Цель мероприятия объяснить подросткам простую истину: незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение закона приводит к серьёзным последствиям
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Закон на нашей Земле»
Час общения «Закон на нашей земле»
Цель:
- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их с видами нарушений и наказаниями за них;
- развивать представления о последствиях противоправных деяний;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Ход классного часа:
1. Организационный момент.
Социальный педагог:– Здравствуйте! Представление гостей.
2. Объявление темы и постановка цели занятия:
Социальный педагог: Как видите в руках у нас две нити.
(нити приклеплены к бумаге, одна прямая, другая извилистая и запутанная)
- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)
- У однихжизнь протекает легко и гладко, у других – жизнь полна неожиданностей.
- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой поворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и от тюрьмы не зарекайся ”
Секретарь КДН и ЗП:- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
- И сегоднямы попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
Социальный педагог: -Тема нашей сегодняшней беседы: «Закон на нашей земле»(слайд 1)
3. Основная часть:
Социальный педагог:
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, стали счастливы её жители, которыепочувствовали себя в безопасности?
(Жители стали жить по законам.)
- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
ЗАКОН – это нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
:- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
- В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
Задание 1
- В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права и обязанности.
Подумайте, что из перечисленного на слайде (слайд 2) вы отнесете к своим правам, а что к обязанностям.
Права
Жить и воспитываться в семье
Получить паспорт гражданина РФ
Работать в свободное от учебы время
Право на охрану здоровья
Обязанности
Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.
Получить основное общее образование (9 классов)
Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.
Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание (слайд 3).
(слайд 4) - За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»
Инспектор ПДН: - Рассмотрим понятие нарушений:(слайд 4).
- Вам дано три понятия: «Проступок»,«Правонарушение»,«Преступление».
Необходимо к этим понятиям найти определения, т.е. привести в соответствие. (определение проступку на слайде правильное, правонарушение с преступлением надо поменять местами)
Проступок. Правонарушение. Преступление
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Рассмотрим несколько ситуаций:
(слайд 5).Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы).
- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?
(Проступком)
- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?
(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)
- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
(слайд 6).Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)
- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
- Представьте себе следующую ситуацию.
(слайд 7).Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
(эти ребята совершили преступление)
- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)
- В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
- Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.
(слайд 8).Задание 3
- Выберите из данных преступлений, за что учащиеся 14 лет несут ответственность
- убийство,
- умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,
- похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,
- кражу,
- грабеж,
- вымогательство,
- уничтожение или повреждение имущества
- терроризм
- захват заложника
- заведомо ложное сообщение об акте терроризма,
- вандализм
- хищение либо вымогательство наркотических веществ
(слайд 9).- Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах полиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.
- За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.
Задание 4
Попробуйте угадать сейчас, как можно назвать то, что вы увидите.
игра «Судья»
Ложный звонок
Ситуация 1: В зал вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
Судья – ученик зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей—наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
-Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!
Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, полиции.
Нанесение побоев
Ситуация 2: К «сообщившему о терракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Судья – ученик зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.
- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.
– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? - может ответить ученик
- В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере
расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.
Порча чужого имущества
Ситуация 3: На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.
Судья – ученик зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.
-Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет.
Угроза «болтовней»
Ситуация 4: В классе идет спор двух учащихся:
– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.
Судья – ученик зачитывает: Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.
Оскорбление
Ситуация 5: Две девочки в классе ссорятся:
– А ты дылда!!!
– А ты сама Гадина!!!
Судья – ученик зачитывает: Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.
Осквернение зданий и транспорта
Ситуация 6: В класс вбегают мальчишки:
– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!
Судья – ученик зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.
- Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?
- А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.
К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):
➣ штраф;
➣ лишение права заниматься определенной деятельностью;
➣ обязательные работы;
➣ исправительные работы;
➣ арест;
➣ лишение свободы на определенный срок.
4. Вывод.
Секретарь КДН и ЗП: Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.
Социальный педагог:Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.
Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона
«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»