- корригировать и развивать монологическую речь и логическое мышление через ответы на вопросы;
- воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование урока: Выставка книг, фотографии с изображением военной техники, иллюстрации Парада Победы 1945 года, рисунки.
Ход урока:
I.Орг. момент.
II. Подготовка к усвоению нового материала.
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
III. Изучение нового материала.
-Какой праздник скоро будет отмечать вся страна, весь наш народ?(День Победы)
- Когда это произойдёт, какого числа? (9 мая)
- Сегодня наш урок посвящен этому дню – Дню победы.
1. Работа по книжной выставке.
- Обратите внимание на выставку книг. Посмотрите, как много книг о войне.
2. Подвиги: Матросов Александр Матвеевич
27 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки. Как только наши солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника - три вражеских пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков. Но пулемёт из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз рядовой Матросов. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемёт снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением.
Лёня Голиков
Леня рос в деревне Лукино в Новгородской области, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд, под откос летели вражеские поезда и машины, рушились мосты, горели вражеские склады.
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня погнался за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Саша Бородулин
Над поселком, где жила Саша, постоянно летали вражеские бомбардировщики. Родную землю топтали фашисты. Не мог с этим мириться юный пионер Саша Бородулин, он решил бороться с фашистами. Убив фашистского мотоциклиста, взял первый боевой трофей - настоящий немецкий автомат. День за днем вел он разведку. Не раз отправлялся на самые опасные задания. На его счету было немало уничтоженных машин и вражеских солдат.
Каратели выследили партизан. Трое суток уходил от них отряд, дважды вырывался из окружения, но снова смыкалось вражеское кольцо. Тогда командир вызвал добровольцев - прикрыть отход отряда. Саша первым шагнул вперед. Пятеро приняли бой. Один за другим они погибали. Саша остался один. Еще можно было отойти - лес рядом, но отряду так дорога каждая минута, которая задержит врага, и Саша вел бой до конца. Он, позволив фашистам сомкнуть вокруг себя кольцо, выхватил гранату и взорвал их вместе с собой.
Дивизия - основное войсковое соединение. Может быть мотострелковой, танковой и т. д. В среднем в дивизии 12 000 - 24 000 человек личного состава. Командиром дивизии является генерал-майор.
Полк– воинская часть, численностью от 200 до 2000 человек.
Дети войны, вы детства не знали. Ужас тех лет от бомбёжек в глазах. В страхе вы жили. Не все выживали. Горечь-полынь и сейчас на губах.
Слёзы в глазах от обид застывали. Кровь и расстрелы. Горела страна… Долго ее из руин поднимали, Жить лучше мечтали… Снова война.
Дети войны, как же вы голодали… Как же хотелось собрать горсть зерна. На зрелых полях колосья играли, Их поджигали, топтали… Война…
В детских глазах испуг все читали. Как же понять, что такое война?.. Взрослые дяди в них просто стреляли, Их убивали, сжигали дотла.
Чёрные дни от пожаров и гари – Детским сердцам непонятны они. Зачем и куда тогда вы бежали, Всё покидая, в те горькие дни?
Дети войны быстро взрослыми стали. Их детство украли фашисты-враги, Дети войны игрушек не знали, Книг не читали, прожить не могли.
Многих спасли, но другие пропали: От голода, пуль они полегли… Братья и сёстры друг друга теряли, Кого-то в детдом поместить помогли.
Позже друг друга годами искали… Время бежало, взрослели и мы. Может, всю жизнь этой весточки ждали, Слёзы душили от разной молвы.
Где ж вы, родные мои, отзовитесь?!. Сколько же лет разделяли людей! Дети войны, как и прежде, крепитесь! Больше вам добрых и солнечных дней!
Физминутка.
VI. Закрепление изученного материала:
- Почему Великую Отечественную войну называют освободительной?
- Кто одержал победу в этой войне? Когда?
- Где состоялся Парад Победы?
Посмотрите на фотографии с Парада Победы 1945 года.
Кто из вас смотрел по телевизору Парад Победы в наше время? Что вы видели? Расскажите.
2. Работа над загадками, пословицами военной тематики.
Кто шагает на параде, Вьются ленты за спиной, Ленты вьются, а в отряде Нет девчонки ни одной. (Моряки)
Подрасту, и вслед за братом Тоже буду я солдатом, Буду помогать ему Охранять свою … (Страну)
Брат сказал: «Не торопись! Лучше в школе ты учись! Будешь ты отличником — Станешь … (Пограничником)
Моряком ты можешь стать, Чтоб границу охранять И служить не на земле, А на военном … (Корабле)
Как называется подросток, Изучающий морское дело? (Юнга)
Самолет парит, как птица, Там — воздушная граница. На посту и днем, и ночью Наш солдат — военный … (Летчик)
Снова в бой машина мчится, Режут землю гусеницы, Та машина в поле чистом Управляется … (Танкистом)