- Молодцы! Все хорошо справились. Продолжаем наше занятие за партами. Я предлагаю вам выбрать себе партнера, с которым вы хотели бы сегодня вместе поработать на занятии.
Все справились с выбором, никто не остался в стороне?
- Итак, первое задание.
Игра «Собери слово»
- На столе у вас конверты с буквами, из которых нужно составить слово.
- Какое слово у вас получилось?
Дружба – плакат со словом на доску;
Слайд 3 (стихотворение) – читает ученик.
- Кто скажет, о чем пойдет речь на занятии.
(ответы учеников)
- А все ли вы знаете, что такое дружба?
2. Тема нашего занятия «Что такое дружба»
(Плакат с темой занятия на доску).
- Сегодня мы с вами узнаем, что такое дружба, кого можно называть другом, каким должен быть настоящий друг, попробуем сформулировать основные законы дружбы, которые нам будут помогать в дальнейшей жизни.
Беседа на тему дружба.
- Как вы думаете, что такое дружба?
(ответы учеников)
Ответить на этот вопрос я предлагаю каждому из вас индивидуально;
Продолжите предложение:
Дружба – это…………
(каждый читает свое предложение);
- Вот видите, однозначного ответа на этот вопрос нет, даже у вас оказалось несколько мнений.
Слайд 4: (понятие слова «Дружба»);
- А у вас есть друзья?
-С кем вы дружите в классе?
- Кого вы называете другом? – ответы учеников;
- Как вы понимаете, что значит слово «друг»?
- Каким должен быть настоящий друг?
- Как выдумаете, можно ли обойтись без друзей? (ответы);
- А сколько может длиться настоящая дружба? (ответы);
- Правильно настоящая дружба может продолжаться всю жизнь. О дружбе и настоящих друзьях люди сочинили много сказок, песен, загадок, пословиц и поговорок.
- Я предлагаю вам поработать в парах. Вспомните пословицы о дружбе и друзьях.
Задание:
«Собери пословицу»
( В конверте слова пословицы. Нужно собрать, прочитать и объяснить пословицу);
- Молодцы! Все справились с заданием.
- О чем все эти пословицы? (о дружбе) - А с кем можно дружить? (с мамой, с мальчиками, с девочками, с учителем) - Давайте вспомним, кто и с кем дружил в сказках и других детских книгах. Я буду задавать вопросы, а вы должны назвать сказку или мультфильм, а также героев.
1.Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили … . Назовите этих друзей – музыкантов : Петух, Кот, Пес и Осел; Бременские музыканты; 2.Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слонёнок) 3.Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? (Герда) 4.Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес «Я самый больной человек в мире!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье) 5.Виктор Драгунский написал много смешных рассказов про Дениску Кораблёва и Мишку Слонова. Однажды эти друзья и их одноклассники решили помочь персонажам фильма победить в бою. Что это была за помощь? Чем закончился рассказ? (Дети стреляли из рогаток, пистолетов по экрану в кинотеатре, а в школе сдали оружие директору) 6.У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом с ней. Кто он? (Пудель Артемон). 7.Кто первым показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела) 8.Герои Эдуарда Успенского решили подружиться, для этого решили построить «Дом Дружбы», а пока его строили – все и подружились.) Кто были эти герои? (Крокодил Гена, Чебурашка, девочка Галя) 9.Эти герои считали, что тот, кто ходит в гости по утрам поступает очень мудро. Назовите этих друзей (Винни – Пух и Пятачок) - Вы сказали, что у вас тоже есть друзья. - А почему вы считаете их друзьями?
(У нас есть общие интересы, они помогут в трудную минуту). - Скажите,какими качествами должен обладать ваш друг? -Теперь я предлагаю вам поработать в парах.
Задание:
Вам нужно выбрать карточки с теми качествами, которые вы бы хотели видеть в друзьях и наклеить их лист А 4.
(добрый, отзывчивый, справедливый, умный, трудолюбивый и т.д.)
(Все полученные работы вывешиваем на доску).
- Итак, каким же должен быть друг, по вашему мнению? - Что общего между каждыми карточками? (Качества повторяются). - Почему? - Могут ли ребята нашего класса обладать качествами друзей? - Давайте попробуем найти их вместе!
Игра с мячом в кругу
«Найди друга»
-Все встаем в общий круг, передаем мяч по кругу и называем качества того, кому передаем мяч.
-Так могут ли ребята нашего класса обладать качествами друзей? - А теперь посмотрите на качества, которые вы не выбрали. Почему вы их не выбрали?
Слайд №5
Пословица «Легче друга потерять, чем найти»
-Я предлагаю вам прочитать еще одну пословицу ( на слайде).
- Как вы думаете, что означает эта пословица? Что значит ПОТЕРЯТЬ друга? - Как его можно потерять, это же не вещь!? (Ссорится, жадничать, обзываться, ругаться с ним). - А к чему это все может привести? (Человек останется один, ему будет грустно, тоскливо, одиноко, с ним никто не захочет общаться)
- Что надо делать, чтобы этого не случилось? (Следить за собой, действовать по правилам, соблюдать правила и пр.) - Что это могут быть за правила? (Правила дружбы) - А что делать, если я захочу выполнять только одно какое – нибудь правило, а на остальные не буду обращать внимания? - К чему это приведет? (Дружба разрушится)
Правила дружбы – на доску
-Давайте сейчас соберем все эти правила в необычный цветок. А что это за цветок, вы мне скажете, когда прослушаете небольшой отрывок из произведения, которое вы мне тоже сможете назвать? (Лети, лети, лепесток, через запад, на восток …) - Кто герой этого произведения? (девочка Женя) - Что за необычный подарок получила девочка? - Что за желания она загадывала? - Какое было последним? Зачем ей это было нужно? (Дружить с Витей, который был болен) - Каким главным качеством нашу девочку Женю можно наделить? (Доброта) - Какое главное правило в дружбе мы сразу можем с вами назвать? (Быть добрым) - Возьмите первый лепесток, запишите первое правило дружбы. Теперь соберите остальные лепестки цветка и запишите остальные правила.
Слайд №6
-Кто желает зачитать правила дружбы?
- А теперь вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале нашего занятия? - Что такое дружба? - Кого можно назвать другом? - Какие правила (законы) дружбы мы теперь знаем?
- Вам было интересно?
- Вы узнали что-то новое или вам все уже было знакомо?