формирование положительной мотивации к саморазвитию и развитию творческих способностей учащихся;
побуждение к участию в различных кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов;
воспитание понимания ценности каждого человека, как талантливой личности.
Задачи
активировать интерес учащихся к себе, своему внутреннему миру, своим интеллектуальным и творческим способностям через творческие, игровые ситуации;
способствовать развитию творческих особенностей ребят;
стимулировать самооценку учащихся и процесс их самовоспитания;
создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.
-Добрый день! Ребята, я предлагаю поговорить сегодня о… таланте. Какие у вас возникают ассоциации с этим словом?
Ответы обучающихся
-А что бы вы хотели узнать нового по данной теме? На какие вопросы хотели бы получить ответ?
Дети определяются с вопросами.
Что такое талант?
Каких людей мы называем талантливыми?
Можем ли мы себя назвать талантливыми людьми?
В чём может проявиться талант человека?
Как развить в себе талант?
Как помочь таланту расти?
- Спасибо, ребята! Вот на эти вопросы в ходе нашего классного часа мы постараемся найти ответ.
Все люди на земле разные. Но невозможно встретить такого человека, который умел бы прекрасно рисовать, петь, обладал бы прекрасными физическими способностями, легко осваивал иностранные языки, писал замечательные стихи, играл на музыкальных инструментах. А вот отдельным набором даров, неповторимым, присущим лишь ему владеют многие люди. Эти люди добиваются наивысших успехов и перед ними открываются все горизонты для проявления своих способностей.
- Назовите имена людей, которые добились успехов и известны всему миру и в чём проявились их способности?
Обучающиеся называют.
Например, Агния Львовна Барто. (слайд 2)
Совокупность ее способностей позволили ей получить продукт деятельности, отличающийся высоким совершенством и общественной значимостью – это её замечательные стихи.
-Предлагаю дать определение, что же такое талант по вашему мнению?
Выслушиваются разные версии ответов обучающихся.
- Совершенно верно, ребята!
Талант — это определённые или выдающиеся способности человека.
(слайд 3)
Талант «есть способность делать больше, чем нужно только себе».
Слово "талант" происходит от меры веса с аналогичным названием. Эта денежная единица в золотом выражении использовалась в Европе, Азии и Африке в античные времена.
Существует библейская притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения в переносном смысле: зарыть, разменять и умножить свой талант.
- Каких людей мы называем талантливыми?
(Ответы обучающихся.)
-
Долгое время в мире было мнение, что талант - генетически-врождённая способность или божий дар. Однако, многолетние экспериментальные исследования в педагогике, выявили у любого здорового человека наличие задатков каких-либо талантов от рождения. В дальнейшем, в процессе воспитания и обучения, человек может развивать свои таланты до различных уровней. Многие учёные полагают, что у каждого человека есть как минимум один талант. Талант – понятие многогранное. Он может быть в управлении государством, а может просто в умении слушать других.
Таланты и способности были во все времена и проявляются в различных областях. Например,
в области литературы: А. С. Пушкин, (слайд 4)
М. Ю. Лермонтов (слайд 5);
в области музыки и танца: П. И. Чайковский (слайд 6),
М. Плисецкая (слайд 7);
в области спорта: Т. Навка (слайд 8),
И. Роднина (слайд 9).
- А можете ли вы себя назвать талантливыми людьми? Чтобы ответить на этот вопрос мы проведём «ЯРМАРКУ ТАЛАНТОВ»
Я предлагаю вам ответить на 3вопроса.
(Каждый ребенок рассказывает о себе, отвечая на 3 вопроса)
Что я умею делать очень хорошо
Чему я могу научить других
Чему я хочу научиться
Посмотрите, какие вы молодцы, талантливые, любопытные.
- Талант человека, как мы поняли, может проявляться в разных областях. Мы тоже попробуем развить:
1) артистический талант.
«Пантомимо»
- Предлагаю изобразить любое животное с помощью жестов и мимики.
2) художественный талант
«Натюрморт»
-На листах бумаги нарисовать натюрморт.
- У каждого из вас есть какой-то талант. А у кого-то их несколько.
Таланты могут быть артистические или технические, интеллектуальные или физические, личные или социальные.. Ваши таланты не обязательно должны приносить деньги, быть полезными или общепринятыми, но они всегда будут вашими собственными, частью того, что делает вас вами. Научиться искать свои таланты в правильных местах и развивать из них навыки и способности потребует определенных усилий, но творческий подход позволит вам исследовать свои природные способности и найти свои врожденные таланты.
- А как же помочь таланту расти? Как вы думаете?
(Ответы обучающихся)
В жизни каждого человека есть увлечение, которое помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает с миром науки, искусства, природы, с миром людей, помогает найти смысл жизни. Увлечение не приносит ни денег ни славы. Это занятие для души. Сейчас я вам расскажу чем же увлекались великие люди.
Сообщение об увлечениях великих людей.
