13
МКC(К)ОУ «Ветлужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия
Тема
«Государственные символы России»
Автор:
Шибаева Елена Леонидовна,
учитель
8 (850)50-2-19-51
г. Ветлуга
2013
Содержание
Цель и задачи занятия………………………………………………………..1
Оборудование…………………………………………………………………2
Ход занятия…………………………………………………………………....3
Использованная литература…………………………………………………12
Цель занятия:
Формирование у молодого поколения чувства патриотизма и уважения к родной стране.
Задачи:
Расширить знания учащихся о государственной символике;
Воспитывать уважительное отношение к государственным символам;
Проводить коррекцию мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы через развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов.
Оборудование:
Карточки с набором букв,
Магниты,
«Черный ящик»,
Монета с изображением герба России,
Полоски цветной бумаги, клей, кисти,
Разрезная картинка с изображением герба России,
Слайд-шоу,
Интерактивная доска,
Музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Организационный момент.
Цель: организация группы обучающихся, подготовка к работе на занятии.
Коррекционное упражнение на развитие логического мышления.
Цель: определение обучающимися темы занятия.
Задание 1
Расшифровать тему занятия.
Детям даются карточки н-и-г-м г-а-ф-л б-е-г-р
Они должны поменять буквы местами, написать слова на доске и прочитать их вслух.
Учитель: Ребята, что это за слова? Наше занятие посвящено символам Российской государственности. Тему занятия нужно красиво написать на доске.
Слайд № 1
Основная часть занятия
Цель: Расширение знаний и воспитание уважительного отношения обучающихся к государственным символам Российской Федерации;
Учитель: Я учитель специальной коррекционной школы и гражданин Российской Федерации, а вы ученики 7 класса специальной коррекционной школы и тоже являетесь гражданами России.
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины каждый человек должен проделать большую работу.
Ученик: Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны все чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от нас страна.
И подымай, бездумью вопреки,
Свою решимость до конца бороться.
И, может, от моей руки
Зависит все, что будущим зовется
Учитель: Когда вы вырастите, вы сможете сделать много доброго, полезного и красивого, чтобы Родина стала еще сильнее и краше. Но это - потом. А сейчас самая главная работа - учиться. И учиться нужно хорошо. Так же хорошо и ответственно нужно делать любую работу. И еще, нужно с детства любить свою Родину, ведь это все равно что любить свой дом , своих родителей , друзей. Кто этому научится - будет счастливым человеком на всю жизнь.
Любой гражданин России должен знать и почитать символы Российской государственности.
Задание 2
Послушайте легенду- загадку и ответьте, с каким государственным символом России она связана?
«Возле некого палестинского г.Гевал располагалось большое озеро. В этом озере поселился огромный змий, поедающий одного за другим жителей города. Пришел черед и правителю города выдать на съедение монстру свою единственную дочь. Отвели ее на берег и оставили там. В тот же час появился воин. Увидев девушку, он ее обо всем расспросил. И она рассказала о змее-людоеде. Как только змей показался из воды, воин не испугался, а приготовился к сражению, извлек меч и отрубил голову лютому зверю. Царь, горожане были рады видеть царевну живой . А в честь воина царь велел построить церковь и украсить ее золотом и серебром».
Ответ учеников – «С гербом».
Задание3
Собрать разрезанную картинку с изображением герба на доске с помощью магнитов.
Слайд №2 (герб)
Подтвердить правильность выполненной работы.
Сообщение обучающегося о гербе
Герб главный символ любого государства. В нем в образной форме выражена государственность страны. Двуглавый орел – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры, символ уважения нашим народом своей истории. Две головы орла напоминают о необходимости для России обороны от Запада и Востока, три короны над ними, скреплены одной лентой и символизируют братство трех народов-русских, украинцев и белорусов. В когтях у орла-скипетр и держава. Это символы государственной власти из древней Руси. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца.
Задание 4
«Черный ящик»
Под соответствующую музыку вносится черный ящик обучающимся школы. Нужно угадать предмет.
«Этот предмет необходим каждому в повседневной жизни. Он может быть вознаграждением. Когда-то его вырубали из металла. На нем изображен один из государственных символов».
(монета).
Ребята, где мы еще можем увидеть герб России?
Задание 5
Каждому ученику выдаются полоски цветной бумаги, кисточка, клей. Нужно с помощью этих предметов изготовить флажок России.
Порядок работы:
Выбрать для флажка полоски нужного цвета.
Расположить их в правильном порядке.
Аккуратно склеить.
Во время работы детей учитель делает сообщение.
Флаг, как и герб, является символом государства. Его поднимают над государственными учреждениями, правительственными зданиями, венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни им украшают дома и улицы. Ему отдают почести и чтят его, как святыню. Размеры его и цветовую гамму устанавливают верховные власти страны. В России его цвет утверждает Государственная Дума и Президент.
Проверка выполненных работ.
Слайд № 3
По решению Государственной Думы и Президента России с 2000 года принят бело-сине-красный флаг.
Белый цвет-мир, чистота, правда, благородство.
Синий цвет-небо, верность, веру.
Красный цвет-смелость, доброта, честность, огонь, кровь.
Ребята, где еще вывешиваются флаги России?
Ответы обучающихся.
(Во время международных спортивных игр,
в учреждениях,
на зданиях, площадях и т.д.)
Физкультминутка
(ученик проводит зарядку под песню Л. Агутина «Граница»).
Учитель: Ребята, какой еще символ мы не назвали?
- Гимн
Что нужно сделать, когда звучит гимн России?
Прошу всех встать!
Звучит гимн Российской Федерации.
Во время гимна идут слайды № 4
Гимн-это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых наиболее важных случаях.
Гимн-это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России, его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения - все встают, а военные отдают честь или салютуют оружием. В определенное время, включая радио, мы слышим как звучит гимн (6ч. утра , 24 ч. ночи)
В особо важных случаях, когда наши спортсмены завоевывают призовые места тоже звучит гимн Российской Федерации.
Гимн утвержден Государственной Думой в декабре 2000 года. Слова гимна принадлежат известному писателю С. Михалкову, а музыка А. Александрову.
Кроме государственных символов существуют государственные праздники. Эти дни считаются выходными по всей стране.
Задание № 6
Соединить праздник с датой календаря.
Слайд №5 работа на интерактивной доске
«Установи соответствие»
День победы | 7 января |
День народного единства | 12 июня |
День независимости России | 1 января |
Международный женский день | 4 ноября |
Праздник весны и труда | 9 мая |
Новый год | 1 мая |
День защитника Отечества | 23 февраля |
Рождество Христово | 8 марта |
Ключ:
- E
- D
- B
– H
– F
– C
– G
– A
III. Заключительная часть
Цель: подведение итогов занятия
Задание 7
Слайд № 6 работа с тестами на интерактивной доске
«Проверьте себя»
1.Какие цвета присутствуют на флаге России:
Красный
Белый
Зеленый
Синий
Черный
2. Какая птица изображена на гербе России:
Воробей
Сова
Орел
3. Сколько голов у орла:
Три
Две
Одна
4. Кто написал слова к гимну России:
Михалков
Маршак
Есенин
5. Где можно увидеть герб России:
Монета
Печать
Документ
6. Что держит орел в лапах:
Скипетр
Указку
Державу
7. «Россия – священная наша:
Страна
Держава
Город
8. Где исполняется гимн:
Дискотека
Олимпийские игры
Государственные праздники
Ключ:
abd.
c
b
a
abc
ac
b
bc
Учитель подводит итоги занятия, оценивает работу обучающихся.
Обучающиеся делают выводы по занятию, отвечая на вопросы учителя:
Что такое государственная символика?
Какие государственные символы вам известны?
Что нового и интересного вы узнали на занятии?
Понравилось ли вам занятие?
Использованная литература:
Государственная символика РФ. М.,»»Экзамен», 2003.
Ворожейкина Н.И. и др. Наша Родина и современный мир. Беседы о Росии: учебное пособие.
ПчёловЕ.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. Учебное пособие. М. ТИД «Русское слово». 2002.
«Россия на рубеже третьего тысячелетья» - электронный оптический диск.
Т.А.Кудрявцева. «Я живу в России!» Книга для семейного чтения. М. Просвещение. 2001.