Цель: Знакомство с представлениями о воинском долге и верности Отчизне.
Задачи:
образовательные:
познакомить обучающихся с событиями афганской войны 1979-1989 гг.; помочь осмыслению событий афганской войны с общечеловеческой точки зрения
развивающие:
способствовать развитию логического мышления, умению устанавливать причинно-следственные связи между событиями, делать соответствующие выводы
воспитательные:
воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам и воинам-интернационалистам; продолжить формирование у подростков активной гражданской позиции; нетерпимости к любому виду насилия.
тематический комбинированный классный час с элементами драматического и литературно-драматического представления, посвящённого подвигу воинов-интернационалистов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Время выбрало нас.( классный час) »
Время выбрало нас.
Цель: Знакомство с представлениями о воинском долге и верности Отчизне.
Задачи:
образовательные:
познакомить обучающихся с событиями афганской войны 1979-1989 гг.; помочь осмыслению событий афганской войны с общечеловеческой точки зрения
развивающие:
способствовать развитию логического мышления, умению устанавливать причинно-следственные связи между событиями, делать соответствующие выводы
воспитательные:
воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам и воинам-интернационалистам; продолжить формирование у подростков активной гражданской позиции; нетерпимости к любому виду насилия.
тематический комбинированный классный час с элементами драматического и литературно-драматического представления, посвящённого подвигу воинов-интернационалистов
Ход
Эпиграф
Верность, доблесть, отвага и честь
Эти качества не напоказ.
У отчизны героев не счесть
Время выбрало нас.
Александр Дьяконов
Мероприятие начинается стихотворением.
Получают мальчики повестки, И уходят мальчики служить. Есть обязанность такая: От врага Отчизну защитить.
Матери сынов провожают И наказы им дают, Расцелуют крепко, перекрестят И по бабьи жалобно всплакнут. А отцы, махнув по рюмке «горькой», Зная как тяжел солдата путь, Говоря, сжимая крепко руку: «Ты, сынок, писать не позабудь». Юноши России присягают, Клятву перед знаменем дают. Юноши еще пока не знают, Что домой не все они придут. Поседевших мам и пап все меньше, Все они уходят в мир иной… А сынок в граните остается, Остается вечно молодой
Ребята, вы сейчас прослушали стихотворение, которое написала мать погибшего солдата-афганца. Она потеряла своего единственного сына на этой « чужой войне».
Вступительное слово учителя
Мы живём с вами в мирное время. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь можно оборвать также легко, как утренний сон.
Ещё с древних времён любовь к Родине, её процветание, слава ставились превыше всего. Это и есть патриотизм.
Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен. Мы говорим о победе в Великой Отечественной войне, вспоминаем те страшные дни, но, к сожалению, забываем о том, что была ещё одна война. Ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.
Очень часто в жизни мы слышим такие слова: совершил героический поступок, подвиг, героический человек. А что мы подразумеваем под этими определениями? Что такое подвиг?
Варианты ответов. А что об этом говорит словарь Ожегова?( Героический самоотверженный поступок) стр.533Подвиг - это любой поступок человека, который в результате спасает жизнь другого человека, в каком-то смысле - это милосердие.
Что такое героический поступок? бесстрашие, мужество, храбрость, отвага, доблесть, героизм.
Варианты ответов
Кого называют героем? ( Ответы учащихся).
Варианты ответов
Что объединяет эти понятия? Каким одним словом их можно обозначить? ( Самопожертвование).А что такое самопожертвование?
А можно ли в наше мирное время совершить подвиг? ( ответы уч.
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?( мы будем говорить о солдатах, которые не жалея себя отдали свою жизнь во имя исполнения долга, чести, мужества.
Цель Наша сегодняшняя встреча – дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической афганской войне, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Её долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях. Даже плакать над могилами не разрешали. Скупились на ордена. Потом эта война прорвалась стихами и песнями, трагическими, светлыми и мужественными.
