kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по теме "Посидим у самовара"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пропагандировать здоровый образ жизни, познакомить учащихся с целебными свойствами чая, расширять кругозор учащихся, прививать навыки этикета.

Ход мероприятия:

Звучит фонограмма любой песни про чай или самовар.

Слайд 2Учитель: Много разных старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных - это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согре­вающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохра­нился и до наших дней.

Чай - это прекрасный, полезный напиток, который снимает усталость, уто­ляет жажду, придает бодрость, подни­мает настроение. Как и хлеб, чай прочно вошел в повсед­невную жизнь многих народов мира. Вряд ли есть человек на земле, который никогда не пил чай.  

                 Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет и усталость прогоняет,

Силы новые дает и друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир славит чудо-эликсир

А откуда и каким образом к нам пришёл обычай пить чай?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по теме "Посидим у самовара"»

Внеклассное мероприятие: «Посидим у самовара»

Цели: пропагандировать здоровый образ жизни, познакомить учащихся с целебными свойствами чая, расширять кругозор учащихся, прививать навыки этикета.

Оборудование: баранки, пряники, музыка «Частушки», два листа бумаги, два фломастера, песня «Пряники русские

Для игры: 2 –юбки, 2 – кофты, 2 – фартука, 2 – очков, 2- платка.



Ход мероприятия:

Звучит фонограмма любой песни про чай или самовар.

Слайд 2Учитель: Много разных старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных - это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согре­вающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохра­нился и до наших дней.

Чай - это прекрасный, полезный напиток, который снимает усталость, уто­ляет жажду, придает бодрость, подни­мает настроение. Как и хлеб, чай прочно вошел в повсед­невную жизнь многих народов мира. Вряд ли есть человек на земле, который никогда не пил чай.

Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет и усталость прогоняет,

Силы новые дает и друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир славит чудо-эликсир

А откуда и каким образом к нам пришёл обычай пить чай?

Слайд 3 Ученик : давным-давно китайские пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листья одного вечнозелено­го растения, растущего в горах, как они начинают резвить­ся и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испро­бовать чудодейственную силу этого растения на себе. Они высушили его листья, заварили кипятком, как дела­ли это с другими лекарственными растениями, и стали пить ароматный настой, ощущая прилив свежих сил. Так рассказывает одна старинная китайская легенда об откры­тии тонизирующих свойств чая.

Слайд 4 Есть такая легенда: однажды, пять тысяч лет тому назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал вскипятить воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее.

Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. Ценился чай очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые зас­луги. А при дворе этот ароматный напиток пили во вре­мя торжественных придворных церемоний. Чай поэты вос­певали в стихах. Выращивание и изготовление чая в Ки­тае стало таким же секретом, как производство шелка, фарфора, бумаги и других великолепных китайских изоб­ретений. Чайные плантации скрывали и строго охраня­ли от чужеземцев. Хотя чай позже и стал любимым на­питком в большинстве стран мира, выращивать его долгое время не умели и привозили из Китая. На первых порах не все умели обращаться с чаем. Со­хранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок - полки­ло чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо, Сварив весь чай в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, по­дала к столу.

Ученик. Как же попал чай на Русь?

Слайд 5 Чай - китайское слово. Оно появилось на территории, где русские люди торговали с китайцами. Чай называли: «ча-е», отсюда и наше слово: «чай».

Слайд 6 Более 350 лет назад монгольский хан, наряду с ме­хами и атласом, подарил русским посланникам 200 паке­тов с надписью «бахча», что значит «чай для заварки». Рус­ские послы деликатно попытались отказаться от груды никчемных пакетов, ссылаясь на дальний путь. Но прибли­женные хана настояли на своем, утверждая, что русскому царю, деду Петра I, напиток из листьев, которые они посылают, придет­ся по душе. Возвратившись в Москву, послы с опаской передали царю сушеные листья, которые были в пакетах. Лекарь испробовал действие отвара из этих листьев на заболевшем придворном: через некоторое время ему ста­ло легче. Вот и начали лечить этим питьем царя и его приближенных.

