Авторская программа "Экологическое образование и воспитание дошкольников"
Авторская программа "Экологическое образование и воспитание дошкольников"
Программа рассчитана на 2 года. Рассчитана для детей 5-6 и 6-7 летнего возраста. Включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование с учетом возраста
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Список литературы................................................................................................34
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Бурное развитие цивилизации на современном этапе привело к формированию у человека антропоцентрического сознания с явно выраженным потребительским отношением к природе. Сложившаяся ситуация диктует необходимость работы по формированию у подрастающего поколения экоцентрического сознания. Развитие такого сознания напрямую связано с освоением дошкольниками начал экологической культуры.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным её продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социо-природных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.
Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по её законам.
Содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
многообразие живых организмов, их экологическое единство; связь со средой обитания;
- явления неживой природы; понятие мироздания (Вселенной);
человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность; использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
В основу содержания программы дополнительного образования легла программа «В экологию» автора Воронкевич О.А., которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Цель: Развивать у детей интерес и любовь к природе, учить творчески
отображать в своих работах полученные знания.
Задачи:
1. Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребёнка,
воспитание духовно богатой личности.
Структура занятия1 и 2 год обучения (5-7 лет)
Структурный компонент
Содержание
Начало занятия
Предполагает организацию детей:
Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты)
Ход (процесс) занятия
Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.
В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
Окончание занятия
Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.
Условия реализации программы
Для эффективной реализации программы дополнительного образования в детском саду созданы благоприятные условия:
Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород, зона лекарственных растений;
Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
1 год обучения, занятия рассчитаны на возраст детей 5 –6 лет. Всего 30 занятий. Продолжительность каждого занятия 30 минут и 5 минут на подготовку материала. Проводятся один раз в неделю.
2 год обучения, занятия рассчитаны на возраст детей 6 –7 лет. Всего 29 занятий. Продолжительность каждого занятия 35 минут и 5 минут на подготовку материала. Проводятся один раз в неделю.
Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по игровой комнате, в зависимости от хода занятия.
Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:
«Маленький ученый»
Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
- Ввести в активный словарь: Арктика, Северный Ледовитый океан,
Африка, тропический лес, тундра.
- Чтение художественной литературы;
- Беседы;
- Рассматривание картин, иллюстраций;
- Заучивание стихотворений, пословиц;
- Отгадывание загадок;
- Дидактические игры.
- Беседы;
- Рассматривание картин, иллюстраций;
"Наши умные помощники - органы чувств"
- Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками;
- Работать над развитием зрительного, слухового, вкусового, тактильно-двигательного восприятия. Учить понимать, что правильное восприятие предмета является необходимым для дальнейшей деятельности;
- Закрепить у детей знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены.
- Развивать умение детей анализировать мимику человека, называть эмоциональное состояние человека (веселый, улыбающийся, грустный, печальный, сердитый, расстроенный, хитрый, удивленный и т.д.);
- Пополнять словарный запас детей за счет качественных прилагательных («сладкий», «горький», «громкий», «вкусный» и т. д.), работать над интонационной выразительностью, связностью речи, учить составлять связный рассказ по опорным картинкам.
- Загадки;
- Д/И « Найди исправный светофор»;
- Д/И «Что художник нарисовал неправильно?»;
- Д/И «Какой инструмент звучит?»;
- Д/И «Найди музыкальные инструменты»;
«Как много интересного бывает зимой на Урале»
- Сформировать обобщенное представление детей о зиме, состоянии
неживой природы (солнце как источник света и тепла, характер
почвы, состояние воздуха), состоянии живой природы —
устанавливать причинно-следственные связи, умению использовать
модели в познавательной деятельности;
- Воспитывать желание оказывать помощь животным зимой,
позитивное отношение к зиме.
- Беседа;
- Рассматривание картин, иллюстраций;
- Чтение стихотворения А. Фет.
"У нас в гостях животные"
- Активизировать знания детей о животных, упражнять в умении обобщать животных по существенным признакам (звери, птицы, рыбы);
- Учить группировать животных по способу приспособления к окружающей среде (домашние — дикие, хищные — травоядные);
- Развивать логическое мышление, умение отстаивать свои суждения. Развивать ориентацию, умение с помощью мимики и пантомимы передать образ животного.
- Игра «Собрание животных»;
- Соревнование «Кто тише ходит?».
Черенкование комнатных растений.
- Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними (полив, рыхление, обрезка);
- Сообщить детям, что с наступлением
весны растения начинают быстро расти, но для этого их надо пересадить в свежую землю и подкармливать;
- Воспитывать у детей интерес и пробудить желание ухаживать за комнатными растениями.
- Осмотр и подкормка комнатных растений.
- Обсуждение процесса черенкования по моделям трудового процесса;
- Труд детей по черенкованию растений.
"Что и как человек ест"
- Выявить различие в употреблении пищи животными и человеком;
- Объяснить детям, почему необходимо обрабатывать сырую пищу;
- Закрепить исторические сведения, как первобытные люди добывали и употребляли пищу.
- Наблюдение за животными: кошками, собаками (кормление);
- Заучивание
потешек, пословиц о навыках еды, культуре поведения во время еды.
- Беседа;
- Рассматривание картин, иллюстраций.
"Муравьи - санитары леса"
- Углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, сформировать представления об их роли в жизни леса;
- Воспитывать бережное отношение к муравьям.
- Рассказ педагога "Муравьи - санитары леса";
- Рассматривание картины на тему «Муравьи за работой».
