Просмотр содержимого документа
«Трудности адаптации первоклассников, помощь родителям.»
Адаптация первоклассниковв школе
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
ФГОС нового поколения нацелены на повышение качества образования, обеспечивая единство образовательного пространства Российской Федерации и преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Портрет выпускника начальной школы
Любознательный, активно
и заинтересованно познающий мир;
Владеющий основами умения
учиться, способный к организации
собственной деятельности;
Любящий свой народ,
свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий
ценности семьи и общества;
Выполняющий правила здорового
и безопасного для себя и окружающих
образа жизни
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение ; .
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая, одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки.
Оправдание детских и родительских ожиданий
зависят от того, как ребенок
психологически подготовлен к школе
Поступление в школу и начало обучения – перестройка всего образа жизни и деятельности ребёнка.
Начало обучения в школе требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил ребёнка.
Радость
Гордость
Удивление
Растерянность
Напряжение
Тревога
Проведение психологической диагностики школьной готовности
Диагностика функциональной готовности ребёнка к школе (тест Кёрна – Йерасека). Данная методика даёт представление об уровне общего развития ребёнка, его глазомере, пространственной ориентации, способности к подражанию, а также о степени развития сложнокоординированных движений руки, о развитии моторики, об умении действовать в соответствии с инструкцией. Всё это необходимо при обучении ребёнка в школе.
Диагностика уровня развития произвольного внимания (методика «Корректурная проба»). В процессе работы отслеживается степень концентрации и устойчивости внимания. Умение сосредоточиться, удерживать своё внимание на определённой деятельности, применить волевое усилие при выполнении задания учителя, умение действовать по правилу – один из показателей психологической готовности ребёнка к школе.
Диагностика уровня развития зрительно-моторной памяти (по пособию Тихомировой Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей). Психическая деятельность слабослышащих детей зависит от функционирования слухового анализатора, благодаря которому возможно приспособление организма к окружающей среде. Его потеря создаёт невозможность воспринимать звуки речи, музыку, многообразие мира, влияет на высшую нервную деятельность, что, в свою очередь, задерживает развитие значимых для учёбы психических процессов. Поэтому при диагностике учащихся первых классов «упор» делается на сохранные анализаторы, в первую очередь, на зрительный и двигательный.
Диагностика наглядных форм мышления (тест «Цветные матрицы Равена» для детей 5-11 лет). Данная методика применяется для лиц с любым уровнем речевого развития, что создаёт преимущества её использования при обследовании детей со слуховыми и речевыми нарушениями. В процессе выполнения составляющих тест заданий проверяются три психических процесса: внимание, восприятие и мышление.
Диагностика вербально-логических форм мышления. Методики «Исключение предметов», «Сюжетные картинки» взяты из пособия «Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Диагностический альбом Семаго». Данный вид работы направлен на исследование высших форм мышления (операциональное мышление) и определение возможностей детей к обобщению и установлению причинно-следственных связей между предметами и явлениями. При выполнении заданий требуется актуализация умений, связанных с речевой деятельностью.
Условия адаптации:
Физиологические Психологические
Изменение режима дня -психологический климат в семье
Необходимость игры - самооценка ребёнка
Правильная посадка - самоценность ребёнка для родителей
Организация правильного питания - формирование интереса к школе
Развитие двигательной активности - дружеское общение с одноклассниками
Воспитание самостоятельности и - недопустимость физического воздействия
Восемь причин трудностей и тревог у первоклассников:
Ребенок попадает в малознакомое место, где он физически должен тратить свой ресурс на своеобразное «ориентирование».
Новые формальные отношения: директор, учитель, дежурный, охранник, гардеробщица и т.д.
Наличие большого количества просто незнакомых людей.
Недостаточная структурированность школьных правил и прав самого ребенка.
Повышение своего внутреннего статуса: «Ведь я уже взрослый!».
Значительно возрастающие образовательные нагрузки.
Несовпадение ожиданий, то есть того, что ребенок в своем внутреннем плане представлял как ШКОЛУ, и того, на что он на самом деле увидел.
Нарастание педагогических и родительских претензий к ребенку.
Адаптация -это перестройка организма на работу в изменившихся условиях.
Адаптация к школе имеет две стороны: социально-психологическую - коренным образом меняется социальная ситуация, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная, физиологическую –
организм должен привыкнуть работать в новом режиме.
Признаки успешной адаптации первоклассника
Нравится в школе
Охотно рассказывает о своих успехах и неудачах
Активен
Жизнерадостен
Любопытен
Редко болеет
Хорошо спит
Достаточно самостоятелен
Психологически готовый к школе ребенок
.
Личностно – социальная готовность
Готов к общению
и взаимодействию –
как со взрослыми,
так и со сверстниками
Интеллектуальная готовность
Имеет широкий кругозор,
запас конкретных знаний,
понимает основные
закономерности
Мотивационная готовность
Желание идти в школу,
вызванное
адекватными причинами
(учебными мотивами).
Эмоционально – волевая готовность
Умеет контролировать
эмоции и поведение
Дезадаптацияхарактеризуется нарушением процесса приспособления к окружающей среде.
Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отношений, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Школьная дезадаптация первоклассника
Сниженное настроение
Пассивность
Неадекватное беспокойство
Тревоги, страхи
Низкая успеваемость
Драки со сверстниками
Конфликты с учителями
Частые простуды
Плохой сон
Психологически не готовый к школе ребёнок:
Тяготеет к шаблонным
Не может сосредоточиться
действиям и решениям
на уроке, часто отвлекается
Не может включиться
в общий режим
Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач
работы класса
Проявляет
мало инициативы
Признаки дезадаптации 1. Отвлекаемость. 2. Двигательная расторможенность. 3. Непослушание. 4. Засыпание и пассивность на уроке. 5. Скованность при ответах. 6. Растерянность при малейших замечаниях. 7. Печальное, тревожное настроение. 8. Легкая смена окраски лица, плаксивость, переход на крик. 9. Раздражительность. 10. Застенчивость. 11. Страх перед ответом или письменным заданием. 12. Занятие посторонними делами. 13. Ответы тихим голосом. 14. Жалобы на головные боли, боли в животе. 15. Одиночество на переменах, нежелание выходить из класса. 16. Снижение работоспособности и эмоциональное неблагополучие. Проявление 80% и более признаков говорит о начавшейся дезадаптации.
Не рекомендуемые фразы для общения:
-Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…
Рекомендуемые фразы для общения:
- Ты у меня умный, красивый(и т.д.).
-Как хорошо, что у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился .
Помощь родителей в речевом развитии ребёнка
Можно поиграть с ребенком в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква.
Не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы.
Разговорная речь
Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами.
Не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Учите грамотно отвечать на поставленные вопросы (простыми и сложными предложениями)
Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.
Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.
Физическая готовность
1. Возможность длительного удержания статических поз в положении сидя. Не секрет, что многие дети за партой не сидят, а «лежат», склоняются то на один, то на другой бок, стараются подложить под себя ногу – и все равно не могут длительно (45 минут) сидеть за партой.
2. Развитая мелкая моторика рук. Если ребенок плохо завязывает шнурки ботинок, долго застегивает пуговицы, неуверенно держит ложку, карандаш, быстро утомляется при рисовании – он не сможет правильно обучиться письму.
3. Возможность без перенапряжения мышц шеи удерживать голову, фиксируя взгляд на доске. Вследствие нарушения мышечного тонуса, изменения соотношения позвонков в шейном отделе позвоночника, для многих детей естественно положение головы, склоненной к грудной клетке, вперед.
4. Общая физическая выносливость, неразрывно связанная с психо-эмоциональной выносливостью. У всех наших детей, физическая и психическая выносливость значительно ниже нормы. И то, что ребенок «не сидит на месте», «юла какая-то», «словно заноза в одном месте» называется расторможенностью и никакого отношения к физической выносливости не имеет. Снижение психической выносливости значительно затрудняет процесс обучения.
5. Развитая зрительно-двигательная и пространственная координация. Дети не могут не бегать, не прыгать, не толкаться на переменах.
6. Ребенку необходима достаточная физическая сила, ловкость, точность движений. В противном случае, его будут «клевать» и обижать, что неминуемо отразится на развитии его личностных качеств и отношении к школе.
Способы тренировки мелкой моторики руки
Лепка из глины и пластилина.
Рисование или раскрашивание картинок.
Изготовление поделок из бумаги.
Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
Конструирование.
Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
Нанизывание бус и пуговиц.
Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
Все виды ручного творчества: вязание, вышивание, художественное выпиливание и т. д.
Переборка круп.
«Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении..
Игры в мяч, с кубиками, мозаикой, лего, пазлы. .
«Тайны целебной природы открываем мы день ото дня…»
«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»
Исследования нейропсихологов показали, что работая над развитием мелкой моторики пальцев рук, можно стимулировать созревание речевой зоны коры головного мозга.
Прикасаясь к природному материалу, обогащается чувствительность пальцев рук, улучшается кинестетическая (двигательная) память. Живые и настоящие предметы окружающего мира придают детям эмоциональный и яркий настрой на его выполнение.
Пространственное восприятие
Ребенок к началу школьного обучения должен четко ориентироваться в пространстве: знать левое - правое , низ-верх , под - над , внутри - (снаружи),вперед - назад , нижний левый угол – верхний правый угол – нижний правый угол – верхний левый угол , около и т.п.
Упражнения и занятия, способствующие закреплению пространственного восприятия :
Использовать в разговоре с ребенком пространственные отношения
Рисование узоров по клеточкам под диктовку взрослого
Игры с мозаикой (построение симметричных узоров)
Игра «Ищем клад» (по запискам или по плану)
Игра «Зеркало» (ребенок – зеркало, взрослый – смотрит в зеркало и выполняет все движения ребенка в зеркальном отображении и наоборот)
Интеллектуальная готовность
Ориентировка ребенка в окружающем, запас его знаний
Желание узнавать новое
Любознательность
Развитое воображение, наблюдательность
Развитие образных представлений
Развитие речи и мышления
Развитие мелкой моторики
Хорошая память
Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи .
Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что» ; «если, то» ; поэтому»
Учите ребят задавать вопросы. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай»
Личностная готовность
включает в себя:
умение строить отношения с учителем (умение регулировать свои действия и свое поведение, умение воспринимать учебную задачу)
умение общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других)
отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки), к школе, к учителям, к учебной деятельности
Социально-психологическая готовность
Развитие потребности в общении.
Умение общаться со взрослыми, со сверстниками, войти в детское общество.
Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.
Умение подчиняться правилам и нормам.
Мотивационная готовность
Психологическая готовность к обучению в школе — это так же мотивация:
желание учиться, получать знания;
это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
Как развивать у ребенка ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ:
Восприятие
Внимание
-Мышление
- Память
- Воображение
- Речь
Внимание
От степени сформированности внимания во много зависит продуктивность учебной деятельности и успеваемость ребенка.
Непроизвольное внимание– возникает само собой, то что ярко, интересно (свойственнодошкольникам)
Произвольное внимание- требует усилия воли: надо делать то, что не хочется (необходимошкольникам)
Игры и упражнения, направленные на развитие внимания:
- Найди одинаковые предметы (картинки)
Найти отличия между картинками
Лабиринты
Найди и вычеркни
Пазлы
Запретная буква (цифра, слово, слог и т.п.)
Игра «Черное с белым не носить, «да» и «нет» не говорить»
Рисование по точкам и др.
Воображение
Упражнения со сказками, рассказами :
Придумывание недостающих частей рассказа, сказки, когда одна из них пропущена + развивается мышление
Перевирание сказки (Красная шапочка – вредная, а волк – добрый)
Придумывание сказок, рассказов, стихов
Игра «Словотворчество» (Дж. Родари)
Предлагаем детям придумать новые слова с помощью добавления к ним префикса (микро, анти, мини, макро). Затем эти новые слова нужно объяснить с помощь нескольких знакомых слов . Например: «микрогиппопотам» - выращивается дома, в аквариуме
Упражнение «Способы применения предмета»
Называется какой-либо хорошо известный предмет. Надо назвать как можно больше различных способов его применения.
Игра «Дорисуй»
Упражнение «придумай предложение»
Ребенку даются 3-4 разных слова. Он должен придумать предложение (или рассказ/сказку), в котором используются все эти слова
Мышление
Игра «Четвертый лишний»
Упражнение «Раздели на группы и скажи почему»
Игра-упражнение «Продолжи ряд »
Детям предлагается ряд букв, цифр, фигур, в котором просматривается некая закономерность. Ребенку нужно продолжить ряд (1, 3, 5, 7, …, …).
Упражнение «Расскажи рассказ по картинкам» + воображение +речь
Детям предлагаются картинки. Их нужно разложить в нужной последовательности и составить рассказ.
Головоломки , ребусы, загадки и т.п.
Настольные игры : шашки, шахматы, домино
Память
Игра «Какой игрушки (картинки) не хватает? – зрительная память
Перед ребенком на 1 мин. Ставятся 4-5 игрушек (картинок), затем просят отвернуться. Убирают одну игрушку (или переставляют) и спрашивают: «Что изменилось?»
Игра «Прогулка в картинках» - зрительная, слуховая память и внимание
Во время прогулки ребенка просят обращать внимание на все вывески (дорожные знаки). Дома просят нарисовать или рассказать о тех вывесках (знаках), которые он запомнил.
Упражнение «Запомни картинки (слова)».
Ребенку предлагается запомнить 10 картинок
(или читаются слова) в течение 2 минут.
Затем вспомнить.
Пересказывание сказок, рассказов,
мультфильмов , заучивание стихов.
Правила, которые помогут ребёнку в общении:
Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
Попросили - дай, пытаются отнять - защищайся.
Не дерись без причины.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего.
Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся.
Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах. Они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть.
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Несколько советов психолога«Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки»
- Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
- Не торопитесь. Умение распределить время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
- Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
- Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
- После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
Милые родители!
Образование может сделать ребенка умным,
но счастливым делает его толькодушевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми—семьей.