kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие «Моя Россия – моя Югра»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие «Моя Россия – моя Югра» разработано  в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Задачи мероприятия: воспитывать уважение и любовь к своему округу, городу, России; расширить знания учащихся о жизни и культуре коренного населения ХМАО-Югры; совершенствовать коммуникативную компетенцию, предполагающую развитие личности школьника, формирование его коммуникативной культуры; формировать культуроведческую компетенцию; развивать навыки работы с текстом, мышление, творческие способности, духовно-нравственный потенциал школьника.

Технологическая основа  мероприятия – технология проблемно-диалогового обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Моя Россия – моя Югра» »

Внеклассное мероприятие «Моя Россия – моя Югра»

Задачи:

  1. воспитывать уважение и любовь к своему округу, городу, России;

  2. расширить знания учащихся о жизни и культуре коренного населения ХМАО-Югры;

  3. совершенствовать коммуникативную компетенцию, предполагающую развитие личности школьника, формирование его коммуникативной культуры;

  4. формировать культуроведческую компетенцию, которая включает осознание значимости русского языка в жизни;

  5. развивать навыки работы с текстом, мышление, творческие способности, духовно-нравственный потенциал школьника.

Технологическая основа – системно-деятельностный подход к обучению (технология проблемно-диалогового обучения).

Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор и экран, 6 компьютеров), карточки с заданиями для групповой работы, справочный материал, мультимедийная презентация по теме урока, песня «Моя Россия» (сл. А.Токмакова, муз. К Дерр).

Технологическая карта мероприятия

Этап творческой деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

Постановка проблемы


Подготавливает к восприятию темы урока, сообщает тему урока с мотивирующими приемами для ее принятия «яркое пятно», «актуальность», вызывая к ней интерес школьников.

Знакомит с презентацией.

Слушают песню «Моя Россия» (музыка К. Дерр, слова А. Токмакова), отвечают на вопросы учителя, обобщают и делают посильные выводы.

Предлагают тему урока и форму представления материала.

Знакомятся с презентацией.

Компьютер, карточки с групповыми заданиями, песня «Моя Россия» (сл. А.Токмакова, муз. К Дерр).

Поиск путей решения проблемы

учениками

(планирование действий)


Задает вопросы с помощью подводящего диалога, сталкивает разные мнения учеников.


Подводит к формулировке гипотезы.


Организует поисково-исследовательскую деятельность обучающихся.

Предлагает выбрать пути решения проблемы.

Отвечают на вопросы учителя.

Предлагают способы действия.

Формулируют гипотезу.



Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно сделать, чтобы решить проблему.



Организуются в группы.

Компьютеры, 5 копий мультимедийной презентации, справочный материал, бумага, карандаши, ручки.

Выражение решения

(открытие нового знания)










Предлагает мотивированные задания и последовательность выступлений.










Работают в группе (паре): читают справочный материал, знакомятся с мультимедийной презентацией, выбирают необходимую для комментария слайдов информацию (работают с текстом).

Готовят к защите результат работы: составляют текст и выразительно его читают).

Компьютеры, 5 копий мультимедийной презентации, справочный материал, бумага, карандаши, ручки.




Реализация продукта

(применение нового знания)

Предлагает представить результат работы. Определяет последовательность выступлений.

Анализирует и оценивает работу обучающихся.


Применяют новое знание.

Группы представляют присутствующим свой комментарий к слайдам (озвучивают презентацию об Югре), делают выводы, получают обратную связь в виде оценивания/одобрения.

Проектор и экран, мультимедийная презентация «Моя Югра - моя Россия».

Итог

Благодарит школьников за помощь.

Предлагает продолжить работу над совершенствованием презентации.





Предлагают варианты продолжения работы.


Сценарий

Под небом сибирской земли
Богатства от края до края,
И крылья надежды мы здесь обрели,
Югру на века прославляя!



  1. Постановка проблемы

1. Мероприятие начинается со звучания песни «Моя Россия» (сл. А.Токмакова, муз. К Дерр).

