнуты воспитанником по окончании прохождения индивидуального образовательного маршрута: они совпадают с целями и задачами основной программы объединения дополнительного образования. Для воспитанников, занимающихся по индивидуальным образовательным маршрутам, индивидуальным становится только объект созидательной творческой деятельности и возможность проектной деятельности при создания своего изделия.
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ, которое должен затратить воспитанник на освоение специальной программы: оно совпадает со временем освоения базовой программы.
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ воспитанника в реализации маршрута: помощь при работе над проектами.
5. РАЗРАБОТКА УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА (почасового): он совпадает с тематическим планом основной программы.
6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ, формы занятий, приёмов и методов, формы определения итогов: содержание определяется подбором вариантов разной степени сложности, при организации занятий упор делается на индивидуальный подход, проектную и творческую деятельность.
7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ УСПЕХОВ ВОСПИТАННИКА при прохождении маршрута: тестирование, защита проектов, участие в конкурсах и выставках.
Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения.
Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута, и добавить их к традиционным методам из базовой программы.
Беседа.
Практическое занятие.
Творческая мастерская.
Творческий отчет.
«Фабрика».
Что касается рекомендуемых форм занятий, они разнообразны. Форма подведения итогов используемых в индивидуально-образовательном маршруте для одаренных могут быть необычны.
Показ достижений.
Зачетная работа.
Тест.
Персональная выставка
Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником.
Оценку успехов проводят в конце учебного года.
Рекомендации педагогам и родителям воспитанника, обучающегося по
индивидуальному образовательному маршруту для воспитания исследовательских наклонностей и умение самостоятельно получатьзнания.
- Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций, относительно того, чем они должны заниматься.
- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
- Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.
- Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.
- Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.