Просмотр видеофильма (до 03:29)
«Все войны похожи. Других войн не бывает, бывает только другое время и другое место. Солдаты тоже все одинаковы независимо от справедливости или
несправедливости войны. Между ними нет никакой разницы, какое бы время и
пространство их не разделяли. Смерть всегда остаётся смертью, жизнь всегда остаётся жизнью, а смелость - смелостью. Так всегда было и так всегда будет.
В Афганистан наших ребят послала Родина. И эти ребята не могли не идти.
Незыблемой традицией наших солдат в Афганистане являлись патриотизм, верность Отечеству.
Про Афганистан написано много. Чем он стал для нас? Расплатой за легкомыслие политиков, Божьей карой или способом прозренья-истории предстоит ещё ответить, но Родина посылала своих солдат на защиту своих южных рубежей, а не подчиниться приказу они не могли. Эту войну потом называли трагической ошибкой, авантюрой. Так во имя чего они воевали в Афганистане? Чем оправдать гибель тысяч и тысяч людей?..
1-й чтец: О сколько было подвигов на свете.
Они уже в преданья отошли.
Из уст в уста их повторяют дети
На всех материках большой земли.
Но из всего того, о чём мы слышим,
И из того, что мы вершим пока,
Солдатский подвиг я считаю высшим,
И самым бескорыстным на века.
-27 апреля 1978г В Афганистане произошла революция, которая привела к братоубийственной войне. К власти пришли коммунисты, которые запрещали совершать утренние мотивы, посещать храмы, запрещали совершать мусульманские обряды. Никто не хотел соглашаться с этим. Так началась гражданская война в Афганистане против коммунистов. Афганистан попросил помощи у Советских войск. Наша страна откликнулась. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер. . И они с честью выполнили свой
интернациональный долг - долг солдата перед Родиной, клятву, на верность которой он произносит вместе со словами присяги.
? Как вы понимаете, что такое интерн. Долг? Какая задача стояла перед русскими солдатами? (оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне.
Откуда у этих мальчишек конца семидесятых было столько смелости, решительности? Откуда в них такое самопожертвование?
Варианты ответа.
Молодежь в то время была смиренна. Она верила своей родине, придержиавлись 1 идее. Было очень много примеров из худ. Литературы.
Воспитание. Идеологически закалённые.
Итак, 1979года 25 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск.18-летние парни, надев панамы с красной звёздочкой не ведали, в какую политическую кровавую игру их втянули. Не знали, что некоторые уже никогда не вернутся домой.
Время выбрало нас, Закружило в афганской метели, Нас позвали друзья в грозный час, Мы особую форму надели. И в огне горных трудных дорог Своей кровью кропили походы, Не заметили в вихре тревог, Как минуты прессуются в годы. Верность, доблесть, отвага и честь – Эти качества не напоказ. У Отчизны героев не счесть. Время выбрало нас!
Слайд: Война в Афганистане продлилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней – 2238дней. Единого мнения о случившемся нет до сих пор, но сомнению не подвергаются мужество и честь, с которыми советские солдаты выполняли свой воинский долг, как тогда именовали — интернациональной. Каждый из наших солдат, прошедших через эту войну, стал частью Афганистана. А Афганистан стал частью каждого воевавшего там.
Я меняю седьмой экипаж – Каково воевать на чужбине! Наш вчерашний к душманам вояж Завершился на вражеской мине. Мой механик-водитель спокоен И, раненье не приняв в расчёт, Четверых вынес нас с поля боя, Задыхаясь, шептал: «Пронесёт». Он за пятым пошёл «на ура», Дай-то бог ему вынести ношу, Но ударили враз снайпера . Словно в «яблочко», в сердце Алёши. Он лежал у меня на руках, Как моя неизбывная рана, На прощанье три слова сказал: «Мужики, сберегите гитару...»
- Профессионально и мужественно выполняли свой долг военные, гражданские и политические советники: офицеры разведки, армейские штабники и замполиты, партийные и комсомольские работники, учителя и врачи, агрономы и архитекторы, геологи и связисты, журналисты и строители. Около миллиона советских людей прошло через горнило Афганистана. Немало полегло их на той каменистой земле: тысячи погибших и умерших от ран и болезней, сотни пропавших без вести.
Над солдатом склонилась в тревоге сестра, Он молчит, даже стона нет сутки. В медсанбат поступил он из боя вчера Весь изранен, оторваны руки. У неё на ресницах слезинки дрожат, Вот сорвутся горячим каскадом. Шевельнул вдруг губами молчавший солдат, Прошептал ей: «Сестрёнка, не надо. Я все выдержу, только не надо мне слёз, Плачь не плачь, а не вырастут руки. Я тебе подарю миллион алых роз За твои сострадания и муки. Я тебе подарю миллион алых роз, Но не так, как художник принцессе. Соберу их в букет, пусть достанет до звёзд, Пусть рождается новая песня.» Медсестра свои слёзы смахнула тайком И к бинтам приложилась губами: «Поправляйся, родной, ну а розы потом Вечной песней останутся с нами...»
Классный руководитель:
Молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи, не имевшая почти жизненного опыта, оказалась в чужой стране, в непривычной враждебной среде. Родственники порой и не знали, что их родной человек был призван в такое страшное место. А молодые солдаты писали, и ждали ответа. Вот строки из писем солдат, которые погибли на афганской земле.
4-й чтец:
« Нинушка, дорогая! Прости, что не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался…Я ведь знаю, что будешь плакать…»( Казаков Анатолий Евгеньевич). Он погиб на 12-й день пребывания в Афганистане.
5-й чтец:
« Мама, всё цветёт, трава, как у нас, зелёная, а какие здесь маки! Я пошлю тебе. Постоянно думаю о доме, о тебе…» ( Бобров Евгений Петрович). Погиб через месяц.В письмах солдат нет ни упрёка, ни жалоб, а лишь любовь и забота о самом близком человеке. Чёрным, зловещим крылом ударила в окна матерей похоронка. Сколько выплакано слёз, сколько горя обрушилось на женщину в один миг! Но ни одна мать не сможет смириться со смертью сына. Она всю жизнь ждёт и надеется: а вдруг произойдёт чудо и на пороге появится сын, её кровинушка.
Вместе со своими сыновьями воевали на войне и их матери, жёны, отцы, сёстры и братья. Им было тяжело , но они ждали и надеялись.
Монолог матери читает ученица в черном платье с черным шарфом на голове
Звучит песня в исполнении И. Шведовой « Белый вальс».
Монолог матери в чёрном платье, с чёрным шарфом на голове
«Он у меня маленького роста был. Родился маленький, как девочка ,2 килограмма, рост маленький… Обниму: «Моё ты солнышко!» Ничего не боялся, только паука. Приходит с улицы … Мы ему новое пальто купили… Это ему исполнилось 4 года… повесила я это пальто на вешалку и слышу из кухни: шлёп-шлёп, шлёп – шлёп… выбегаю: полная прихожая лягушек, они из карманов его пальто выскакивают… он их собирает: - Мамочка, ты не бойся. Они добрые. – И назад в карман их запихивает. Моё ты солнышко! Игрушки любил военные. Дарили ему танк, автомат, пистолет. Нацепит на себя и марширует по дому. - Я солдат…Я солдат… - Моё ты солнышко!... Поиграй во что-нибудь мирное. - Я - солдат… Я – солдат…
Идти в первый класс. Не можем нигде купить костюм, какой не купи – он в нём тонет. - Моё ты солнышко. Забрали в армию. Я молила не о том, чтобы его не убили, а чтоб не били. Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький. Рассказывали, что и туалет зубной щёткой могут заставить чистить. Я этого боялась. Попросил: «Пришлите все свои фото: мама, папа, сестрёнка. Я уезжаю…» Куда уезжает, не писал, через два месяца пришло письмо из Афганистана: «Ты, мама, не плачь, наша броня надёжная». - Моё ты солнышко… Наша броня надёжна… Уже домой ждала, ему несколько месяцев до службы оставалось. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку… Поглядеть на сыночка, дотронуться… Нашли ли они ему форму по росту? В чём он лежит? Первым пришёл капитан из военкомата: - Крепись, мать… - Где мой сын? - Здесь, в ______________. Сейчас привезут. Я осела на пол: - Моё ты солнышко!.. . Поднялась и бросилась с кулаками на капитана: - Почему ты живой, а моего сына нет? Ты здоровый, такой сильный… А он мальчик… Почему ты живой?! Привезли гроб, я стучалась в гроб: - Моё ты солнышко! Моё ты солнышко… А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на камни, обниму: - Моё ты солнышко!...........» .
