Внеклассное мероприятие "Зима - пора чудес!" разработано для начальных классов. Цель данного мероприятия:развивать внимание, интерес к окружающей нас природе; формировать навыки выразительной речи; развивать коммуникативные навыки; уточнить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, об особенностях жизни в зимних условиях; развивать связную речь; расширять объем зрительного и слухового внимания и памяти; воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь родной природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
уточнить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде,
питании, об особенностях жизни в зимних условиях; развивать связную
речь; расширять объем зрительного и слухового внимания и памяти;
воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к
родной природе.
Оборудование: костюм снеговика; рисунки детей «Зимние узоры»; снежинки;
музыка: П.И Чайковский «Вальс снежинок», «У леса на опушке», звон бубенчиков, «Зима» А.Вивальди из цикла «Времена года», аудиозапись пения птиц; видеофильм «Покормите птиц зимой»; рисунок снеговика; презентация «Зима – пора чудес».
Ход мероприятия.
I. Вступительное слово.
(Звучит музыка П.И Чайковский «Вальс снежинок».)
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители и гости. Учащиеся 3 класса подготовили для вас праздник: «Зима – пора чудес!» Слайд1
Стихотворение «Зимушка-зима» – 3кл. Татьяна Бокова В ледяной карете мчится зимушка-зима Ветер крыльями стучится в сонные дома. Расцветают скверы, парки снежной белизной. И мороз возводит арки над тропой лесной. Слайд 2
Стихотворение «Здравствуй, зимушка-зима!» – 3кл. Г. Ладонщиков
Здравствуй, зимушка-зима! Белым снегом всё покрыла: И деревья и дома.
Вьется след замысловатый От полянки до холма. Это заяц напечатал - Здравствуй, зимушка-зима! Мы для птиц кормушки ставим, Насыпаем в них корма, И поют пичуги в стаях - Здравствуй, зимушка-зима! Слайд 3
Стихотворение «Зимние чудеса» – 4кл. Александра Мясоедова
В белых шапках все дома. Вот! Вернулась к нам зима! Сколько же зимой чудес? Снежинки падают с небес. И иней на окне, И тени на стене. И снег на солнце сверкает…
(Песня «Зимушка-зима»- композитор Т.С.Вахрушева – исполняют с 1 по 4 кл.)
Ведущий. А какие чудеса могут случиться зимой?
(Конкурс «Зимние приметы»).
Ведущий. Назовите приметы зимы.
Стало холоднее, чем было осенью.
Небо почти всегда покрыто облаками.
Идёт уже не дождь, а снег.
Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев.
Ручьи, реки, озёра скованы льдом.
Иногда зимой ветки деревьев покрываются белым пушистым снегом-
изморозью.
Снежная зима предвещает хороший рост трав.
Если водоемы покрылись ровным льдом — хлеба в этом году уродится мало, а если лед стал буграми, грудами — много.
Много звезд в небе — наступит морозный день.
Глубокий снег — это гарант будущего хорошего урожая. По снегу стелется вьюга — урожай будет скудным.
Если белка активно запасается на зиму орехами, этот сезон будет холодным. Слайд 4
Ведущий. Закончите зимние пословицы.
Декабрь год кончает, ……зиму начинает.
Январь – году начало, зиме – ……середина.
Готовь сани летом, а телегу ……зимой.
У зимы с летом ладу ……нету.
Вьюги да метели под февраль ……налетели. Слайд 5
Ведущий. Отгадайте загадку.
(Звучит аудиозапись звона бубенчиков.)
Тройка, тройка прилетела, Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица Белокоса, белолица, Как махнула рукавом – Все покрыла серебром. (Зима. Зимние месяцы.)
Ведущий. Как вы думаете, что за царица сидит в санях? Что означают слова: «Тройка, тройка прилетела?» Слайд 6
Ведущий.
Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет – Мы встречаем Новый Год. (Декабрь.)
Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадёт Не вода уже, а лёд. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (Январь.)
Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силен, Днем капели слышен звон. День прибавился заметно, Ну, так что за месяц это? (Февраль.)
Ведущий. А вот и зимние месяцы к нам на праздник пришли. Встречайте их
ребята. (Выходят три мальчика- декабрь, январь, февраль)
Месяц «Декабрь» - 3кл.
В декабре, в декабре Все деревья в серебре. Нашу речку, словно в сказке, За ночь вымостил мороз, Обновил коньки, салазки, Елку из лесу привез.
Месяц «Январь» – 3кл.
В январе, в январе Много снегу во дворе. Снег - на крыше, на крылечке. Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печки, В небо дым идет столбом.
Месяц «Февраль» – 3кл.
Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой вьется по земле Легкая поземка.
Зимние месяцы. Как в народе называют нас зимние месяцы? Кто из вас знает?
Декабрь - студень.Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. С водой покончено, даже быстрые реки стали. Земля и лес укутаны в снежные шубы. День короче и короче.
