«Земля – наш общий дом».
(Коллективное внеклассное мероприятие с участием родителей. 3 класс)
Цель: показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ,
живущих рядом с человеком.
Задачи.
Формировать ответственное и отзывчивое отношение к окружающей среде, к природе Земли как среде обитания и жизнедеятельности человека.
Вызвать стремление беречь свой дом – Землю.
Развивать память, сообразительность, речь учащихся.
Воспитывать нравственное отношение на прекрасное и экологически неприемлемое в окружающей среде, в поведении людей.
Оборудование.
Музыка «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик»)
Рисунки на тему «Природа и человек».
Плакаты (название темы, памятка для групповой работы).
Красная книга.
Правила игры.
Играют 4 группы (по 5 учащихся и 1 родителю в команде). Из числа учителей, родителей выбирается жюри, которое подсчитывает количество верных ответов и общий счет. Вся игра проходит в течение 45 минут.
Ход занятия.
Мотивационное начало занятия.
(Музыка «Вальс цветов»)
Учитель.
Ученик.
Есть на Земле огромный дом.
Под крышей голубой.
Живет в нем Солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
Учитель.
Да, ребята, мы живем на планете Земля, это и есть наш общий дом. И сегодня мы будем учиться, хорошо знать, любить и беречь …
(открываю на доске запись, дети хором читают)
ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ.
(4 группы по 5 учащихся и по 1 родителю)
II. Вступление.
Ученица.
Еще древние люди поклонялись матушке – природе. Они понимали, что полностью зависят от нее. Человек тогда четко понимал, что Земля его поит, кормит, обувает, веселит и карает. Один французский писатель как – то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, и пересесть из него просто некуда».
Учитель.
Вы, знатоки, постараетесь ответить на те вопросы, которые появятся во время игры.
Каждой команде досталось вот такое облетевшее «деревце». За каждый правильный ответ на нем будут «распускаться» листочки.
(Из зеленой бумаги нарезаны листья, которые по ходу игры прикрепляются на сухие ветки).
III. Основная часть.
Учитель.
Только планета Земля населена живыми существами, наш с вами общий дом. Общий для всех - людей, всех зверей, птиц, насекомых, трав, деревьев.
Подумайте и скажите, почему на Земле есть живые существа, а на других планетах их нет?
Ученица.
Учитель.
Ученик.
Я – невидимка, в дом не прошусь,
А прежде людей бегу, тороплюсь.
Я – невидимый, и все же
Без меня ты жить не можешь?
Учитель.
Ученица.
Ученик.
Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу!
(Вода).
Учитель.
Ученица.
Учитель.
Ученик.
Учитель.
Мы сказали, что без воздуха и воды наша жизнь невозможна. Значит, солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! Ответьте, всегда ли друзья?
(Обсуждают в группах, выдвигают свои версии).
(Примерные ответы. Солнечные лучи и избыток тепла могут принести много неприятностей, опасных для здоровья: перегрев, солнечный и тепловой удары. Не меньше вреда может принести и переохлаждение: из – за низких температур зимой или дождя, резкого ветра. Немало опасностей таит в себе вода. Чистая с виду вода может быть источником заражения болезнью – дизентерией.)
Учитель.
Ученик.
Учитель.
Ученик.
В крайнем случае – опустить в нее кристаллик марганцовки, чтобы вода была розового цвета. Или подержать в воде кисть черемухи, ветки, листья, т. к. они обладают бактерицидными свойствами.
Учитель.
Все мы хотим дышать чистым воздухом, пить нормальную воду, употреблять чистые продукты. Вы согласны? Но делать это с каждым днем становится все сложнее и сложнее. Почему, как вы думаете?
Ученик.
Учитель.
Ребята, а задумываемся ли мы над тем, как сами относимся к земле, природе? Страшно признаться, но мы не замечаем зла, только потому, что оно стало массовым, мы к нему привыкли и со спокойной совестью можем оправдаться: «А что тут такого?»
Ученик 1.
Ученик 2.
Ученик 1.
Ученик 2.
(Идет обсуждение в группах, высказывают свое мнение).
Жюри фиксируют, прикрепляют листочки.
Учитель.
Ребята, вы сегодня идя в школу, заметили, какое небо было над вами, какой день, какие вокруг деревья? Что – нибудь изменилось на вашем пути от дома до школы?
(Небольшой опрос)
Учитель.
Давно замечено, что, вставая рано утром, надо обязательно подойти к окну и поздороваться с восходящим солнцем, небом, землей, деревьями, птицами. В этом источник здоровья и хорошего настроения.
Итак, ты пришел в гости к природе … А зачем?