Под звуки вальса в классе появляется девочка в белом платье, это символ песни, символ невесты, юности, ожидания. Она вальсирует, движется по классу и невольно останавливается перед траурной фигурой матери, замирает, глядя на нее. Девушка в черном накидывает на нее свой черный шарф, как черную отметину, знак беды. Печально и скорбно уходит девочка в белом платье.
Какие чувства испытывает мать, провожая сына на войну. Об этом лишь она знает. Сколько ночей бессонных, сколько молитв. Ответы.
Девушки, представьте себе, что вы провожаете своего любимого на войну , то какие слова напутствия вы бы ему сказали?
Мальчики, скажите , вот если бы вам предстояло проводить в афган. Своего брата, друга то какие слова напутствия вы бы ему сказали?
Я думаю, что у каждого человека болит душа за своего близкого человека, но особенно остро воспринимает боль мать , и день и ночь она шепчет молитву перед иконой Божьей Матери , чтобы спасти жизнь её любимого чада.
Заступница, дай мне большую душу,
Сердце доброе,
Око недремлющее,
Голос мягкий, отходчивый, ласковый,
Руки крепкие, незлобивые,
Очень трудно матерью быть!
Не власти прошу,
Не за деньги стою.
Вдохни, сердобольная , в грудь мою,
Столько любви и силы,
Чтоб до могилы,
На всю семью –
На мужа, на сына, на дочерей моих,-
На каждый характер хватило,
На все их сомнения
И смятения,
На спотыкания и причуды,
На завихрения
И остуды.
Только любовь раскрывает сердца,
Лишь перед ней отступает горе.
Мне нужно очень много любви.
-Война была трудной. Душманы освоили новейшее орудие. А если брали в плен наших мальчишек, то обращались с ними ужасно, превращали в инвалидов.
Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было 20 лет.
-С 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в Афганистане побывало 620 тысяч советских солдат, офицеров, генералов, которые исполняли интернациональный долг, оказывали помощь братскому народу. За это время погибли, умерли от ран, несчастных случаев, исчезли бесследно, не возвратились из плена 14453 человека, 35 тысяч получили ранение.
У солдат возникал вопрос: « Зачем мы здесь?» И понимали, что этот чужой мир нужно оставить в покое. И дождались. Это произошло 15 февраля 1989 года. Сколько бессмысленных смертей, горя.( видеопрезентация 08:08 )Генерал-полковник Борис Громов, который командовал 40-й армией, утверждал: «Афганская война – это ужасный военно-политический просчет тогдашних хозяев Кремля. И все-таки никто не умалит героизма наших воинов там, в афганском аду. И никто, и ничто не может быть предано забвению. Чтобы не забыть – надо знать и помнить». Мы не должны допустить исторического беспамятства!». Итак, 15 февраля 1989 года солдаты вернулись домой с чувством выполненного долга (слайд). Одни целыми, другие – инвалидами, кто-то на годы прикован к постели. После многих лет печальной работы «черный тюльпан» перестал совершать свои горькие рейсы. Но сколько матерей оплакивают погибших ребят, сколько осталось юных вдов, сколько детей не увидят своих отцов
Возвращение. Альберт Кравцов.