2. Сообщение темы с мотивирующими приемами: «яркое пятно» и «актуальность»

Слово учителя:

- Ребята, в прошлом году 4 ученика из нашего класса, для которых русский язык не является родным, участвовали во Всемирном фестивале русского языка. После победы в первом туре они были приглашены к участию во втором. Мне как их учителю русского языка тоже предложено участвовать в фестивале. Для этого мне нужно представить на фестиваль урок по теме «Моя Россия».

- Поддержите меня?

- Спасибо.

- Мне нужен ваш совет. «Моя Россия» - тема широкая. Ее сложно раскрыть за один урок.

- Какие микротемы можно выделить? О чем можно рассказать ребятам на уроке? (Предлагают темы: о Родине, об Югре.)

- В какой форме можно представить материал?

(Фильм снять, мультимедийную презентацию подготовить, фотографии отправить, виртуальную эксурсию провести…)

-Помните, что урок должен быть понятен детям, для которых русский язык – иностранный. Значит, какой должна быть цель моей работы?

(Представить материал о Югре так, чтобы дети его поняли.)

- Я выполнила часть работы. Подготовила мультимедийную презентацию о Юрге.

Посмотрите и подумайте, будет ли материал понятен?

3. Просмотр презентации « Моя Россия – моя Югра».

II.Поиск решения проблемы учениками

1. Подводящий диалог.

- Можно отправлять материал на фестиваль? ( Нет, он непонятен, т.к. нет текста.)

- Что необходимо изменить? (Добавить текст, комментарий.)

2. Гипотеза: если презентацию прокомментировать, то она станет понятной.

3. Определение способов действия (организация групповой работы).

- Помогите составить комментарий к презентации.

- Какие для этого необходимы знания? (Знания о Югре.)

- Как лучше организовать работу, если у нас есть справочный материал, 5 компьютеров, 5 копий презентаций. (По группам или парам. Каждой группе прокомментировать фрагмент презентации.)

- Предлагаю организовать 5 групп.

- Каким должен быть комментарий, учитывая цель работы? (Кратким, понятным.)

- Посмотрите справочный материал. Сколько времени вам понадобится на работу?

(Минут 5-7.)

III.Выражение решения

Групповая работа.

1. Каждая группа (пара) получает задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), справочный материал (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и мультимедийную презентацию «Моя Россия – моя Югра» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

4. Группа на основе справочного материала составляет комментарий к предложенным слайдам (к фрагменту презентации) .

  1. Группа готовит к защите результат работы: выразительно читает созданный на основе справочных материалов комментарий к предложенным слайдам презентации.

  2. На выполнение задания дается группам дается 7 минут. На представление комментария презентации - 3 минуты.

IV. Реализация продукта

  1. Учитель предлагает группам представить подготовленный комментарий.

  2. Последовательность представления презентаций соответствует номеру группы.

  3. Из пяти представленных комментариев фрагментов презентации создается виртуальное

путешествие по Югре.

Итог мероприятия.

  1. Учитель благодарит учеников за помощь.

- Фрагмент урока готов. Осталось продумать детали, и его можно будет отправлять на фестиваль.

- Предположу, что наш с вами материал поможет детям, изучающим русский язык как иностранный, лучше узнать русский язык, познакомиться с Югрой и Россией.

  1. Скажите, а вам было полезно сегодняшнее мероприятие?

  2. Что нового вы узнали?

  3. Где вы можете применить открытые вами знания?







ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задания для группы № 1

  1. Прочитайте справочный материал.

  2. Ознакомьтесь с мультимедийной презентацией «Моя Россия – моя Югра».

  3. Используя справочный материал, подготовьте комментарий к слайдам.

  4. Подготовьте выразительное чтение созданного вами комментария.

  5. Представьте одноклассникам свой комментарий.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Справочный материал для группы № 1 (к слайдам 1- 5)



Югра сегодня

Ханты-Мансийский округ – Югра до 1940 года назывался Остяко-Вогульский. Находится в Тюменской области. Образован 10 декабря 1930 г. Входит в состав Уральского федерального округа.

Площадь - 523,1 тысяч кв.км.

Население 1383,5 тысяч человек (по данным 1999 года). Коренное население: ханты, манси. В округе проживают люди разных национальностей.

В округе 15 городов, 25 поселков городского типа (по данным 1993 года). Административный центр - Ханты-Мансийск. Расстояние от Ханты-Мансийска до Москвы 2 759 км.

Климат континентальный, с долгой суровой зимой (сибирский).

Югра - крупный район добычи нефти и газа. Более 57% всей нефти добывается в стране, и порядка 7,5% уровня мировой добычи- это черное золото Югры.

Флаг Ханты-Мансийского автономного округа был принят 14 сентября 1995 года. В левой верхней части флага расположен элемент белого цвета из герба Ханты-Мансийского автономного округа.

Герб Ханты-Мансийского автономного округа был принят 14 сентября 1995 года. На подкладе двух щитов, вписанных один в другой, изображен серебряный символ “Кат ухуп вой” (двуглавая птица). Щиты увенчаны короной белого цвета, выполненной в орнаментальном стиле обских угров, и окружены венками из зеленых кедровых ветвей. Девиз “Югра” начертан серебряными литерами на лазоревой ленте.

Территория Югры располагает богатыми природными ресурсами. Леса, представляя огромную ценность, являются в то же время питомником и хранителем пушного зверя и лесной птицы. Водные бассейны содержат запасы ценной рыбы, привлекают водоплавающую птицу. На протяжении многих веков жизнь коренного населения зависела от рыбного и охотничьего промыслов.

В настоящее время округ является основным нефтегазоносным районом Российской Федерации. Наиболее крупные месторождения нефти и газа - Самотлорское, Федоровское, Мамонтовское, Приобское.

В округе добывается россыпное золото, жильный кварц и коллекционное сырье. Открыты месторождения бурого и каменного угля. Обнаружены залежи железных руд, меди, цинка, свинца, ниобия, тантала, проявления бокситов и др. Находятся в стадии подготовки к разработке месторождения декоративного камня, кирпично-керамзитовых глин, песков строительных.

В пределах Урала на территории округа выявлены породы, обладающие высокими фильтрационными и сорбционными свойствами. К их числу относятся цеолитсодержащие породы, вулканические образования и др. Разведаны и утверждены эксплуатационные запасы минеральных (йодо-бромных) вод.

В Ханты- Мансийске находится парк-музей под открытым небом «Торум-Маа».
В парке работает Центр лыжного спорта, отвечающий всем требованиям международного стандарта и не имеющий аналогов в мире. Ежегодно Центр принимает гостей для проведения соревнований самого высокого уровня. Трассы Ханты-Мансийского Центра лыжного спорта по праву признаны одними из самых сложных, но и одними из самых красивейших на земном шаре.
Также для посетителей открыты горнолыжный центр «Хвойный урман», горнолыжный комплекс «Кедровый» и тюбинговая трасса.

Округ стал гордостью биатлона.

Для группы № 1

Слайд

Описание (название)

Комментарий

1

Начало

На округ – седой богатырь,

Свой дух возродил величаво,

Опора России – Урал и Сибирь!

Гордимся Югрою по праву!

2

Герб и флаг округа




3

Югра сегодня (карта)





4

Промышленность Югры


5

Природные богатства

Задание для группы № 2.

  1. Прочитайте справочный материал.

  2. Ознакомьтесь с мультимедийной презентацией «Моя Югра – моя Россия».

  3. Используя справочный материал, подготовьте комментарий к слайдам

  4. Подготовьте выразительное чтение созданного вами комментария.

  5. Представьте одноклассникам свой комментарий.

Справочный материал для группы № 2 (к слайдам 5 - 10 )

Коренные народы Югры: уклад, промыслы

Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа - ханты и манси - два родственных народа. В старой научной литературе и в документах царской администрации ханты назывались остяками, а манси – вогулами или вогуличами.

Их образ жизни и традиции до сих пор живы на родовых угодьях, в таежных поселках и стойбищах.

Народ ханты относится к финно-угорской этноязыковой группе (родственный — венгерский). Ученые до сих пор не могут сказать, где находилась прародина этой языковой общности, и что послужило причиной такого рассеяния предков угров по территории Евразии. До прихода русских в Сибирь у ханты были племена. В результате межплеменных и иных военных столкновений сложились княжества. Ханты продолжали вести традиционный образ жизни, перенимая у русских переселенцев более прогрессивные орудия труда, приемы рыбной ловли, оружие.

Народ манси (устар. русское — вогулы) — в переводе с их же языка «люди». Язык манси относится к угорской группе уральской семьи языков. Этнос манси сложился в результате слияния племен уральской неолитической культуры с угорскими и индоевропейскими племенами, двигавшимися во II—I тыс. до н.э. с юга, через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана.

Еще в XIV—XVIII вв. основным транспортным средством хантов и манси была собачья упряжка, со временем ее заменил олений транспорт. Летом плавали на долбленых лодках. Широко использовались лыжи голицы и подшитые камусом. В качестве временного жилища использовались шалаши из жердей, крытые шкурами или берестой чумы.

Основные продукты питания - рыба, мясо оленя, лося и других животных, ягоды, орехи. Ханты пьют много чая, едят много хлеба. Рыбу вялят, жарят, варят, коптят, едят свежей, сырой и мороженой (строганина). Мясо едят сырым, варёным. Пьют рыбий жир, заготавливая его с ягодами. Излюбленное блюдо - рыбья икра, вываренная в рыбьем жире.

Одевались ханты очень нарядно: летнюю одежду шили из шкур рыб, обрабатывая ее особым способом. Шили одежду из сукна, ситца, а из рыбьих кож - мешки для продуктов. Зимнюю одежду ханты шили из меха: для шитья меховой одежды необходимо было обрабатывать шкуру. Вместо ниток у них были сухожилия оленя, или склеивали рыбьим клеем. Вместо игл - кости животных. В меховой одежде сочетаются белый и тёмный цвета, отделка цветным сукном (красным, зелёным).

Мужская одежда - малица, это глухая одежда, ее шили из оленьей шкуры мехом во внутрь от слова «Мал»- замкнутый со всех сторон. В сильный морозы одевался «Сокуй» или «Кумыш»- глухая длинная одежда прямого покроя. На «Сокуй» одевался кожаный пояс в котором находились спички, нож, зубы убитого медведя, прикреплялась пушнина. Для защиты от сырости на малицу, одевалась рубаха (из сатина, сукна), украшенная бисером, пуговицами.

Женская одежда-рубаха - платье, нижняя часть выполняется как юбочка, вырез украшался бисером. Поверх платья одевался распошной халат, он шился из одно тонных ярких тканей и низ украшался кантом из красного материала, бисером. Ханты- женщины носили шубы из оленя по краю вместо пуговиц - завязки, так же теплые шубы из горностая, зайца, гагары и т.д. Рукавицы пришивались к рукаву.

Обувь у мужчин и женщин одинаковая «кисы», шились из конусов (шкура с ног оленей) крупных животных (оленя или лося) праздничный вариант - кисы белые. Обувь была по назначению и носилась долго: праздничная, будничная, для лыж. Если обувь намокала, она прокладывалась стелькой из травы.

Детская одежда - к 5 годам ребенок имел комплект одежды, как у взрослого. Ее красочно украшали пуговицами с гравировкой.

Жилища ханты были каркасные и срубные - наземные, на высоких опорах, т.к. почва болотистая, влажная. Чум - хорошо разбирался и перевозился летом закрывался берестой, зимой- оленьими шкурками.

Лабаз- это небольшая постройка для хранения одежды, продуктов.

Занятия мужчин и женщин. Мужским являлось заготовка припасов; уход за оленями; средствами передвижениями; орудиями охоты и др.

Женским занятием было: обработка шкуры из которой шили одежды; уход за детьми, гостями; рубили дрова, делали печи для приготовления пищи; собственностью женщины являлись: швейные принадлежности, их привязывали к поясу куклы, изготовленные руками; личная одежда; и др.

Занятия ханты - охота, рыболовство, оленеводство, сбор ягод, грибов, шишек.

Существовал товарообмен: обменивали шкуры на муку, ткани, металлические изделия, бисер, пуговицы, ружья на рынке и т.д. Единицей обмена служила связка из 10 штук ценного меха.

Для группы № 2

Слайд

Описание (название)

Комментарий

2


Коренные народы Югры. Ханты и манси.




3


Жилища ханты




4


Одежда




5


Одежда




6


Обувь


7


Жилище




Задания для группы №3.

  1. Прочитайте справочный материал.

  2. Ознакомьтесь с мультимедийной презентацией «Моя Югра – моя Россия».

  3. Используя справочный материал, подготовьте комментарий к слайдам

  4. Подготовьте выразительное чтение созданного вами комментария.

  5. Представьте одноклассникам свой комментарий.

Справочный материал для группы № 3 (к слайдам 11 – 18)

Культура коренных народов Югры

Есть у коренных народов своя культура:

  • эпос, в который входят сказки, сказания, былины, легенды, мифы, предания;

  • декоративно-прикладное искусство (резьба по кости, дереву; плетение из бисера, вышивка из бисера, аппликация из меха);

  • орнаментальное искусство и др.

Декоративно - прикладное искусство коренных народов зарождается из обычаев, традиций, праздников, таких как «Медвежий праздник», «Лосиный праздник» и другие.

  • Все вещи украшаются орнаментом, на котором изображаются солнце, заячьи ушки, зубы щуки, сердце, голова, топор, рога оленя.

  • Игрушки для детей изготавливались из костей животных, меха, дерева.

  • Мамы маленьким девочкам шили сами куклы, затем, когда девочка подрастала, она сама себе готовила шила куклу, одевала ее в одежды, подобные своим, расшивала бисером и цветными тканями.

  • Куклы назывались «Акынь» и «Пакы». Лица у кукол не было, чтобы злые духи не видели глаз и что-то злое не сотворили с человеком.

Для группы 3

Слайд


Описание (название)

Комментарий


11

Занятия коренных народов:

Сбор дикоросов, оленеводство, рыболовство, охота.





12

Детские игрушки и люльки.





13

Быт, детские куклы.





14

Домашняя утварь.





15

Народные промыслы.


16

Народные промыслы.




17

Медвежий праздник.





18

Вороний праздник.




Задания для группы № 4.

  1. Прочитайте справочный материал.

  2. Ознакомьтесь с мультимедийной презентацией «Моя Югра – моя Россия».

  3. Используя справочный материал, подготовьте комментарий к слайдам

  4. Подготовьте выразительное чтение созданного вами комментария.

  5. Представьте одноклассникам свой комментарий.

Справочный материал для группы № 4 (к слайдам 19 – 26)

Животный и растительный мир Югры

В округе есть своя красная книга, которая содержит списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.

На территории Ханты-Мансийского округа есть заповедники: Малая Сосьва и Юганский. Большую часть территории нашего округа занимают заказники, природные парки, памятники природы.

Богат и разнообразен растительный и животный мир нашего края.

Богат наш Югорский край лесами. Много деревьев растет в них. Но больше всего хвойных. Хвойные леса в нашем крае разные. В одних лесах растут ели и пихты. В других – сосны и лиственницы. От того, какое дерево преобладает, лес так и называется. Например, если главное дерево ель, то такой лес называется ельник, а если сосна обыкновенная - бор. Давайте посмотрим это на экране.

Наиболее яркими представителями фауны нашего края являются:

  • звери: лось, северный олень, соболь, медведь, бобр, волк, заяц, лиса, белка;

  • птицы: щур, снегирь, свиристель, клест, дрозд, дятел, тетерев, глухарь;

  • насекомые: муравьи, бабочки, пауки, кузнечики, жуки.

Для группы № 4

Слайд

Описание (название)

Комментарий


19-20

Животный мир Югры разнообразен.





21

Олени





22

Белки (волки, медведи..)





23

Утки (птицы)





24

Растительный мир Югры



25

Ягоды (клюква, морошка), кедр



26

Реки, озера




Задания для группы № 5.

  1. Прочитайте справочный материал.

  2. Ознакомьтесь с мультимедийной презентацией «Моя Югра – моя Россия».

  3. Используя справочный материал, подготовьте комментарий к слайдам

  4. Подготовьте выразительное чтение созданного вами комментария.

  5. Представьте одноклассникам свой комментарий.

Справочный материал для группы № 5 (к слайдам 26 – 31).

Сургут

Сургу́т — крупнейший город Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Население 305,8 тыс. жителей (на 1.10.2010).

Сургут — неофициальная «нефтедобывающая столица» России.

Слово «сургут» состоит из двух древнеюгорских «сор» и «кут», которые дошли до нас в измененном виде. Слово «сор» переводится как «заливная пойма реки», слово «кут» на сургутском наречии означает «рыба». Следовательно, в соединении слово «соркут» в древнеюгорском языке могло означать целое понятие, связанное с образом жизни народа: ежегодным весенним кочевьем племен из таежных речек и охотничьих угодий в пойму Оби.

По другой версии, в переводе с хантыйского «сургут» — «рыбное место. Исторически город стоит на берегу великой сибирской реки — Оби, в её среднем течении.

Город Сургут основан по наказу царя Фёдора Иоанновича, данному 19 февраля 1594 года воеводе князю Фёдору Борятинскому и письменному голове Владимиру Оничкову.

Сургут, как и вся Сибирь, не знал крепостного права, люди жили крепкие, вольные, решительные. Однако издавна город был местом ссылки, сюда ссылали декабристов.

В годы Великой Отечественной войны сургутяне активно помогали одолеть врага. Отсюда ушли на фронт почти все взрослые мужчины, половина из них не вернулась домой. Все богатства таежного края шли на разгром фашистской Германии.

В середине 20-х годов академик Губкин предсказал, что в Западной Сибири есть огромные залежи природного газа и нефти. К середине 70-х годов началось освоение нефтяных и газовых месторождений. Крупнейшие предприятия — ОАО «Сургутнефтегаз» (СНГ) и ООО «ГазпромтрансгазСургут».

Также в городе расположены 2 электростанции (ГРЭС), работающие на природном и попутном газе.

Через Сургут проходят поезда, на восток (в Ноябрьск, Тарко Сале, Нижневартовск) на юго-запад (в Тобольск, Тюмень).

Крупнейший аэропорт в Ханты-Мансийском автономном округе. Аэропорт «Сургут» — лицо авиаиндустрии региона.

В Сургуте довольно суровые климатические условия. Климат континентальный. Зима умеренно-холодная, продолжительная — со второй половины октября до середины апреля. Средняя температура января −20,9 °C.

Для группы 5

Слайд

Описание (название)

Комментарий


26

Сургут - крупнейший город Югры



27

Панорама Сургута.





28

Экономика и население города.





29

Предприятия города.





30

Промышленность.





31

Климат. Суровая зима.




Литература

  1. История ХМАо с древности до наших дней. Учебник для старших классов, Екатеринбурк НПМП «Волот», 2000.

  2. Маргарита Анисимкова «Янгал-Маа» (тундра). Вольная обработка в прозе Мансийского поэтического эпоса, М.,1990.

  3. Полынская И.Н. Приобщение школьников к национальной культуре ханты на уроках изобразительного искусства

  4. Соколова З.П. Путешествие в Югру. М, «Мысль», 1982.

  5. Мельникова Е.А. Проблемный урок в начальной школе, или Как открывать знания с учениками. Пособие для учителя. - М., АПК и ПРО, 2002.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие «Моя Россия – моя Югра»

Автор: Глушкова Татьяна Игоревна

Дата: 13.01.2015

Номер свидетельства: 154550

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Внеклассное мероприятие "Судьба природы-наша судьба!" "
    ["seo_title"] => string(56) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-sud-ba-prirody-nasha-sud-ba"
    ["file_id"] => string(6) "112765"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1408901317"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства