Цель нашего мероприятия: расширение и углубление знаний о языке в частности о русском языке, которое мы проведем в игровой форме.
Мы подготовили такой вот журнал, который состоит из нескольких разделов. Журнал называется, как и тема нашего мероприятия « Язык мой, давай с тобой дружить». Девизом является русская пословица « Слово не воробей вылетит не поймаешь» т.е учись говорить красиво и правильно.
Первой страницей журнала является краткая справка о языке, о его развитии и становлении.
Ведущий. Язык возник в глубокой древности. Он помогал людям понимать друг друга, передавать сигналы тревоги, радости. На первом этапе средствами языкового общения были жесты, звуки разной интонации. Со временем с накоплением опыта язык расширялся, изменялся и обогащался. Звуки приобретали смысловую нагрузку и объединялись в слова и фразы.
Это был медленный, постепенный процесс, но при этом появление языка и речи означало огромный скачок в эволюции человеческого интеллекта. Умение пользоваться речью отличает человека от животных. Разговаривая, люди сообщают друг другу свои мысли, чувства, просьбы. Без языка человеческое общество и цивилизация не могли бы существовать. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна главная задача – помогать людям понимать друг друга при общении, при общей работе. Писатель А.Н.Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
Берегите и любите слово. Ведь с него начинается наш родной язык.
Ребята! А какую роль русский язык играет среди народов нашей республики?
А как вы знаете, в Казахстане проживают народы различной национальности.
Русский язык является межнациональным средством общения народов.
Открываем вторую страницу.
2 страница. Говорит, словно реченька журчит.
Цель второй страницы – выработка у уч-ся, культуры речи, исправление речевых недочетов и постановка правильного произношения.
Давайте посмотрим постановку сценки, которая показывает общение между собой учеников, например по телефону.
Ученики начинают свое выступление со сценки, в которой показывают, как общаются между собой некоторые ученики, например по телефону.
Ты сегодня собирался на секцию?
Ага!
А кроссовки возьмешь?
Ага!
В восемь часов пойдешь?
Ага!
Зайти за тобой?
Ага!
- Как вам нравится такая речь?
- Правильная ли она?
- Подскажите, как нужно строить речевой этикет, не нарушающий естественного общения между ребятами?
Слово ведущего: Ребята! А сейчас мы с вами позанимаемся по карточкам.
Раздаются карточки.
Задание 1.
Скажите, в каких словах правильно поставлено ударение, а в каких поставлено неверно?
Вам приведены слова, совпадающие по написанию, но различные по значению; как такие слова называются?
Задание 2.
Орган, жаркое, обмер, парить, полка, бегом, безобразный, бронировать.
Кругом, ловлю, просыпать, пропасть, долги, пали.
Слово ведущего: Молодцы ребята! Со всеми заданиями справились.
3 страница. Юс малый и юс большой.
А мы открываем следующую страницу нашего журнала – «Юс малый и юс большой».
В этом разделе мы познакомимся с историей русского языка, с его предком древнерусским языком.
Не все наверно знают, что это буквы древнерусского алфавита.
А какие буквы древнерусского алфавита вы знаете?
Сейчас я вам назову выражение, а вы мне объясните, как оно связано с древнерусским алфавитом.
Учить аз да буки – школяру муки.
На сцену выходит ученик(участник), в его руках большая таблица с изображением букв древнерусского алфавита и их названиями.
Сказитель. Азбуку древние русичи получили, когда в 988 году на Руси вместе с христианством появились церковные книги на славянском языке — Евангелие, Псалтырь, проповеди и поучения учителей церкви. Азбука эта называлась кириллицей по имени славянского первоучителя Константина (Кирилла) Философа. Не все эти буквы соответствовали звукам древнерусского языка. Так, «юс большой» и «юс малый» были созданы для обозначения носовых гласных. «Юс малый» стали заменять буквой я, а «юс большой» — буквой у. Две буквы — «онъ» и «омега» — обозначали один и тот же звук [о]. Двумя буквами — «зело» и «земля» — обозначался звук [з]. Для звука [и] тоже было две буквы — i и и. Со временем утратились гласные звуки [ь] и [ъ], однако на письме буквы, обозначавшие эти звуки, сохранялись очень долго. Были в кириллице буквы, созданные для слов, заимствованных из другого языка. Так «фита» и «ферт» предназначались для звука [ф], который в исконных словах в древнерусском отсутствовал, но встречался в именах, пришедших из греческого: Филипп, Феофан, Федор.
Закончив свой рассказ, участник кланяется залу и уходит.
Выбегает на сцену Почемучка — маленький мальчик. Он обращается к зрителям:
— Я заблудился. Помогите мне найти дорогу домой. Если правильно ответите на мои вопросы, значит, я доберусь домой вовремя.
1. Я — мальчик, а зовут меня Почемучка. Но ведь и девочку так можно назвать. Почему? А еще несколько таких же слов назовете? (Плакса, неряха, недотепа, невежа, соня, разиня и т. д.)
Как образуются существительные женского рода при помощи суффикса -к- от слов кочегар, штукатур, матрос, солдат, водовоз, пилот!
Мы образуем слова с уменьшительными суффиксами: винтик, башмачок, а с «увеличительными» — башмачище, ручища.
Как образуются слова с суффиксами -ик, -ок от слов гигант, великан, монумент, а с суффиксом -ищ- — от слов карлик, гном, лиллипут?
Догадайтесь, какое слово я задумал: в нем такая же приставка, как в слове подмосковный, корень тот же, что в слове березонька, а суффиксы такие же, как в слове грузовик. (Подберезовик.)
Родственны ли такие слова: переносица и непереносимый, пот и потолок, гора и загородка, приложение и предложение!
Почемучка. Вот спасибо, ребята! На все вопросы ответили, теперь я знаю, куда мне бежать, где искать свой дом.
4 страница. Послушаешь мудрого – сам ума наберешься.
Ведущий. А мы продолжаем наше путешествие по страницам журнала и открываем следующую: «Послушаешь мудрого — сам ума наберешься».
Основной задачей раздела «Послушаешь мудрого – сам ума наберешься» является работа, которая помогает уч-ся открыть всю красоту, выразительность и гармоничность родного языка.
Разыгрывается сценка.
Слова ведущего. Однажды (имя участника) попал в страну в которой не живет ни орфография, ни пунктуация. Смотрит, идет слово грустное и обиженное.
Слова ученика. Почему ты такое грустное?
Слова слова. Посмотри на меня я словарное слово, а как меня изуродовали.
ОВЕАЦЫЯ
Слова ученика. Ребята! Давайте поможем слову и исправим ошибки.
Слова ведущего. Молодцы ребята, ошибки исправили, а слово с (имя участника) идут дальше по стране, вдруг видят, стоит предложение, а возле него мечется запятая, не зная какое занять место в предложении.
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
Слово ученика. Ребята! Давайте поможем запятой занять ее правильное место.
Молодцы, ребята и с этим заданием справились.
Слово ведущего. Сейчас я вам раздам листочки с текстом. И здесь нужно проявить смекалку, чтобы не попасть впросак (Текст дается без смысловых знаков препинания).
Текст.
Купец, плавая по морям с богатым товаром, попал однажды в страшную бурю. Он стал молится Посейдону, покровителю морей: «О, Посейдон, если ты спасешь мои корабли, то я принесу тебе в жертву статую золотую чашу держащую».
Благополучно завершив путешествие, купец принес обещанный Посейдону дар, но обошелся он ему не дорого.
Как купец перехитрил бога морей?
Слова ведущего. Убедились, что даже маленькая запятая может иметь огромное значение.
5 страница. Занимательные странички.
Этот раздел содержит грамматические игры, шарады и другой развлекательный материал по русскому языку.
Ведущий. Открываем следующую страницу нашего журнала – занимательную. И сразу – задача. Разыгрывается сценка. С разных концов сцены идут навстречу друг другу старик и боец. Поравнявшись, начинают диалог:
Здравствуй отец! – говорит боец.
А старик ему в ответ:
Здорово служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай – все значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь – слева направо читай, хочешь – наоборот: все одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растет растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли так, что хоть справа читай, хоть слева все одинаково. Вот и разгадай.
(дед, Тит, шалаш, боб, Анна, казак).
Дед и солдат остаются на сцене и загадывают шуточные загадки.
Что стоит посередине земли? (буква м)
В каком слове буква я встречается семь раз? (Семь-я)
В каком слове сорок гласных? (Сорок-а)
В каких словах по сто согласных? ( Сто-л, сто-г, сто-н, сто-п).
Какие два местоимения мешают транспорту? (Я-мы)
Какие три местоимения самые чистые? (Вы- мы-ты).
На сцену выходит девочка и обращается к ребятам. Слово девочки: Ребята! Я вам сейчас прочитаю «полезные» советы для учеников, а вы их слушайте и запоминайте.
Получайте дети двойки, С буквой Я писать ча, ща,
Не мечтайте вы про то, С буквой Ы писать жи, ши.
Чтоб учиться хорошо. И все знают, что, чу, щу
Ведь безграмотным чтоб быть, Пишется лишь с буквой Ю.