Выступление на педсовете «Индивидуальный план развития педагога как основа успешности в профессии»
Выступление на педсовете «Индивидуальный план развития педагога как основа успешности в профессии»
Изменения в социокультурной и экономической жизни общества требуют качественного преобразования деятельности педагога, постоянной и кропотливой работы по самообразованию, самосовершенствованию и умению проектировать индивидуальную траекторию своего профессионального развития. Решение этой задачи напрямую зависит от профессионализма педагога. Поэтому необходимо создать условия для его непрерывного профессионального развития, сформировать профессионала, который способен адаптироваться к растущим изменениям содержания и форм образования, необходимости вырабатывать новые образовательные программы, методы, приемы и способы их реализации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовете «Индивидуальный план развития педагога как основа успешности в профессии»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Межшкольный учебный комбинат»
Выступление на педсовете
«Индивидуальный план развития педагога как основа успешности в профессии»
Педагог дополнительного
образования,
Захарова Т.Г.
г.Ханты-Мансийск
Изменения в социокультурной и экономической жизни общества требуют качественного преобразования деятельности педагога, постоянной и кропотливой работы по самообразованию, самосовершенствованию и умению проектировать индивидуальную траекторию своего профессионального развития.
Преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой зависимости от уровня профессионально-педагогической компетентности педагога, его личностных качеств, уровня развития мотивационно - ценностной ориентации на профессию «педагог». Непрерывное профессиональное развитие помогает педагогу обеспечить одно из самых главных прав, обучающихся – право на качественное образование.
Решение этой задачи напрямую зависит от профессионализма педагога. Поэтому необходимо создать условия для его непрерывного профессионального развития, сформировать профессионала, который способен адаптироваться к растущим изменениям содержания и форм образования, необходимости вырабатывать новые образовательные программы, методы, приемы и способы их реализации.
Таким образом, педагог новой формации – компетентный в профессиональной деятельности, в совершенстве владеющий предметом и методикой преподавания работник, непрерывно развивающаяся личность, открытая для всего нового, умеющая отказываться от штампов и стереотипов, свободно ориентирующаяся в постоянно изменяющемся информационном поле, человек с чувством собственного достоинства, готовый расти в профессиональном плане, быть адаптивным и способным обеспечить высокопрофессиональное педагогическое сопровождение обучающихся.
Сегодня современному обществу нужны уверенные в себе профессионалы, которые умеют правильно рассчитывать собственные силы и возможности, оценивать результаты своей деятельности, как в обычной жизни, так и в профессии, обладают высокой творческой активностью, ответственностью, способностью анализировать, прогнозировать, конструктивно решать конфликтные ситуации, делать самостоятельный осознанный выбор, адекватно выражать свои эмоции, контролировать своё поведение, учиться, стремиться к самоактуализации – более полному развитию своих личностных возможностей, реализации способностей и талантов.
Чтобы воспитать такого профессионала, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога охватывает такие элементы: формирование готовности педагогов к самообразованию – формирование опыта самообразовательной деятельности – развитие профессиональной компетентности – совершенствование личности и деятельности профессионала.
Не случайно современная образовательная система не мыслима без непрерывного повышения профессионального уровня педагогических кадров, а, следовательно, и непрерывного профессионального развития, важным условием которого является профессиональное саморазвитие педагога, развитие его профессиональной компетентности.
Профессиональное развитие педагогов - важный ресурс, обеспечивающий качественное образование разных категорий обучающихся.
Профессиональное развитие–многогранный процесс. Это рост и становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений. Это активное качественное преобразование педагогом своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новым способам профессиональной деятельности, развитию положительной мотивации на профессиональной саморазвитие, повышению педагогического мастерства и самореализации.
Говоря о профессиональном саморазвитии педагогов, прежде всего, следует подчеркнуть целенаправленность данного процесса на повышение уровня своей профессиональной компетентности, педагогической техники, развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности, собственной программой и технологической картой индивидуального профессионального развития педагога.
Профессиональное саморазвитие предполагает непрерывное профессиональное самообразование, движущей силой которого выступает потребность в самосовершенствовании.
Одним из главных качеств педагога, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей, является профессиональная компетентность. По мнению Митиной Л.М., под профессиональной компетентностью понимается гармоничное сочетание элементов деятельностной и коммуникативной подструктур (культура общения, навыки социального поведения).
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который:
постоянно повышает уровень своих профессиональных компетентностей: предметной, методической, коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой;
на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение;
достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся;
гармонично сочетает элементы деятельностной и коммуникативной подструктур.
