Формулирование темы, постановка цели | Учитель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл гость кот Леопольд. Кот Леопольд хочет рассказать вам о очень важном качестве любого воспитанного человека. Сравните две ситуации: 1) Денис сказал: – Никита, дай карандаш, и побыстрее. 2) Саша попросил: – Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался. Учитель: Скажите, чем отличаются эти просьбы? Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему? Поднимите руку, кто уже догадался, о чём вам расскажет кот Леопольд. Учитель: Сегодня вы узнаете о вежливых словах и о том, как правильно высказать просьбу. Ребята, а что значит вежливый? | (первая невежливая, а вторая вежливая) О вежливости Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный |
Изучение нового | А где должны соблюдаться привила приличия? Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям. Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? Какие вежливые слова вы знаете? Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку. Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему: «…» А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, …» К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: «…» Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он «…» Трясогузка с бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей пробулькала: «…» Чудно пел среди ветвей Голосистый соловей, И ему на всю дубраву Воробьи кричали: «…» Толстая корова Лула Ела сено и чихнула. Чтобы не чихала снова, Мы ей скажем: «…» Учитель: Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», и приготовьтесь отвечать на вопросы. Валентина Осеева "Волшебное слово" Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке. – Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край. Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал: – С тобой что-то случилось? – Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик. – Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то... – Еще бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому. – Убежишь? – Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько! – Не дает? Ну, из-за этого убегать не стоит. – Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой... Павлик засопел от обиды. – Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет. – Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!» Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал. – Что же, не берет тебя брат? – А почему вы все спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду: – Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово... Павлик раскрыл рот. – Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза... – А какое слово? Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил: – Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его. – Я попробую, – усмехнулся Павлик, – я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой. Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зеленые, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой. «Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймет волшебное слово!..» Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал: – Лена, дай мне одну краску... пожалуйста... Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала: – Ка-кую тебе? – Мне синюю, – робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове. «Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?» Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал: – Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста. Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке. – Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок. Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки. «Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика. За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил: – Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся. – Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит! – Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми. – Пожалуйста, – повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы: – Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся! «Помогло! Опять помогло!» Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки. Учитель: Почему Павлику хотел убежать из дома? Чем он был расстроен? Какое волшебное слово старик сказал Павлику? Как нужно говорить волшебное слово? (глядя прямо в глаза, тихим голосом) Как помогло Павлику волшебное слово? Почему Павлик захотел вернуться к старику? | Везде жесты, мимика, вежливые слов (Привет!)
(Здравствуй!) (До свиданья!) (Извини!) (Спасибо!) (Браво!) (Будь здорова!) |
Закрепление изученного | Учитель: Слово оказалось по-настоящему волшебным. Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то. А что такое просьба? Учитель: Ребята, как можно выразить просьбу? Сейчас двое из вас покажут сценку, а вам нужно будет её озвучить. (перед занятием учитель предупреждает двух ребят) Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место. Учитель: С помощью чего была выражена просьба? Как её выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами. Учитель: А теперь ещё двое покажут и со словами, и с жестами. Учитель: Ребята, кот Леопольд приготовил для вас «Словарики вежливых слов». (Приложение 1) . Прочитайте вежливые слова про себя. Чтение вслух слов первого столбика. Чтение вслух слов второго столбика. Учитель: Какие слова вы раньше не употребляли в своей речи? Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями. Составим словосочетание с первым словом, вторым и т.д. с опорой на словарик вежливых слов. Учитель: Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу? Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой. А поможет нам в этом план. План: 1. Обращение. 2. Просьба помочь. 3. Благодарность. Учитель: В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой. С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек - по имени и отчеству. Дальше сама просьба. Что обязательно должно быть в просьбе? И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека. Учитель: Сейчас каждый выберет, к кому он обратится с просьбой, проговорит её про себя, а затем озвучит её. Кто будет готов – поднимет руку. У вас есть 1 минута. Учитель: Молодцы. А теперь послушайте отрывок, и определите, из какой он сказки. Тогда девочка сказала ему строго: -Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и Учитель: Из какой сказки этот отрывок? Определите, просьбу ли использовала Мальвина при беседе с Буратино. Так что же использовала Мальвина, обращаясь к Буратино? Какие она использовала слова? Чем отличается приказ от просьбы?
Учитель: Прочитайте, как строятся приказ и просьба про себя. В просьбе присутствуют волшебные слова, а в приказе?( Просьбу произносят тихим голосом, глядя прямо в глаза, а приказ? Просьба выполняется по желанию, а приказ? Учитель: А теперь вернемся к отрывку из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Как же надо было сказать Мальвине, чтобы Буратино захотел все выполнить? Исправьте слова Мальвины. Учитель: Сейчас разыграем сценку. В сценке Мальвина будет использовать просьбу, а не приказ, а Буратино выполнит просьбу Мальвины. Учитель: Увидеть разницу между просьбой и приказом поможет нам отрывок из мультфильма «Возвращение блудного попугая». Учитель: Кто произносил приказ? А кто просьбу? Учитель: Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет. Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?». Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба. Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет? Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и , как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе? Ситуация 4. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле? Ситуация 5. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Кате? | Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо. жесты, мимика, слова Дежурные раздайте по одному словарику каждому (волшебно Это отрывок из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». (приказ) На слайд выводятся различия просьбы и приказа Нет. (Строгой, повелительной интонацией.) (Выполняется обязательно.) |