Ученики.
Чтобы услышать пение птиц.
Чтобы увидеть красоту леса.
Наслаждаться пением птиц, свежим воздухом.
Набрать ягод, грибов, орехов.
Учитель.
(Обсуждают в группах, высказывают мнения)
Учитель.
Есть такие хорошие слова: «Ты пришел в гости к природе, - не делай ничего того, что счел бы неприличным сделать в гостях» Не забывай: ты в гостях! Ты – в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняй их!
IV. «В гостях у природы.» (Игры, загадки)
Учитель.
Ученица.
Давай пройдемся медленно по кругу
И «Здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Задание №1. Научный экспресс – исследование. (1 мин.)
(Приложение, рис №1)
Учитель.
Посмотрите на рисунок, объясните, какое дерево росло в густом лесу, какое в открытом поле, а какое – в городе?
(Обсуждают в группах)
Задание №2. «Земляничная поляна». (1 мин.)
(Звучит запись «Птичьи голоса»)
Учитель.
Выберите варианты ответа.
(Конверт №1)
Ягодные растения очень страдают от выдергивания, поэтому ни в коем случае нельзя рвать стебли земляники и делать букетики.
Надо собирать по ягодке, можно сделать туесок из листьев и веток и принести домой лесные гостинцы.
Задание №3. (1 мин.)
Учитель.
Конечно, вы видели, как весной плачут березы. Как стекают по белым стволам прозрачные сладкие слезы, а иногда бегут ручейком.
Почему?
Можно ли брать его у дерева?
(Идет обсуждение в группах)
Учитель.
Задание №4. (1 мин.)
Учитель.
Подумайте и решите, почему люди, проезжающие по такой нарядной дороге, не захотели отдыхать около искусственных деревьев?
(Обсуждают в группах)
Задание №5. «Отгадай ребусы» (1 мин.)
(Конверт №2)
(Приложение, рис. №2)
Задание №6. Тест «Грибы - это грибы».
(Конверт №3)
Грибы – это растения?
Ложные опята, бледная поганка – несъедобные грибы.
Рыжик, лисичка – съедобные грибы.
Может ли гриб вырасти на дереве?
Животные едят несъедобные грибы.
Может ли гриб дерево съесть?
Мухомор – ядовитый гриб?
Съедобный ли дождевик?
За грибами следует отправляться днем?
(Тесты сдают в жюри для проверки)
Звучит «Птичий концерт»
Учитель.
Ребята, что вы представляете, слушая голоса птиц?
А для чего нужны птицы в природе?
Ученик.
Задание №7. «Найди ошибку».
(Конверт №4)
Учитель.
Глухари вернулись с юга –
Дома очень много дел:
Гнезда нужно свить повыше,
Чтобы их медведь не съел.
Ананасы собираем
Мы с деревьев поскорей
Их склюет иначе стая
Перелетных глухарей.
V. Экология. Охрана природы.
Учитель.
На Земле он всех умней,
Потому и всех сильней!
(Человек)
Да, человек – разумное существо. Поэтому он отвечает за всю природу на Земле. Вы согласны со мной?
Но все же кто стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания?
(Человек)
Учитель.
Да, по вине человека уже исчезли замечательные животные и растения, беззащитные против человека. Некоторые остались в единичном экземпляре. Ведь недаром многие названия редких и исчезающих растений и животных занесены … куда?
(В Красную книгу)
(Показ на выставке)
Ученица.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ученик.
Природа наша терпит, терпит …
Но сколько может вынести обид,
И вот однажды, вы уже поверьте,
Она нам очень сильно отомстит.
Учитель.
Мы все обязаны природе. Человек не должен забывать, что нельзя только брать природные богатства и ничего не отдавать. А чтобы не обидеть ее, нужно знать, как с ней себя вести. Для этого человек придумал науку … Какую?
(Экологию)
На доске плакат:
(Наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов.)
Не забывайте, ребята, что природа – наш дом. Бережно обращайтесь с природой, и тогда она отблагодарит вас чистым воздухом, песнями соловья, вкусными ягодами и грибами.
(Ученица и один из родителей читают стихотворение.)
Смотрю на глобус – шар земной
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
- Будь человеком, человек,
В тебя мы верим – не солги.
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Сберегу,
Я сберегу вас, сберегу!»
VI. Заключение.
Учитель.
(Высказывают свои мнения)
И будем помнить слова М. Пришвина:
«Охранять природу – значит охранять Родину»
(Открывается на доске плакат, и дети читают хором.)
Подведение итога занятия.
Вручение призов командам, победившим в конкурсе.
9