Опыт управленческой деятельности показывает, что, если в общеобразовательной организации поддержка профессионального развития педагогов организована и реализуется на системной основе, то она обеспечивает возможность:
гибкого реагирования педагогических работников на меняющуюся ситуацию в образовании;
развития творческой индивидуальности, освоения современных педагогических технологий, формирования восприимчивости к педагогическим инновациям;
повышения профессионального уровня педагогов на рабочем месте в течение всей карьеры через проектирование индивидуального маршрута их профессионального развития, саморазвития и самореализации в избранной профессии.
При этом управленческая деятельность в учреждении дополнительного образования реализуется через функции планирования, организации, мотивации, регулирования, контроль, которые находятся во взаимосвязи и направлены на создание условий, обеспечивающих профессиональное развитие педагогических работников.
Деятельность по поддержке профессионального развития педагогов предполагает выстраивание модели, представляющей системное видение управленческой и методической работы. В данном случае речь идёт о внутришкольной модели поддержки профессионального развития педагогов.
Модель поддержки профессионального развития педагогов включает несколько процессов.
Во-первых, процесс разработки нормативных, организационных, механизмов, обеспечивающих профессиональное развитие при одновременно протекающих процессах самореализации, индивидуализации педагогов.
Это достигается за счёт разработки нормативно-правового обеспечения профессионального развития педагогов. Создан банк разработанных нормативно-правовых:
Положение «О методическом объединении»
Положение об инновационной деятельности педагогических работников
Положение о самообследовании
Положение о показателях эффективности работников и стимулирующих выплатах
Положение о системе оценки качества образования
Положение об организации наставничества.
Во-вторых, процесс организации методической службы в УДО.
Методическая служба – важное, многофункциональное направление деятельности в учреждении, связанное с решением задач кадрового, концептуального, программно-методического обеспечения жизнедеятельности МУК и образовательного процесса.
Анализ деятельности методической службы позволяет выявить наиболее её приоритетные функции, среди которых:
аналитическая, оценочно-результативная – изучение: профессиональной культуры педагога, владения культурой речи, методами взаимодействия с обучающимися, методикой организации и проведения занятий по внеурочной деятельности; проведение диагностики качества преподавания; оценивание уровня профессиональных компетентностей педагога, анализ его участия в профессиональных конкурсах, семинарах, конференциях и др.;
организационная - организация и проведение методических недель, организация работы творческих и проектных групп педагогов, сопровождение молодых педагогов, организация условий для самообразования, трансляции опыта и т.д.;
мотивационно-психологическая связана с формированием компетентностей, необходимых в профессиональной деятельности педагогов, вопросами целеполагания, поддержкой профессионального развития педагогов;
содержательно-технологическая, консультативная - оказание аналитической, практической, консультативной и иной помощи в разработке и внедрении инновационных форм работы, в обобщении и представлении опыта работы педагогов;
рефлексивно-перспективная связана с ценностями, интересами, мотивами педагогической деятельности, сопровождением по дальнейшему конструированию индивидуальной траектории профессионального развития педагога - персонального пути реализации личностного роста педагога. Построение индивидуальной траектории профессионального развития педагога в современных условиях заключается в самостоятельном овладении совокупностью педагогических ценностей, смыслов, технологий, опытом творчества, определении направления движения педагога относительно уровней своих компетентностей.
Методическая служба организует повышение квалификации педагогических работников через:
курсы повышения квалификации;
проведение педагогических советов, методических объединений, обучающих и тематических семинаров с элементами тренинга, проблемных педагогических консультаций;
создание и организацию деятельности творческих (рабочих) групп, сотрудничество и наставничество.
Деятельность методической службы обеспечивает обобщение и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы по повышению профессионального уровня педагогов Педагоги включены в процесс разработки и проведения педагогических и методических советов, семинаров-практикумов, тренингов, направленных на освоение новых педагогических технологий, методик по разработке социальных и профессиональных проб, проблемно-ситуативных заданий, совершенствование педагогической техники, формирование компетентности психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Предъявление и обобщение передового педагогического опыта предполагает:
показ опыта в режиме реального времени в форме открытых занятий внеурочной деятельности;
организацию взаимопосещения занятий по внеурочной деятельности, посещение мастер-классов в других общеобразовательных организациях;
ознакомление педагогов с документальным обеспечением реализуемых нововведений;
составление краткого описания предъявленного опыта и создание информационной базы;
регулярное проведение группового анализа и обсуждения педагогами результатов, достижений и проблем преподавания, психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
вовлечение педагогов в инновационную деятельность.
