kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на педсовете «Индивидуальный план развития педагога как основа успешности в профессии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения в социокультурной и экономической жизни общества требуют качественного преобразования деятельности педагога, постоянной и кропотливой работы по самообразованию, самосовершенствованию и умению проектировать индивидуальную траекторию своего профессионального развития. Решение этой задачи напрямую зависит от профессионализма педагога. Поэтому необходимо создать условия для его непрерывного профессионального развития, сформировать профессионала, который способен адаптироваться к растущим изменениям содержания и форм образования, необходимости вырабатывать новые образовательные программы, методы, приемы и способы их реализации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете «Индивидуальный план развития педагога как основа успешности в профессии»»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Межшкольный учебный комбинат»

















Выступление на педсовете

«Индивидуальный план развития педагога как основа успешности в профессии»
















Педагог дополнительного

образования,

Захарова Т.Г.

















г.Ханты-Мансийск

Изменения в социокультурной и экономической жизни общества требуют качественного преобразования деятельности педагога, постоянной и кропотливой работы по самообразованию, самосовершенствованию и умению проектировать индивидуальную траекторию своего профессионального развития.

Преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой зависимости от уровня профессионально-педагогической компетентности педагога, его личностных качеств, уровня развития мотивационно - ценностной ориентации на профессию «педагог». Непрерывное профессиональное развитие помогает педагогу обеспечить одно из самых главных прав, обучающихся – право на качественное образование.

Решение этой задачи напрямую зависит от профессионализма педагога. Поэтому необходимо создать условия для его непрерывного профессионального развития, сформировать профессионала, который способен адаптироваться к растущим изменениям содержания и форм образования, необходимости вырабатывать новые образовательные программы, методы, приемы и способы их реализации.

Таким образом, педагог новой формации – компетентный в профессиональной деятельности, в совершенстве владеющий предметом и методикой преподавания работник, непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового, умеющая отказываться от штампов и стереотипов, свободно ориентирующаяся в постоянно изменяющемся информационном поле, человек с чувством собственного достоинства, готовый расти в профессиональном плане, быть адаптивным и способным обеспечить высокопрофессиональное педагогическое сопровождение обучающихся.

Сегодня современному обществу нужны уверенные в себе профессионалы, которые умеют правильно рассчитывать собственные силы и возможности, оценивать результаты своей деятельности, как в обычной жизни, так и в профессии, обладают высокой творческой активностью, ответственностью, способностью анализировать, прогнозировать, конструктивно решать конфликтные ситуации, делать самостоятельный осознанный выбор, адекватно выражать свои эмоции, контролировать своё поведение, учиться, стремиться к самоактуализации – более полному развитию своих личностных возможностей, реализации способностей и талантов.

Чтобы воспитать такого профессионала, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога охватывает такие элементы: формирование готовности педагогов к самообразованию – формирование опыта самообразовательной деятельности – развитие профессиональной компетентности – совершенствование личности и деятельности профессионала.

Не случайно современная образовательная система не мыслима без непрерывного повышения профессионального уровня педагогических кадров, а, следовательно, и непрерывного профессионального развития, важным условием которого является профессиональное саморазвитие педагога, развитие его профессиональной компетентности.

Профессиональное развитие педагогов - важный ресурс, обеспечивающий качественное образование разных категорий обучающихся.

Профессиональное развитие–многогранный процесс. Это рост и становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений. Это активное качественное преобразование педагогом своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новым способам профессиональной деятельности, развитию положительной мотивации на профессиональной саморазвитие, повышению педагогического мастерства и самореализации.

Говоря о профессиональном саморазвитии педагогов, прежде всего, следует подчеркнуть целенаправленность данного процесса на повышение уровня своей профессиональной компетентности, педагогической техники, развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности, собственной программой и технологической картой индивидуального профессионального развития педагога.

Профессиональное саморазвитие предполагает непрерывное профессиональное самообразование, движущей силой которого выступает потребность в самосовершенствовании.

Одним из главных качеств педагога, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей, является профессиональная компетентность. По мнению Митиной Л.М., под профессиональной компетентностью понимается гармоничное сочетание элементов деятельностной и коммуникативной подструктур (культура общения, навыки социального поведения).

Профессионально компетентным можно назвать педагога, который:

  • постоянно повышает уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой;

  • на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение;

  • достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся;

  • гармонично сочетает элементы деятельностной и коммуникативной подструктур.

