1. Формирование нравственной культуры обучающихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.
2. Воспитание ответственности, эмпатии, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.
Предварительная подготовка
I. Подбор музыкального сопровождения классного часа, песен о войне.
II. Подготовка пригласительных билетов для ветеранов войны (бывшие педагоги, мастера п/о - ветераны войны, бабушки и дедушки обучающихся группы).
Заранее обучающиеся группы собирают:
- истории о войне, опрашивая дедушек и бабушек, ветеранов войны; составляют из этих историй книгу, которую затем можно подарить музею или кабинету истории для уроков памяти;
- рисунки на военную тематику обучающихся группы, которые могут войти в книгу и проиллюстрировать ее;
- фотографии авторов каждой истории с краткой биографической справкой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Концертная программа – конкурс чтецов «Мы твои наследники, Победа!»
Юноша.
А может, не было войны.
И людям все это приснилось:
Опустошенная земля,
Расстрелы и концлагеря,
Хатынь и братские могилы?
Девушка.
А может, не было войны,
И у станков не спали дети,
И бабы в гиблых деревнях
Не задыхались на полях,
Ложась плечом на стылый ветер?
(Входят еще двое ребят - юноша и девушка.)
Девушка.
А может, не было войны?
И «шмайсер» - детская игрушка,
Дневник, залитый кровью ран,
Был не написан Анной Франк,
Берлин не слышал грома пушек?
Юноша.
А может, не было войны,
И мир ее себе придумал?
«Но почему же старики
Так плачут в мае от тоски?»
-Однажды ночью я подумал.
Девушка.
...А может, не было войны,
И людям все это приснилось?..
(Песня «».)
Юноша.
Война... Это слово нам не приснилось. Оно слышится в каждом доме, когда листают старые фотографии и смотрят на портреты родных и близких людей.
Девушка. Оно слышится и тогда, когда за окошком бушует май и природа вступает в самую прекрасную свою пору - цветения.
1-й ведущий: 4часа утра 22 июня 1941года.Уже сражалась Брестская крепость, уже фашисты бомбили Киев, Львов, Минск – по дорогам страны уже шла война. 1418 дней и ночей шла война с коварным, жестоким, беспощадным врагом.
2 ведущий.70 лет тому назад отгремели последние орудийные залпы. Годы, отделяющие нас от победного дня – срок равный жизни взрослого человека. Утвердились во взрослости не только те, кто родился во время грозного лихолетья и даже те, кому довелось увидеть свет в пятидесятые и шестидесятые годы. Недетская судьба была уготована подросткам военных лет.
СЦЕНКА
Миша и Жора сидят на скамейках, сделанных из досок и кирпичей. Перед ними – деревянный ящик, на котором они играют в карты. Заика наблюдает. В стороне – жестяное ведро, наполненное горящими углями.
Жора. Я, Мишка, сегодня немецкую «Раму» видел – кружилась, высматривала, на крыло повертывалась. Чтоб ей лопнуть!
Миша. Я бы ее из зенитки, залпами, чтобы она вверх тормашками со своими крестами навернулась. Эй, ты, Жорка, не жульничай! Кто трефового короля дамой бубен бьет?
Заика. Я-я-я бы ее тоже из п-п-пушки ж-ж-жахнул бы!
Жора. Да помолчи ты, Заика! Дай нам сказать! Все, надоело мне играть. (Бросает карты на пол.)
Миша (Жоре). Жорка, у тебя махорка есть? Дай покурить, а то очень… жрать охота, а ребят еще нет.
Жора протягивает кисет с табаком Мише. Миша начинает делать «козью ножку».
Миша. Вот, черт! Не получается: пальцы совсем озябли.
Заика. Д-д-дай и мне к-к-курнуть.
Миша (важно, по-взрослому). Мал еще. Подрасти маленько.
Жора. Тише, ребята! Васек идет.
Заходят Хромой, Поэт, Василий. Василий держит за руку малыша.
Василий. Хлопци, я прывив малого з вокзалу, не сбижайте його. У нього мамку убили фашисты, вин весь час мовчить и плаче. Сидай, Малой, ось тоби кусок цукерки. На, иж! Ну а ви, хлопцы, шо сегодня зробыли?
