Внеклассное мероприятие «Живет повсюду доброта»
Иванова Татьяна Аркадьевна
Учитель начальных классов
МБОУ «Азимсирминская СОШ»
Вурнарского района
Чувашской Республики
Цели и задачи :
- сформировать в сознании детей понятие «доброта»;
- расширить знание школьников о доброте и её роли в жизни каждого человека;
- воспитать стремление совершать добрые дела;
- пробудить интерес е чтению книг о доброте и дружбе.
Оформление, оборудование, реквизит:
- деревья доброты (7 шт.);
- карточки с пословицами;
- предметные картинки;
- карточки в виде солнца с лучами;
- фотографии;
- воздушные шары;
- книги о доброте.
Технические средства:
- мультимедийный проектор;
- магнитофон с записью песни В.Шаинского «Если добрый ты» из м/ф «День рождения кота Леопольда».
Ход урока
- Сегодня мы проводим час этики. А называется он «Живет повсюду доброта».
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна…
Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой.
Что же такое доброта?
Ответы детей :-------------------------------------------------
Учитель: Доброта – это все хорошее, доброе, красивое… Солнце, мама,
улыбка, щедрость, великодушие, помощь друг другу.
В словаре С.И.Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, стремление делать добро другим».
Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Для этого потребуется ваша любовь, доверие, откровенность.
Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом мы создадим этот сад.
Задание №1
Назвать пословицы о доброте.
- Добрые вести прибавляют чести,
- Доброе слово и кошке приятно,
- При солнышке тепло, при матери добро,
- Не одежда красит человека, а его добрые дела,
- Добрым словом и бездомный богат,
- Добро тогда будет добро, когда люди похвалят,
- Доброе слово, что дождь в засуху.
I дерево (активному ученику предлагается «посадить» дерево на магнитную доску
Учитель: Доброта – это всё положительное, хорошее, полезное. А где же она живет?
Ответы детей: -------------------------------------------
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Учитель: Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
Задание №2
Образовать новые слова в которых спрятано слово «добро».
Добро
душа
сердце
желание
сосед
порядок
совесть
нрав
= добродушный
= добросердечный
= доброжелательный
= добрососедство
= добропорядочный
= добросовестный
= добронравный
II дерево
Надо, очень надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если станем мы хоть чуточку добрей.
(Инсценировка рассказа В.Осеевой «Хорошее»)
Вопросы:
Можно ли Юру назвать добрым? Почему?
А трудно ли быть добрым?
Ответы детей---------------------------
Задание №3
А как вы думаете, добрый человек обязательно должен быть вежлив?
Назвать слова вежливости или «волшебные слова».
III дерево
зд равствуйте
до свидания
б лагодарю
р азрешите
спасибо
простит е
проща йте
Какое слово спряталось? Часто ли вы употребляете эти слова? От чего зависит сила этих слов? (от искренности, чувств)
Стихотворение А.Барто «Вовка – добрая душа»
Зависит ли доброта от возраста?
Ответы детей ----------------------------------------------------
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
если будем мы хоть чуточку добрей
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость.
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Психогимнастика.
Задание №4
IV дерево
Назвать сказочного героя (добрый – хлопаем в ладоши, злой – закрываем глаза ). Иван – царевич, Кащей Бессмертный, Золушка, Золотая рыбка, Карабас-Барабас, Дюймовочка, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Илья Муромец, Мальвина.
Задание №5
V дерево
Копилка добрых дел (Рассказать о том, что ты сделал доброго вчера)
Что доброго вы можете сделать в классе? в транспорте? для одинокой старушки?
Ответы детей---------------------------------------------------------------
Чтение рассказа «Слепой домик» (О.Бондарчук)
Вопросы:
1 Почему рассказ называется «Слепой домик»?
2. Как Рома познакомился со стариком, какую помощь он ему оказывал?
3. Какими словами можно охарактеризовать Рому?
Задание №6
VI дерево
Добрый человек обязательно должен любить животных.
Рассказать о правилах содержания домашних питомцев.
Ответы детей --------------------------------------------------------
Учитель: Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения. Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить!
Дети читают стихи о доброте
Учитель:
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живешь ты не зря.
А как должен вести себя добрый человек в природе?
Ответы детей-------------------------------------------------------
Учитель:
Я сорвал цветок
И он увял.
Я поймал мотылька
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что
Прикоснуться к красоте можно только СЕРДЦЕМ.
VII дерево
Солнце большое – оно на небе.
А есть маленькое – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта.
Задание №7
Почему солнце печальное? Сделаем его веселым. (заменим лучики, подбирая слова-антонимы)
Злой – добрый
Жадный – щедрый
Грустный – веселый
Горе – радость
Обман – правда
Жестокий – мягкий
Вражда - дружба
Учитель показывает веселое солнышко и оно отправляется в сад доброты.
Вопросы:
Хотели бы вы жить в этом саду?
Что вы еще сюда бы поместили? (домик, детей, цветы, собачку и др.)
Учитель: Как бы вы назвали эту картину?
Варианты ответов:
Сад доброты.
Как прекрасен этот мир!
Чудо – сад и др.
Слайд-шоу «Наши добрые дела»
Учитель: Один мудрец сказал: «Человек прожил жизнь не зря, если он построил дом, вырастил сад, воспитал ребенка». Сегодня мы создали сад доброты.
Деревья – это добрые сердца
Корни – это добрые слова
Цветы – добрые мысли
Плоды – добрые дела
Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняком, наполняйте его солнечным светом!
Дети помещают в классный уголок лозунг:
ЗДЕСЬ ЖИВЕТ ДОБРОТА
Звучит песня «Если добрый ты» (дети рисуют «доброту» на воздушных шарах.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте!
Вся в голубой и звездной красоте
Земля Добра! Она дарит нас хлебом
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.