Опыт управленческой деятельности показывает, что, если в общеобразовательной организации поддержка профессионального развития педагогов организована и реализуется на системной основе, то она обеспечивает возможность:

  • гибкого реагирования педагогических работников на меняющуюся ситуацию в образовании;

  • развития творческой индивидуальности, освоения современных педагогических технологий, формирования восприимчивости к педагогическим инновациям;

  • повышения профессионального уровня педагогов на рабочем месте в течение всей карьеры через проектирование индивидуального маршрута их профессионального развития, саморазвития и самореализации в избранной профессии.

При этом управленческая деятельность в учреждении дополнительного образования реализуется через функции планирования, организации, мотивации, регулирования, контроль, которые находятся во взаимосвязи и направлены на создание условий, обеспечивающих профессиональное развитие педагогических работников.

Деятельность по поддержке профессионального развития педагогов предполагает выстраивание модели, представляющей системное видение управленческой и методической работы. В данном случае речь идёт о внутришкольной модели поддержки профессионального развития педагогов.

Модель поддержки профессионального развития педагогов включает несколько процессов.

Во-первых, процесс разработки нормативных, организационных, механизмов, обеспечивающих профессиональное развитие при одновременно протекающих процессах самореализации, индивидуализации педагогов.

Это достигается за счёт разработки нормативно-правового обеспечения профессионального развития педагогов. Создан банк разработанных нормативно-правовых:

  • Положение «О методическом объединении»

  • Положение об инновационной деятельности педагогических работников

  • Положение о самообследовании

  • Положение о показателях эффективности работников и стимулирующих выплатах

  • Положение о системе оценки качества образования

  • Положение об организации наставничества.

Во-вторых, процесс организации методической службы в УДО.

Методическая служба – важное, многофункциональное направление деятельности в учреждении, связанное с решением задач кадрового, концептуального, программно-методического обеспечения жизнедеятельности МУК и образовательного процесса.

Анализ деятельности методической службы позволяет выявить наиболее её приоритетные функции, среди которых:

  • аналитическая, оценочно-результативная – изучение: профессиональной культуры педагога, владения культурой речи, методами взаимодействия с обучающимися, методикой организации и проведения занятий по внеурочной деятельности; проведение диагностики качества преподавания; оценивание уровня профессиональных компетентностей педагога, анализ его участия в профессиональных конкурсах, семинарах, конференциях и др.;

  • организационная - организация и проведение методических недель, организация работы творческих и проектных групп педагогов, сопровождение молодых педагогов, организация условий для самообразования, трансляции опыта и т.д.;

  • мотивационно-психологическая связана с формированием компетентностей, необходимых в профессиональной деятельности педагогов, вопросами целеполагания, поддержкой профессионального развития педагогов;

  • содержательно-технологическая, консультативная - оказание аналитической, практической, консультативной и иной помощи в разработке и внедрении инновационных форм работы, в обобщении и представлении опыта работы педагогов;

  • рефлексивно-перспективная связана с ценностями, интересами, мотивами педагогической деятельности, сопровождением по дальнейшему конструированию индивидуальной траектории профессионального развития педагога - персонального пути реализации личностного роста педагога. Построение индивидуальной траектории профессионального развития педагога в современных условиях заключается в самостоятельном овладении совокупностью педагогических ценностей, смыслов, технологий, опытом творчества, определении направления движения педагога относительно уровней своих компетентностей.

Методическая служба организует повышение квалификации педагогических работников через:

  • курсы повышения квалификации;

  • проведение педагогических советов, методических объединений, обучающих и тематических семинаров с элементами тренинга, проблемных педагогических консультаций;

  • создание и организацию деятельности творческих (рабочих) групп, сотрудничество и наставничество.

Деятельность методической службы обеспечивает обобщение и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы по повышению профессионального уровня педагогов Педагоги включены в процесс разработки и проведения педагогических и методических советов, семинаров-практикумов, тренингов, направленных на освоение новых педагогических технологий, методик по разработке социальных и профессиональных проб, проблемно-ситуативных заданий, совершенствование педагогической техники, формирование компетентности психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Предъявление и обобщение передового педагогического опыта предполагает:

  • показ опыта в режиме реального времени в форме открытых занятий внеурочной деятельности;

  • организацию взаимопосещения занятий по внеурочной деятельности, посещение мастер-классов в других общеобразовательных организациях;

  • ознакомление педагогов с документальным обеспечением реализуемых нововведений;

  • составление краткого описания предъявленного опыта и создание информационной базы;

  • регулярное проведение группового анализа и обсуждения педагогами результатов, достижений и проблем преподавания, психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;

  • вовлечение педагогов в инновационную деятельность.

Конечно же, ярким событием для каждого педагога всегда являются конкурсы профессионального мастерства, участие в семинарах, конференциях, проведение которых даёт педагогу возможность распространения инновационного опыта среди коллег, способствует профессиональному становлению молодых педагогов.

