воспитание бережного отношения к природе и стремления к сохранению экологического равновесия в природе.
Задачи:
Образовательная – углубить знания об окружающей природе, повышение эффективности восприятия материала через использование современных технологий.
Развивающая – развитие мыслительных операций, умение обобщать, делать выводы; развитие коммуникативных качеств обучающихся; развитие умения работать самостоятельно и в группе, развитие речи обучающихся.
Воспитательная – воспитание бережного отношения и любви к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Весёлая палитра экологии »
Управление образования администрации
Старооскольского городского округа Белгородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества №1»
Весёлая палитра экологии
(сценарий интегрированного мероприятия)
Тулинова И.Н.,
педагог
дополнительного образования
Старый Оскол
Цель мероприятия:
воспитание бережного отношения к природе и стремления к сохранению экологического равновесия в природе.
Задачи:
Образовательная – углубить знания об окружающей природе, повышение эффективности восприятия материала через использование современных технологий.
Развивающая – развитие мыслительных операций, умение обобщать, делать выводы; развитие коммуникативных качеств обучающихся; развитие умения работать самостоятельно и в группе, развитие речи обучающихся.
Воспитательная – воспитание бережного отношения и любви к природе.
Оборудование:
Мультимедийный проектор и компьютер
бумажные флажки зеленого и красного цвета
кленовые листочки из цветной бумаги с буквами Э, К,О,Л,О,Г,И,Я
цветная бумага (шаблоны) для объёмной поделки
большие листы бумаги для рисования (4 шт.)
фломастеры
гирлянда из бумажных листьев со словами: «Экология - это наука о дружбе человека с природой»
Возраст обучающихся: 7-8 лет.
Ход мероприятия
Стихотворение читает ребёнок.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
СЛАЙД 1
Ведущий: - Ребята, любите ли вы природу? (ответы детей) Это великое чувство! Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, ответственнее, великодушнее.
Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет её видеть и слышать. А чтобы научиться этому, надо быть очень внимательным, наблюдательным и любознательным! Наше мероприятие призвано научить вас быть такими.
Сегодня мы поговорим об экологии. Что означает это новое слово?
СЛАЙД 2
Термин ЭКОЛОГИЯ образован от двух греческих слов ЙОКОС – дом, жилище, родина, и ЛОГОС – наука, обозначающих дословно «наука о местообитании». В общем смысле ЭКОЛОГИЯ – это наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания.
Ведущий: - Давайте подумаем, что такое живая и неживая природа. Как вы считаете, что относится к живой природе?
Звучат ответы обучающихся.
Ведущий: - А что мы называем неживой природой?
Звучат ответы обучающихся.
Человек - это тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход,
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
Ведущий: - Теперь давайте поиграем в игру «Отгадай загадку». Если речь в загадке идет о живой природе, вы поднимаете зеленый флажок, а если о неживой - красный.
- Всю зиму он в берлоге спал
Да сладко лапу там сосал.
Весной затопал он спросонок.
Ребята, кто он? (Медвежонок).
К какой природе он относится?Ребята поднимают зеленые флажки.Ведущий:
Чтобы я тебя повез,
Незачем давать овес.
Накорми меня бензином,
Вместо ног моих - резина,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит.... (Автомобиль).
(красные флажки)
Ведущий:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это? (Лиса).
(зеленые флажки)
Ведущий:
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком. (Кошка).
(зеленые флажки)
Ведущий:
Он всюду - в поле и в саду,
Но в дом не попадет.
И никуда я не пойду,
Покуда он идет. (Дождь).
(красные флажки)
Ведущий:
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
( красные флажки)
Ведущий:
На дворе в кадушке
Заквакали подружки.
Потом - прыг из ушата!
Кто же это? (Лягушата )
(зеленые флажки)
Ведущий:
- Молодцы! Вы справились с заданием. Теперь посмотрите на эти изображения.
Ведущий демонстрирует слайды и репродукции картин с видами живой природы.
СЛАЙДЫ 3, 4, 5
Ведущий:
- Как прекрасна наша природа! Она всегда привлекала к себе внимание поэтов и художников. Обратите внимание на игру красок и ответьте:
- какого цвета небо? (голубого, синего);
- какого цвета облака? (белого);
- каким цветом изображен лес? (зеленым);
- каким лес бывает осенью, а каким - зимой? (желтым, оранжевым, коричневым, красным, бордовым; белым, голубым, серым, черным).
Ведущий:
- Давайте вспомним одно из самых красивых явлений природы. Что это?
СЛАЙД 6
Разноцветное коромысло
Над землею повисло. (Дети отвечают : радуга)
Ведущий:
- Правильно, это радуга. Вспомним, какими цветами раскрашена радуга? Кто помнит подсказку?
Дети отвечают: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Ведущий выдаёт кленовый лист с буквой.
Ведущий:
- Как прекрасно все то, что нас окружает: животные и птицы, цветы и леса. Природа заботится о нас. Она дает нам все: пищу, одежду, воздух и воду, а также лекарственные травы и цветы.
Ведущий:
- А сейчас необходимо разделиться на две команды. От команды по два человека для участия в конкурсе.
Конкурс «Кто больше нарисует цветов»
Выдаётся большой лист бумаги и фломастеры, каждой команде загадывается загадка о цветах. Дети рисуют отгадку: за определённое время нужно как можно больше нарисовать цветов.
СЛАЙД 7
Загадки:
1. Все растенье это знают
Иногда на нём гадают…
Может, любит, может, нет-
Скажет нам она в ответ…. /ромашка/
2. В поле есть такой цветок:
Ярко – синий лепесток.
На ветру качается,
Нежно называется ….. /василёк/
Пока художники рисуют, ведущий ведёт беседу о пользе данных цветов. СЛАЙД 8
РОМАШКА В медицине
Высушенную и свежую ромашку аптечную применяют в медицине: (отвары, экстракты) — как противовоспалительное, слабое антисептическое и вяжущее средство, наружно — для полосканий, примочек и ванн. Ромашка принимается внутрь в виде чая (традиционное английское домашнее средство) или настоя, её используют при спазмахкишечника, метеоризме и поносах, а также как потогонное средство. Препараты — Рекутан, Ротокан.
В косметологии
Экстракт ромашки аптечной входит в состав многих косметических средств, прежде всего кремов. Настоем ромашки аптечной ополаскивают волосы для придания им золотистого оттенка.
ВАСИЛЁК
В научной медицине василёк используется в мочегонных сборах, особенно при отёках почечного и сердечного происхождения, как противоспалительное средство, а также как противоспазматическое при болезнях печени. Цветки в виде настоя, чая и экстрактов применяются при нефритах, нефрозонефритах, циститах, уретритах как лёгкое мочегонное средство и при заболеваниях печени и жёлчных путей как желчегонное[1].
В народной медицинеотвары цветков применяют при воспалительных заболеваниях глаз, зрительной утомляемости. Примочки с отваром применяют при фурункулёзе, экземе, трофических язвах, маточных кровотечениях. Отвар корзинок используют как мочегонное, при циститах, кашле и коклюше, нервных и желудочных заболеваниях, при маточных кровотечениях и поносе у детей[1].
Хороший медонос, даёт пчёлам нектар и пыльцу. Мёд зеленовато-жёлтый, густой, с приятным лёгким миндальным запахом и иногда с горьковатым привкусом
Ведущий: - а сейчас посчитаем, сколько цветов удалось нарисовать нашим художникам…
Ведущий выдаёт каждой команде по кленовому листочку с буквой.
СЛАЙД 9
Ведущий: - Ребята, мы поговорили о цветах, которые растут в поле. А что интересного мы можем увидеть в лесу? Чем полезен лес человеку? Справочное бюро.
Справка об экологической роли леса:
Лес – зелёные лёгкие нашей планеты. 1 га /10000 кв. м – 100 м х 100м/ лиственного леса выделяет за сутки 2 кг фитонцидов. Фитонциды – вещества, образуемые растениями, которые подавляют рост и развитие микроорганизмов и очищают воздух. 1 га хвойного леса отфильтровывает в год 30 - 35 тонн пыли, 1 га лиственного леса 50 – 70 тонн.
А ещё лес является «местом жительства» для многих животных и птиц.
Конкурс «Узнай животное по описанию»
По очереди командам зачитываются описания.
(ОТГАДКИ ПО ЩЕЛЧКУ НА СЛАЙДЕ 10)
1. Это животное - хищник. Во все времена люди боялись и остерегались его. Он жесток и кровожаден, обладает устрашающим голосом. Он удивительно вынослив: может не есть много дней, не теряя при этом силы. Люди зовут его серым разбойником. Кто это? /волк/
2. Жизнь этого животного связана с водой. Оно умеет глубоко нырять и долго не показываться на поверхности. В воде ему никто не страшен. Издавна люди уважали это животное за его строительное искусство. Кто это? /бобр/
3. Это животное известно людям давно, ещё 2 тысячи лет назад. Его можно увидеть в лесу, в роще, в парке и, совсем рядом с человеком, в саду. Оно бегает, не таясь, шуршит листьями, громко посапывает, а когда ест, громко причмокивает. Кто это? /ёж/
4. У этого животного много имён, прозвищ, даже по имени – отчеству его величают. И всё потому, что его все боятся. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое: разоряет гнёзда диких пчёл, чтобы полакомиться мёдом. Летом пугает людей, которые приходят в лес за малиной, потому что сам её очень любит. Кто это? /медведь/
5. У этого зверя 2 основных способа защиты: маскировка и ноги. Он может развивать скорость до 50 км в час. Однако он не просто удирает от опасности, а ещё и хитрит, сбивает преследователей со следа. Так что на самом деле он никакой не трус. Кто это? /заяц/
6. Этого животного величают по имени – отчеству. Главная его черта – хитрость, изворотливость. Кто это? /лиса/
Следующий конкурс «Фантастическое животное»
Каждой команде выдаётся карточка с названием животного
ЗУБОГЛАЗИУС КРИВОПУЗИУС
От каждой команды участвуют по два или три человека.
Пока команды фантазируют, с остальными ребятами проводится викторина.
