Данное мероприятие посвящено 1030-летию изобретения деревянной ложки. В ходе мероприятия дети знакомятся с историей русской ложки, говорят о ложке как о столовом приборе, так и о музыкальном инструменте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия "Праздник деревянной ложки"»
11
Максимова Лариса Васильевна
Педагог дополнительного образования
КГКП «Школа искусств»
Жамбылского района
Северо-Казахстанской области
С.Казанка
Цель:
Демонстрация творческих достижений воспитанников за год.
Учить детей в обычных вещах видеть необычное.
Задачи:
Знакомство детей с историей русской ложки, активизация представления детей о ложке как о столовом приборе и музыкальном инструменте.
Развитие интереса к укладу, быту и традициям русского народа.
Развитие творческих способностей детей и познавательной активности.
Формирование чувства ответственности за качество выполнения коллективногодела.
Вызывать желание у детей выступать перед собравшимися.
Воспитание любви и уважения к русскому народному творчеству.
Действующие лица: Девица (ведущая), Домовой (взрослый), дети в русских народных костюмах.
Оборудование: Зал оформлен в русском народном стиле, мультимедийная установка, проектор, презентация «Праздник деревянной ложки», атрибуты для игр (ватманы, маркеры, фломастеры, мольберты, пасхальные яйца, корзинки, блюдца, раздаточный материал), коллекция деревянных ложек, подборка русских народных мелодий, песен.
Ход мероприятия:
(№1) Звучит веселая русская народная музыка.
Выходит Девица (ведущая).
Девица:
Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуйте, ребятишки удалые!
Весёлые и заводные! Милости просим!(Кланяется)
Будьте здоровы и счастливы!
А наша встреча пусть будет задорной и радостной!
Входят участники средней группы ансамбля «Казанские ложкари».
(№2) Номер «Барыня»
(Исполняют воспитанники средней группы)
Ребята занимают своё место.
Девица: Сегодня мы с вами поговорим…, а впрочем, отгадайте сами.
Деревянная подружка, Без неё мы, как без рук. На досуге – веселушка И накормит всех вокруг.(Ложка)
Девица: Да, ребята, сегодня мы поговорим о ложке. О старинной деревянной русской расписной ложке, которой в этом году исполнилось 1030 лет!Узнаем, когда она появилась, как к ней относились в старину. Познакомимся с пословицами, приметами, связанными с ложкой. Вы узнаете много интересного про обычную нашу ложку, которой пользуетесь каждый день на нашем празднике деревянной ложки.
(№3) Видеоролик «Ложки деревенские» (1 мин 29 с)
Девица: Кажется, ложка – это такой простой предмет, а сколько о нём можно рассказать!
Деревянные ложки не только красивы – это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина осины, березы, клена, яблони, липы, рябины, дуба и других деревьев. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши.
Вы, наверное, слышали такое выражение – «бить баклуши»?
Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!». При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. На всю работу для изготовления ложки уходило до пяти суток.
Ложкой можно есть все, это незаменимый столовый прибор! Ею можно заменить вилку, половник и даже нож.
В разные времена и у разных народов люди ели и вели себя за столом по-разному. Давайте узнаем об этом из рассказа Егоровой Софии и Суржиковой Ксении.
София:В доисторические времена ложкой служила скорлупа крупных орехов.
Ксения:Первая из найденных археологами ложек, сделана была из обожжённой глины.
София:Там, где не было деревьев и глины, люди научились делать ложки из костей и рога.
Ксения:Люди, жившие у южных морей (древние греки) использовали ракушки, которыми удобно было «загребать» пищу. Позднее к ракушкам приделывали ручки.
София:Древние римляне, а также греки, ведя разговоры о прекрасном, брали пищу руками.
Ксения: И сейчас во многих странах не пользуются ложками. К примеру, в Японии и Китае пользуются китайскими палочками.
София: В Индии всё едят руками, которые после еды обмывают в специальных мисочках, расставленных на столе.