Январь - просинец, перелом зимы, перезимье.Январь, говорит наш народ, – году начало, зиме середка.
Февраль – перезимок. Последний, самый старший месяц зимы. Месяц волчьих – с голодухи – налетов на деревни. Тощают все звери, нагулянный с осени жирок уже не греет, не питает их. Кончаются запасы и в норах. Снег все
голубеет. Под непосильной тяжестью снежного слоя ломаются ветви деревьев.
Зимние месяцы. Ребята, отгадайте наши зимние загадки. Отвечайте дружно
хором.
Месяц декабрь.
Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Зимой)
Месяц январь.
Дом ее на белой туче, Но ей страшен солнца лучик. Серебристая пушинка, Шестигранная ... (Снежинка.)
Снеговик. – 3кл. Татьяна Бокова Вокруг меня веселье, ребячий шум и крик. Сегодня новоселье справляет Снеговик. Ведёрко на головке, Отличный нос морковкой. Всю зиму за порядком я во дворе слежу. Глазами-угольками по сторонам гляжу. Чтоб было больше толку, Мне дворник дал метёлку! Пусть лето не приходит в мой дворик никогда. Мне лучше для здоровья снега и холода. Вот только снежной Бабой Дразнить меня не надо!
Снеговик. Я хочу провести с вами конкурс «Приделай снеговику нос». Вы
видите изображение снеговика на листе бумаги. С каждого класса выйдет по одному человеку. Мы завяжем им глаза. По моему сигналу, они должны дойти до снеговика и приставить ему нос-морковку. А мы все будем им помогать словами: левее, правее, выше, ниже. Побеждает тот, кто правильно приставит нос снеговику.
Стихотворение «Кто рисует так искусно...» - 3кл. М. Лесна-Раунио
1.Кто рисует так искусно, Что за чудо-фантазеры, Ледяной рисунок грустный: Реки, рощи и озера? Кто нанес орнамент сложный На окно любой квартиры? Это все один художник. Это все его картины. 2.Порезвясь в широком поле И устав в лесу скитаться, Дед Мороз от скуки, что ли, В теплый дом решил забраться. Но испуганные люди Дверь держали на запоре, И Морозко — будь что будет - Сквозь окно полез к ним вскоре. 3.Но и там была преграда - В окнах стекла были всюду, И Морозко от досады Навредить решился людям. Он прикинул хитрым оком, Кисти взял, белил, эмали - И к утру все стекла окон Света в дом не пропускали.
Стихотворение «Волшебник» – 3кл. К. Билич Мороз – волшебник! Это видно сразу: Я свой альбом Еще не открывал, А он уже Без кисточек, Без красок Все окна За ночь нам разрисовал! Слайд 9
Ведущий. Подведём итоги конкурса рисунков среди начальных классов«Зимние узоры». (Дети получают грамоты и призы.)
Ведущий. Ребята, а кто знает, как зимуют дикие животные? Слайд 10
Ведущий. Посмотрите на картинку, кто здесь лишний? Почему? (ёж; медведь; барсук; енот; хомяк – зимой спят, а заяц - нет). Слайд 11
Стихотворение «Как наступит зима, снегом выбелит лес...» 4кл. В. Лейкин
Как наступит зима, снегом выбелит лес, Тут и зайчик становится белым. Он на юг не упрыгал, а в нору залез, Так какой же, скажите, ему интерес Рисковать своим маленьким телом? От лисицы схоронится в белом снегу И сидит как сугробик. А сам ни гугу. И тихонько мечтает про лето: Как он будет скакать на зеленом лугу В легкой шубке зеленого цвета. Слайд 12
Ведущий.
Вот так ягоды!М. Вайнилайтис Шел однажды Дед Мороз По лесной аллее. Видит – Кустик, А на нем Ягоды алеют! Что за чудо! Средь зимы Ягоды алеют! Осторожно дед Мороз Вышел из-за ели. Только – фьють! И кто куда – Ягоды взлетели! Вот так чудо! Нет, не чудо: Снегири взлетели!
(Звучит аудиозапись пения зимующих птиц.)
Ведущий. Зимняя пора – трудное время для зимующих птиц. Много их гибнет от голода и холода зимой. Птицы перемещаются ближе к жилью человека.
Слайд 13
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Какие птицы прилетают с наступлением зимы к нам?
- Какие птицы остаются у нас на зиму?
- Подумайте, а зачем летят зимой птицы к человеку?
Ведущий. Правильно, птицы летят зимой в города и поселки, чтобы не погибнуть от голода. Слайд 14
Стихотворение «Покормите птиц» – 3кл. А. Яшин
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!
Ведущий. Посмотрите, из чего и какие кормушки можно сделать для птиц. Кто из вас уже сделал кормушки? Какие птицы прилетают к вам зимой на кормушку? Ребята, что можно положить для птиц в кормушку? Слайд 15
(Просмотр видеофильма «Покормите птиц зимой»).
Игра «Что зимой можно положить в кормушку?» 2 команды по 4 человека. На одной стороне на стуле лежат овощи, фрукты, зерно, конфеты; каждый
человек из команды должен принести по одному предмету, чем можно кормить птиц зимой. Слайд 16
Ведущий. Ребята, а в какие игры вы любите играть зимой? Слайд 17
Стихотворение «На горке» – 1–2кл. Н. Городецкая
1.Обойди хоть все дворы – Лучше не найти горы. Осторожно! Берегись! Детвора несется вниз. 2.Стоя, сидя, на коленках, На картонках и фанерках. Не зевайте впереди, Не вставайте на пути! 3.О-го-го, смотрите сами, Что за чудо эти сани: Еле сели впятером, И помчались с ветерком! 4.По прямой до поворота, Позади остался кто-то… Налетели на сугроб: Кто доехал, на бок – хлоп!
Ведущий. Поиграем вигру «Поймай снежок!»Выберем с каждого класса по 2 человека. Дети стоят друг против друга на расстоянии приблизительно 4
метров. У одного ребенка пустое ведерко, у другого — мешочек с определенным количеством “снежков” (теннисные или резиновые мячи). По сигналу ребенок бросает снежки, а напарник старается поймать их ведром. Выигрывает пара, которая первой закончит игру и наберет большее количество “снежков”.
(Игра «Эльбрус красавец».)
Ведущий. Молодцы ребята.
Ведущий. А сейчас ребята прочитают стихи о зиме.
(Звучит музыка «Зима» А. Вивальди из цикла «Времена года».)Слайд 18
Стихотворение «Зимний вечер» – 3кл. А. С. Пушкин Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Слайд 19 Стихотворение «Зимнее утро». – 3кл. А.С. Пушкин Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела - А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Слайд 20 Стихотворение «Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит...» – 4кл.
Федор Тютчев
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мечет На него свой луч косой - В нём ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. Слайд 21
Стихотворение «Поет зима – аукает». – 3кл. Сергей Есенин
Поет зима — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. Слайд 22
Прекрасная зима, На улице морозно. Оденусь поскорей И потеплей как можно! Одену рукавички, Мне их связала мама. И шапку меховую Я натяну упрямо. Все озеро во льду, Деревья серебрятся, И все вокруг в снегу, А я пойду кататься. На лыжах я спущусь С крутой горы скорее, На санках прокачусь, И, падая, согреюсь. Как зиму я люблю! Быть может, это странно. Есть времена в году, Где дождь идет нежданно. Когда грибы растут, И набухают почки. Когда цветут в саду Красивые цветочки. Зима красивей всех! Пусть холодно, но все же Румяней, веселей, На праздник так похоже! Слайд 23
Стихотворение «Зима». – 4кл. И. Суриков
Белый снег, пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле побелело, Точно пеленою все его одело. Темный лес что шапкой принакрылся чудной И заснул под нею крепко, непробудно… Божьи дни коротки, солнце светит мало, Вот пришли морозцы - и зима настала. Слайд №24
Стихотворение «Берёза». – 2кл. Сергей Есенин
Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром.
Ведущий. Молодцы, ребята. Очень хорошо прочитали стихи разных поэтов о зиме. Но на этом наши зимние чудеса не заканчиваются. Кто из вас знает, как
называют людей, которые изо льда и снега делают чудесные зимние фигуры? Что можно сделать изо льда и снега? Правильно, снежные и ледяные фигуры.
Слайды 25, 26, 27, 28
Ведущий. Посмотрите на некоторые работы из снега и льда. Может кто-нибудь из вас, когда станет взрослым, тоже сделает красивую ледяную или снежную фигуру. Слайд 29
Стихотворение. - 3кл.
1.Закружилась в воздухе снежинок кутерьма, В гости к нам явилась зимушка-зима. Серебром осыпала деревья и кусты, И вдруг стали белыми чёрные мосты. 2.Шапки нахлобучила всем кому не лень, Выглядит забавно очень старый пень. Застеклила лужицы тонким хрусталём, И позёмкой кружится, вальсируя на нём. 3.Расцвели на окнах белые цветы, Нежной и лучистой, дивной красоты. Белою периной укрыла все поля, До весны уснула матушка-земля. 4.Хорошо, что снова к нам пришла зима. Сказку подарила и россыпь хрусталя. Но за снежной сказкой, вновь придет апрель, И разбудит всех нас звонкая капель.
Ведущий. В заключение нашего праздника, я предлагаю вам принять участие в конкурсе на лучшего танцора. Желающих прошу выйти в центр зала. Победители этого конкурса получают сладкие призы.
(Аудиозапись «У леса на опушке» в исполнении Э.Хиля.) Слайд 30
Ведущий. Молодцы, ребята. Победители конкурса на лучшего танцора получите сладкие призы. На этом наш праздник «Зима – пора чудес!» заканчивается. А в впереди вас ждёт ещё немало чудес, которые вам