Жора гордо кладет в центр буханку черного хлеба.
Василий. Знову ты, Жорка, вкрав у якой-нибудь зазевавшейся бабуськи?
Жора. Что я для себя что ли свистнул? Для вас же старался! Подумаешь, богатого жмота обчистил! Он на базаре вещи продавал. Подумаешь, спер… Эх ты… (Отходит, обиженный, в сторонку.)
Миша. А я во… что в карты выиграл! (Показывает веревку с баранками на шее, под фуфайкой.)
Василий. Брешешь, Миха! Таке в карты тоби не выиграть.
Миша. Что, вру?.. Я вру?.. Ну да, я вру. Фельдшер дал за то, что я ему принес три ведра воды для раненых солдат и дров наколол.
Василий. Добрэ, вирю. А ты шо, Заика, принис?
Заика. У м-м-меня т-т-только э-э-это… (Показывает несколько мерзлых картофелин.) Я з-з-за г-г-городом о-о-откопал.
Василий. Добре, Заика, не тужься, мы зрозумили всэ. А ты, Хромый?
Хромой. Васек, у меня только одна цыбуля и две бульбы.
Василий. Це ж ты милостыньку погано просив, не жалостливо, плаксиво… Не в голоси був чи шо?
Хромой. Да просить не у кого было: бабы все худые да костлявые стояли, у самих нет ни черта, акромя голодных детей.
Василий. Ну а ты, Поэт, шо принис? Чому в мовчанку граешь?
Поэт. А я не смог ничего принести.
Миша. Ты шо, изверг, сробыл? Опять свои стишки крапал? Да?
Жора. Мы что с тобой делиться должны? Ты что, сявка безродная, самый хитрый, да?
Хромой (с издевкой). Он нас своими стихами кормить будет.
Миша. Иди подобру-поздорову отсюда, а то побью
Поэт уходит, обиженный, садится в уголок и пишет что-то химическим карандашом, смачивая его время от времени языком.
Василий. Бульбу кинем в видро, до утра дойде в угильях, а остальное зарас зьимо, сжуем. (Делит хлеб, лук разрезает ножом, баранки дает каждому по одной.) А це твоя доля, Поэт. Бери же!
Малой греет руки у огня и ежится, вытирает нос.
Василий. Зимно, руки змерзли. (Трет ладони Малого своими.) Послухай, Малой, лягай до огню! Грийся!
Малой садится у огня, греет руки и постепенно засыпает, укладываясь у ведра с углями. Все ложатся вокруг ведра, тесно прижавшись друг к другу.
Жора. Полно пузо, ух и хорошо же.
Миша. И я наелся до отвала.
Василий. Я б ще чого-нэбудь жеванув, як бы було шо.
Поэт. Ребята, я сегодня стихи о нас написал. Хотите послушать?
(Поэт читает стихотворени).
Лежим. Не пропадем авось.
Темно на белом свете.
Пронизывает нас насквозь
Осенний черный ветер.
А обувь мокрая. Она
Дрожь вызывает в теле.
Как лед, земелька холодна,
Аж руки онемели.
Мечты о мире, словно сны,
Витают, согревая.
И на мгновенье – нет войны,
А только жизнь простая.
Жора. Точно, Поэт, о нас все написал!
Миша. Ага! Хорошее стихотворение.
Василий. Молодец, Поэт! Прощаем тоби, шо не принис еды похавать. Вирши про нас. Правда, ребята, таки хороши?
2 ведущий. В первые месяцы войны наша Армия отступала. К 10 июля немцы уже захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. За три недели наши войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков, более 20000 орудий и минометов. Много погибло наших солдат.
1 ведущий. 8 сентября 1941 года гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в мировой истории. 900 дней и ночей длилась она.
(Сценка)
2 ведущий. При артиллерийском обстреле фашистскими снарядами одной из ленинградских школ — погибли:
Иван Николаевич Петряев — 7 лет
Олег Сергеевич Раздоров — 11 лет,
Николай Семёнович Уваров — 9 лет,
Сергей Фёдорович Надеждин — 7 лет.
(ролик «Дети блокады»)
1 ведущий. Их памяти посвящается. «Мальчики». Читает Кулик Татьяна
2. ведущий. Настоящим символом зверства и жестокости стал БабийЯр, что на окраине Киева. Только в один день в Бабьем Яру, как сообщалось в отчете немецкой зондеркоманды 4-а, были расстреляны 33 771 человек. Расстрелы продолжались несколько дней. По оценкам исследователей, всего в Бабьем Яру погибло около 150 тыс. евреев, включая жителей других городов и беженцев
2 ведущий. На фронты Отечественной войны из Нижнегорского района ушли ______________________________________________________________Война прервала родословную тысяч семей, она безжалостно вырубила целые семейные кусты
1 ведущий. Тем, кто смело шёл в бой за Родину, погиб, но не сломался
2-й ведущий -- Тем, кто сожжён в бухенвальдских печах
1-й ведущий -- Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень на дно,
2-й ведущий -- Тем, кто навеки канул, безымянный, канул в фашистском плену,
1-й ведущий -- Тем, кто ради правого дела сердце отдал
2-й ведущий -- Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов
1-й ведущий -- Тем, кто ушёл в бессмертие и победил
(Минута молчания. «Огонь памяти»)
2 ведущий. В истории войн известны многие оборонительные сооружения, казавшиеся их создателям непреодолимыми: линия обороны Зигфрида, линия укрепления Маннергейма, линия укрепления Мажино...
1 ведущий. И каждая из них не выдержала испытания войной. Но линия духа, доблести и героизма - эта линия оказалась для врага непреодолимой.
Девушка. Дороги войны... От Бреста до Москвы - тысяча сто километров, от Москвы до Берлина - тысяча шестьсот. Итого - две тысячи семьсот километров...
Юноша. Не так уж много, правда? Если поездом, то двое суток, самолетом - около трех часов.
Девушка. Перебежками и по-пластунски, в боях и в поединках с врагом, в отступлениях и атаках, в санитарных поездах и эшелонах на передовую - четыре трудных года!
Юноша: Может быть, их имена остались вне истории, но они оставили свой отпечаток на ней. Если бы эти ребята не стояли там, на передовой, у нас бы не было нашего настоящего и будущего.
Девушка. Они слушали только свое сердце, многие солдаты своим телом заслоняли пулеметные гнезда, чтобы товарищи смогли пройти дальше и отбить несколько метров. Это они бросались на «Пантеру» и «Тигра» ,держа в руках одну осколочную гранату и взрывались в месте с ней, чтобы обездвижить танк, на подбитом самолете в поезда врезались, чтобы хоть как-то ослабить врага! Хоть и ценой собственной жизни!
(ролик Высоцкий «Он не вернулся из боя)
1ведущий.
2 ведущий. Единственной радостью для бойцов и их родных был заветный треугольник – письмо.
1 ведущий. Дети днями и ночами ждали возвращения своих отцов. Эти искренние глазки были наполнены слезами. В голове крутилось одно желание – хоть бы отец остался жив и поскорее вернулся домой.
2 ведущий. Зная о войне, ребята воспитывали в себе мужество, закаляли характер. А ночью перед сном мечтали, чтобы кровопролитная война скорее закончилась.
1 ведущий. Елена Благинина «Папе на фронт». Читает _______________
2 ведущий. Ужасы войны невозможно было бы пережить без веры в победу, надежды и любви. А хорошая шутка или песня согревала сердца фронтовиков, заставляла их яростнее сражаться и защищать своих любимых, матерей, детей...
1 ведущий. Наверное, в каждом взводе был такой боец, шутник и балагур, как герой одноименной поэмы А. Твардовского - Василий Теркин
2 ведущий. «О награде». Отрывок из поэмы читает Короткий Артем
1.Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память светлую о ней
Хранят об этой муке,
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки
Дорогие ветераны, дети войны, вдовы наших славных солдат мы поздравляем Вас с эти светлым праздником и обещаем хранить в сердцах вечный огонь памяти о людях, подаривших нам мир
Я хочу пожелать всем людям Земли, чтобы никогда никто не терял близких, чтобы старики, прошедшие войну, не плакали от сердечной боли и переживаний за такой хрупкий мир, давшийся с потом и кровью солдат, чьи имена навсегда вписаны в историю России. С праздником!