Ксения: Вскоре люди стали использовать и металлы для изготовления ложек.
София: Богатые – из дорогих металлов: золота и серебра, а бедные из простых металлов.
Ксения: Вид ложки изменился, стал простым и удобным.
София: Но на этом человек не останавливается, и материалы, из которых их делают, тоже меняются.
Девица:Деревянная ложка – это не только прибор, с помощью которого мы употребляем пищу, это ещё шумовой музыкальный инструмент.
Вы устали чуточку?
Отдохнём минуточку.
Сделать ложку лишь полдела,
Нужно, чтоб она запела.
Попробуйте на ложечках сыграть,
Свои таланты показать.
(№4) Звучит русская народная фоновая музыка.
(Номер исполняют воспитанники младшей и средней групп на трех ложках)
(№5) Звук чихания.
За печкой слышится чихание. Выходит Домовой.
Домовой: Здравствуйте, ребятушки… Ух, вы расшумелись…веселитесь? Дедушку Домового разбудили!
Девица:Здравствуй, дедушка Домовой, да, с ложками забавляемся!
Домовой: А вы знаете, что наши предкипридумали деревянную ложку, чтобы пищу удобнее брать было? Ее черпаком, чувыркой называли.
Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если её есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Это проверено на практике – после деревянных ложек есть железными очень тяжело. Я вот никак не привыкну…
Девица: Конечно, дедушка! Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.
Домовой:Существовали на Руси и правила пользования ложкой. После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол.
Девица:И лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола и черпали ею из миски; тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым.
Домовой: Я точно не такой! (Опуская глаза, краснеет, крадучись, прячется за печку)
Девица:Мясо ели только тогда, когда в миске не оставалось другой еды, и лишь после того, как хозяин даст указание: стукнет ложкой по столу. А если кто-нибудь вёл себя за столом не так, как подобает, – смеялся, разговаривал, то его наказывали, ударив ложкой по лбу.
(№6) Звук смеха.
Домовой(выглядывая из-за печки, смеётся):Да, вот так и было…(трет лоб)Ложки, как и ножи, часто носили при себе в особых футлярах или просто за поясом или голенищем сапога. Поэтому поводу народ создал множество присказок и поговорок, вроде «Со своей ложкой по чужим обедам» или «Запасливый гость без ложки не ходит».
Ну что, интересно? Ребята, а какие приметы, связанные с ложкой, вы знаете?
Народные приметы
Ребята говорят по одной примете.
Норкина Алекса: Если уронить ложку – придёт женщина, если нож – мужчина.
Воскобой Вероника: Две чайные ложки в одном блюдце – к свадьбе.
Юшкевич Карина: Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.
Бекк Юлия: Пролить соус из соусной ложки или ложкой в край посуды стучать – накликать семейную ссору.
Кулькова Наташа: Мужской ложкой нельзя мешать пищу, чтобы мужчина не ссорился с женой.
Норкина Эвелина: Нельзя оставлять ложку так, чтобы она опиралась ручкой на стол, а другим концом на миску: по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила.
Шаханова Айнаш: Ложка сопровождала русского человека с самой первой минуты появления на свет. Во время крестильного обеда подавались на стол ложки красного цвета, при подаче на стол первой каши поднимали чарки за здоровье новорождённого, при второй каше отец втыкал все ложки в кашу и требовал за них выкуп.
Готина Людмила:Кроме того, отцу новорождённого давали ложку каши с солью («пересол» или «бабкину кашу»), добавив туда острые приправы: горчицу, перец, хрен, уксус и посыпав сахаром. Он тоже должен был вытерпеть муки, как и мать при рождении ребенка.
Суржикова Арина: На крестинах было принято гадать на ложках, которыми ели крестинную кашу: считалось, что если брошенная за спину ложка упадёт кверху выпуклой стороной, то у роженицы родится еще один мальчик, если вогнутой– девочка.