Только спустя сорок лет Россия заключила договор с Китаем о поставках чая. В Китай отправился первый караван русских купцов. Тернистым был путь китайского чая к рус­скому столу. Его везли 11 тысяч километров на верблюдах, тележках, санях, переправляли на паромах через реки. Око­ло года караван с чаем добирался до Москвы. Жадные куп­цы продавали его в 5-6 раз дороже, чем закупали. В России первое чаепитие состоялось в 1638 г.

Для крестьян же чай был практически недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и воз­никло выражение «чайком побаловаться». Многие бедня­ки даже не знали, как заваривать чай.

Послушайте занимательный рассказ о чае.

Слайд 7 Ученик:

Раз привёз мне барин чаю и велел его сварить.

А я отроду не знаю, как проклятый чай варить!

Взял тогда налил водички, кинул чай я весь в горшок,

Да приправил перцем, луком и петрушки корешок.

Гости с барином плевались, сам он ажно озверел

И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся: чем же мог не угодить?

А потом-то догадался – чай забыл я посолить.


Слайд 8 Учитель :Ребята, а вы знаете, как правильно надо заваривать чай?

Ученик.

Чай налить, казалось, просто.

Заварить его сумей.

И по правилам английским

Ты заварничек прогрей.

С чем решили чай попить?

Стоит сразу обсудить.

С ежевикой и малиной,

Просто чай, с лесной рябиной .

Всех сортов чай, может быть.

Тут всё сразу не испить.

Мы заварник наберём,

Кипятком крутым зальём.

Подождём ещё чуть-чуть,

Наливаем, можно дуть…

Учитель: Чай – прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение.

Учитель Чтобы получить от чая истинное удовольствие и максимальную пользу, нужно его правильно хранить, приготовлять и пить. Чай легко впитывает влагу и восприимчив к различ­ным запахам. Поэтому его следует хранить в фарфоро­вой, фаянсовой или стеклянной посуде с плотно закры­той крышкой. Качество чайного напитка зависит не только от сорта чая, но и от способа его приготовления. Прежде чем заваривать чай, заварочный чайник следует ополоснуть кипятком, потом в него насыпают сухую завар­ку. Затем чайник заливают ки­пятком на две третьих объема, закрывают крышкой, а сверху прикрывают полотняной салфеткой. Настаивают пять минут, после чего доливают кипятком.

Ученица: Чай горячий ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет.

Силы новые даёт

И друзей за стол зовёт.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир!

Учитель . И хотя сейчас во многих семьях самовар заменил чайник на праздничном столе, как и 100 лет назад, ни одно народное гулянье не обходится без чая.

Слайд 9 В Японии во время чаепития не разговаривают –

размышляют о смысле жизни, а в России за чаем

общаются, поют частушки.

Слайд10 Частушки

1.На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так споем же под чаек

Чайные частушки!


2.В плясках не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам!


3.Самовар блестит, кипя,

Чай в нем пенится!

Погляди-ка на себя –

Ну и отраженьице!


4.Подавай мне чашку чаю,

Ведь тебе не жалко, чай?

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!



5.Ой, чай, крепкий чай,

Пейте чай – чаёчек,

Чтобы радость приносил

Каждый день- денечек!


6.Мы пропели вам частушки,

Хорошо ли плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы вы похлопали.

Учитель : Уже к началу XIX века выработался русский ритуал чаепития. Непременным атрибутом русского чаепития стал…. Отгадайте, кто?

Чтец. Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Слайд 11 Шипит и кипит – всем пить чай велит.

Учитель: Для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского об­щения - занимал почетное место в каждом жилище, будь то купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе - «печ­ка-матушка, да самовар-батюшка».

2-й ученик. А когда появился самовар?

Слайд 12 Учитель: Самовар - исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что родина самовара - Тула. Но есть свидетельства, что впервые самовары были из­готовлены более 250 лет назад на Урале. Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя.

Демонстрация рисунков и фотографий различных само­варов.

Слайд 13 Игра

Заварим чай

Участники делятся на команды. Перед каждой командой устанавливают большой лист бумаги с нарисованной в центре чашкой. Участникам завязывают глаза и они, подходя по очереди к листу, рисуют на нем по треугольничку (пакетику чая). Побеждает та команда, участники которой были точнее и разместили больше нарисованных пакетиков внутри чашки.



