Великой Победе посвящается… ( литературно - музыкальная композиция )
Великой Победе посвящается… ( литературно - музыкальная композиция )
Давно отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но нравственные, моральные истоки великого подвига советского народа не перестают волновать не только поколение выживших « всем смертям назло», но и тех, кто не был на войне.
В полутемном зале на сцене высвечиваются две багровые даты: 1941 – 1945.
Слышен звук метронома.
Ровесникам, пали в грохоте и дыме
За покой и честь родной земли,
На века остались молодыми,
На века бессмертье обрели,
Посвящается…
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Великой Победе посвящается… ( литературно - музыкальная композиция ) »
Великой Победе посвящается…
( литературно - музыкальная композиция )
Давно отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но нравственные, моральные истоки великого подвига советского народа не перестают волновать не только поколение выживших « всем смертям назло», но и тех, кто не был на войне.
В полутемном зале на сцене высвечиваются две багровые даты: 1941 – 1945.
Слышен звук метронома.
Ровесникам, пали в грохоте и дыме
За покой и честь родной земли,
На века остались молодыми,
На века бессмертье обрели,
Посвящается…
Звук метронома обрывается. Пауза. Сцена заливается светом. На экране - мирные пейзажи Родины. Звучит « Довоенный вальс» П. Аедоницкого, слова Ф. Лаубе.
Бывают на свете такие мгновенья,
Такое мерцание солнечных пятен,
Когда до конца исчезают сомненья
И кажется: мир абсолютно понятен.
И жизнь твоя будет отныне прекрасна,
И это навек, и не будет иначе.
Все в мире устроено прочно и ясно
Для счастья, для радости, для удачи…
Выстрел. Вальс обрывается. Все прислушиваются.
« 22 июня в 4 часа 10 минут неожиданно раздался артиллерийский выстрел…Снаряд разорвался в нескольких метрах от наших палаток, в лесочке на краю Бельского аэродрома…».( Из дневника 18-летнего солдата Арона Вергелиса).
Четыре часа и лишь девять минут
Июня того сорок первого года,
Двадцать второго числа.
Все еще живы.
Звучит вальс Д. Тухманова, слова В. Харитонова « Не могу забыть»
Еще Бабий Яр может мирно спать,
Девятый форт и не ждет расстрелов,
Жив мой отец, и жива моя мать –
Но сердце мое уже осиротело.
Всего лишь минута – и вздрогнет мир!
Пока еще тихо.
Но в утренней рани
Безрадостно солнце взойдет над людьми,
Потянутся годы невзгод и страданий.
Еще ленинградские дремлют мосты,
Но стужей блокадной чреват уже воздух.
Крещатик покоен еще,
Но кресты
Пожаров горят на его перекрестках…
Четыре часа и лишь девять минут
Июня того сорок первого года.
Двадцать второго числа…
Еще только девять, не десять, не больше минут!
Но эта минута родит и Девятое мая!
( А. Вергелис « 22 июня, 4 часа 10 минут…»).
Раздаются взрывы. На экране – плакат И. Тоидзе « Родина – мать зовет!». Звучит песня
«Священная война».
Звучит песня А. Александрова на слова В. Лебедева – Кумача « Священная война».
Тетрадки нам война перечеркнула,
Взрывной волной от парт оторвала.
Она огнем в глаза нам полыхнула
И на священный подвиг позвала.
Еще лица не тронули морщины,
Едва пушок пробился над губой,
А юноша – подросток стал мужчиной,
Он стал бойцом, он принял первый бой.
( М. Андронов. « Тетрадки нам война перечеркнула…»)
Выходит девушка :
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод,
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41-й год.
( Ю. Друнина. « Я ушла из детства…»)
Девушки читают, обращаясь к юношам :
Ах, война, что ж ты сделала, подлая :
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли –
Повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли за солдатом – солдат…
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад!
нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите, и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Юноши, обращаясь к девушкам :
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала :
вместо свадеб – разлука и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги – ну куда от них денешься!
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад:
До свидания, девочки! Девочки,
постарайтесь вернуться назад.
( Б. Окуджава. « До свидания, мальчики»).
Звучит песня « Синий платочек»
- Какими они были, наши ровесники в сорок первом? Какими они были, солдаты Великой Отечественной?
На экране слайды – фотоматериал времен Великой Отечественной войны.
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете.
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
( Д. Самойлов. « Сороковые…»)
«Такие молодые» взяли на себя ответственность за Россию, за народ, за все на свете.
Вышел мальчик из дому
В летний день, в первый зной.
К миру необжитому
Повернулся спиной,
Улыбнулся разлуке,
На платформу шагнул,
К пыльным поручням руки,
Как слепой, протянул.
Невысокого роста
И в кости не широк.
Никакого геройства
Совершить он не смог.
Но с другими со всеми,
Не окрепший еще,
Под тяжелое Время
Он подставил плечо:
Под приклад автомата,
Расщепленный в бою,
Под бревно для наката,
Под Отчизну свою.
Был он тихий и слабый,
Но Москва без него
Ничего не смогла бы,
Не смогла ничего.
( А. Межиров. « Защитник Москвы»)
Они были такие молодые, что даже война не смогла заставить их перестать радоваться солнцу, жизни, любить, тосковать по родному дому.
« Родная! Если ты получишь это письмо, значит, меня нет, значит, пал на поле боя с думой о тебе, моя далекая и близкая…Чувство любви к тебе давало мне силу в бою, делало меня бесстрашным…Я не знаю, не могу разграничить, где кончаешься ты и начинается Родина. Она и ты слились у меня воедино. И для меня глаза твои – глаза моей Родины…» ( Из неотправленного письма лейтенанта Петра Глухого, погибшего во время рывка на вражеский дзот.)
Звучит песня « Огонек» ( на слова М. Исаковского, музыка народная)
Повторю на прощанье:
« Милая, я вернусь.
Я должен вернуться, но если…
Если случится такое,
Что не видать мне больше
Суровой родной страны, -
Одна к тебе просьба, подруга:
Сердце свое простое
Отдай ты честному парню,
Вернувшемуся с войны…»
( Б. Богатков. « У эшелона…»)
Это звучало как заклинание: « Вернуться с войны…» Но вернуться дано было не всем…
Тихо звучит песня « За того парня»
А по степи цветы с поникшими головками,
А по степи туман и запахи весны.
Где вы теперь, ребята, мальчики с винтовками,
Ушедшие в тревожный дым войны?
Слезами матерей хранимые от гибели,
Вы выходили в бой, как будто за порог.
Но становились камни плитами могильными
На перекрестках огненных дорог.
Пронзая синеву, катились звезды – мячики.
И можно ради звезд, наверно, жизнь отжать.
Вы падали в траву,
Вы поднимались, мальчики,
Чтоб даже после смерти побеждать.
Вы поднимались вновь,
Вы жили, непокорные,
Сквозь пули, сквозь огонь,
Сирен щемящий вопль.
И долгим многоточьем стали похоронные
На письмах, не дописанных домой.
А по степи цветы с поникшими головками,
А по степи туман и запахи весны.
Где вы теперь, ребята, мальчики с винтовками,
Ушедшие в тревожный дым войны?
( О. Ермолаева. « Моему сверстнику»)
Звучит « Довоенный вальс» - музыка П. Аедоницкого, слова Ф. Лаубе.
Солдаты гибли
За сегодня, за это утро, этот свет.
Солдаты гибли
Их не поднять. Не воскресить.
Солдаты гибли.
Но их дело бессмертно в памяти людей.
Они живут
В садах и скверах, в огнях вечерних площадей.
Они живут
В глазах девчонки, бегущей в школу налегке.
Они живут
В капелях звонких, в весеннем небе, в ручейке.
( А. Иванов. « Спроси их»)
И кажется, что смотрят в душу мне
Глаза солдат, погибших на войне.
И голоса живые тех солдат
В моих ушах настойчиво звучат:
« Мы сделали, товарищ, что смогли,-
Пусть полегли, но Родину спасли.
Шагнули мы под пули, жизнь любя,
За тех, кто будет после,- за тебя.
Живи, товарищ. Хорошо живи.
Счастливым будь и в песне, и в любви.
Но только беззаботным ты не будь.
Не отступай, когда нелегок путь.
За все, что было дорого для нас,
Не кто-нибудь – в ответе ты сейчас,
За Родину, что вечно молода…
Не забывай об этом никогда».
( В. Гревцев. « Площадь Победы»).
Вот какими были юноши девушки грозовых сороковых годов. Они знали цену жизни и любви, знали, что « без веры в будущее люди перестанут быть людьми» и что « лучшее будущее – это чистая совесть». Быть верными мужеству наших ровесников, опаленных войной, - значит жить не вполсилы, не вполруки, помнить заповедь военного времени: на максимуме своих возможностей. И свято беречь мирную тишину, о которой мечтали в окопах солдаты.
17 лет…
Нам жить и жить, наверно,
Но сейчас одну могу сказать:
« Мы слишком твердо знали сорок первый,
чтоб просто так глядеть войне в глаза».
17 лет.
Сегодня мы не дети.
Я всех с собой
Хотела бы позвать,
В конце концов,
Мы на одной планете,
Чтоб нашу землю вместе отстоять.
( В.Вершинина. « Моему сверстнику в 1968 году»).
Я не был на войне,
Я видел небо,
Усеянное звездами бессмертья,
У каждого ушедшего из жизни
Была своя заветная звезда…
Спасибо им за то,
Что видим звезды,
Спасибо им за то,
Что видим небо, -
От имени сегодняшних живущих,
От каждого,
Кто не был на войне…
( А. Внуков. « Кто не был на войне»).
Песня « День Победы» - музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова.