Трагический день в истории нашей страны. Нарушение прав человека во время войны
Трагический день в истории нашей страны. Нарушение прав человека во время войны
Цель мероприятия - расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представление о правах человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1000 лучших сочинений по русской и мировой литературе для 5-11
классов/Сост. Ю.А.Костина. – Ростов-на-Дону: ООО «Удача», 2007.
http://www.allbest.ru/
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые ребята и коллеги. Наша школа, как и вся страна, готовится к празднованию юбилейной даты – 70-летию Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Богатый урожай должно было принести нашей Родине лето 41-го. А принесло кровь, пепел, страдания.22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.
Ученик 1:
Короткой ночью расползались тени, В лугах на травы падала роса. И был июнь, и было воскресенье, И мирные блестели небеса. И спали люди при открытых окнах, Последние досматривая сны, Когда земля, от первых взрывов вздрогнув, Лишилась этой мирной тишины.
Ведущий:Ребята приготовили небольшие сообщения о том, как все начиналось. Давайте их послушаем.
Ученик 2 (читает доклад): 18 декабря 1940 года Адольф Гитлер утвердил «Директиву № 21», более известную как «План Барбаросса», в результате которого планировалось разбить СССР молниеносным ударом, называемым «Блицкригом». Конечная цель операции заключалась в том, чтобы отгородиться от азиатской части России по общейлинии «Архангельск-Волга». С этой линии нацисты планировали парализовать оставшиеся промышленные базы Советского Союза, используя авиационные налеты. Завершить операцию военное командование собиралось через три-четыре месяца. Паузы в военных действиях при разработке плана не были запланированы. К середине июня 1941 года подготовка к нападению на СССР была завершена.
В ночь с 21 на 22 июня 1941 года в Имперское министерство иностранных дел был вызван посол СССР в Германии Деканозов. В 3 часа по берлинскому времени ему вручили «Ноту МИД Германии к Советсткому Союзу». Синхронно, аналогичный документ в 5 часов по московскому времени послом Германии в СССР графом фон Шуленбургом был вручен лично в руки наркому иностранных дел СССР Молотову. Германское правительство обвинило Советский Союз во враждебной внешней политике по отношению к Третьему Рейху, а также в сосредоточении и развертывании вооруженных сил на советско-германской границе в нарушение всех договоров и соглашений между двумя странами, представляя таким образом угрозу для Германии и Европы.Чтобы отвести угрозу от восточных границ, правительство Германии отдало приказ на проведение военной операции.
На момент вручения Ноты протеста военные действия на территории Советского Союза велись уже в течение одного часа без каких-либо предупреждений со стороны Германии. Начало Великой Отечественной войны датируется 22 июня 1941 года.
Ученик 3 (читает доклад): 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на СССР. И первый удар был нанесён по Брестской крепости.
Эту крепость построили почти 200 лет назад. Советское командование перед войной рассматривало Брестскую крепость как удобное место для расположения воинских частей. Многие командиры жили здесь со своими семьями.
В 4 часа утра 22 июня 1941 года на крепость обрушился бомбовый удар. В первые же минуты погибли сотни наших солдат и командиров, женщин и детей. Немецкие диверсанты, переодетые в красноармейскую форму, захватили мосты и крепостные ворота. Фашисты были уверены, что этот внезапный удар принесёт им лёгкую победу, что навстречу им выбегут растерянные люди с поднятыми руками – ведь сопротивление бесполезно. Но неожиданно во дворе крепости гитлеровцев встретил огонь из винтовок и пулемётов. Наши воины, оставшиеся в живых, взялись за оружие и отбили атаку.
Эта война – одна из самых ярких героических и трагических страниц нашей истории. В памяти о ней – наша гордость и слава, наша не проходящая печаль!
Ученик 3 (читает доклад): При разработке «Плана Барбаросса», как уже известно, учитывались лишь 3-4 месяца военных действий. А. Гитлер не был готов к продолжительной войне с Советским Союзом. Например, на взятие Брестской крепости германским войскам отводилось всего лишь несколько часов. Но взять оборонительный рубеж под свой полный контроль они смогли только к 20 июля 1941 года. Также немецкое командование не было готово к ведениювойны в условиях суровой зимы 1941 года, в связи с чем комплектация войск зимним обмундированием состоялась со значительным опозданием, что негативно отразилось на боевой способности солдат и офицеров германской армии. Эти и другие обстоятельства существенным образом сказались на сроке проведения военной кампании против СССР: продолжительность Великой Отечественной войны составила1418 дней и ночей.
Ведущий:Это была первая часть нашего мероприятия. Далее мы поговорим о правах человека, мы с вами много говорили на эту тему, вы много знаете о своих правах, а сегодня я хочу рассказать вам о нарушении прав людей во время Великой отечественной войны. Вспомните, что мы называем естественными правами? Естественные права человека были сформулированы еще в 17 веке английским философом Джоном Локком. И лишь во второй половине 19 века эти права были признаны европейскими государствами законодательно. Слайд № 1
Ученик 1:Естественные права - это врождённые неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек. К естественным правам человека относятся:
право на жизнь
право на свободу
право на собственность
В международном праве ведение войны рассматривалось в качестве законного средства разрешения споров между государствами. На конференциях в Гааге и в Женеве были приняты международные конвенции о законах и обычаях войны. По достигнутым договорённостям военные действия должны вестись только против сражающихся армий, мирное население не может быть объектом военного нападения!
В разделе «О военной власти на территории неприятельского государства» говорится, что неприятель на занятой им территории:
обязан обеспечить общественный порядок;
должен уважать существующие в стране законы;
не может захватывать, уничтожать или повреждать исторические памятники;
не имеет права на грабёж;
может привлекать население к работе, которая должна оплачиваться.
Слайды № 2,3,4
Ведущий:А теперь, кто из вас знает, что означает слово оккупация? (ответы ребят) Военная оккупация представляет собой временное занятие территории одного государства вооруженными силами другого государства. Лица, проживающие на оккупированных территориях, имеют право при любых обстоятельствах на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, а также привычкам и обычаям. С ними следует в любое время обращаться гуманно и защищать, в особенности от актов насилия, оскорблений.
Запрещены:
меры принуждения физического или морального порядка;
причинение физических страданий, убийства, пытки, телесные наказания,
увечья или любые иные меры грубого насилия со стороны представителей
военных или гражданских властей;
коллективные наказания, меры запугивания или террора;
ограбления;
взятие заложников и т.д.
Так гласит международный закон ведения войны. А что делали немецкие власти на оккупированных территориях?
Ученик 2:По плану «Ост» предполагалось уничтожить 30 миллионов славян и других местных жителей. Планировалось в течение 30 лет выселить в Сибирь из западных районов СССР, Польши и Чехословакии приблизительно 31 миллион человек. На отнятые у них земли должны были переселиться 10 миллионов немцев. Жители оккупированных районов привлекались к трудовой повинности (к рабству). Рабочий день продолжался 14-16 часов в сутки. Население не обеспечивалось одеждой, обувью.Нормы выдачи хлеба примерно: 200-300 г. в сутки. Работающим женщинам полагалось 210 г. детям – 100 г. Из-за физического изнурения и недоедания среди населения быстро росла смертность. Любой человек по самому незначительному поводу мог быть арестован, подвергнут пыткам, расстрелян или повешен. Людей казнили за оставление работы, хождение по улицам в неустановленные часы, чтение антифашистских листовок, слушание радиопередач и т.п. Слайды № 5,6,7
Ведущий:Один из главных политических и военных деятелей нацистской Германии, рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер сказал так: «Что будет с русскими, что будет с чехами, мне абсолютно все равно. Хорошо ли живется другим народам или они сдохнут от голода, интересует меня лишь постольку, поскольку они нужны нам как рабы для нашей культуры, а так меня это вообще-то не интересует». Слайд № 8
Ученик 2:Итоги оккупации: по данным Всероссийской книги памяти на оккупированных территориях погибло 13 миллионов 684 тысячи 500 человек. Из них:
4100000 умерло в результате голода, инфекций и отсутствия медпомощи;
из 5269513 вывезенных в Германию погибло 2164313 человек. Слайд № 10
Ведущий:спасибо, а какие еще нарушения прав мы можем назвать?
Ученик 1:Фашизм против Красного Креста. Красный Крест – международная организация помощи раненым. По международным правилам воюющие страны должны были милосердно относиться к раненым. Запрещалось обстреливать поезда, госпитали, всё, что имело Красный Крест. Но уже в первые дни войны стало ясно, что знаки Красного Креста на госпиталях и больницах, на санитарно-транспортных кораблях и санитарных поездах – это не защита, а наоборот, приманка для фашистских лётчиков. Слайд № 11
Ведущий: А как нарушались права военнопленных?
Ученик 3: Согласно Женевской конвенции о содержании
военнопленных воюющие стороны должны:
обходиться с военнопленными человечно;
обеспечить военнопленных жильём, качественным питанием и питьевой
водой;
не использовать военнопленных на работах, опасных для здоровья;
Труд советских военнопленных использовали на погрузочно-разгрузочных работах в портах, на железнодорожных станциях, на восстановительных работах, на предприятиях угольной и горно-рудной промышленности, в чёрной и цветной металлургии. Законы, регулирующие Труд в рабочие и воскресные дни, праздники, ночное время на них не распространялись. Помимо ежедневного изматывающего физического труда тяжёлое положение военнопленных обуславливалось также крайней скудностью питания. Слайды № 12, 13
Ведущий:молодец. Но самой тяжелой формой нарушения прав человека является геноцид. Геноцид (от греч.род, племя и лат. убиваю) - действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу путём убийства, причинения тяжкого вреда здоровью, мер, рассчитанных на предотвращение деторождения.