Учитель: Самовар стал таким же традиционным рус­ским сувениром, как и матрешка, балалайка, хохлома, гжель... Сейчас на смену старинным самоварам пришли элект­рические чайники. Но традиция собираться всей семьей за чаем сохранилась до наших дней.



Слайд 14 ученик. Ребята, чай лечит?

Учитель . Действительно, ученые установили, что чай обладает множеством полезных свойств: укрепляет имму­нитет, усиливает сопротивляемость организма различным инфекциям, снимает головную боль, устраняет расстрой­ства желудка. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном.

ученик. А я знаю народное средство от зубной боли. Мелко нарезанный или давленый чеснок смешать с чайным настоем и подержать эту смесь во рту несколь­ко минут.

ученик. При воспалении глаза промывают охлаж­денным крепко заваренным чаем.

ученик. Примочки из чая помогают при солнеч­ных ожогах.

Слайд – щелчок 14 Пить надо только свежезаваренный чай.

Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее».

На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. Для этого использовали особо душистые, целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус- это бодрящий тонизирующий напиток.

Слайд 14 щелчок А каким полезными свойствами обладает чай?

щелчок

слайд 14 игра Пей чай — не скучай

Ведущий по очереди вручает участникам конкурса по одной баранке и произносит фразу: «Пей чай». Участник должен продолжить ее подобранной рифмой. Например, пей чай — не скучай, пей чай — не серчай, пей чай — удовольствие получай и т. д. Тот, кто смог придумать рифму, забирает баранку себе. Побеждает в конкурсе тот, кто собрал больше всех баранок.

Загадки

1.Был листок зелёным-
Чёрным стал, томлёным,
Был листочек зубчатым-
Стал листочек трубчатым.
Был он на лозине-
Стал он в магазине. (Чай)

2.Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок
Шипит и кипит
Всем чай пить велит. (Самовар)

3.Как начнет говорить-разговаривать,
Надо чай поскорее заваривать (Чайник)

4.Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну, и объедение! (Бублик)

5.Четыре ноги, два уха,
один нос, да брюхо. (Самовар)

5.Под одной крышей
4 брата стоят. (Стол)

6.Бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал.

там и пропал. (Сахар)


слайд 15
А знаете ли вы поговорки и пословицы о чае и чаепитии?

1.Выпей чайку – забудешь тоску.

2.Мы за чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.

3.Самовар кипит, уходить не велит.

4.Чай крепче, если он с добрым другом разделен.

5.Не ленись, а отличай, где солома, а где чай!

6.Чай не пить, так на свете не жить.

Чай не пьёшь – откуда силу возьмёшь?

Ведущий: По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, сливки, мёд, печенье, бублики, пряники.

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.


Слайд 16 Игра - Съешь пряничек»

По два из участников команд приглашают в середину зала, завязывают им глаза. Они с закрытыми глазами должны накормить друг друга пряниками. Побеждает та команда, чьи игроки первыми съедят пряники.

Исполняется песня «ПРЯНИКИ РУССКИЕ»


Игра «Христофоровна – Никаноровна»

Игра проводится с нарядами На 2 стульях лежат юбка, блузка, платок, фартук, очки. Каждый участник игры должен подбежать к стулу, нарядиться, сесть на стул и прокричать : «Я – Христофоровна» или «Я – Никаноровна», а затем раздеться и прибежать на своё место.


Учитель : Вот и подходит к концу наш праздник и хотелось бы, чтобы вы ушли отсюда с хорошим весёлым настроением, согретыми нашим чаем и вкусным угощением.

ученик. – Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем.

Тех, кто чай с охотой пьёт,

Стол, накрытый , давно ждёт!


ученик.- Для всех вас, взрослые и детишки

калачи, ватрушки, пышки.

Наливайте, не стесняйтесь,

Сладким чаем забавляйтесь!

Учитель.- Всех гостей приглашаем в нашу чайную! (к столу)







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие по теме "Посидим у самовара"

Автор: Ростовская Татьяна Ивановна

Дата: 10.01.2016

Номер свидетельства: 274800

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Внеклассное мероприятие на тему: "Береги своё время""
    ["seo_title"] => string(61) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_na_tiemu_bierieghi_svoio_vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "379702"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484497428"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства