kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Викторина "Путешествие по страницам Литературы" для обучающихся 5-10 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Викторина поможет учителю приобщить обучающихся к гуманистическим ценностям культуры, развить творческие способности ребят, коммуникативные навыки, умения работать в команде, ориентироваться в текстах произведений, цитатах, литературных задачах, воспитать командный дух, читательский вкус и патриотизм.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Викторина "Путешествие по страницам Литературы" для обучающихся 5-10 классов»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Классическая гуманитарная гимназия города Донецка»



Литературная викторина

«Путешествие по станциям Литературы»

(для обучающихся 5-10 классов)







Харлап И.А. – учитель русского языка

и литературы







Донецк

2017







Цель: приобщать обучающихся к гуманистическим ценностям культуры, формировать разносторонне развитую, гармоничную личность; развивать творческие способности, коммуникативные навыки, умения работать в команде, ориентироваться в текстах произведений, цитатах, литературных задачах; воспитывать командный дух, читательский вкус, патриотизм.

Ход викторины

  1. Слово ведущего

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги и гости! Мы рады приветствовать вас на литературной викторине для обучающихся 5-10 классов, тема которой - «Путешествие по станциям Литературы». Общение с произведениями искусства слова на уроках литературы - это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

  1. Сообщение целей и задач викторины

Итак, сегодня мы с вами окажемся свидетелями литературной викторины между командами читателей 5-10 классов. Каждый из вас покажет знания по предмету, умения работать в команде, ориентироваться в текстах произведений, цитатах, литературных задачах.

Викторина будет проходить по станциям, участники команд отвечают только с разрешения секунданта-учителя, соблюдая культуру речи, этикет и отведенное время; поражение или победу переживают с честью и достоинством!

Итак, начинаем нашу викторину!

  1. Проведение викторины (по станциям)

Задания для обучающихся 5 класса

1. Какое правило помогает запомнить эта фраза «Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул «цыц»? (Слова исключения, в которых после Ц пишется Ы)

2. Чьё это описание, назовите имя персонажа из зимней сказки? Она самоотверженно отправляется выручать названого брата из беды и верит в него до конца, даже, когда кажется, что вечный холод окончательно заполнил сердце мальчика. (Герда)

3. Какую сказку сочинил Антоний Погорельский для своего племянника Алёши, ставшего впоследствии писателем Алексеем Константиновичем Толстым? («Чёрная курица, или Подземные жители»)

4. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл – это…? (Басня)

5. Продолжите стихотворение «Скажи-ка, дядя, ведь недаром»

(Москва, спаленная пожаром, 
Французу отдана). 

6. О каком персонаже идет речь: «…был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя» (Филька, К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб)

7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города…» (В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

8. Кому и за что продал Том вторую очередь на побелку забора? («Приключение Тома Сойера») (Билли Фишеру, за нового бумажного змея)

9. Чем все очень разные сказки похожи друг на друга? (В любой сказке обязательно побеждает Добро.)

10. Последний вопрос сопоставить карточки с частями пословиц:

Что посеешь, то и пожнешь

Без труда не вытянешь рыбку из пруда.

Мы сами с усами.

Первый блин комом.

Куда иголка, туда и портной.
Задания для обучающихся 6 класса

1. Славный защитник Руси-матушки, 33 года неподвижно просидевший в избе. Калики перехожие помогли ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец)

2. Злодей. Свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-змеиному. (Соловей-разбойник)

3. Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана у Морского царя. (Садко)

4. Знаменитый греческий герой, который поймал Керинейскую лань, Критского быка, коней-людоедов, добыл пояс царицы амазонок, золотые яблоки, очистил стойла на скотном дворе царя Авгия. (Геракл)

5. Титан, похитивший с Олимпа огонь и принесший его людям. (Прометей)

6.Царь острова Итака, герой Троянской войны, переживший множество необыкновенных приключений в опасном морском путешествии. (Одиссей)

7. Конкурс – «Кто я?»

 «Знаменитый русский богатырь крестьянского происхождения, уроженец лесной зоны средней полосы России. Обладал огромной силой, имел богатырского коня, местонахождение которого было указано кудесниками».  (5 баллов)

«В составе еще двух знаменитых богатырей изображен на известной картине русского художника. Стал одним из  самых популярных героев былин».   (3 балла)

«33 года был частично парализован. После лечения кудесниками по дороге в столицу совершил два великих подвига: разогнал рать и пленил Соловья-разбойника». (1 балл) (Илья Муромец).

8. Конкурс – «Словесный портрет»

Он «был довольно богатый человек по тамошним местам; он жил честно, то есть ничего не делая, на доходы от своих многочисленных стад, которые пастухи-кочевники пасли в горах, перегоняя с места на место ... (5 баллов)

«Представьте себе человека небольшого роста, но крепкого, с вьющимися черными как смоль волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета невыделанной кожи. Меткость, с которой он стрелял из ружья, была необычной даже для этого края, где столько хороших стрелков»… (3 балла)

Ему «приписывали выстрел из ружья, который постиг соперника в ту минуту, когда он брился перед зеркальцем, висевшим у окна».  (1балл) (Маттео Фальконе).

9. Конкурс – «Библиотека» (5 б.)

1. Автор повести «Чучело» (В.Железняков)

2. Автор стихов «Няне», «Зимнее утро» (А.С.Пушкин)

3. Автор повести «Ночь перед Рождеством» (Н.В.Гоголь)

4. Автор новеллы «Маттео Фальконе» (Проспер Мериме)

5. Автор рассказов «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» 

(А.П.Чехов)

10. Конкурс «Гуманитарная математика» (5 б.)

Когда Василисе Премудрой исполнилось 18 лет, Кощей Бессмертный решил взять её замуж. Василиса спросила, сколько у Кощея сундуков с золотом. Кощей ответил, что у него 27 360 сундуков, полных золота. И каждый год прибавляется по 33 сундука. Василиса обещала выйти замуж за Кощея тогда, когда у него  будет 30 000 сундуков, полных золота. Сколько лет будет невесте Кощея в день свадьбы?(  98 лет)


Задания для обучающихся 7 класса

1. Перья какой птицы использовали для письма? (Гусь)

2. В басне И.А.Крылова лиса борется за кусок сыра?(«Ворона и лисица»)

3. Что висело на стенах у Самсона Вырина в комнате (по произведению «Станционный смотритель») (Картинки с изображением истории блудного сына)

4. Кто автор следующих строчек?

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. («Зимняя дорога» А.С. Пушкин)

5. Не только  геометрическая кривая, но и сильное преувеличение для создания художественного образа. (Гипербола.)

6. Продолжите произведение и назовите его автора.

Славная осень! Здоровый, ядрёный …(Воздух усталые силы бодрит; Н.А.Некрасов)

7. Из какого произведения следующее предложение: «Терпи, козак, - атаманом будешь!» («Тарас Бульба»)

8. Какие ценности были у Джима и Деллы из новеллы «Дары волхвов»? (Золотые часы Джима, волосы Деллы)

9. Последний вопрос сопоставить карточки с частями высказываний:

Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе

Победит тот, кто не дрогнет.

Богатырь умрет – имя его останется.

Труд человека кормит, а лень портит.

Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.



Задания для обучающихся 8 класса

1.Продолжить стихотворение, назвать название, автора.

  • У Лукоморья дуб зеленый ,

Златая цепь на дубе том….

  • Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом …

  • Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит…

  • Под ним струя, светлей лазури,

Под ним луч солнца золотой…

  1. Подобрать рифму для слов: розы, ночь, яблоня, банка. Сочинить небольшое стихотворение, используя свои рифмы.

  2. Установить личность литературного героя по описанию.

  • Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев и считался едва ли не самым исправным, талантливым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистовой работе. Славный он был мужик. И не будь его несчастья, всякая девка охотно пошла бы за него замуж. (Герасим, Тургенев «Муму»)

  • Он вышел из дома с ведром известки и длинной кистью. Окинул взглядом забор, и в одно мгновение окружающая природа утратила всю веселость, и в сердце у него водворилась тоска. (Том Сойер)

  • Стройная, бледная, семнадцатилетняя девица. Считалась богатой невестой. Была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена. (Мария Гавриловна «Метель»)

  • Человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах. Через некоторое время: седина, глубокие морщины давно не бритого лица, сгорбленная спина. (Самсон Вырин «Станционный смотритель»)

  • Спереди совершенный немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки... Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто… (черт «Ночь перед Рождеством»)

  1. Называем имя писателя, необходимо назвать его фамилию.

  • Федор Михайлович               Достоевский

  • Иван Андреевич                    Крылов

  • Сергей Александрович         Есенин

  • Константин Георгиевич       Паустовский

  • Самуил Яковлевич                Маршак

  • Федор Иванович                    Тютчев

  • Афанасий Афанасьевич        Фет

  • Александр Сергеевич            Пушкин

  • Антон Павлович                     Чехов

  • Михаил Юрьевич                   Лермонтов

  • Николай Васильевич             Гоголь

  • Николай Алексеевич             Некрасов

  1. Назвать фамилии четырех известных авторов, имеющих имя Михаил.    (Лермонтов, Шолохов, Пришвин, Ломоносов, Зощенко)  

  2. Назвать настоящую фамилию автора по псевдониму

  • Марк Твен  - … Самюэль Клеменс

  • Антон Чехов  - … Чехонте

  • Корней Чуковский  - … Николай Корнейчуков

  • Андрей Платонов – … Климентов

  • Максим Горький – … Пешков

  • Александр Грин - … Гриневский

  1.  Назвать произведения, в названиях которых содержится указание на какую-либо часть лица. (Гоголь «Нос», Гауф «Карлик Нос», Некрасов «Мороз,     Красный Нос»)

Задания для обучающихся 9 класса

1. Откуда эти строки?
1) «Почтмейстер ...тоже добрый человек...» («Ревизор»)
2) «Терпи, казак, - атаманом будешь!» («Тарас Бульба»)
3) «Ну, мой верный слуга! Я твоей беде,
Твоему горю пособить постараюсь» («Песня про купца Калашникова»)
4) «Тяжко, братья, голове без плеч,
Горько телу, коль оно безглаво» («Слово о полку Игореве»)
5) Науки юношей питают,
Отраду старым подают...» («Ода на день восшествия...Елизаветы Петровны»)
6) «Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире...» («Недоросль»)
7) «Ты в ответе за тех, кого приручил» («Маленький принц»)
8) «Хоть видит око, да зуб неймет» («Лисица и виноград»)
9) «И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь» («Я помню чудное мгновенье»)
10) «Однажды пробиралась она по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту...» («Муму»)
2. «Говорящие фамилии»
-Скотинин («Недоросль» Фонвизина)
-Коробочка («Мертвые души» Гоголя)
-Сквозник - Дмухановский («Ревизор» Гоголя)
-Очумелов («Хамелеон» Чехова)
-Минский («Станционный смотритель» Пушкина)
-Голокопытенко («Тарас Бульба» Гоголя)
3.«Эпиграф много говорит...»
1) «Береги платье снову, а честь смолоду» («Капитанская дочка», Пушкин)
2) «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» («Ревизор», Гоголь)
3) «Во всех ты, душенька, нарядах хороша!» («Барышня-крестьянка», Пушкин)
4) «Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор» («Станционный смотритель», Пушкин)
5) «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» («Мцыри», Лермонтов)
6) Вдруг метелица кругом,
Снег валит клоками» («Метель», Пушкин)

Задания для обучающихся 10 класса

1. Переведите латинский афоризм Ab ovo, означающий «С самого начала»?  (С яйца)

2. Кому принадлежит выражение: «Краткость – сестра таланта». 

А.П.Чехов

3. В этом романе юноша сохраняет свою молодость, а его портрет стареет. Как называется произведение? («Портрет Дориана Грея», Оскар Уайльд)

4. Не только тяжёлое событие, переживание, причиняющее нравственные страдания, но и род литературных произведений. (Драма)

5. Не только яркое представление, зрелище, но и английский писатель, лауреат Нобелевской премии 1925 г. (Шоу - Шоу Джордж Бернард)

6. Какому русскому поэту принадлежат эти математические строки: «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»? (А.С. Пушкину)

7. В каком из романов один из героев нигилист? (И.С.Тургенев «Отцы и Дети»

8. В каком сражении Андрей Болконский был ранен? (Аустерлицкое сражение)

9. В живописи – триптих, а в литературе ? (Трилогия)

10. Литературные анаграммы (написаны на карточках):


МОТ   _ _ _  (Единица собрания сочинений.)

Том

ОСТРОВ   _ _ _ _ _ _  (Персонаж «Войны и  мира»  Л. Толстого.)

Ростов

БЕЛОВИК → _ _ _ _ _ _ _  (Персонаж «Человека в футляре»  А.П. Чехова.)

Беликов

ПАРА  ВОТ → _ _ _ _ _ _ _  (Персонаж пьесы  Островского  «Бесприданница».)

Паратов

ПА СТЕНА  _ _ _ _ _ _ _  (Стихотворный  метр.)

Анапест


  1. Подведение итогов викторины

Итак, викторина состоялась. Учителя готовы представить отчет о количестве баллов, заработанных командами 5-10 классов.

  1. Поздравление победителей

  2. Заключительное слово учителя

Читайте больше, повышайте свою орфографическую зоркость и

литературную зрелость. Желаем успехов. До новых встреч. I.






ЛИТЕРАТУРА

1. Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2002.

2. Литературные викторины: Сборник литературных викторин, посвящённых творчеству русских писателей и поэтов, с ответами /Сост. В.А.Ильина. – Волгоград: Учитель-Аст, 2001.

3. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литературные викторины для детей. – М.: РИПОЛ-КЛАССИК, 2000.

4. Радченко Н.А. Компас в книжном море: Литературные викторины по произведениям русской литературы /Т.1, книги 1 и 2. – Нижний Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1997.

5. Радченко Н.А. Компас в книжном море: Литературные викторины по произведениям зарубежной литературы /Т.2. – Нижний Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1997.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Викторина "Путешествие по страницам Литературы" для обучающихся 5-10 классов

Автор: Харлап Ирина Александровна

Дата: 04.08.2017

Номер свидетельства: 424894

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "внеурочная деятель-ть 5-11 классы "
    ["seo_title"] => string(37) "vnieurochnaia-dieiatiel-t-5-11-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "205045"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429786997"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Выступление на тему:  «Роль классного руководителя в организации  гражданско-патриотического воспитания учащихся» "
    ["seo_title"] => string(127) "vystuplieniie-na-tiemu-rol-klassnogho-rukovoditielia-v-orghanizatsii-ghrazhdansko-patriotichieskogho-vospitaniia-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "189380"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426874686"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства