Внеклассное мероприятие "Праздник русской Матрешки"
Внеклассное мероприятие "Праздник русской Матрешки"
Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких преобразований, расстояний, границ.Но матрёшка - прежде всего игрушка для детей. Причём очень полезная игрушка. Её педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям. С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объёму.Всё это, конечно же, способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление детей.Матрешка - уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Праздник русской Матрешки" »
Праздник « Русская матрёшка»
Разработано:
Шеина Л.В.
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ №3
г. Нижние Серги-3
Актуальность.
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, является в настоящее время особенно актуальной.
Ребенка уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции русского народа. Входя в мир народной культуры, народного художественного и музыкального творчества, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, игрушки «пронизывают его насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких преобразований, расстояний, границ.
Но матрёшка - прежде всего игрушка для детей. Причём очень полезная игрушка. Её педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная народная игрушка имела заслуженное признание у русских педагогов и рассматривалась как классический дидактический материал, как подлинный народный дар маленьким детям. С помощью матрёшки можно научить детей выделять разные качества величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объёму.
Всё это, конечно же, способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление детей.
Матрешка - уникальная русская игрушка. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.
Исходя из вышеизложенного и для решения вышеизложенных проблем был разработан материал «Русская матрешка», в котором задачи предусматривают всестороннее знакомство с народной игрушкой – матрешкой посредством различных образовательных функций.
Актуальность - в приобщении школьников к русским национальным традициям, к изучению исторических корней культуры.
В современных условиях, в обстановке, требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест.
Значительное влияние на духовное, нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие школьников оказывает национальная культура.
По мнению Д.С. Лихачева «обращение к культуре прошлого - это не измена своей культуре, а дополнение и обогащение ее. Понять современную эпоху, ее значение можно только на огромном историческом фоне».
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Русская народная культура - это часть национальной культуры. Интерес к русской народной культуре в современном мире всѐ возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость еѐ заполнить. Наше желание знать, какой же была русская культура с ее традициями и обычаями и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Цель мероприятия – формирование готовности учащихся к социальному и профессиональному самоопределению, воспитание национального сознания и развитие навыков нравственного поведения, через усвоение учащимися знаний о традициях и основных достижениях русской культуры.
Задачи:
1) усвоение знаний о русских народных традициях, основных достижениях русской культуры;
2) развитие навыков культурного поведения и нравственного отношения к себе и другим людям, в учебной и внеучебной деятельности;
3) воспитание национального сознания и толерантного отношения к русской культуре и культурам других народов.
1 скоморох. Дуйте в дудки, бейте в ложки
В гости к нам пришли матрёшки
Ложки деревянные.
Матрёшечки румяные.
Скоморохи исполняют песню « К нам гости пришли»
1.К нам гости пришли
Дорогие пришли.
Мы не зря
Чай кипятили
И блины пекли
А сейчас вдвоём мы для вас споём
Вы похлопайте в ладоши
Мы плясать пойдём
Ты топни ногой
Да притопни другой
Я волчком кружиться стану,
А ты так постой
А наш класс дружбой славится.
Приходите, гости, чаще,
Если нравится.
ВедущийРебята, сегодня у нас праздник « Русской матрёшки». Матрёшка, как и берёзка, считается символом России. И сегодня вы узнаете историю появления русской матрёшки
2 скоморох загадывает загадку.
Родилась с петухом в руке,
А потом петух пропал.
Детей у неё много,
Отцов - двое,
А матери нет ни одной
Имя знают у неё все.
Ей более ста лет,
А она по- прежнему молода и красива.
Ведущий. Первая русская матрёшка улыбалась. За ней последовали матрёшки - надменные гордячки, самодовольные красавицы, большеглазые простушки.
А самая первая улыбалась, и так задорно, что в ответ ей улыбнулся весь мир.
Удивительно. Что наша матрёшка имеет японского родственника: складную деревянную куклу - Фукуруму, изображающую весёлого старика с большой вытянутой головкой. Раскрываешь Фукуруму, а в нем японка, раскрываешь японку, в ней крошечный малыш
Такую игрушку привезли в конце 19 века из-за границы хозяйка знаменитой Абрамцевской усадьбы Мамонтова.
Первую матрёшку выточил токарь Звёздочкин, а расписал художник Сергей Малютин. Вот так в мастерской Сергиевского посада (г. Загорск) родилась она, матрёшка - россияночка.
1скоморох. Вот восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрёшками зовут
Ведущий. Даже имя Матрёна кажется не случайным, оно происходит от латинского «матрона». Так в древнем Риме называли почтенную женщину, мать семейства.
1 уч-ся Кукла первая толста,
А внутри она пуста
Разнимается она на две половинки.
В ней живет ещё одна кукла в серединке
2 уч-ся. Будет третья во второй
3 уч-ся Половинку отвинти
Плотную, притёртую
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую
4уч-ся. Вынь её и посмотри,
Кто же прячется внутри?
Прячется в ней пятая,
Куколка пузатая.
5 уч-ся. Эта кукла меньше всех,
Чуть поменьше, чем орех
Вот поставленные вряд
Сёстры - куколки стоят.
Песня «Русская матрёшка»
Слова Жулькова Музыка Казенина
1.Кто матрёшку создал, я не знаю,
Но известно мне, что сотни лет,
Вместе с Ванькой – Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
2.Где они краски брал, искусный мастер
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуёмной страсти
Истинную русскую красу
3.На щеках навёл зари румянец.
Неба синь плеснул в неё глаза,
И пустив в неповторимый танец
Он должно бы весело сказал:
4.«Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себе честной народ»
И матрёшка через всю планету
5.До сих пор уверенно идёт
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере - творце
Ведущий. Решите задачу.
Шли подружки по дорожке
Было их немножко
Две матрёшки,3 матрёшки
И одна матрёшка
Сколько кукол матрёшек было?
Представление разных матрёшек.
Щеголиха матрёшка
Сарафан на застёжках
Пуговки шитые
Петельки витые
Загорская матрёшка одета в сарафан, в кофточку с вышивкой в яркий платок и передник.
В 1900 году первая русская матрёшка отправилась в путешествие за границу на Всемирную выставку в Париж.
В1904 году Мастерская Сергиевского посада получила из Парижа заказ на изготовление русских матрёшек.
Весь народ глядит в оконце
Танцевать пошли матрёшки
Восемь водят в хороводе,
А девятая поёт
Песня « Весёлые матрёшки»
1 Мы весёлые матрёшки ладушки, ладушки.
На ногах мои сапожки ладушки, ладушки
2. Завязали мы платочки ладушки, ладушки
Раскраснелись наши щёчки ладушки, ладушки
3. В сарафанах наших пёстрых лад4ушки, ладушки
Мы похожи, словно сёстры ладушки, ладушки
Ведущий. Уже в начале века 20 матрёшки стали делать в Семёновском уезде. Более стройные по сравнению с приземистой загорской. Семёновская матрёшка несла на своих передниках букеты ярких цветов в окружении сочных зелёных листьев.
Долго бродил по лесу Евгений Безруков, Семёновский мастер, искал дерево,из которого мог бы вырезать матрёшку высотой 1 метр. Нашёл, вырезал и принёс на фабрику сувениров. Начали открывать матрёшку, а в ней 70 матрёшек и каждая в неповторимом наряде
Из Семёнова начала путешествия матрёшка по белу свету. На всемирных выставках она стала сувениром мира, примерив на себя убор хоккеиста, моряка и космонавта.