Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа на тему "Страницы Независимости" »
Тема: «Страницы независимости».
Цель и задачи классного часа:
Познакомить детей с историей становления независимого Казахстана.
Воспитания чувства патриотизма, любви к Отечеству.
Наглядность и оборудование: символы РК, портрет президента республики, плакат с датами, портрет Т. Аубакирова.
Ход классного часа:
Вступительное слово учителя.
Родина моя.
- Что значит «Родина моя»? –
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд домов многоэтажных.
Всё это – Родина твоя, земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей доверчиво раскроет.
- Как вы понимаете пословицу: «Тот герой, кто за Родину горой»?
- Казахстан – наше Отечество, наша Родина. Что значит Отечество? А почему мы его называем Родиной?
- В каждом государстве есть такие праздники, которые называются государственными. Какие государственные праздники отмечают граждане Казахстана?
30 августа – День Конституции.
25 октября – День Республики.
16 декабря – День Независимости.
2. Основной этап классного часа.
а) – Что значит независимое государство?
- 16 декабря 1991 года является Днём Независимости РК. Давайте проследим, какие события происходили со дня приобретения статуса независимости.
В конце 1991года впервые в истории прошли всенародные выборы первого президента республики. При абсолютном большинстве голосов им стал Н.А. Назарбаев.
2 октября 1991 года впервые в космос устремился сын казахского народа Т. Аубакиров. Своим полётом он возвестил на всю планету, обретённую Казахстаном свободу и независимость.
В конце сентября и начале октября 1992 года казахи всего мира собрались в Алматы на свой Курултай, где были обсуждены жизненно важные вопросы объединения всемирной казахской диаспоры.
В конце июня1992 года в Вене прошла Всемирная конференция ООН по правам человека, в которой приняли участие официальные делегации из 180 стран мира, в том числе и Казахстан.
В 1993 году была выпущена национальная валюта тенге.
б) Государственные символы РК.
- Как и все государства, Республика Казахстан имеет свои государственные символы. День рождения государственной символики – 4 июня 1992 года.
- Символом независимости стал голубой флаг с золотистым национальным орнаментом слева, золотистым солнцем и парящим силуэтом орла в центре. Ныне он воспринимается всеми, как символ свободы, независимости и суверенитета нашей республики. Автором его является Шакен Ниязбеков. Автор доказал, что одноцветие флага является символом единства Казахстана.
Солнце – символ богатства и изобилия.
Силуэт орла – государственная власть, широта, прозорливость.
Казахский орнамент «кошкар муиз» - бараньи рога.
- Авторами государственного герба являются архитекторы Жандарбек Малибеков и Шота Уалиханов.
Герб имеет форму круга, центральный элемент – шанырак, символ семейного благополучия, спокойствия, мира.
Следующая составная часть – золотокрылые, с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны – тулпары. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы зерна золотых колосьев – символ труда, изобилия, материального благополучия. Красивые и крепкие рога скакунов состоят из семи звеньев. Единство этих семи звеньев, их тесная нерушимая связь, напоминает нам о том, что забвение или незнание семи предков – признак безродства.
В центре герба пятиконечная звезда – наше сердце и объятия открыты представителям всех пяти континентов.
Гимн нашей республики стал творением Музафара Алимбаева, Кадыра Мырзалиева, Туманбая Молдагалиева, Жадыры Дарибаевой.
Гимн призывает к единению, ибо сила, мощь – в народе; сила, мощь народа – в сплочённости. Он подобен музыкальному посланию, вобравшему в себя всю глубину народного богатства: его историю, мечты, чаяния и стремления.
А сейчас мы проведем викторину на знание культуры Казахстана. Я предлагаю следующие разделы: живопись, история, литература, музыка, архитектура
Итак, раздел первый:
Литература.
"Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовности".
В. Г Белинский.
Вопрос под желтой фишкой: Его имя известно в Казахстане и за рубежом. Его стихи переведены на английский, болгарский, чешский и другие языки мира. Его творчество - это сплав устной поэзии с современным искусством слова. Он - народный казахский акын, проживший около 100 лет, написавший пламенное послание "Ленинградцы, дети мои". Кто это?
Ответ: Жамбыл Жабаев
Вопрос под синей фишкой: "Красивым и сильным делает человека его ум, эрудиция, честь и обаяние". Кто автор этого гениального литературного памятника?
Ответ: Абай Кунанбаев.
Вопрос под красной фишкой: Многие художественные произведения великих писателей являются шедеврами мировой культуры. Перед вами две колонки, на одной написаны имена писателей, на другой - названия литературных произведений. Вы должны правильно назвать автора и его творение.
Чингиз Айтматов “Евгений Онегин”
А.С. Пушкин “Гамлет”
В. Шекспир “Плаха”
М.О. Ауэзов “Война и мир”
Л Н. Толстой “Разлученные лебеди”
Сакен Сейфуллин “Преступление и наказание”
Ф.М. Достоевский “Путь Абая”
Байрон “Приключения Тома Сойера”
Марк Твен “День, когда рухнул мир”
Р.Сейсенбаев “Дон Жуан”.
Музыка.
Без музыки трудно представить себе жизнь. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха бедна. Д.Д. Шостакович.
Желтая карточка: Как называется импровизированный поэтический спор при большом стечении народа, сопровождающийся игрой на домбре?
Ответ: айтыс акынов.
Синяя карточка: Кто автор слов государственного Гимна Республики Казахстан? Назовите фамилии композиторов
Ответ: слова М.Алимбаева, Д.Молдагалиева, К.Мырзалиева, Ж.Дарибаева;
музыка М.Тулебаева, Е.Брусиловского, Л Хамиди.
Красная карточка: Как называется опера, которая является крупным вкладом в развитие музыкальной культуры Казахстана, в основе который используется драма классика казахской литературы М.. Ауэзова? В ней рассказана история любви юноши и девушки, гибнущих в столкновении с устоями общества.
Ответ: опера "Енлик-Кебек"
Живопись.
"Живопись - это искусство выражения - оно оставляет след".
Желтая карточка: Прослушайте фамилии выдающихся художников. Какой деятель искусства не имеет отношения к живописи: Пикассо, Кастеев, Рембрандт, Кенжебаев, Левитан, Репин, Ван Гог, Олжас Сулейменов?
Ответ: Олжас Сулейменов - писатель.
Синяя карточка: Он является одним из основателей казахского изобразительного искусства, живописцем, художником - графиком. Имеет звание Народного художника Казахской ССР. Созданные им более 1000 картин, акварелей, рисунков составили своеобразную художественную летопись Республики. Кто это?
Ответ: Абильхан Кастеев.
Красная карточка: Учащимся показывают три картины разных художников. Они должны дать название картин и фамилии их авторов.
Ответ: Портрет Аманггельды Иманова 1950г., К.Брюллов «Последний день Помлеи», В.Васнецов «Богатыри»
История
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать есть постыдное малодушие»
А.С.Пушкин.
Желтая карточка: Когда состоялись первые всенародные выборы Президента Казахстана, и кто им стал?
Ответ: 1 декабря 1991 года на всенародных выборах Н.А. Назарбаев был избран Президентом РК.
Синяя карточка: Чем для Р.К.знаменательна дата 2 марта 1992 года?
Ответ: Р.К. стала членом ООН
Красная карточка: Назовите города бывшие столицами Казахстана в XX веке?
Ответ: Оренбург, Кызыл-Орда, Алма-Ата, Акмола переименована в Астану.
Архитектура.
"...архитектура - та же летопись мира."
Стендаль.
Желтая карточка: Дайте название архитектурным, историческим памятникам г. Усть-Каменогорска (ученикам даются три фотоснимка).
Ответ: вечный огонь погибшим воинам в ВОВ, мечеть, Троицкая церковь
Синяя карточка: Лучшие по архитектуре здания и ансамбли запоминаются как символ страны или города. Вам даны названия архитектурных сооружений, вы должны назвать их местонахождение: город или страну.
Спортивный комплекс "Медео" Статуя Свободы Красная площадь Эйфелева башня Комплекс «Байтерек» Пирамиды
Ответ: Казахстан, Алматы, США Нью-Йорк, Россия, Москва, Франция Париж, Астана Р. К., Египет.
Красная карточка: Самое старинное здание в г. Усть-Каменогорске?
Ответ: Троицкая церковь построена в 1809 году.
Ведущий: Слово жюри для подведения итогов и объявления результатов интеллектуального казино.
Долг каждого гражданина Республики Казахстан - бережное отношение к памятникам культуры и истории. Они отражают материальную и духовную жизнь прошлых поколений, многовековую историю нашей Родины. Памятники истории и культуры народов Казахстана составляют неотъемлемую часть мирового культурного наследия, свидетельствуют об огромном вкладе народов нашей страны в развитие мировой цивилизации.
Охрана памятников стала постоянной заботой нашего государства. Культурное наследие принадлежит народу и призвано помогать ему в строительстве новой жизни, нравственном и эстетическом воспитании, повышении культурного уровня людей. Что такое памятник? Люди разных профессий и специальностей ответят на этот вопрос по-разному, Филолог назовет памятником "Путь Абая", для историка памятником будет "Золотой человек", искусствовед назовет памятниками архитектуры старейшие строения. Памятники - это свидетели исторического самосознания народа, "его уважения к своему прошлому. Люди и события, увековеченные в памятниках, не только напоминают нам о себе, но и наглядно показывают, что ценит в своем прошлом современный человек, что он считает важным в своей истории и культуре.
Государство заботится о сохранении памятников культуры Интерес и внимание к ним - естественное проявление чувства патриотизма. Правительство приняло несколько постановлений, способствующих учету, регистрации, охране исторических памятников.
Органы охраны памятников культуры ведут напряженную борьбу с многочисленными попытками их порчи или уничтожения. Памятники культуры, имеющие научное, историческое или художественное значение, являются неприкосновенным, всенародным достоянием и состоят под охраной государства. Отношение к памятникам ныне закреплено в Конституции РК в статье 37 "Граждане Республики Казахстан обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры".
3. Заключительная часть классного часа.
Чтения стихотворения «Земля моя» учащимися.
Солтүстік Қазақстан облысы Ғ. Мүсрепов атындағы ауданы
Тахтаброд орта мектебі
Северо-Казахстанская область, район им. Г. Мусрепова