Экологическая сказка "Ручеек"
- С помощью сказки показать детям взаимосвязь всего живого в природе;
- Развивать познавательные способности детей.
- Сравнительные наблюдения, что изменилось по сравнению с февралем: снег тает на солнце, рыхлый, ручейки в солнечную погоду, сосульки, капель (откуда берется, как звенит).
- Экологическая сказка "Ручеек".
"Доктор леса"
- Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе;
- Закрепить знания детей о птицах, которые помогают сохранять лес от вредных насекомых;
- Развивать зрительную память и логическое системное мышление.
- Наблюдение за птицами. Вороны начинают постройки гнезд, воробьи щебечут, синицы поют;
- Чтение художественной литературы: Т. Нуждина «Воробьи», «Синицы».
- Загадки;
- Использование модели «весна»;
- Рассматривание иллюстрации тетеревов.
Заключительная беседа о весне
- Продолжать формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе: увеличение количества осадков, много света и тепла, следовательно, бурно растут растения. Обучение сравнивать цветы мать-и-мачехи и одуванчика; сравнивать цветущие деревья по запаху и по строению цветов. У многих диких и домашних животных появляются детеныши. Обсудить с детьми, почему май называют праздником природы.
- Развивать умение устанавливать временные и причинно-следственные связи, обучать последовательному и логичному рассказу;
- Формировать умственную операцию «обобщение» через выделение существенных признаков живой природы;
- Познакомить детей с закаливанием — средством здорового образа жизни.
- наблюдения в природе, опыты, беседы о весне, чтение художественной литературы, загадки о природе.
- Загадки;
- Беседа;
- Рассматривание иллюстрации.
2 год обучения (6-7 лет)
Тема занятия
Задачи
Предварительная работа
Формы работы
"Путешествие колоска"
- Закрепить знания детей о злаковых культурах, из которых выпекают белый и черный хлеб;
- Развивать умение различать растения по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен);
- Познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготовляли раньше.
- Чтение украинской народной сказки «Колосок».
- Использование моделей;
- Чтение стихотворения Д. Тихомирова «Два колоска»;
- Рассматривание иллюстрации;
- Чтение отрывка из стихотворения А. Кольцова «Песня пахаря».
Посещение кафе "Дары осени"
Систематизировать представления детей об овощах и фруктах. Упражнять детей в составлении описательных рассказов об овощах и фруктах. Познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов.
- Д/И «Придумай загадку», «Я знаю 5 названий», «Магазин».
- Посещение кафе "Дары осени";
- Загадки;
- Игра «Чего не хватает».
"Как растения готовятся к зиме"
- Формировать у детей точные представления о состоянии растений осенью, о плодах и семенах определенных деревьев, кустов, травянистых растений, показать способы приспособления семян к распространению;
- Развивать у детей умение устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды; выявлять причины происходящих изменений;
- Познакомить детей с трудом взрослых осенью в парке по уходу за растениями.
- Наблюдения на
прогулках за
погодой и
сезонными
изменениями в
жизни растений.
-Загадки;
- Чтение
стихотворения
И. Бунина
«Листопад»;
- Вопросы
детям;
- Конкурс на
самый
необыкновенный
раскрашенный
лист;
- Д/И «Найди и
собери плоды».
"Унылая пора! Очей очарованье!..."
- Закрепить представления детей о «золотом периоде» осени;
- Развивать умения устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных;
- Развивать умение видеть поэтическую красоту золотой осени.
- Беседа «Для чего
дереву листья? »;
- Чтение
произведений
художественной
литературы: И.
Соколов-Микитов
«Листопадничек»,
А. Твардовский
«Лес осенью»;
- Разучивание
стихов об осени;
- Загадывание загадок;
- Пение песен;
- Показ
презентации для
детей «Осень в
стихах и
картинах».
- Беседа "Унылая пора! Очей очарованье!...";
- Читает
стихотворения
А. С. Пушкина
«Осень»;
-
Рассматривание
картины «Ранняя
осень»;
- Ответы на вопросы;
- Чтение
стихотворения
Е. Трутневой
«Осень».
"Как и для чего человек дышит"
- Познакомить детей с дыхательной системой человека;
- Продолжать воспитывать познавательный интерес к человеку.
- Рассказ педагога "Как и для чего человек дышит";
- Ответы на
вопросы.
"Путешествие в осенний лес"
- Обобщить и систематизировать знания детей об осени; - Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме;
- Развивать творческое воображение.
- Загадки;
Рассматривание
иллюстраций;
- Логическая
задача «Книжка
про осень»;
- Игра «Чей
силуэт?».
"Для чего растению нужны семена"
- Закрепить представления детей о том, что семя — конечная стадия роста растения, оно необходимо для начала жизни нового растения;
- Формировать у детей представления о распространении семян растения;
- Формировать представления детей о круговороте воды в природе;
- Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи;
- Воспитывать у детей бережное отношение к воде.
- Обсуждение слов
«Арктика»,
«экватор»,
«полюс»;
- Наблюдение;
- Опытно-
экспериментальная
деятельность;
- Чтение
художественной
литературы;
- Заучивание
стихотворений,
пословиц;
- Беседы;
- Рассматривание
иллюстраций.
- Рассматривание
иллюстраций;
- Загадки;
- Опыты с водой.
"Зачем человеку желудок"
- На уровне элементарных представлений познакомить детей с желудком, его функциями и значением для жизни; - Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
- Рассказ педагога "Зачем человеку желудок";
- Показ моделей;
- Вопросы
детям.
"Клуб знатоков леса"
- Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни;