Цели: способствовать развитию познавательных процессов учащихся;
развивать интерес и любознательность, интеллектуальные умения обучающихся;
воспитывать интерес к русской словесности, уважение к народной культуре, через сказку воспитывать в детях лучшие качества человека: честность, верность, доброту, чувство товарищества
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Викторина по сказкам»
Тема: «Путешествие в мир сказок».
Цели: способствовать развитию познавательных процессов учащихся;
развивать интерес и любознательность, интеллектуальные умения обучающихся;
воспитывать интерес к русской словесности, уважение к народной культуре, через сказку воспитывать в детях лучшие качества человека: честность, верность, доброту, чувство товарищества.
Форма занятия: игра-викторина.
Оборудование: кроссворд, иллюстрации к сказкам, сюжетные карточки, музыкальное сопровождение с физминуткой, изображения из чёрного ящика.
Литература:
Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
Литературное чтение. 2 класс. В 1 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
Литературное чтение3 класс. В 1 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.
1.Организация начала занятия.
-Здравствуйте ребята, сегодняшнее занятие проведём с вами мы. Напоминаю нас зовут Дарья Александровна и Мария Николаевна.
2. Сообщение темы.
- Перед началом нашего мероприятия давайте узнаем, куда мы совершим путешествие. Для этого отгадаем кроссворд.
1. К А Р Л С О Н 2. Ч Е Б У Р А Ш К А 3. Б У Р А Т И Н О 4. З О Л У Ш К А 5. В О Л К 6. М А Л Ь В И Н А
ВОПРОСЫ:
1. Кто больше всего на свете любил варенье?
2. Как звали друга крокодила Гены?
3. Как звали веселого деревянного человечка?
4. Героиня сказки Ш.Перро, которая превратилась из простой девушки в прекрасную принцессу.
5. Кто гонялся за зайцем, съел Красную Шапочку, ее бабушку и шестерых козлят, а седьмого не нашел
6. Как звали девочку с голубыми волосами?
-Прочитайте выделенное слово (сказка)
-Правильно. Сегодня мы совершим путешествие в мир сказок. Самые первые произведения, которые начинают читать человеку, - сказки. Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками. Ведь именно благодаря сказке, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой.
Вы примете участие в весёлых заданиях, вспомните сказки их авторов и героев.
3. Основная часть.
3.1. Вступительное слово. Ознакомление с правилами викторины.
- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы проведем игру – викторину.
- Я знаю, что вы все очень любите сказки, и сейчас я вам предлагаю отправиться в чудесный мир волшебства, в мир сказок. Узнаем, хорошо ли вы знаете сказки, умеете ли правильно отвечать. А в конце занятия узнаем, кто из вас является лучшим знатоком сказок.
- Давайте с вами вспомним, что такое сказка?
Сказки на Руси рассказывались с древнейших времен. Содержание каждой сказки составляет борьба правды с ложью, добра со злом. И как всегда в сказках добро побеждает зло. Сказку нередко наполняют разные чудеса. То злой колдун превращает прекрасную царевну в лягушку, то гуси-лебеди крадут братика у сестры, то непослушный Иванушка, испив из заколдованного копытца водицы, стал козленочком. Через века к нам пришла народная сказка, с той поры, когда люди не умели читать и писать. Поэтому она и называется «сказка», потому что рассказывается. Не мало на белом свете прекрасных сказок. Но среди них есть и самые дорогие, самые любимые.
Какие сказки бывают?
(бытовые сказки (героем обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Положительный герой бытовой сказки всегда выходит победителем в борьбе с врагами);
волшебные; сказки о животных)
- Прежде чем начать викторину нужно ознакомится с правилами:
1. В викторине будут участвовать три команды( 1,2,3 ряд)
2. Каждой из команд нужно придумать название( Мудрецы, Всезнайки, Знатоки)
3. Вопросы командам будут задаваться поочерёдно, если команда, которой задали вопрос не может ответить, мы спрашиваем другую команду.
4. Выкрикивать вопрос нельзя, ответ принимается при поднятой руки.
5. За каждый правильный ответ команда получает жетон и данный балл, в завершении викторины мы будем подчитывать жетоны.
3.2. Первый тур. Из какой сказки слова.
1) Лисичка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов. (Теремок)
2) Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил
И остался с носом. (Лиса и Журавль)
3)А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок…(Машенька и медведь)
4)Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода –
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
5) Рыбка не простая
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет. (Сказка о рыбаке и рыбке)
6) У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? – Вот вопрос. (Золотой ключик)
7)… Дева вдруг ожила.
Глядит вокруг Изумленными глазами, И, качаясь над цепями, Привздохнув, произнесла: “Как же долго я спала!”
(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)
8)Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На раздутых парусах.
(“Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь”.)
9)- Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка. “Посади ты эту, птицу, - Молвил он царю,- на спицу; Петушок мой золотой Будет верный сторож твой: Коль кругом всё будет мирно, Так сидеть он будет смирно; Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны, Иль набега силы бранной, Иль другой беды незваной Вмиг тогда мой петушок Приподымет гребешок, Закричит и встрепенётся И в то место обернётся”. (Сказка о золотом петушке. А.С.Пушкин)
3.3. Второй тур. Загадки к сказкам.
- Ну что, ребята, поиграем?
1)Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(Скатерть — самобранка)
2)Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ.
(Иголка)
3)Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
(Соловей-разбойник)
4)Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
( Жар—Птица)
5)Я вопрос тебе припас. Подскажи: что в первый раз, Стал у рыбки дед просить, Чтоб старухе угодить? (Корыто.)
6) Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги.
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
(Ступа.)
7)Мой вопрос не будет длинным. Если помнишь Буратино, Подскажи, какую книжку Продал глупенький мальчишка? (Азбука.)
8)И сияет, и блестит, Никому оно не льстит, А любому правду скажет –
Все как есть ему покажет.
(Зеркало)
9)Сказки Пушкина читал? Сетью той старик поймал, В море рыбку золотую. Знаешь, братец, снасть такую? (Невод.)
Физминутка
3.4. Третий тур. К каким сказкам сделаны эти иллюстрации?
1-кот в сапогах,2- снежная королева, 3- рапунзель, 4- спяцая красавица, 5- красавица и чудовище, 6- гадкий утёнок.
3.5. Четвёртый тур. Блиц-опрос
Сколько лет прожил старик со старухой “у самого синего моря”? (Тридцать лет и три года.)
Кто первый нашел теремок? (Мышка-норушка)
Как зовут девицу, у которой во лбу звезда горит? (Царевна-Лебедь из "Сказки о царе Салтане....")
Кому из сказочных героев принадлежит шарманка? (Папе Карло. А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
Какая героиня получила свое имя благодаря своему головному убору? Кто написал эту сказку? (Красная Шапочка. Ш. Перро.)
Какой обувью в одной стране стали измерять ногу, чтобы определить личность человека? (Хрустальной туфелькой.)
Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Василиса Прекрасная. «Царевна-лягушка».)
Какого героя сказки положили спать на двенадцати тюфяках и двенадцати перинах?(принцесса , «Принцесса на горошине» Г.Х.Андерсен)
Девушка, которая уснула, когда откусила наливное яблочко? (Царевна из сказки "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях")
Девочка, которая учила деревянного мальчишку хорошим манерам?(Мальвина из сказки "Золотой ключик или приключения Буратино")
Как звали девочку, которая пожелала, чтобы мальчик с больной ногой был здоров? (Женя из сказки "Цветик-семицветик")
Кого грозился мальчик Кай посадить на тёплую печку? (Снежная Королева из одноименной сказки)
3.6. Пятый тур. Конкурс капитанов.
Удивительные превращения: в кого превращались или были заколдованы сказочные герои?
1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).
2.Гадкий утёнок (в лебедя, Андерсен).
3. Братец Иванушка (в козлёнка).
4.Василиса Прекрасная (в лягушку).
Назовите друзей литературных персонажей
У Малыша (Карлсон).
У Винни-Пуха ( Пятачок, Кролик, Иа-Иа).
У Герды (Кай).
3.7. Шестой тур.Узнай сказочного героя.
1.Его придумал Шарль Перро. Есть шпага, шляпа и усы. На шляпе у него перо, Усы невиданной красы. Одет в роскошнейший кафтан, Прошёл он тысячи дорог. Да, он известный «хитрован», И великана слопать смог. Он оказался очень крут. Скажите как его зовут? (Кот в сапогах)
2.Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне, И женился на царевне. (Емеля)
3.В гости к бабушке пошла, Пироги ей понесла. Серый Волк за ней следил, Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)
4.Человек немолодой Вот с такущей бородой. Обижает Буратино, Артемона и Мальвину, И вообще для всех людей Он отъявленный злодей. (Карабас)
5. Из танцзала короля Девочка домой бежала, Туфельку из хрусталя, На ступеньках потеряла. Тыквой стала вновь карета… Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)
6. Родилась у мамы дочка Из прекрасного цветочка. Хороша, малютка просто! С дюйм была малышка ростом. Если сказку вы читали, Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)
7.Черепахе триста лет. Уж её и старше нет. И она-то рассказала: Тайну, о которой знала, И которую хранила. Буратино ключ вручила: (Тортила)
8. Сказку быстро вспоминай: Персонаж в ней — мальчик Кай, Королева Снежная Сердце заморозила, Но девчурка нежная Мальчика не бросила. Шла она в мороз, метели, О еде забыв, постели. Шла она на помощь другу. Как зовут его подругу? (Герда)
9. Я обаятельная жутко, И обладаю нюхом чутким, Причёской славлюсь неземною, Летать умею над землёю. (Баба-Яга)
4. Подведение итогов.
- Наша игра подошла к концу. Давайте подсчитаем все заработанные вами баллы. Победителями нашей викторины стала команда-…, вторым местом награждается команда-…, и не стоит огорчаться команде- … занявшее третье место, это должно быть стимулом и в следующий раз вы буду больше трудиться и займёте более высокое место.
-Ребята, мы надеемся сегодняшнее занятие вам понравилось, вы хорошо играли и слушали, вы просто молодцы.