Ученик: После захвата Австрии, Чехословакии и вторжения в Польшу руководство гитлеровского государства начало готовиться к установлению в Европе «нового порядка». Самые жуткие планы вынашивались в отношении евреев. Всех евреев следовало вывезти из небольших городов и местечек и поместить в изолированные районы крупных городов – в гетто; почти вся собственность евреев подлежала конфискации. Жизнь в гетто – это голод, страх, невыносимые условия существования. Фашисты регулярно уничтожали всех нетрудоспособных: детей, стариков, больных, беременных женщин. Перед смертью евреи должны были осознать, что они – люди низшего сорта; нацисты хотели их измучить и унизить, а уже потом убить. Но узники гетто проводили подпольные лекции, театральные представления, организовывали школы. Они делали всё, чтобы оставаться людьми до последнего дыхания. Слайды № 14, 15
Ведущий: А кто может назвать самый крупный целенаправленный геноцид в истории человечества? (ответы ребят). Холокост по-гречески означает «огненная жертва». Этот термин используется для обозначения одной из крупнейших этнополитических трагедий в истории мировой цивилизации – истребления 6 миллионов евреев в годы Второй мировой войны в концлагерях и других гитлеровских «фабриках смерти».
Ученик 6: Холокост – зверское уничтожение евреев во время войны немецкими фашистами (от греческого «холокаустос» – сожженный целиком) Со всей Европы в «лагеря смерти» шли поезда с обреченными людьми, которых душили в газовых камерах. Их трупы сжигали. Одежду, личные вещи и драгоценности убитых отправляли в Германию. Специальные команды выламывали у трупов золотые зубы, переплавляли их и сдавали золото в немецкие банки. Волосами убитых женщин набивали матрасы, из человеческого жира варили мыло.Слайды № 16, 17
Ведущий:Ну и, конечно же, говоря о преступлениях фашистов, нельзя не сказать о том, каким было отношение к самым беззащитным – детям.
Ученик 7:Война отучила детей плакать. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. В лагерях смерти дети выносили человеческий пепел из крематория и зашивали его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. А как цинично их «сортировали» на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии – будешь служить «великой Германии», ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны. Самым мерзким злодеянием по отношению к детям было выкачивание детской крови. При питании, состоявшем из 100 г. хлеба и полутора литров жидкости наподобие супа в день худые и болезненные дети использовались как источники крови для нужд немецких госпиталей. Фашисты организовали в лагере «Саласпилс» – фабрику детской крови». Слайды № 18, 19, 20
Ведущий: Казалось, что уцелеть среди шквального огня, не лишиться
рассудка при виде гибели тысяч людей и чудовищных разрушений просто невозможно. Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня. 29 ноября 1945 года в Нюрнберге главные нацистские преступники предстали перед судом народов. На скамье подсудимых были все нацистские преступники за исключением Гитлера, Геббельса и Гиммлера, покончивших жизнь самоубийством. Двенадцать главарей нацистской Германии были приговорены к смертной казни, остальные подсудимые – к длительным срокам тюремного заключения.
Подсудимым были предъявлены следующие обвинения:
совершение военных преступлений;
совершение преступлений против мира;
совершение преступлений против человечности;
участие в создании и осуществлении общего плана для совершения всех этих преступлений.
На суде в Нюрнберге был осуждён прежде всего фашизм, идеология
агрессии, расизма, человеконенавистничества и международного разбоя! Слайды № 21, 22
По окончании народы Европы встречали наших солдат как освободителей. Советские воины освободили государства Восточной Европы от фашизма, именно они освобождали узников гетто и концлагерей. Советскому солдату были поставлены памятники и люди возлагали цветы с благодарностью и слезами на глазах.
Прошло 70 лет. 70 лет мир живет без масштабных, крупных войн. Выросло не одно поколение. Ужасы войны забываются. Но мы никогда не должны забывать даты 22 июня – начало Великой Отечественной войны и 9 мая – день Победы! Слайд № 23
Ученик 7:
Задохнулись канонады,
В мире – тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить,
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть.
Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла,
А в реке, меж берегами,
Кровушка текла.
Были черными березы,
Долгими года,
Были выплаканы слезы
Вдовьи навсегда…
Вот опять пронзает лето
Солнечная нить.
Только не забыть бы это.
Лишь бы не забыть!
Эта память, верьте, люди,
Всей земле нужна…
Если мы войну забудем,
Вновь придет война.
Ведущий (подведение итогов): Что нового вы сегодня узнали? Какие факты вас поразили? Сформулируйте свое отношение к фашизму