Цель: выяснить, в чём опасность вредных привычек; обобщить знания о различных видах спорта как основных путях борьбы с вредными привычками; выяснить, как влияют вредные привычки на окружающую среду.
Оборудование: компьютер и проектор для демонстрации презентации.
Методики: личностно-ориентированное и проблемное обучение, игровые, групповые, развитие исследовательских навыков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: « Вредные привычки» »
Внеклассное мероприятие
Тема: « Вредные привычки»
Цель: выяснить, в чём опасность вредных привычек; обобщить знания о различных видах спорта как основных путях борьбы с вредными привычками; выяснить, как влияют вредные привычки на окружающую среду.
Оборудование: компьютер и проектор для демонстрации презентации.
Методики: личностно-ориентированное и проблемное обучение, игровые, групповые, развитие исследовательских навыков.
1. Дорогие ребята! Здравствуйте!
Когда люди, приветствуя друг друга, говорят “Здравствуйте!”, какой они вкладывают смысл? - Желают здоровья всем и каждому!
Что такое здоровье?
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы.
Какие как вы думаете?
Это всего лишь несколько составляющих здорового образа жизни, без которых нельзя укрепить здоровье.
Элементы ЗОЖ: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек. Об этом мы сегодня будем говорить. Привычки у нас бывают полезные и вредные.
- Скажите, а какие привычки полезные вы знаете?
Чистить зубы, умываться, мыть руки перед едой, желать здоровья друг другу.
- А какие вредные привычки вы знаете?
Завидовать, обманывать, опаздывать на уроки, поздно ложиться спать, не замечать своих недостатков, курение, алкоголь.
Послушайте стихотворение. А как оно называется, вы догадайтесь сами.
Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.
Он портфель нести не хочет,
По земле его волочет.
Сполз ремень на правый бок,
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, не понятно –
Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином,
И расстегнут воротник?
Кто он, этот ученик?
- Ну, конечно, это неряха! А какие правила необходимо соблюдать в жизни, чтобы люди о вас такого не подумали? (ответ детей)
Некоторые курят, чтобы понравиться окружающим, то есть хотят не знанием отличиться, не умением трудиться, а показать себя взрослыми. Разве в курении есть хоть капля мужественности? Например, Ю.Гагарин – первый космонавт, А.Суворов – блестящий полководец – они стали известны благодаря таким чертам характера, как мужественность, целеустремленность. А назовите хоть одного человека, который вошел бы в историю, потому что курил. Начать курить просто, а распрощаться с этой привычкой куда труднее.
- А в чём опасность вредных привычек?
Курение и алкоголь разрушают здоровье, вызывая различные заболевания,
иногда даже заканчивается смертельным исходом. Зависть разрушает психическое здоровье человека, человек становится злым и агрессивным и способным на необдуманные поступки. Поздно ложиться спать – приводит к недосыпанию, что тоже отрицательно сказывается на нашем здоровье, плохо запоминаем на уроках материал, невнимательно слушаем учителя.
- А какой вред наносят люди с вредными привычками окружающей среде?
Когда человек курит в окружающую среду выделяются различные вредные вещества, которые загрязняют воздух.
2.Статистика.
В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей.
Задумайтесь об этом!
3.Доклады.
Из истории табака. До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной - двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла "трубка мира".
Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах.. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.
Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление табака рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу.
В последние годы учёные уделяют пристальное внимание веществам, вызывающим рак. Если курильщик наберёт в рот дым, а затем выдохнет его через платок, то на белой ткани останется коричневое пятно. Это и есть табачный дёготь. В нём особенно много веществ вызывающих рак. Если ухо кролика несколько раз смазать табачным дёгтем, то у животного образуется раковая опухоль.
А сейчас я продемонстрирую опыт, доказывающий вред табачного дыма.
4. Опыт
«Обнаружениев табачном дыме кислот и никотина».
Цель опыта: Дать учащимся представление о сложном составе табачного дыма, выявить в нём наличие кислот, смол, никотина.
Ход опыта: Развернуть фильтры целой сигареты и окурка, предложить сравнить их. Фильтр окурка имеет тёмно — коричневый цвет, в нём осталось часть смол и никотина, образующихся при курении. Эти же вещества оседают на стенках альвеол. Фильтры бросают в пробирки с окрашенной содовой водой и наблюдают за окраской. Красная окраска в пробирке с фильтром от окурка исчезает под действием кислот, появляется бурая окраска, которая обусловлено присутствием никотина, смол и частиц угля.
(Демонстрирует опыт и объясняет все происходящие изменения)
Из истории алкоголя.
А сейчас послушайте притчу: “Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла… Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых ослов”.
Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии, уличенных в пьянстве, заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду. Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре 1 были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941 году война возвращает людей к трезвости. В 1964-1982 году появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал опасен из-за вырождения нации в России.
5.Экспресс-опрос
1. Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей? В каком веке? Варианты ответов:
Френсис Дрейк – 16 век.
Христофор Колумб – 15 век.
Васко да Гама – 15 век.
2. Кто из русских правителей запретил курение? Варианты ответов:
Царь Михаил Федорович.
Иван Грозный.
Петр I.
