МБОУ СОШ № 21 им. Н.И. Рыленкова
г. Смоленска
по курсу «Математика», авторы В.Н.Рудницкая, Т.В. Юдачева,
Этапы урока цель |
Формы организации |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
Время |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - установить тематические рамки; - уточнить тип урока; - наметить шаги учебной деятельности. | Ф | Прочтите высказывание на доске. Как вы понимаете эти слова? Чтобы на каждом уроке подниматься к вершине знаний, надо помнить, какие трудности мы уже преодолели. Скажите, что мы узнали и чему научились не предыдущих уроках? Покажите мне с каким настроением вы сегодня пришли на урок? Сегодня на улице сильный ветер, он разбросал все слова в нашем девизе. Помогите мне его собрать. Определите тип нашего урока. Давайте вместе попробуем спроектировать наш урок . | Читают высказывание, отвечают на вопросы учителя.
Составляют из слов девиз урока: Если внимательным буду – знания сам добуду! 1)Устная разминка 2)Изучаем новое 3)Закрепляем 4)Самостоятельная работа 5) Подводим итоги | Определение эмоционального состояния СМАЙЛИКИ.
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) | 2 мин |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цели: - организовать актуализации умений различать целое и части; умений составлять равенства, используя связь целого и частей; - организует выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения; - уточнить следующий шаг учебной деятельности. | И | Слайд5 -Рассмотрите записи на доске (разноуровневые задания) -Какое задание можете предложить? 3*3 3*5 3*…=6 …*4=12 3*2+4 3*7+3*1 Какие знания помогли выполнить задания?( Таблица умножения) -Какое значение имеет ТУ в жизни ( Помогает при счёте, упрощает процесс вычислений) -Какая строка явилась исключением? (Даны результаты, компоненты находим с помощью деления). Оцените себя |
-Выбираем строчку по своему уровню, записываем и находим результаты. (по одному человеку у доски)
Оценивают цветовым сигналом на полях | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД). | 7 мин |
III. Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Ф | - Какая схема нам уже знакома, что мы о ней знаем? №1 -Как найти половину числа?.... -Какой частью является закрашенная часть в схеме № 2? | Отвечают на вопросы учителя, проговаривают правило | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) | 3 мин |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства; - уточнить следующий шаг учебной деятельности. | Ф | -Что мы должны узнать? - Какая тема урока ? Слайд 7(Цели ) | Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план действий. Называют средства. | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) | 4 мин |
V. Реализация построенного проекта Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
ФИЗМИНУТКА «Гномы» | Г | Задание для группы: - Предположите, как узнать треть числа? Сопоставьте версии решения проблемы с учебником. Стр.110 Вывод…………. Устранение затруднения.
Работа у доски «Нахождение трети числа» -На сколько частей делим? (3) -Чему равна треть числа 6? (2) Проговорить способ НАХОЖДЕНИЯ трети числа 6: 3= 2 | Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на индивидуальной доске. Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником. Проговаривают тему урока. Работа с фишками (магнитами) Дети делают в тетради графический рисунок. Проговаривают тему урока. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). | 10 мин |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | И Ф П | Слайд Арифметический диктант 1.Запишите числа, в которых: 2д.1ед., 7ед. 2д.,18.ед.,1 д. а ед. на4 б., 8ед., а д на 6 м., 30ед. 2.Найдите треть каждого числа (21 27 18 15 28 30 ) - Что вызвало затруднение Почему? (28 не делится на 3) Оцените свою работу Работа по учебнику с. 111 № 21 Чтение задания. Анализ. -Можно ли назвать эту форму задания ЗАДАЧЕЙ? - Что мы знаем о задачах? Слайд10 - О ком узнали в задаче? - О чём говорит число 27? - Какую часть составляют подосиновики? - Что надо узнать? - Определим способ оформления условия (схема) Работа в парах. Определение правильной схемы к условию (КАРТОЧКИ на партах) Слайд 11 Решение. - Какой способ решения выберем: Слайд 12 1 нахождение части от целого 2 нахождение целого по части - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? Оценивание | Выполняют задание (один человек за доской) Сравнивают работу, оценивают работу ученика и свою цветовыми сигналами. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). | 5 мин |
VII. Включение в систему знаний и повторение. Цели: - организовать повторение умений составлять равенства, используя связь целого и частей. | Ф П И Г | №24 Анализ и сравнение с предыдущей задачей. - Сколько слив собрано?(…) - Что означает «5» - Какую часть составляют эти сливы? Самостоятельная работа по составлению схемы к условию (в паре). 1 ученик за доской. У кого всё правильно? - Определим способ решения. «Нахождение целого по его части» - Кто сможет решить задачу сам? Поднимите руку. СРАВНЕНИЕ ЗАДАЧ (в группах ответит на вопросы) - Что общего в задачах? - Какая разница? -Какие знания помогли найти результат? Оцените себя |
Выполняют задание самостоятельно на индивидуальных досках. Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «+», «–».
Работают в группах
| Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). | 5 мин |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | И | 1. Найди значения: 12: 3= 3* 8= 18:3= 2. Исправь ошибки: 24:8=5 12:4=3 5*3= 18 30:3=9 18:6=3 3*7=21 9:3=5 12:6=2 8*2 =17 3. (*)Определи знаки действий 333=12 3333=6 333=30 Самопроверка по образцу. Слайд 12 Оцените свою работу | Выполняют разноуровневые задания в тетради | Уметь высказывать своё предположение на основе самостоятельной работы | 7 мин |
VIII. Итог. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Ф И | - Какая тема урока была? - Какую цель ставили? Достигли цели? - Назовите знания и умения, которые вам сегодня помогли. - Оцените свою работу на уроке, используя схему -На уроке я повторил… -Я учился… -На уроке мне было… -Я понял, что… -Я радовался… -Я всегда буду… - Покажите мне с каким настроением вы закончили урок | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | 2 мин |