Докучаева Полина:А еще в кадку с водой клали ложки по числу родственников, заметив, которая – чья. Затем взбалтывали воду. Утром смотрели: если все ложки в груде, значит, в течение года все останутся в семье; если чья-нибудь отстала, значит, именно этот член семьи в этот год покинет её (выйдет замуж, женится, переедет и т.д.).
Альтоха Анжелика: В качестве ритуального предмета русские крестьяне использовали ложку во время святочных гаданий – замораживали к Новому году воду в ложке: пузыри – к долгой жизни; ямка сверху – нет.
Домовой:Молодцы, ребята, много примет знаете. А вот еще одна: в русских домах гостям, впервые переступившим порог, дарили на память ложку.
Был подарок очень нужен На завтрак, полдник, обед и ужин.
Девица: Вот и мы нашим уважаемым гостям ложки сейчас подарим.
Показываю:
Легко и сахар ими размешаете,
И щей, и каши похлебаете!
(№7) Звучит русская народная музыка.
Девица и Домовой дарят ложки гостям.
Девица:Дедушка Домовой, а что тебе напоминает ложка?
Домовой:Она напоминает мне часть руки с согнутой ладошкой.
Девица: Деревянные ложки при соприкосновении издают удивительные звуки.Послушайте!
Показывает.
Девица: А это пастушья барабанка – простейший ударный инструмент, ранее применявшийся пастухами как сигнальный.
Домовой: Ещё мой дед танцевал и в ход пускал не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук.
Показывает.
Девица: И сейчас наши ребята покажут, как они умеют играть на ложках.
(№8) Номер «Варенька»
(Исполняют девочки средней и старшей групп)
Домовой: Молодцы, девочки, от души порадовали дедушку Домового!
Девица:Время возникновения на Руси ложек, как музыкального инструмента, не установлено.
Домовой:Вероятно,это был XVIII век, так как на картинках этого времени изображены ложки в руках скоморохов, я в библиотеке на досуге рассматривал.
Девица:Мастера – ложкари старались сделать ложки красивыми, украшали резьбой и расписывали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские, выжиганием – вятские.
Домовой:Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи. Много умельцев в России, которые изготавливают и расписывают ложки. Существует даже памятник в городе Семёнове, который называют ложкарной столицей России.
Норкина Карина: Одна из легенд рассказывает, что во времена Ивана Грозного жил в заволжских лесах мастер – «золотые руки», по имени Семён, который славился своими деревянными товарами. И вот царь отправил гонца к Семёну, повелев ему изготовить деревянные ложки для всего царского войска. Семён трудился день и ночь, извел все березы и липы, растущие в округе, но не успел изготовить нужное количество ложек в срок. За это царь сослал Семёна на каторгу. А на месте, расчищенном от деревьев, стали селиться люди и вскоре вырос городок. Но народ не забыл, какой замечательный мастер жил в этих местах, и прозвали это место Семёнов.
Девица:2 апреля признан Международным днём ложки.У неё есть свой музей, в городе Нытва на Урале.
Домовой:Ложка стала настоящей героиней устного народного творчества.
Конкурс «Собери пословицу»
Девица: Предлагаю поучаствовать в конкурсе «Собери пословицу» ребятам среднейи старшей групп. Приглашаю выйти 10 человек. В двух блюдцах разрезанные на две части пословицы и поговорки о ложке (первом – начало пословицы, во втором – окончание). Вам необходимо найти свою пару, собрать правильно пословицу, а затем прочитать, что у вас получилось.
Домовой помогает раздавать пословицы.
(№9) Звучит веселая музыка.
Ребята собирают пословицы.
Ложка не кошка, рта не оцарапает.
Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать.
Ложку не донес, а рот открываешь.
Дорога ложка к обеду,а там хоть под лавку.
Голова с пивной котёл, а ума ни ложки.
Ребята выполняют задание.
Домовой:Молодцы, хорошо поработали!
Девица: Есть пословицы, в которых говорится о ложке, у разных народов.
Ленденман Ульяна: Был бы мир пловом, а я – ложкой! (даргинская)
Шатохина Вероника: В один рот двух ложек не впихнёшь. (китайская)
Альжанова Куляш: Каши мало, зато ложка большая. (малайская)
Бекетова Нина:Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски. (абхазская)
Если виртуоз играет, Ложки будто бы летают. Их в руках по три, по пять, Трудно даже сосчитать.
Мы частушки вам пропели,
Пятками протопали,
А теперь мыпросим вас,
Чтоб вы нам похлопали.
Жанабек Жанаргүл: В одной притче рассказывается о парне Иване – деревянных дел мастере. Из остатков дерева, из обрубочков, резал мастер ложки. Всем хороши ложки, да вот только сам мастер смотрел на них и вздыхал. Долго лежали они на полке. Но как-то раз заглянула на чаёк к Ивану Марья – девица Мастерица. А Марья очень рисовать любила. Пожалела девица ложки. Украсила их узорами разными. Любо-дорого взглянуть.Быстро разлетелась по округе молва о ложках деревянных – праздничных, расписанных сказочными цветами и травами.
Игра-эстафета «Разрисуй ложку»
Домовой помогает расставить атрибуты к конкурсу.
Девица: Ребята, предлагаю вам тоже поучаствовать в росписи своих ложек. Для этого нужно, прикреплённые на мольбертах листы с нарисованными ложками, разрисовать. Разукрашивать нужно только один элемент (всего их 12/показываю), затем передать эстафету следующему. Участвуют ребята младшей и средней групп. Встаём в две команды по 6 человек. Кто из вас быстрее справится?
(№11)Звучит веселая музыка.
После эстафеты дети садятся на свои места.
Домовой:Молодцы, ребята. Вот какие красивые ложки у вас получились!
Показывает зрителям.
Девица:
Наши ложечки сияют,
То, чем могут, помогают.
Хорошо полезной быть,
Людям радость приносить!
(№12) Номер «Веселые ложкари»
(Исполняют воспитанники младшей и средней группы на трех ложках)
Девица:Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли.
А это специальная ложечка – лжица, используется в церкви для причастия.
В Европе были распространены «апостольские ложки». На них изображали Христа и его учеников, апостолов и дарили на праздники.
Домовой: Как раз вчера весь православный народ отметил древнейший и самый важный христианский праздник – Пасху!
Девица: Правильно, дедушка Домовой! А давайте немного поиграем?Атрибутами будут ложки и пасхальные яйца.
Конкурс-эстафета «Пронеси яйцо в ложке»
Девица:Участвуют желающие 12 ребят младшей, средней и старшей групп. Разделитесь по 6 человек на 2 команды. Вам необходимо аккуратно, по одному с помощью деревянной ложки перенести все пасхальные яйца в корзиночки, не разбив их. Деревянную ложку передаем, как эстафетную палочку.
(№13) Звучит веселая музыка.
Домовой: Ох, и ловкие же вы, ребятушки! Хорошо справились с заданием обе команды!
Девица:
Вы же время не теряйте
И на ложках нам сыграйте.
Сделать ложку лишь полдела,
Нужно, чтоб она запела.
(№14) Номер «Брови»
(Исполняют воспитанники средней и старшей групп)
Домовой: Ой, засиделся же я с вами…Где моя большая ложка? (Берет ложку) Обедать пора!.. Скажу вам напоследок:"Живите на красную ложку!" Это когда праздник каждый день! Чего и вам желаю! До свидания! (Домовой уходит за печку)
Девица: Ну, вот, гости и ребятушки, пришло время прощаться.
(№15) Звучит веселая русская народная музыка.
Музыка играет тихо.
Девица:
Время быстро пролетело.
Жаль мне, честно говоря.
Не забудьте эту встречу.
И спасибо ложкарям!
Всем спасибо за вниманье,
За задор, веселье, смех,
Говорим мы:
Ложкари (вместе):"До свиданья!"
До счастливых новых встреч!
Девица: Всего вам самого доброго! На ложечках играть продолжайте, да праздник этот вспоминайте! Спасибо всем за участие!