Конечно же, ярким событием для каждого педагога всегда являются конкурсы профессионального мастерства, участие в семинарах, конференциях, проведение которых даёт педагогу возможность распространения инновационного опыта среди коллег, способствует профессиональному становлению молодых педагогов.
Организация совместной творческой деятельности позволяет педагогам получить консультации по проблемным вопросам, овладеть технологией психолого-педагогического сопровождения разных категорий обучающихся.
Все формы и методы поддержки профессионального развития педагогов носят практико-ориентированный характер деятельности, позволяющий педагогам не только получить новые представления о чем-либо, овладеть основными способами и алгоритмами действий, но и сформировать навыки поисковой, эвристической деятельности.
В-третьих, процесс разработки инструментария, позволяющего провести диагностику профессионально значимых характеристик личности педагога, процесс определения показателей оценки профессионального развития педагогов.
Важно понимать, что инструментарий выполняет мотивирующую функцию профессионального развития педагогов.
В зависимости от целей диагностики подбираются тесты, анкеты, карточки с тестовыми заданиями различной содержательной направленности.
Несколько примеров инструментария:
Тест «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию в ходе мониторинга профессиональной компетентности»]
Тест «Оценка трудолюбия и работоспособности у педагогов»
Тест «Влияние стимулов на труд педагога»
Диагностика в заинтересованности в овладении профессиональными умениями
Методика для определения индивидуального стиля деятельности педагога
Анкета «Анализ затруднений педагога
Анкета «Оценка успешности учебной работы педагога» (с точки зрения обучающихся
Анкета «Самооценка (оценка) профессиональной деятельности педагога»
Анкета «Совершенствование профессиональной деятельности педагога»
В ходе диагностики используется количественная и качественная аналитическая обработка данных, что позволяет с высокой степенью достоверности судить об эффективности реализации модели поддержки профессионального развития педагогов.
Разработка нормативно-правового, информационно-методического, мотивационного и аналитического обеспечения функционирование модели – важное условие организации непрерывного профессионального развития педагогов.
Среди главных факторов, мотивирующих педагогических работников на непрерывное профессиональное развитие:
организационная структура управления, которая позволяет педагогам включиться в принятие управленческих решений;
коллегиальность и профессионализм - установленные нормы действия и поведения, позволяющие педагогам включаться в совместное планирование и анализ действий с участием администрации, педагогов в деятельность по развитию персонала;
усиление общих ключевых ценностей – восстановление морального потенциала учреждения, привлечения всех участников образовательного процесса к формированию комфортной среды педагогических работников, обучающихся, родительской общественности;
активное взаимодействие и сотрудничество – сочетание поддержки и требовательности, как на горизонтальном, так и вертикальном уровне;
инвестирование в развитие персонала- профессиональный рост педагогов улучшает отношения между сотрудниками, облегчает взаимодействие и обмен идеями;
психологическое сопровождение профессионального развития педагогов;
усиление индивидуальной и дифференцированной работы с педагогом, сопровождение планирования профессионального развития, повышения квалификации;
формирование культуры сотрудничеств - учреждения с культурой сотрудничества в большей степени способны улучшить свое состояние и повысить учебные результаты обучающихся;
планирование времени педагогов заключается в реорганизации трудового распорядка так, чтобы освободить время для профессионального развития педагогов, совместного планирования, работы творческих / проектных групп, общения.
возможность для рефлексии собственного опыта профессиональной деятельности в обстановке доверия и сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи.
Данные факторы усиливают все процессы поддержки профессионального развития педагогов.
В заключении следует подчеркнуть, что поддержка профессионального развития педагогов –процесс открытый, опережающий, непрерывный. Он позволяет сформировать базу лучших практик педагогов.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога охватывает такие элементы: формирование готовности педагогов к самообразованию – формирование опыта самообразовательной деятельности – развитие профессиональной компетентности – совершенствование личности и деятельности профессионала.
Таким образом, возникает потребность в овладении педагогом не только особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, но и требование постоянного профессионального и личностного роста, что и должны обеспечить проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий педагогических работников.
Список литературы
Бектурова, З.К. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога в условиях повышения квалификации / З.К. Бектурова // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-3. – С. 360-361.
Даутова, О.Б., Христофоров, С.В. Инновации и образование, СПб, 2003.
Поперечная, Л. Ю. Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития учителя начальных классов в межаттестационный период // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 189-191.