Известный русский поэт А.Блок с ранних лет вместе с дедом бродил по полям, лесам, болотам, отыскивая растения для ботанической коллекции. А первое увлечение А.Блока сочинительством переросло позже в литературную деятельность. Поэт ещё в 5 лет пытался сочинить примерно такие стихи:
Зая серый, зая милый, я тебя люблю,
Для тебя-то в огороде я капусту и коплю.
Известный композитор Вольфганг Моцарт с трёхлетнего возраста увлекался музыкой на клавесине. В 4 года Моцарт уже сочиняет свои пьесы и даёт небольшие музыкальные концерты.
В доме, где жила Софья Ковалевская, известная женщина-математик, одна стена была оклеена листами лекций профессора Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении. Листы с формулами привлекли внимание любопытной девочки. Она подолгу стояла и пыталась разобрать хотя бы отдельные фразы. Вид многих формул крепко врезался в память маленького ребёнка, хотя их смысл пока ещё не был понятен 8-летней девочке. Однако чуть позднее у Софьи появился целенаправленный интерес к математике.
Петр I был страстным нумизматом. Он собрал большое количество монет. Король Швеции Густав V увлекался вышивкой.
Королева Дании – Маргарет увлекалась рисованием.
Арнольд Шварйнеггер собирает машинки марки Hammer.
Знаменитый академик Ферсман и ученый Альберт Боковиков собирали камни.
Увлечения были у многих великих людей. Например, знаменитый хирург Николай Васильевич Склифосовский увлекался садоводством и даже вывел новые сорта яблонь и груш. Еще один врач, Сергей Петрович Боткин, увлекался игрой на виолончели и до 50 лет брал уроки музыки.
Некоторые великие люди прославились именно своими увлечениями. Например, прекрасный врач Владимир Иванович Даль любил собирать русские слова, пословицы, сказки. И прославился он своим толковым словарем, который всем известен сейчас как Словарь Даля. Великий русский композитор Александр Порфирьевич Бородин, автор оперы «Князь Игорь», по профессии был химиком.
Слово спортсменов.
- Спорт имеет огромное значение в жизни человека, спорт дает возможность сохранять и укреплять здоровье, воспитывает волю к победе, решительность, и другие хорошие качества. Есть у нас ребята, которые занимаются спортом серьезно. Они хотят быть сильными, ловкими, смелыми. Дадим им слово.
Слово предоставляется спортсменам, которые рассказывают о себе и своих успехах.
Слово любителей компьютерных игр.
- Конечно, в век всеобщей компьютеризации мы не можем пройти мимо тех, кто увлекается компьютерными играми. Послушаем рассказы этих ребят.
Ребята рассказывают о своем увлечении.
Слово юных художников и поэтов.
- Некоторые ребята могут выразить свои чувства, переживания, взгляд на мир через рисунки , стихи. Это наши юные художники и поэты.
О своем увлечении рассказывают ребята.
Слово любителей музыки и танцев.
- Большую роль в жизни людей играет музыка. Музыка завораживает нас, очаровывает, переносит нас в другой мир.
-Есть музыка , которая заставляет нас находиться в движении.
Ребята рассказывают о музыке, о танцах, о своем увлечении.
Слово любителей домашних животных.
- Многие ученики нашего класса отдают свое свободное время общению с домашними любимцами: кошками, собаками, попугаями и другими животными. Давайте послушаем их рассказы и посмотрим на их питомцев. Слово предоставляется любителям животных, звучат их рассказы.
- Прослушав рассказы, мы узнали, как ребята любят своих друзей, как старательно ухаживают за ними, как пристально наблюдают за ними. Конечно, такое общение идет на пользу всем.
Интересные факты
Говоря об увлечении, хобби, необходимо сказать о коллекционировании. Люди коллекционируют разные предметы. На доске слова:
филателисты - марки,
филуменисты – спичечные этикетки,
филокартисты - открытки,
нумизматы – монеты,
филотаймисты – коллекционеры календарей,
букинисты – коллекционеры книг.
Познакомьтесь с интересными фактами из мира коллекционеров:
Нумизматы, собирающие отечественные монеты, очень высоко ценят наиболее редкие из них. За 2 копейки 1927 года можно купить аудиоплейер, за 20 копеек 1934 года – видеомагнитофон, а за редкую разновидность медного рубля автомобиль. Но коллекции открыток, марок, монет не такая уж редкость. В Москве есть музей частных коллекций. Там много интересных экспонатов.
Американец Джон Резников собрал самую большую коллекцию волос в мире. Тысячи прядей и локонов лежат у него на полках. На аукционе в Лондоне он приобрёл локон английского короля Карла I за 9000 марок, кусочек бороды Генриха IV за 2800 марок и локон Наполеона за 750 марок.
Рудольфу Варданяну много лет, он коллекционирует карандаши.
В собрании коллекционера более 2800 карандашей из 39 стран мира
Рефлексия.
Итак, ребята, Вы заглянули в свой внутренний мир. И что вы там увидели?
Учащиеся получают яркий листочек, набор фломастеров или карандашей. Каждому из них предлагается написать, в чем же он талантлив. Затем листок прикрепляется к большому дереву «Созвездие талантов» на доске.