Организация совместной творческой деятельности позволяет педагогам получить консультации по проблемным вопросам, овладеть технологией психолого-педагогического сопровождения разных категорий обучающихся.

Все формы и методы поддержки профессионального развития педагогов носят практико-ориентированный характер деятельности, позволяющий педагогам не только получить новые представления о чем-либо, овладеть основными способами и алгоритмами действий, но и сформировать навыки поисковой, эвристической деятельности.

В-третьихпроцесс разработки инструментария, позволяющего провести диагностику профессионально значимых характеристик личности педагога, процесс определения показателей оценки профессионального развития педагогов. 

Важно понимать, что инструментарий выполняет мотивирующую функцию профессионального развития педагогов.

В зависимости от целей диагностики подбираются тесты, анкеты, карточки с тестовыми заданиями различной содержательной направленности.

Несколько примеров инструментария:

  • Тест «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию в ходе мониторинга профессиональной компетентности»]

  • Тест «Оценка трудолюбия и работоспособности у педагогов»

  • Тест «Влияние стимулов на труд педагога»

  • Диагностика в заинтересованности в овладении профессиональными умениями

  • Методика для определения индивидуального стиля деятельности педагога

  • Анкета «Анализ затруднений педагога

  • Анкета «Оценка успешности учебной работы педагога» (с точки зрения обучающихся

  • Анкета «Самооценка (оценка) профессиональной деятельности педагога»

  • Анкета «Совершенствование профессиональной деятельности педагога»

В ходе диагностики используется количественная и качественная аналитическая обработка данных, что позволяет с высокой степенью достоверности судить об эффективности реализации модели поддержки профессионального развития педагогов.

Разработка нормативно-правового, информационно-методического, мотивационного и аналитического обеспечения функционирование модели – важное условие организации непрерывного профессионального развития педагогов.

Среди главных факторов, мотивирующих педагогических работников на непрерывное профессиональное развитие:

  • организационная структура управления, которая позволяет педагогам включиться в принятие управленческих решений;

  • коллегиальность и профессионализм - установленные нормы действия и поведения, позволяющие педагогам включаться в совместное планирование и анализ действий с участием администрации, педагогов в деятельность по развитию персонала;

  • усиление общих ключевых ценностей – восстановление морального потенциала учреждения, привлечения всех участников образовательного процесса к формированию комфортной среды педагогических работников, обучающихся, родительской общественности;

  • активное взаимодействие и сотрудничество – сочетание поддержки и требовательности, как на горизонтальном, так и вертикальном уровне;

  • инвестирование в развитие персонала- профессиональный рост педагогов улучшает отношения между сотрудниками, облегчает взаимодействие и обмен идеями;

  • психологическое сопровождение профессионального развития педагогов;

  • усиление индивидуальной и дифференцированной работы с педагогом, сопровождение планирования профессионального развития, повышения квалификации;

  • формирование культуры сотрудничеств - учреждения с культурой сотрудничества в большей степени способны улучшить свое состояние и повысить учебные результаты обучающихся;

  • планирование времени педагогов заключается в реорганизации трудового распорядка так, чтобы освободить время для профессионального развития педагогов, совместного планирования, работы творческих / проектных групп, общения.

  • возможность для рефлексии собственного опыта профессиональной деятельности в обстановке доверия и сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи.

Данные факторы усиливают все процессы поддержки профессионального развития педагогов.

В заключении следует подчеркнуть, что поддержка профессионального развития педагогов –процесс открытый, опережающий, непрерывный. Он позволяет сформировать базу лучших практик педагогов.

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога охватывает такие элементы: формирование готовности педагогов к самообразованию – формирование опыта самообразовательной деятельности – развитие профессиональной компетентности – совершенствование личности и деятельности профессионала.

Таким образом, возникает потребность в овладении педагогом не только особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, но и требование постоянного профессионального и личностного роста, что и должны обеспечить проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий педагогических работников.

Список литературы

  1. Бектурова, З.К. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога в условиях повышения квалификации / З.К. Бектурова // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-3. – С. 360-361.

  2. Даутова, О.Б., Христофоров, С.В. Инновации и образование, СПб, 2003.

  3. Поперечная, Л. Ю. Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития учителя начальных классов в межаттестационный период // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 189-191.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Захарова Тамара Григорьевна

Дата: 03.04.2024

Номер свидетельства: 648479

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Индивидуальный план самообразования по теме: «Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся »"
    ["seo_title"] => string(80) "individualnyi_plan_samoobrazovaniia_po_teme_razvitie_tvorcheskoi_aktivnosti_i_na"
    ["file_id"] => string(6) "565540"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1607178291"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства