Внеклассное мероприятие "Гражданин России - это звучит гордо!"
Внеклассное мероприятие "Гражданин России - это звучит гордо!"
ОБОШИ Суджанская школа-интернат
Методическая разработка ЗАНЯТИЯ
Тема: «Гражданин России - это звучит гордо»!
«Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины».
Дж. Кеннеди
Составила и провела Савченко Л. А.
Декабрь 2014г.
Воспитательная цель:
- формирование у подростков чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-патриотическому прошлому России;
- доведение до подростков боевых традиций, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в мирные и военные годы.
Данное мероприятие предназначено для обучающихся старших классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Гражданин России - это звучит гордо!" »
ОБОШИ Суджанская школа-интернат
Методическая разработка ЗАНЯТИЯ
Тема: «Гражданин России - это звучит гордо»!
«Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины».
Дж. Кеннеди
Составила и провела Савченко Л. А.
Декабрь 2014г.
Воспитательная цель:
- формирование у подростков чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-патриотическому прошлому России;
- доведение до подростков боевых традиций, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в мирные и военные годы.
Средства обучения: Конституция РФ, мультимедиа проектор, компьютер, презентация, интерактивная доска, музыка гимна, песня «С чего начинается Родина» (Музыка В.Баснера, слова М.Матусовского
Организационный момент: звучит музыка «С чего начинается Родина»
картинки о Родине. (клип)
Слайд № 1Вика Чекмарёва
Что значит Родина моя? –
Ты спросишь, я отвечу:
- Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля,
От края и до края,
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчевых путей
Доверчиво раскроет.
1
Слайд № 2 Ведущий 1. При слове Родина
Сильнее сердце бьется,
Наша Родина - Россией зовется,
Сознательно оберегать ее должны мы,
Чтобы культура повышалась в ней.
И чтобы люди в единении жили,
Друг другу помогали и любили,
Ту Родину, что мы Россией зовем.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Слайд № 3-4 А.Невский, памятник Минину и Пожарскому.
На доске слова, соответствующие содержанию слайдов и определите два ключевых слова.
Ведущий 2. Севастополь, октябрь 1854 г., Крымская война. Руководил обороной города адмирал Корнилов. Его последние слова были: «Отстаивайте же Севастополь!» О герое принявшим смерть за Отечество говорят: он был воин и гражданин.
Воспитатель: Как вы думаете, означает ли это, что гражданином Отечества можно назвать только того, кто защищал Родину с оружием в руках?
(ответы детей) Но и о Пушкине тоже говорят: поэт и гражданин. О композиторе Глинке: музыкант и гражданин.
Слайд № 9-10. А.С.Пушкин, М.Глинка.
Означает ли это, что гражданин – только выдающаяся личность?
Ведущий 1: (на интерактивной доске) Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Слайд № 13.А вот как ответил русский поэт Н.Некрасов: «Отечества достойный сын». Как вы понимаете « достойный сын Отечества»? 2
Слайд № 14.Ведущий 2:Толковый словарь русского языка гласитГРАЖДАНИН – это«Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей» С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Воспитатель:Назовите гражданские чувства.
Прогнозируемый результат: чувство долга защищать Родину, чувство уважения национальной символики, культуры, языка, традиций.
Воспитатель: В каких правовых документах говорится о правах человека и гражданина (например, Конституция РФ глава 2 «Права свободы человека и гражданина», Конвенция о правах ребёнка).
Слайд № 15.
Слайд №16.Ведущий 1.
Воспитатель: Чем же слово «гражданин» отличается от слова «человек»?
Ведущий 2. Человек самое широкое понятие: существо и биологическое и социальное. Можно сказать: «Человек родился, болеет человек, наслаждается музыкой». 3
Если на место слово «человек» поставить слово « гражданин», то будет звучать нелепо. Человек понятие широкое,
«гражданин»- это, прежде всего лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями.
Слайд № 17. Россия лучшим своим гражданам ставит памятники. В Москве на Красной площади памятник Минину и Пожарскому с надписью "Благодарная Россия - Гражданину Минину и князю Пожарскому.
Слайд №19.Ведущий 1. Отчизна, Родина!.. Как мы понимаем эти слова?
Константин Дмитриевич Ушинский, известный русский педагог, писал: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы её зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а, матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
Ведущий 2. С этими словами трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждое государство должно иметь свои государственные символы. Есть они и у России. Знаете ли вы, что является символами государственности России?
Слайд №20. (флаг, герб, гимн)
Без них никак нельзя. Изображение герба и флага помещают на государственных учреждениях, на военной форме, морских кораблях, космических ракетах… Гербовой печатью скрепляют все самые важные документы. Без государственной символики не обходится ни одно событие государственной важности, будь то международный форум, спортивные соревнования или военный парад. 4
Отношение к символам - это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
Слайд №21. Ведущий 1. Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом — три исторические короны Петра Великого (над головами — две малые и над ними — одна большего размера); в лапах орла — скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона. У России величавой
На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.
Ведущий 1.Слайд 22. Государственный флаг Российской Федерации поднят постоянно на зданиях Администрации Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, судов, Генеральной прокуратуры, Центрального банка. Бело- сине-красный флагнасчитывает300-летнюю историю и за свою жизнь претерпевал некоторые изменения.
С 21 августа 1991 Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней — белого, средней — синего, нижней — красного цветов. Белый цвет – берёзка. Синий – неба цвет. Красная полоска- Солнечный рассвет.
Белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность.
В особо торжественных случаях – при вступлении в должность президента и других государственных руководителей ,при подъёме флага и других официальных церемониях – исполняется государственный гимн. Слово «гимн» образовано от греческого слова – восхваление, торжественная песнь. Особая торжественность и праздничность гимнов пробуждает и усиливает национальное и государственное самосознание, а в международных делах ритуал исполнения государственных гимнов служит выражением высших почестей представителям иностранной державы.
Гимн исполняется на государственных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, мужчины без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне свой Родины.
Слайд №24. Гимн России (музыка).
Слайд №25.Ведущий 2.
Москва - столица нашей необъятной Родины, у нас к ней трепетное отношение. Москва город-герой .
Москва – это Красная площадь. Москва – это башни Кремля. Москва – это сердце России, Которое любит тебя.
Слайд №26.-27.Ведущий 1.
Но кроме Москвы, в нашей стране есть много городов, которыми мы по праву гордимся – это города с богатой историей, с памятниками архитектуры, посмотреть которые едут не только россияне, но и люди из других стран.
Слайд №28.-29.Ведущий 2.
Наша Родина очень велика, так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске - на - Камчатке наступает полночь.
Если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства - её зеленый наряд - леса.
Слайд №30.-31.-32. стихотворение М. Пляцковского “Родина” читает Настя Калинина 6
“Родина” - мы произносим тихо, И в глазах задумчивых у нас Медленно качается гречиха И дымится луч в рассветный час. Речка вспоминается, наверное, Чистая, прозрачная до дна, И сережки светятся на вербе, И в траве тропинка не видна. Родина! Отечество святое! Перелески. Рощи. Берега. Поле, от пшеницы золотое, Голубые от луны стога. Сладкий запах скошенного сена, Разговор в деревне нараспев, Где звезда на ставенку присела, До земли чуть-чуть не долетев.
Воспитатель Слайд №33.
Каждому человеку надо знать своё прошлое, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может назвать себя: «Я – гражданин своей Родины»
Ведущий 1.
Я – гражданин России! Не правда ль, звучит красиво? Смело, достойно, гордо! Сказано как-то твердо! Я – гражданин России! И если б меня спросили, Чем же я так горжусь? Я бы ответила просто: Не надо пустых вопросов! Ведь моя родина – Русь!
Ведущий 2. Быть «гражданином” - это не просто запись в паспорте, это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание. 7
Ведущий 1. Современный словарь определяет значение слова «патриот» так: это человек , любящий своё Отечество, преданный своему народу. На интерактивной доске появляются высказывания о понятии «патриот».
Слайд №34 . Ведущий 1. 1. В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит он ни от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше. Добролюбов Н.А.
Слайд №35.Ведущий2. 2. Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней. Толстой А. Н.
Слайд №36.Ведущий 1. Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но еще, важнее, чтобы, ты был готов прожить жизнь ради нее. Теодор Рузвельт.
Слайд №37. Ведущий 2. Патриотизм как цель и результат патриотического воспитания молодёжи – это проявление любви к Родине, отчизне, отечеству.
Владимир Даль .
Слайд №38. Ведущий 1. Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете». (В. В. Путин, Президент Российской Федерации.)
Слайд №39. Ведущий 2. Патриотизм - нравственно - эмоциональная связь личности, общности с комплексом географических, этнических, исторических, культурных, религиозных представлений в памяти о Родине. Проявление – отстаивать, защищать Отечество.
Воспитатель: Как вы думаете, патриотизм сегодня - это реальность или утопия?
Воспитатель: Сегодня патриоты нужны не меньше чем в годы войны. Сегодня тоже идет бой – бой за будущее страны, за будущее живущих в ней народов. Каким оно будет, зависит от вас, кому еще предстоит во многом разобраться, все понять и взвесить, чтобы стать достойным сыном Отечества.
7
Слайд №40. Ведущий 1 Выпускник нашей школы, Завгородный Николай Николаевич геройски погибший при выполнении воинского долга в Чеченской войне, посмертно награждён орденом «Мужества»
Слайд №41. Кузнецов Виктор Викторович – мичман подводник трагически погиб на подводной лодке «Курск» в августе 2000 года, посмертно награждён орденом «Мужества».
Слайд №42.
Стихотворение читает Пашина Юлия
Высоко, высоко над землей синева.
Это мирное небо над Родиной.
Но простые и скромные слышим слова:
«Боевым награждается орденом!»
Это значит, что где – то
В суровой ночи.
Злые пули надрывно свистели.
И что в этой борьбе,
Как на всякой войне.
Жизнь и смерть снова рядом стоят.
Это значит, что где – то
В неравном бою
Твой ровесник, земляк, твой сосед
Защищает любовь,
И надежду свою.
И окон безоблачный свет.
Воспитатель: Можно ли считать этих русских солдат гражданами – достойными сынами Отечества?
Прогнозируемый результат: Да. Они выполняли гражданский долг, защищали часть нашей Родины .
Слайд № 43. Воспитатель:В течение нескольких лет российские солдаты участвовали в Афганской войне. Можно ли их считать патриотами? (ответы детей) Да.
Слайд № 44. Ведущий 2. В разных точках мира постоянно вспыхивают военные конфликты. Войны приносят страшные страдания. Ребята, воевавшие в Чечне, сохранили целостность нашей Родины. А участвуя в Афганистане , СССР беспокоился, во-первых, в охране 8 своих собственных границ, а во-вторых, в противодействии попыткам другой сверхдержавы закрепиться в регионе. Кроме всего прочего девять лет войны — это девять лет мира и спокойствия среднеазиатских республик и наших границ на юге.
Воспитатель: Таким образом, делаем вывод, что такие духовно-нравственные качества, как патриотизм и воинский долг имеют чисто практическую направленность и очень актуальны и на современном этапе развития нашего общества. «У великих предков не бывает сереньких потомков. Величие России в ее людях, патриотах своего Отечества, носящее гордое имя Россия» В.В. Усманов.
Считаете ли вы себя патриотами? Почему?
Что такое гражданственность и патриотизм? Каждый из вас, наверное, задумывался об этом.
Слайд № 45. Выступление ученика: Когда я изучаю историю России, я узнаю много интересного – цари, государственные деятели, композиторы и художники, народ- труженик- все, кто создал историю моей страны – это патриоты своего государства .
Слайд № 46.Особенно меня тронула тема «Смутное время» В эти страшные годы люди были в замешательстве: кого из царей выбирать. Началась гражданская война, иностранные захватчики тоже хотели заполучить лакомый кусок русской земли. Люди не побоялись, и начали собираться в ополчения. Благодаря Дмитрию Пожарскому и Кузьме Минину - освободителям нашей страны - российская государственность была сохранена. Эти герои были настоящими патриотами. Неслучайно в культуре России их подвиг отмечен памятниками в Москве и на Нижегородской земле. В стихах и художественных фильмах воспеты защитники земли русской - Александр Невский, Дмитрий Донской и другие
Слайд № 47. В годы Великой Отечественной войны все граждане нашего государства объединились, отстояли независимость Советского Союза. Не удалось Фашистам установить свой «новый порядок» в мире. 9
Почему удалось одержать победу над фашизмом? Потому что люди были настоящими патриотами России. Они не побоялись этой страшной и мучительной войны, жертвовали собой ради будущих поколений.
Иногда я задумываюсь, а я настоящий патриот моей страны? Хотя мне еще мало лет, но я люблю свою родину и буду гордиться тем, что я вырос и живу в этой замечательной стране-России. А вот ты любишь свою родину? Наверное, ты скажешь, что да. Неважно, где ты живешь, а важно твоё отношение к своей стране - любишь родину, гордишься ею и будешь защищать. Я - гражданин Российской Федерации, страны с богатой и интересной историей. Моя задача - учиться, проявлять активную жизненную позицию, вносить свой посильный вклад в историю школы.
Ведущий 1.
Гражданин, гражданственность, патриот, патриотизм, Что стоит за этими, казалось бы, всем известными с детства понятиями. Можно сколько угодно рассуждать, толковать значение этих слов. Но главное, что нужно понять – это любовь к Родине, ее земле, людям, родительскому дому, тому углу, где ты живешь. Это гордость за те свершения. Достигнутыми многими поколениями. Это боль, горечь за ошибки, за то, что не удалось совершить. Это стремление приложить свои знания, умения на пользу обществу. Без осознания всего этого нельзя стать достойным гражданином.
Слайд №48. Хотелось бы, чтоб девиз вашей жизни звучал так: «Не спрашивай, что страна может сделать для тебя; спроси, что ты можешь сделать для своей страны»
Воспитатель читает стих:
Молодость! Возьми с собой в дорогу Самую заветную мечту, За людей душевную тревогу, Сердца жар и мыслей красоту, Мудрость чувства, Стойкость в бурях жизни, Мужество во всем и до конца, Верность другу,
10
Преданность отчизне, Имя Гражданина и борца.
Ведущий 1. Все мы граждане России, и от нас зависит ее судьба. Главное, важно ощутить себя частицей живущего во времени человечества, знать кто “я” и как мое “я” связано с окружающим миром. Но самое главное и самое трудное: участвовать в развитии общества с учетом дыхания прошлого и настоящего.
Слайд № 49. Ведущий 2.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России
Берегите Россию, без нее нам не жить.
Берегите ее, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой
Берегите Россию - нет России другой .
Слайд № 50. Ведущий 1.
Мы к будущему готовимся. И сердце стучит: пора И взрослыми мы становимся Сегодня, завтра, вчера!