Викторина «Узнай по описанию»:
1. Эта птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой /стриж/
2. Эти птицы выводят птенцов зимой /клёст/
3. Эти птицы считаются символом мира /голубь/
4. Этой птице хвост помогает не только в полёте, но и при добывании пищи /дятел/
5. Эта птица кричит громче всех /павлин/
6. Эта птица живёт на болоте /цапля/
Почему птицы так называются?
1. Снегирь /появляется вместе со снегом/
2. Синица /основной цвет в оперении сине – голубой/
3. Кедровка /питается кедровыми орехами, помогает «садить» леса/
4. Поползень /птица, которая ползает по стволу/
5. Мухоловка /любимое лакомство мухоловки – мухи/
6. Овсянка /своей жёлтой окраской напоминает цвет спелого овса, питается овсом/
За правильные ответы викторины ведущий выдаёт кленовый лист с буквой.
Просмотр рисунков. Ведущий выдаёт каждой команде по кленовому листочку с буквой.
Ведущий:- А сейчас давайте поговорим о роли птиц в природе. Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью. Птицы защищают человека и животных от докучливых и невыносимых насекомых, резко снижают численность быстро размножающихся вредителей.
СЛАЙД 11
Трудно переоценить значение птиц в природе, их роль в жизни человека, ту пользу, которую они оказывают лесам, садам и огородам. Без птиц существование последних было бы почти невозможным. Чтобы понять значение птиц в природе, достаточно указать на всем известную большую синицу, которая за один день съедает до 6 тысяч различных насекомых, среди которых преобладают вредители леса.
СЛАЙД 12
Даже воробьи весной и летом становятся полезными. Птенцов первого вывода они выкармливают личинками яблоневого долгоносика — свирепого врага садов. Воробья многие считают вредной птицей. Это неправильно. В городах (в людных парках и на бульварах) наши полевые воробьи — единственные защитники деревьев от вредителей. Осенью и зимой они питаются, в основном, семенами сорняков. Стоит напомнить печальный пример Китая, где необдуманно истребили всех воробьев, а в результате лишили фруктовые сады защиты от вредителей.
СЛАЙД 13
Незаменимые защитники леса— дятлы, поползни и пищухи. Черный дятел, например, за день истребляет от 300 до 650 личинок дровосеков, короедов и куколок обыкновенного рогохвоста. Правда, дятлы одновременно уничтожают семена сосны, ели, поедают муравьев, кольцуют деревья. Но все же пользы от них ощутимо больше чем вреда. Деятельность дятлов дает возможность определить, в какой степени заражены короедами деревья, что облегчает уход за лесом и посадками.
СЛАЙД 14
Поползни и пищухи как бы продолжают работу дятлов: уничтожают вредных насекомых, живущих на ветвях, листьях, в коре.
СЛАЙД 15 Кукушки — также усиливают значение птиц в природе своей полезностью. Они очень прожорливы и уничтожают много вредных лесных насекомых. В желудке одной кукушки были найдены 173 гусеницы шелкопряда, у другой — 137 гусениц, 12 майских жуков и несколько больших зеленых кузнечиков.
Многие птицы, обитающие рядом с жильем человека, исполняют роль санитаров. Они истребляют мух, разносящих возбудителей различных заболеваний, и в первую очередь дизентерии.
СЛАЙД 16
К числу этих птиц относятся, прежде всего, мухоловки и ласточки. Мухоловки, кроме мух, уничтожают малярийных комаров и многих других мелких насекомых. Ласточка за лето поедает около миллиона всевозможных мошек.
СЛАЙД 17
К этой же категории птиц относятся чайки, крачки, зимородки. Поедая преимущественно больную и снулую рыбу, они оберегают водоемы от загрязнения и заражения.
Конкурс «Ласточка» СЛАЙД 18
Работа по группам. Необходимо выполнить объёмную поделку из бумаги. Ведущий выдаёт каждой команде по кленовому листочку с буквой.
Ведущий: - Мы с вами должны бережно относиться к природе. Как вы думаете, что может сделать каждый из нас, чтобы наша планета, наша природа были чисты и прекрасны? Звучат ответы школьников
В конце мероприятия давайте вместе назовём правила, которые позволят нам сохранить природу: СЛАЙД 19
Никогда не убивай зверей и птиц
Не трогай домики животных и их детёнышей
Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду
Подкармливай зверей и птиц зимой
Не бросайте мусор!
Не ломайте деревья!
Не разоряйте гнезда и муравейники!
Не засоряйте водоемы!
Не разводите костры в лесу!
Не шуми на прогулках, не пугай животных
Учись наблюдать за природой
Учись слушать голоса природы
- Ребята, давайте посмотрим – что написано на осенних листиках (ЭКОЛОГИЯ). А сейчас все вместе прочитаем: СЛАЙД 20
Экология - это наука о дружбе человека с природой.
Ведущий:
Любите родную природу:
Озёра, леса и моря,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Давайте же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
- Надеюсь вы будете бережно относиться к природе! Если вам понравилось наше мероприятие – поднимите зелёный флажок, если нет – красный. Спасибо всем за внимание!