3. По какой причине в Москве в 16-17 веке было запрещено курение? Варианты ответов:
Экономика.
Из-за частых пожаров.
Для сохранения здоровья.
4. Кто из русских правителей разрешил курение табака? Варианты ответов:
Петр I.
Екатерина II.
Александр III.
6.Физминутка.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – на стульчик сесть опять.
7.Анаграмма
Словосочетания или слово, образованное перестановкой букв. Необходимо сложить слова.
8. Игра «Вампиры».(Выбирают 5-6 человек – «вампиров», которые должны будут по цепочке втягивать других в свой круг, в результате образуется ловушка – «круг зависимости»).
Вывод: Вот видите ребята многие из вас оказались в кругу «зависимости», где все взаимосвязаны друг с другом. Кто-то из вас шёл с охотой в круг, а кто-то сопротивлялся. Точно также происходит зависимость от вредных привычек, которые привлекают чем-то неизвестным и заманчивым, а потом очень трудно разорвать этот «круг зависимости».
- Так человек, приобретающий вредные привычки ещё в раннем возрасте не задумывается о последствиях. Что толкает его на это, как вы думаете? Ведь в этом возрасте нет ещё физиологической потребности.
Дефекты воспитания, низкая культура, неумение организовать свой досуг, всё это способствует укоренению вредных привычек, отказаться от которых потом очень трудно.
- Как вы думаете, люди с вредными привычками здоровые? (Нет).
- А какого человека мы можем назвать здоровым? (Человек, ведущий здоровый образ жизни, занимающийся спортом).
- Что нужно делать, чтобы избежать развития вредных привычек?
Лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не лениться и бороться со своими недостатками. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао То: “Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!”
Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек.
Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить... Что вы можете предложить?(Ответ детей).
Психологи дают следующий совет: «Нужно во время сказать вредной привычке – Нет». А сказать это может сильный человек, который обладает силой воли, настойчивостью и упорством. Эти качества можно сформировать занимаясь спортом. Ведь спорт и вредные привычки не совместистимы, так как при этом нарушаются координация движения, снижается скорость и выносливость, работоспособность на уроках. Одним словом насмарку идут годы занятий и тренировок.
-А каких знаменитых спортсменов вы знаете, добившихся уже успехов в спорте? (Ирина Слуцкая, Евгений Плющенко – фигурное катание на коньках, Юлия Барсукова – художественная гимнастика, Светлана Хоркина – гимнастика и многие другие.
- А у нас в городе есть спортсмены, достигшие определённых успехов в спорте?
Александр и Дмитрий Доброскок – прыжки в воду. Алёна Грабова – дзюдо.
А ведь их карьера спортсменов начиналась с самого простого и обычного желания быть здоровыми.
Например, Ирину Слуцкую мама привела на каток, т.к. Ирина часто болела простудными заболеваниями, и врач посоветовал отдать девочку в какую-нибудь спортивную секцию, но рядом с домом был каток, поэтому мама и отдала её туда, не зная, что Ира станет спортсменкой.
Дмитрия Доброскока пригласил тренер на тренировку в бассейн, а через 3 месяца пришёл Александр Доброскок. Первая большая радость в семье Доброскок была, когда Александр стал серебряным призёром Олимпийских игр в Сиднее. Затем Дима стал чемпионом мира в Монреале. Братья продолжают радовать наш город своими победами.
- А какие у нас в Бузулуке есть спортивные секции?
(Стадионы «Локомотив», «Труд», «Нефтяник» - футбол, лёгкая атлетика, гидротехникум – дзюдо, у нас в школе – волейбол, баскетбол).
- А вы ходите в какие-нибудь спортивные секции?
- Молодцы, если вы посещаете спортивные секции, значит ведёте здоровый образ жизни.
Существуют различные мнения о занятиях спортом. Например, военнослужащие считают, что мальчики должны заниматься спортом, чтобы быть физически подготовленными к прохождению военной службы. Педагоги – чтобы чередовать физический и умственный труд для профилактики переутомляемости. Врачи – для укрепления здоровья.
У всех у них разные цели задачи для занятия физическими упражнениями, но их объединяет одно: они все за здоровый образ жизни.
10.Пословицы
- В устном народном творчестве много различных пословиц и поговорок, давайте их вспомним. Какие пословицы и поговорки о здоровом образе жизни вы знаете?
Здоровье за деньги … не купишь.
Здоровье дороже … богатства
Здоровье и труд … рядом идут
И лекарства в излишке – … яд
Здоров будешь - все … добудешь.
Крепок телом – богат и … делом.
Чем крепче сон, тем ярче … мысли
Шутка – минутка, а заряжает … на час.
Вот видите сколько пословиц и поговорок много про здоровый образ жизни.
Давайте сделаем вывод, что мы усвоили на данном мероприятии?
Вывод: Человек, не имеющий вредных привычек, считается здоровым. Занятия физической культурой укрепляет здоровье, помогают стать физически развитыми, воспитывают дисциплинированность в коллективе, настойчивость, силу воли, развивают дружбу и товарищество.
И не важно каким видом спортом занимается человек и необязательно, чтобы он стал чемпионом мира главное что ему это нравится и он добивался определённых для себя успехов.