Просмотр содержимого документа
«Вред сквернословия»
1.Начало мероприятия.
Воспитатель. Наше мероприятие я хотела бы начать с одной притчи
Притча о мудром Эзопе
Однажды на пир к богатому и знаменитому купцу пришли гости, кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесёт нам самое прекрасное на свете». Хозяин велел позвать Эзопа. «Ты слышишь, Эзоп. Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете». Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Её поднимают, а там лежит язык. «Эзоп, ты же принёс язык?» «А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода». Через некоторое время кто-то подсказывает хозяину: «Пусть твой раб пойдёт и принесёт самое ужасное, что есть на свете. Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык. Удивлению гостей нет предела. «Эзоп, ты же опять принёс язык?» «А разве это не самое ужасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб».
Воспитатель: Кто догадался какая тема занятия?
Ответы учеников
2. Сообщение темы мероприятия. «Вред сквернословия»
У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, ненормативная лексика, матерщина, нецензурная лексика,
сквернословие.(на экране)
Воспитатель: А, что же такое нецензурная брань?
Ответы ребят.
Воспитатель: Кто скажет, что означает цензура?
Цензура: общее название контроля власти за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кинематографических произведений, передач радио и телевидения. В нашем случае это действительно слова, которые допустимы в употреблении. ( на экране).
Воспитатель: Откуда в нашем красивом и могучем русском языке появились подобные выражения?
Есть две версии:
Одни считают, что матерные слова- это пережиток язычества.
До принятия христианства, наши предки исповедовали другую религию-язычество, поклонялись неживой природе. Мат был частью многих языческих заклинаний и обрядов.
Другие считают, что мат на Русь занесли татаро- монголы.
Уверенные в этой версии полагают, что самые грязные ругательства у славян в до монгольский период были сравнения с домашними животными. После нашествия татаро- монгол, русские научились тому мату, который мы слышим сегодня. И слышим надо сказать регулярно.
Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными современные люди , сами того не подозревая ,совершают сокровенный ритуал, призывая ЗЛО изо дня в день, из года в год на свою голову и головы своих близких.
Трудно поверить, что еще какие-то 200-300лет назад проблемы массовой матерщины на Руси не существовало.
Мат отрицательно влияет не только на тех, кто говорит, но и на тех кто его слушает. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже проводились такие эксперименты: поливали растения водой, над которой матерились, и водой, над которой говорили добрые слова, и это отражалось на всхожести семян. семена, которые поливали водой над которой говорили бранные слова -не прорастали либо плесневели, а семена которые поливали водой над которой говорили добрые слова, наоборот прорастали очень дружно.
Итак, сделаем выводы: Употребление нецензурных слов может привести к отрицательным для личности последствиям: замедляется развитие, зачем думать, подбирать слова, нарушаются отношения с окружающими людьми.
Воспитатель: Какие слова вам приятны по звучанию?
Ответы ребят……..
Задание по группам, написать по 6 приятных по звучанию слов.
Зачитать списки слов, сравнить.
А теперь скажите, вам приятнее слышать слова любви, слова ласки, слова доброты или же ругань, брань? Как это влияет на ваше настроение?
Ответы ребят………..
Воспитатель Напрасно юные мальчишки и девчонки считают мат признаком силы, мужественности, взрослости. Большое зло скрывается в этих бессмысленных выражениях, которые лишь темноту и злобность.
« Ворота в сад» - на экран.
Воспитатель: Ребята, каждый раз, когда вам захочется произнести матерное слово, вспомните про тот вред, который оно наносит вам и окружающим, подумайте, красиво ли выглядите в глазах своих друзей?
« Пословицы»
Двум группам раздать конверты с пословицами. Пословицы составить, прочитать.
Давайте же и мы, ребята, будем беречь свой красивый русский язык, беречь себя и своих близких. Будем следить за каждым своим словом, которое мы говорим, что бы каждое наше слово служило только добрым и светлым чувствам.
Раздать флажки. Я буду называть утверждения, а ваша задача – поднимать зеленый флажок, если вы согласны, и красный, если нет.
1.Язык мой- друг мой,
2.Язык мой – враг мой,
3.Речевая культура многим не по плечу,
4.Скверные слова мне лично неприятны,
5.Сквернословие можно потерпеть, не замечать,
6.Можно матом покрывать и при этом уважать,
7.Мату много лет, спасения от него нет,
8.Лучше материться, чем молча злиться,
9.Я голосую за красивую, добрую и понятную речь без мата,
10.Каждый может добиться чистоты и уважительности своей речи.
Делаем вывод: Мат можно победить.
Воспитатель: Сквернословие на Руси примерно до середины 19 века не только не было распространено, но очень долго оставалось уголовно наказуемым.
Во времена царей – Михаила Федоровича и Алексея Михайловича человека, употребляющего скверные слова подвергали публичной порке.
Как борется с нецензурной лексикой закон Российской Федерации расскажет Ирина Юрьевна.
Воспитатель: Привычка к сквернословию оказывает влияние на весь нравственный облик человека, способствует его духовному и нравственному разложению. Раз услышанное слово живет в нас до конца жизни.
Яна и Алекс читают стихотворение Асадова.
Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить,
Слово может тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить
А поэтому скажем себе сурово
Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята над каждым словом
Ибо слов невесомых на свете нет.
Воспитатель: Все слова и мысли несу либо положительную либо отрицательную энергию. Давайте, мы сейчас придумаем лозунги – антирекламу мату.
Две группы детей, придумать по два лозунга, зачитать.
Кто использует мат, тот умишком слабоват.
Мат – помоев ушат.
Мат – уродует девчат.
Мат – дорога в ад.
В группе мы найдем управу на словесную отраву.
Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться.
Чтобы в жизни состояться – матом лучше не ругаться.
Наше условие – долой сквернословие.
Похвалить детей.
Воспитатель: Предупредить или остановить словесную распущенность можно только своими духовными качествами, какие качества нужно в себе каждому развивать и воспитывать?
Ответы ребят………..
Ребята, давайте составим ПАМЯТКУ, что нужно делать, что бы избавиться от бранных слов.
Ребята называют, ищут карточку на столе, прикрепляют на доске
Чтение, хорошие друзья, труд, занятие спортом, за своей речью, чувство юмора, добрые поступки, и т.д.
Эту памятку мы сегодня запишем в дневник и будем ей следовать!
Ребята, а с чем можно сравнить скверные, бранные слова, мат?
Ответы ребят: дым, грязь, копоть, жаба.
Я предлагаю вам нарисовать как выглядит сквернословие 1,2 минуты, помять, порвать, выбросить, забыть и никогда не употреблять бранные слова.
Вашему вниманию фильм.
Занятие подошло к концу, Какой же вывод мы должны сделать?
Ответы ребят: Говорить хорошие, добрые слова, чтобы все пространство заполнялось добротой, тогда весь мир станет добрее.
Воспитатель: Я хочу, что бы вы запомнили – сквернословить – это то же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие возвращается к тому, кто сквернословит.
Спасибо за работу, занятие окончено! Будьте здоровы!