Парни возвращаются с войны –
досыта они навоевались.
Не увидят многие весны –
там, в ущельях многие остались.
без вести пропавшими. Другим –
памятники ставят из гранита.
А живым, Отечество, твой дым
часто горек, что-то в них убито!
Что убито? Выполнили долг,
все команды с честью выполняли…
Километры вздыбленных дорог,
жженье в теле от осколков стали.
Ярость благородная порой,
смерть за смерть и рокот автомата…
Всех прикрыл собой и ты герой.
И селенье с ходу с боем взято.
Каждый дом стреляет, каждый куст.
В рай спешат из жизни мусульмане.
Прет десант, не до гуманных чувств!
Хочешь жить – и переходишь грани…
Слава тебе, армия! Сыны
доблести и чести, вы сражались,
чтоб вернуться наконец с войны –
досыта, до слез навоевались.
Среди нас живут люди или память о тех, кто прошёл « ад» Афганистана .С территории нашего Петъяльского сельского совета проходили службу в Афганистане 5 воинов- интернационалистов, вот их имена:
Максимов Геннадий Яковлевич
Савинов евгений Рудольфович
Хорьков михаил Алексеевич
4.Николаев Вячеслав афанасьевич.( о нём презентация)
К сожалению, наши герои не смогли прийти на это мероприятин, потому что они не любят вспоминать всё то, что произошло с ними, но ученица нашего класса подготовила сообщение память о своём дяде.(выступление А.матвеевой) о своём дяде
Боевой опыт Афганистана доказал, что в основе всех мужественных поступков воинов – стремление любой ценой выполнить приказ, обеспечить безопасность товарищей, сохранить воинскую честь. Нынешнему поколению есть на кого равняться и с кого брать пример.
Перевернём истории страницу,
Затихнет вьюга тех горячих дней.
Кто был в Афганистане – пусть гордится.
Кто не бывал, об этом не жалей.
Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но в памяти людской ей ещё жить долго, потому что её история написана кровью солдат и слезами матерей. Она будет жить в памяти сирот, оставшихся без отцов. Будет жить в душах тех, кто в ней участвовал. Поколение, опаленное её огнём, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и трагической афганской войны.
Рефлексия. Я считаю, у каждого из нас есть свой долг. Даже если мы очень редко над этим задумываемся. Долг перед страной, долг перед товарищами, долг перед совестью… скажите, что такое долг? Какой долг у вас перед товарищами, страной, родителями.
Долг? А если сердце человека не согрела любовь к ближнему, к Родине, если сердце не знает теплого слова «отчизна»? Если совесть заплыла жиром, а на близких наплевать. Как быть тогда? Прежде всего надо начать с самого себя, прислушиваться к голосу сердца. Ведущий 2: Давайте положим на одну чашу весов тот идеал, к которому веками стремился наш народ, а на другую – лень, равнодушие, сытость, словом, наш современный эгоизм. Что перетянет? ( ответы детей)
А что нужно делать для того, чтобы ваши души стали добрее, мягче?
Ответы
Мы сегодня многое говорили о долге , о чести, о героизме, о самопожертвовании и каждый для себя сделал выводы: кто-то задумается о своём поведении, о своём отношении к окружающим, к родным, к родине.
Я хотела бы услышать ваше мнение.
Что ты взяла для себя от нашей беседы. О чём думал Серёжа?
Хочется надеяться, что после сегодняшнего разговора мы с вами научимся понимать многие самые главные мысли о жизни: нужно быть и оставаться людьми, увидеть и почувствовать сердцем боль, скорбь, радость наших предков, сделать сердце «зорким»
В конце.
Но жизнь пойдет, рассеявшись, как дым.
Предсмертный миг оставит мне в подарок
Для мужества - примера молодым.
И памяти оставшийся огарок
Осветит мне секунду бытия –
Границу между жизнию и смертью,
И вот тогда лишь буду вправе я
На равных разговаривать с бессмертьем.
И, стоя у истока чистоты
И обращаясь в прошлое и в вечность,
Я попрошу у мира красоты,
А для людей – душевную сердечность.
Исполняется песня «Призрачно все в этом мире бушующем»
Самоанализ.
Тема классного часа «Время выбрало нас» была выбрана мной не случайно. - Данное мероприятие входит в гражданско – патриотическое направление воспитательной работы с классом .
Актуальность.
У современного подрастающего поколения герой ассоциируется с героем компьютерных игр, фантастических фильмов и боевиков. Они мало читают и практически не интересуются историей своей страны и такое слово как герой, героизм вызывает у большинства подмену значения.
Именно поэтому необходимо больше уделять внимания вопросам патриотического воспитания, формировать чувство гордости, ответственности за свою страну, за людей которые в ней живут.
Цель.
Мероприятие выстроено в рамках системно - деятельностного подхода, который предполагает получение определенного результата, являющегося целью к/ч
Цель = результату. Ученики получают опыт переживания позитивного отношения к базовым нравственным ценностям (патриотизм, гражданственность).
Цель классного часа: Знакомство с представлениями о воинском долге и верности Отчизне.
способствовать формированию патриотизма, воспитывать чувство любви к Родине, военной службе.
Задачи:
образовательные:
познакомить обучающихся с событиями афганской войны 1979-1989 гг.; помочь осмыслению событий афганской войны с общечеловеческой точки зрения
развивающие:
способствовать развитию логического мышления, умению устанавливать причинно-следственные связи между событиями, делать соответствующие выводы
воспитательные:
воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережного отношения к ветеранам и воинам-интернационалистам; продолжить формирование у подростков активной гражданской позиции; нетерпимости к любому виду насилия.
Форма: К/ч воспитательный калейдоскоп (использование в одном мероприятии разных форм работы)
Дети моего класса, подвижны, эмоциональны, чтобы концентрировать их внимание на разных этапах мероприятия, считаю, целесообразно использовать именно такую форму работы.
Метод: интерактивный, признак интерактивности наличие обратной связи и взаимодействие участников воспитательного мероприятия
Этапы мероприятия:
1. Мотивационно – целевая установка. В процессе подготовки материала к проведению классного часа учащиеся учат стихотворения и ищут материал о воинах- интернационалистах, знакомятся с героическими и трагическими страницами их жизни, возлагают цветы к мемориалу погибшим воинам. Тем самым у молодежи вырабатывается чувство гордости за своих земляков, уважения к их мужеству, формируется представление о гражданском долге, героизме и мужестве, воспитываются патриотические чувства, а также осознается необходимость увековечения памяти павших героев.
2. На операционно-деятельностном этапе были заслушаны стихотворения, сообщения ,разбор ситуации, беседа. Вся это деятельность способствовала получению опыта переживаний и позитивного отношения базовым нравственным ценностям.
Это особенно ценно т. к. одной из задач моей воспитательной системы было формировать систему ценностных ориентаций
В результате была выполнена задача - познакомить детей с примерами исполнения гражданского и патриотического долга героями афганской войны.
3. На рефлексивно-оценочном этапе я использовала прием незаконченного предложения, Герой для меня это- ……. Это позволило мне выяснить получили ли дети опыт
переживания и позитивного отношения к базовым нравственным ценностям
Вывод:Данный классный час отвечает всем параметрам развития у детей патриотического воспитания.Все задачи, поставленные на классном часе, удалось реализовать. Все школьники, присутствующие на этом мероприятии внимательно слушали ведущих, смотрели слайды, слушали музыку сопровождающую слайды. Я надеюсь, что такие мероприятия помогут сформировать многосторонне развитого гражданина и патриота России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях.